Конспект ООД "Жители водоёмов" Приоритетная образовательная область "Познавательное развитие". Возрастная группа: подготовительная к школе компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Организованная образовательная деятельность "жители водоёмов" разработана в соответствии с комплексно - тематическим планированием по теме "Вода. Обитатели водоёмов" в интеграции с ОО "Речевое развитие" - развитие диалогической речи и обучение грамоте. ОО "Социально - коммуникативное" , ОО "Художественно - эстетическое развитие", ОО "Физическое развитие". Данная оюразовательная деятельность была показана на конккурсе " ступеньки мастерства - 2019" . Занятие проходило в игровой форме с использованием современных игровых технологий: личностно - оритентированная, игровая. здоровьесберегающая ( дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка, элементы кинезеологии, приёи визуализации), музыкотерапия, ТРИЗ, проектная деятельность, опытно - экспериментальная деятельность, ИКТ. ООД состояла из трёх частей: Вводная чачть мотивировала детей на предстоящую деятельность. В игровую ситуацию была введена проблема: был найден предмет, который надо было вернуть. Оснавная часть занятия была бращена на закрепление сонорных звуков Р.Л, на знакомство детей с инфузорией туфелькой через презентацию. В заключительной части был использован приём визаулизации, который помог снять напряжение у детй. Технология ТРИЗ "Ах - Ох" усилила положительные эмоции у детей.
Новизна ООД заключалась в том, что на занятии использовалось много игровых технологий, которые развивали не только мышление и познавательные процессы, но и формировали социально - коммуникативные умения и навыки у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhiteli_vodoyomov_ood.docx | 33.69 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому направлению развития детей»
Конспект организованной образовательной деятельности.
Тема: «Жители водоёмов»
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» в интеграции ОО «Речевое развитие», ОО «Социально – коммуникативное», ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие»
Возрастная группа: подготовительная к школе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Место проведения: ИМЦ
Дата проведения: 14.02.2019 г.
Длительность ООД – 30 минут
Цель: Формирование у детей знаний о водных обитателях и простейшем организме, живущем в воде.
Задачи: Обучающие:
- познакомить детей с простейшим организмом Инфузорией туфелькой;
- закреплять произношение сонорных звуков Р.Л.;
- обогащать словарный запас;
- упражнять в классификации предметов;
- упражнять в определении звукового анализа и слоговой структуры в слове;
- закреплять навыки аккуратного обращения с ножницами и наклеивания бумаги;
- познакомить детей со способами очищения воды.
Развивающие:
- развивать артикуляционный аппарат и диалогическую речь;
- развивать чувство ритма, внимание, мелкую моторику;
- стимулировать развитие мыслительных способностей и умений отвечать полным ответом.
Воспитывающие:
- воспитывать коммуникативные качества;
- формировать умения оценивать результаты своей деятельности.
Методы и приёмы
- наглядный (иллюстрации, использование ИКТ)
- словесный (вопросы и ответы, указания, пояснения, беседа);
- практический (аппликация, опыты)
- игровой (сюрпризный момент, создание игровой ситуации)
Педагогические технологии:
- элементы социоигровой (ритуал начала и окончания ОД, деление на компании).
- личностно-ориентированная;
- игровая (помощь персонажу);
- здоровье – сберегающая технология; (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка, элементы кинезеологии, приём визуализация)
- музыкотерапия;
- ТРИЗ;
- проектная деятельность;
- опытно-экспериментальная деятельность;
- ИКТ
Оборудование:
Мольберт, магниты, проектор, ноутбук, мяч, ткань голубая, удочки, следы с буквами, часть от инфузории – туфельки, карточки 6 шт. рыбы, карточки - море, озеро, болото, Д/и «Звуки Р,Л», шприцы, пипетки, 3 баночки под закрашенную воду, фасоль, буквы, ножницы, 6 шт. клея, блёстки, 6 заготовок больших и маленьких из бумаги, 4 стакана, вода, бумага под фильтр, вата, ткань, мох, салфетки.
Ход ООД
1. Дети заходят в группу, становятся в круг.
Воспитатель: «Сейчас мы поприветствуем, друг друга (первая тройка приветствуют хлопками I-II, вторая тройка - II-III, все вместе III-I).
Улыбнитесь, подтянитесь.
К новым знаниям стремитесь!
Воспитатель: Теперь сделаем артикуляционную гимнастику.
(лошадка, маляры, индюки).
2. Воспитатель: Сегодня утром идя на работу, я услышала всхлипывание и просьбу о помощи вернуться домой, осмотрелась по сторонам и увидела под ногами…. Посмотрите, что это?
Ответы детей: Это подошва от обуви…
Воспитатель: А давайте поиграем с этим предметом. (дети по кругу передают предмет и отвечают на поставленные вопросы) Игра в кругу «Обитатели водоёмов» (назови, кто живёт в пресной воде, кто в морской, пасть акулы – акулья пасть, голова рыбы – рыбья голова, хвост щуки – щучий хвост, 1 карась – пять карасей)
Воспитатель: А вы хотите действительно узнать от чего или от кого этот предмет?
Дети: да
3. Воспитатель: Тогда я предлагаю, вам отправится в путь, чтобы найти ответ на наш вопрос. А вот и следы, по которым мы пойдём. Какие буквы написаны на следах? Назови Лев - Л.Р. Лиза – Л.Р. теперь хором - Л.Р. Ну, тогда вперёд по следам, интересно, куда они нас приведут?! (дети наступают и на звук Р делают вдох, на Л – выдох ) подходят к водоёму.
Слайд2 - ой лягушка - Ква –ква- ква
Помогите нам друзья.
Расшалился водяной
Не пускает нас домой.
Я вам тоже помогу,
Не останусь я в долгу.
Слайд 3 - ой Воспитатель: Что поможем? Посмотрите здесь удочки лежат, значит, мы сейчас станем кем? И будем что делать?
Ответы детей: рыбаками и будем рыбачить.
(подходят к водоёму вылавливают удочками карточки из пруда (лещ, рак, лягушка, дельфин, карась, акула)
Воспитатель: Проговорите, кого вы выловили? При этом чётко произнесите звуки Р, Рь, Ль, Л
Ответы детей: карась, лещ, дельфин, акула, лягушка, цапля
Воспитатель: Кто поймал рыб, поднимите карточки вверх, кто животных – держите карточки перед собой.
Ответы детей: Лягушка, акула, дельфин – животные, цапля – птица
Слайд 4 - ий Воспитатель: В воде живут не только рыба, но и многие другие водные обитатели. А теперь расселите своих обитателей в нужный водоём. (делятся на 3 компании)
Воспитатель: Кто живёт в море?
Ответы детей: акула, дельфин
Слайд 5 – ый: море – акула, дельфин
Воспитатель: Кто живёт в озере?
Ответы детей: – карась, лещ.
Слайд 6 - ый озеро – карась, лещ.
Воспитатель: Кто живёт в болоте?
Ответы детей: лягушка, цапля.
Слайд 7 - ой болото - лягушка, цапля.
Воспитатель: выберите посыльных. Из первой компании выйдет тот, у кого в слове звук Ль - мягкий. Из второй компании выйдет тот, у кого в слове 2 гласных звука, из третьей компании выйдет тот, у кого слово состоит из 3-х слогов. Посыльные соберут карточки, отдадут их мне и возьмут задание.
Задания для компаний: 1 компания – звуковой анализ слова – щука при помощи шприца и пипетки. 2 компания Д/и – шнуровка «Собери слова со звуками Р.Л. 3 компания – в фасоли находят 4 буквы и выкладывает слово вода. (проводится взаимопроверка)
4. Воспитатель: Уберите задания со столов и встаньте в круг.
Слайд 8 - ой Физминутка музыкальная «Рыбы в море»
Воспитатель: Водных жителей мы расселили, что же нам делать дальше?
Слайд 9 - ой Лягушка: «Теперь очередь моя помочь вам, друзья». То, что вы нашли, тоже обитает в воде это часть от простейшего организма.
Слайд10 - ый: на экране инфузория туфелька. В водоёмах живут не только рыбы, животные, но и другие живые существа. Они настолько малы, что их сложно увидеть даже под микроскопом. Некоторые состоят лишь из одной клетки. Инфузория – туфелька одна из них. Её так назвали, потому что форма её тела напоминает подошву туфли. Инфузория передвигается при помощи волосков – ресничек, которые покрывают всё её тело. Передвигается она вперёд тупым закруглённым концом. У инфузории туфельки есть большое ядро, это такой моторчик, как сердце человека, за счёт которого она растёт, питается и размножается.
Слайд 11 – ый: Живёт она в стоячей воде – в болоте, в озере, в пруду. В аквариуме, если в нём долго не менять воду. Питается микробами, и сама служит кормом для мальков. Некоторые рыбаки разводят Инфузорию – туфельку дома при помощи банановой кожуры и воды.
Воспитатель: Теперь ясно от чего я утром нашла деталь. Ребята, я предлагаю сесть за столы и сделать макет инфузории – туфельки. Меньшую часть намажьте клеем и наклейте на большую. Ножницами сделать небольшие надрезы – реснички. С помощью капли клея и блесток делаем ядро. И вот у нас получился макет Инфузории туфельки. Что мы сделали? Произнесите это слово.
Ответы детей: Инфузория – туфелька
- Нам же её надо вернуть домой. В какой водоём мы её вернём?
Ответы детей: дети подходят к мольберту и магнитами присоединяют свой макет к нужному водоёму.
Слайд №12 Лягушка благодарит детей. Огромное спасибо вам, ребята, за помощь!
Воспитатель: Ребята, можно ли пить воду в водоёмах?
Ответы детей: Нет, т. к. в воде могут быть микробы опасные для организма.
Слайд №13 Гимнастика для глаз.
Воспитатель: Это, правда, но ситуации бывают разные, и когда нет с собой воды, но пить очень хочется, то воду можно очистить подручными средствами, при помощи ткани или ваты с марлей, можно использовать мох. Разделитесь на 3 компании по количеству слогов в слове, выберите посыльного по доверию и занимайте места за столами.
Экспериментальная деятельность: Дети очищают воду при помощи сделанных фильтров.
Воспитатель: Воду можно очищать несколько раз в зависимости от степени загрязнения, меняя фильтры, для окончательного обеззараживания воду надо вскипятить, остудить и пить.
Молодцы ребята, а сейчас прошу всех встать в круг.
Слайд №14 Релаксация
Включается шум прибоя, дети закрывают глаза, представляют экран большого телевизора, где мелькают картинки из нашего с вами путешествия. Открываем глаза и расскажем о наиболее понравившейся и запомнившейся картинке.
Воспитатель: ТРИЗ: Кому понравилось занятие тот с радостным выражением скажет громко АХ! Кому не понравилось, с грустным выражением тихо скажут, ОХ…
Самоанализ
Образовательная деятельность разработана в соответствии с комплексно – тематическим планированием по теме «Вода. Обитатели водоёмов.» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Приоритетная образовательная область -«Познавательное развитие» - природное в интеграции с ОО «Речевое развитие» - развитие диалогической речи и обучение грамоте с ОО «Социально – коммуникативное развитие» - дидактические и словесные игры. ОО «Художественно – эстетическое развитие» - аппликация. «Физическое развитие» - физминутка. Форма организации детей на ООД - фронтальная, работа в кругу, подгрупповая.
При планировании образовательной деятельности учитывали требования к структуре ООД: чёткость, компактность, логическая взаимосвязь частей ООД. Занятие проходило в игровой форме с использованием современных игровых технологий, которые развивают не только внимание, мышление и познавательные процессы, но формируют социально-коммуникативные умения и навыки у детей.
Организованная образовательная деятельность состояла из трёх частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть мотивировала детей на реализацию поставленных задач. Вызвать познавательный интерес, к предстоящей деятельности, помог сюрпризный момент. В игровую ситуацию была введена проблема: был найден предмет, который надо было вернуть.
Основная часть организованной образовательной деятельности была обращена на закрепление произношения сонорных звуков Р.Л., на нахождении их в заданных словах. эта задача была реализована через игру «Пройди по следу», д/ и «Рыболов», Д/и «Найди слово». В определении звукового анализа слова помогла игра с использованием нетрадиционного метода «Закрась звук». Упражнять в классификации предметов способствовала социоигра «Деление на компании» Знакомство детей с инфузорией туфелькой осуществлялась через проектную деятельность – презентацию. Продуктивная деятельность способствовала не только развитию мелкой моторики, но и дала представление детям о строении инфузории туфельки. Через опытно-экспериментальную деятельность дети получили представление о том, как можно оказавшись в экстремальной ситуации очистить воду. Развивать чувство ритма и снять напряжение у детей помогла физминутка. Развитие связной и диалогической речи наблюдалось на протяжении всей организованной образовательной деятельности.
В заключительной части для подведения итога ООД был использован приём визуаулизации, который помог снять у детей возбудимость, напряжение, позволил, вспомнить и воспроизвести понравившиеся моменты из занятия и оценить свои способности. Технология ТРИЗ «Ах - Ох»! усилила положительные эмоции воспитанников.
Длительность ООД выдержана в соответствии с санитарными нормами и правилами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что поставленные на ООД задачи реализованы полностью, ожидаемые результаты достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
Конспект занятия Направление деятельности: «Ориентировка в пространстве» Образовательные области: «Познание», «Речевое развитие» Тема: «Экспедиция ищет Сашу и Машу» Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Ориентировка в пространстве представляет собой сложную познавательную деятельность, в которой участвуют такие психические функции, как восприятие, мышления, память.Познание ребенком пространства и ори...
Методическая разработка «Мой край - Башкортостан» - направление познавательное развитие возрастная группа: подготовительная к школе группа
Пособие «Мой край - Башкортостан» предназначено для детей подготовительной к школе группы, которое представляет собой - раздаточные дидактические игры для индивидуальной, групп...
Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи...
Конспект совместной образовательной деятельности Возрастная группа: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР) "Кокошник для мамы"
Конспект совместной образовательной деятельностиВозрастная группа: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР) – 5 детей.ФИО воспитателя: Пермякова Вера Н...
Конспект совместной образовательной деятельности Возрастная группа: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)
Конспект совместной образовательной деятельностиВозрастная группа: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)ФИО воспитателя: Пермякова Вера Николаевна.Дата пр...