Конспект ООД "Жители водоёмов" Приоритетная образовательная область "Познавательное развитие". Возрастная группа: подготовительная к школе компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Организованная образовательная деятельность "жители водоёмов" разработана в соответствии с комплексно - тематическим планированием по теме "Вода. Обитатели водоёмов" в интеграции с ОО "Речевое развитие" - развитие диалогической речи и обучение грамоте. ОО "Социально - коммуникативное" , ОО "Художественно - эстетическое развитие", ОО "Физическое развитие".  Данная оюразовательная деятельность была показана на конккурсе " ступеньки мастерства - 2019" . Занятие проходило в игровой форме с использованием современных игровых технологий:   личностно - оритентированная, игровая. здоровьесберегающая ( дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка, элементы кинезеологии, приёи визуализации), музыкотерапия, ТРИЗ, проектная деятельность, опытно - экспериментальная деятельность, ИКТ. ООД состояла из трёх частей: Вводная чачть мотивировала детей на предстоящую деятельность. В игровую ситуацию была введена проблема: был найден предмет, который надо было вернуть. Оснавная часть занятия была бращена на закрепление сонорных звуков Р.Л, на знакомство детей с инфузорией туфелькой через презентацию. В заключительной части был использован приём визаулизации,  который помог снять напряжение у детй. Технология ТРИЗ  "Ах - Ох"  усилила положительные эмоции у детей.

Новизна ООД заключалась в том, что на занятии использовалось много игровых технологий, которые развивали не только мышление и познавательные процессы, но и формировали социально - коммуникативные умения и навыки у детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhiteli_vodoyomov_ood.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому направлению развития детей»

Конспект организованной образовательной деятельности.

Тема: «Жители водоёмов»

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» в интеграции ОО «Речевое развитие», ОО «Социально – коммуникативное»,  ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие»

Возрастная группа: подготовительная к школе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Место проведения: ИМЦ

        Дата проведения: 14.02.2019 г.

Длительность ООД – 30 минут

Цель: Формирование у детей знаний о водных обитателях и простейшем организме, живущем в воде.

Задачи: Обучающие: 

- познакомить детей с простейшим организмом Инфузорией туфелькой;

- закреплять произношение сонорных звуков Р.Л.;

- обогащать словарный запас;

- упражнять в классификации предметов;

- упражнять в определении звукового анализа и  слоговой структуры  в слове;

- закреплять навыки аккуратного обращения с ножницами и наклеивания бумаги;

- познакомить детей со способами очищения воды.  

Развивающие:

- развивать артикуляционный аппарат и диалогическую речь;

- развивать чувство ритма,  внимание, мелкую моторику;

- стимулировать развитие мыслительных способностей и умений отвечать полным ответом.

Воспитывающие:

- воспитывать коммуникативные качества;

- формировать умения оценивать результаты своей деятельности.

Методы и  приёмы

  • наглядный (иллюстрации, использование ИКТ)
  • словесный (вопросы и ответы, указания, пояснения, беседа);
  • практический (аппликация, опыты)
  • игровой (сюрпризный момент, создание игровой ситуации)

Педагогические технологии:

  • элементы социоигровой (ритуал начала и окончания ОД, деление на компании).
  • личностно-ориентированная;
  • игровая (помощь персонажу);
  • здоровье – сберегающая технология; (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка, элементы кинезеологии, приём визуализация)
  • музыкотерапия;
  • ТРИЗ;
  • проектная деятельность;
  • опытно-экспериментальная  деятельность;
  • ИКТ

Оборудование:

Мольберт, магниты, проектор, ноутбук, мяч, ткань голубая, удочки, следы с буквами, часть от инфузории – туфельки,  карточки 6 шт. рыбы, карточки - море, озеро, болото, Д/и «Звуки Р,Л», шприцы, пипетки,  3 баночки  под закрашенную воду, фасоль, буквы, ножницы, 6 шт. клея, блёстки, 6 заготовок больших и маленьких из бумаги, 4 стакана, вода, бумага под фильтр, вата, ткань, мох, салфетки.

Ход ООД

        1. Дети заходят в группу, становятся в круг.

Воспитатель: «Сейчас мы поприветствуем, друг друга (первая тройка  приветствуют хлопками I-II, вторая тройка - II-III, все вместе III-I).

Улыбнитесь, подтянитесь.

К новым знаниям стремитесь!

Воспитатель: Теперь  сделаем артикуляционную гимнастику.

(лошадка, маляры, индюки).

        2. Воспитатель: Сегодня утром идя на работу, я услышала всхлипывание и просьбу о помощи вернуться домой, осмотрелась по сторонам и увидела под ногами…. Посмотрите, что это?

Ответы детей: Это подошва от обуви…

Воспитатель: А давайте поиграем с этим предметом. (дети по кругу передают предмет и отвечают на поставленные вопросы) Игра в кругу «Обитатели водоёмов»  (назови,  кто живёт в пресной  воде, кто в морской, пасть акулы – акулья пасть, голова рыбы – рыбья голова, хвост щуки – щучий хвост, 1 карась – пять карасей)

Воспитатель: А вы хотите действительно узнать от чего или от кого этот предмет?

Дети: да

        3. Воспитатель: Тогда я предлагаю,  вам отправится в путь, чтобы найти ответ на наш вопрос. А вот и следы, по которым мы пойдём. Какие буквы написаны на следах? Назови Лев - Л.Р. Лиза – Л.Р. теперь хором -  Л.Р. Ну, тогда вперёд по следам, интересно, куда они нас приведут?! (дети наступают и  на звук Р делают вдох, на Л – выдох ) подходят к  водоёму.

Слайд2 - ой лягушка - Ква –ква- ква

Помогите нам друзья.

Расшалился водяной

Не пускает нас домой.

Я вам тоже помогу,

Не останусь я в долгу.

Слайд 3 - ой  Воспитатель: Что поможем? Посмотрите здесь удочки лежат, значит, мы сейчас станем кем? И будем что делать?

Ответы детей: рыбаками и будем рыбачить. 

(подходят к водоёму вылавливают удочками карточки из пруда (лещ, рак, лягушка, дельфин,  карась, акула)

Воспитатель: Проговорите, кого вы выловили? При этом чётко произнесите звуки Р, Рь, Ль, Л

Ответы детей: карась, лещ, дельфин, акула, лягушка, цапля

Воспитатель:  Кто поймал рыб, поднимите карточки вверх, кто животных – держите карточки перед собой.  

Ответы детей: Лягушка, акула, дельфин – животные, цапля – птица

Слайд 4 - ий Воспитатель:  В воде живут не только рыба, но и многие другие водные обитатели. А теперь расселите своих обитателей в нужный водоём. (делятся на 3 компании)

Воспитатель: Кто живёт в море?

Ответы детей: акула, дельфин

Слайд 5 – ый:  море – акула, дельфин

Воспитатель: Кто живёт в озере?

Ответы детей: – карась, лещ.

Слайд 6 - ый озеро – карась, лещ. 

Воспитатель: Кто живёт в болоте?

Ответы детей: лягушка, цапля.

Слайд 7 - ой болото - лягушка, цапля.

Воспитатель:  выберите посыльных. Из первой компании выйдет тот, у кого в слове звук Ль - мягкий. Из второй компании выйдет тот, у кого в слове 2 гласных звука, из третьей компании выйдет тот, у кого слово состоит из 3-х слогов. Посыльные соберут карточки,  отдадут их мне и возьмут  задание.

Задания для компаний: 1 компания – звуковой анализ слова – щука при помощи шприца и пипетки. 2 компания Д/и – шнуровка «Собери слова со звуками Р.Л.  3 компания – в фасоли находят 4 буквы и выкладывает слово вода. (проводится взаимопроверка)

        4. Воспитатель: Уберите задания со столов и встаньте в круг.

Слайд 8 - ой Физминутка музыкальная «Рыбы в море»

Воспитатель: Водных жителей мы расселили, что же нам делать дальше?

Слайд 9 - ой  Лягушка:  «Теперь очередь моя помочь вам, друзья». То, что вы нашли, тоже обитает в воде это часть от  простейшего организма.

Слайд10 - ый: на экране инфузория туфелька.  В водоёмах живут не только рыбы, животные, но и другие живые существа. Они настолько малы, что их сложно увидеть даже под микроскопом. Некоторые состоят лишь из одной клетки. Инфузория – туфелька одна из них. Её так назвали, потому что форма её тела напоминает подошву туфли. Инфузория передвигается при помощи волосков – ресничек, которые покрывают всё её тело. Передвигается она вперёд тупым закруглённым концом. У инфузории туфельки есть большое ядро, это такой моторчик, как сердце человека, за счёт которого она растёт, питается и размножается.

Слайд 11 – ый: Живёт она в стоячей воде – в болоте, в озере, в пруду. В аквариуме, если в нём долго не менять воду. Питается микробами, и сама служит кормом для мальков. Некоторые рыбаки разводят Инфузорию – туфельку дома при помощи банановой кожуры и воды.

Воспитатель: Теперь ясно от чего я утром нашла деталь. Ребята, я предлагаю сесть за столы и сделать макет инфузории – туфельки.   Меньшую часть намажьте клеем и наклейте  на большую. Ножницами сделать небольшие надрезы – реснички. С помощью капли клея и блесток делаем ядро. И вот у нас получился  макет Инфузории туфельки. Что мы сделали? Произнесите это слово.

Ответы детей: Инфузория – туфелька

- Нам же её надо вернуть домой. В какой водоём мы её вернём?

Ответы детей:  дети подходят к мольберту и магнитами присоединяют  свой макет к нужному водоёму.  

Слайд №12 Лягушка благодарит детей. Огромное спасибо вам, ребята, за помощь!

Воспитатель: Ребята, можно ли пить воду в водоёмах?

Ответы детей: Нет, т. к. в воде могут быть микробы опасные для организма.

Слайд №13 Гимнастика для глаз.

Воспитатель: Это, правда, но ситуации бывают разные, и когда нет с собой воды, но пить очень хочется, то воду можно очистить подручными средствами, при помощи ткани или ваты с марлей, можно использовать мох. Разделитесь на 3 компании по количеству слогов в слове, выберите посыльного по доверию и занимайте места за столами.

Экспериментальная деятельность: Дети очищают воду при помощи сделанных фильтров.

Воспитатель: Воду можно очищать несколько раз в зависимости от степени загрязнения, меняя фильтры, для окончательного обеззараживания воду надо вскипятить, остудить и пить.

Молодцы ребята,  а сейчас прошу всех встать в круг.

Слайд №14 Релаксация

Включается шум прибоя, дети закрывают глаза, представляют экран большого телевизора, где мелькают картинки из нашего с вами путешествия. Открываем глаза и расскажем о наиболее понравившейся и запомнившейся картинке.

Воспитатель: ТРИЗ: Кому понравилось занятие  тот с радостным выражением  скажет громко АХ! Кому не понравилось, с грустным выражением тихо скажут, ОХ…

Самоанализ

        Образовательная деятельность разработана в соответствии с комплексно – тематическим планированием по теме «Вода. Обитатели водоёмов.» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Приоритетная образовательная область -«Познавательное развитие» - природное в интеграции с ОО «Речевое развитие» - развитие диалогической речи и обучение грамоте  с ОО «Социально – коммуникативное развитие» - дидактические и словесные игры. ОО «Художественно – эстетическое развитие» - аппликация. «Физическое развитие» - физминутка. Форма организации детей на ООД  - фронтальная, работа в кругу, подгрупповая.

При планировании образовательной деятельности учитывали  требования к структуре ООД: чёткость, компактность, логическая взаимосвязь частей ООД. Занятие проходило в игровой форме с использованием современных игровых технологий, которые развивают не только внимание, мышление и  познавательные процессы, но  формируют  социально-коммуникативные умения и навыки у детей.

Организованная образовательная деятельность состояла из трёх частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть  мотивировала детей на реализацию поставленных задач. Вызвать познавательный интерес, к предстоящей деятельности, помог сюрпризный момент. В игровую ситуацию была введена проблема: был найден предмет, который надо было вернуть.  

Основная часть организованной образовательной деятельности была обращена на закрепление произношения сонорных звуков Р.Л., на нахождении их в заданных словах.  эта задача была реализована через игру «Пройди по следу», д/ и «Рыболов», Д/и «Найди слово». В определении звукового анализа слова помогла игра с использованием нетрадиционного метода «Закрась звук». Упражнять в классификации предметов способствовала социоигра «Деление на компании»  Знакомство детей с инфузорией туфелькой осуществлялась через проектную деятельность – презентацию.  Продуктивная деятельность способствовала не только развитию мелкой моторики, но и   дала представление детям о  строении  инфузории туфельки. Через опытно-экспериментальную деятельность дети получили представление о том, как можно оказавшись в экстремальной ситуации очистить воду. Развивать чувство ритма и снять напряжение у детей помогла физминутка. Развитие связной и диалогической речи наблюдалось на протяжении всей организованной образовательной  деятельности.

  В заключительной части для подведения итога ООД  был использован приём визуаулизации, который  помог снять у детей возбудимость, напряжение, позволил, вспомнить и воспроизвести понравившиеся моменты из занятия и оценить свои способности.   Технология ТРИЗ «Ах - Ох»!  усилила положительные эмоции воспитанников.

        Длительность ООД  выдержана в соответствии с санитарными нормами и правилами. 

        Таким образом, можно сделать вывод о том, что поставленные на ООД задачи реализованы полностью, ожидаемые результаты достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

Конспект занятия Направление деятельности: «Ориентировка в пространстве» Образовательные области: «Познание», «Речевое развитие» Тема: «Экспедиция ищет Сашу и Машу» Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Ориентировка в пространстве представляет собой сложную познавательную деятельность, в которой участвуют такие психические функции, как восприятие, мышления, память.Познание ребенком пространства и ори...

Методическая разработка «Мой край - Башкортостан» - направление познавательное развитие возрастная группа: подготовительная к школе группа

Пособие «Мой край - Башкортостан» предназначено для детей подготовительной к школе группы, которое представляет собой -  раздаточные дидактические игры  для индивидуальной, групп...

Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» возрастная группа: подготовительная к школе группа.

 Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи...

Конспект совместной образовательной деятельности Возрастная группа: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР) "Кокошник для мамы"

Конспект совместной образовательной деятельностиВозрастная группа: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР) – 5 детей.ФИО воспитателя: Пермякова Вера Н...

Конспект совместной образовательной деятельности Возрастная группа: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)

Конспект совместной образовательной деятельностиВозрастная группа: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)ФИО воспитателя: Пермякова Вера Николаевна.Дата пр...