Конспект коррекционного занятия в группе старшего возраста детей седьмого года жизни. Тема: «Звуки Р - Рь».
план-конспект занятия по развитию речи

Чепурнова Надежда Викторовна

Конспект коррекционного занятия в группе старшего возраста детей седьмого года жизни.

Тема: «Звуки Р - Рь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовск детский сад № 41 «Росинка»

Конспект коррекционного занятия в группе старшего возраста детей седьмого года жизни.

Тема: «Звуки Р - Рь».

Образовательная область «Коммуникация»

Учитель-логопед: Чепурнова Н.В.

г. Нижневартовск 2022 год

Цель: Автоматизация и дифференциация звуков Р - Рь».

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • уточнить и закрепить артикуляционно-акустическую и сравнительную характеристику и произношение согласных звуков Р и Рь;
  • формировать: умение согласовывать существительные с прилагательными; лексико-грамматические конструкции предложений; навыки словообразования;
  1. Коррекционно-развивающие:
  • учить детей дифференцировать звуки Р и Рь в слогах, словах и предложениях;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать навыки звуко-буквенного анализа;
  • учить координировать речь с движениями;
  • закреплять навыки ориентации на листе бумаги;
  • развивать мелкую моторику;
  1. Коррекционно-воспитательные:
  • воспитывать интерес к занятию;
  • воспитывать умение слушать друг друга;

Оборудование: мобильный телефон, ширма, кукла Каркуша, картинки с изображением птиц, елка искусственная, зеленый и синий домики, зеленый и синий «звуковички». Живой персонаж - клоун Рома (взрослый), корзинки, мяч. Раздаточный материал: слоги, фишки для обозначения звуков, простые карандаши, схема-домик для слов, картинки, счетные палочки, напечатанные слоги.

Ход занятия

Этапы занятия

Содержание

Предполагаем ые ответы

детей

1.Организационный момент

Звучит сигнал о принятии СМС на мобильный телефон.

-        Ребята        пришло        сообщение,        давайте прочитаем.

« Здравствуйте, ребята. Я веселый клоун Рома.

Мне        нужна        ваша        помощь.        Научите        меня произносить звук Р и РЬ».

Да.

2. Введение в тему.

- Ну что, ребята, поможем клоуну Роме?

- Что бы попасть к нему мы с вами должны повторить звуки Р и РЬ. Согласны?

Тогда отправляемся в путь.

Да.

3. Основная часть.

- А для того, чтобы наш путь оказался

быстрее и веселее, мы превратимся в ворон и полетим. (Речь с движением)

Вороны.

Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны: Кар-кар-кар! (громко).

Целый день они кричали, Спать ребятам не давали: Кар-кар-кар! (громко).

К Роме-клоуну надо спешить Научить звук Р говорить.

Кар-кар-кар!

Дети бегают, размахивая руками, как крыльями, произнося

стихотворение вместе с логопедом.

Произношение звуков Р и РЬ в слогах.

Звучит пение птиц.

На ширме появляется Каркуша, каркает.

- Ребята, кто это?

Диалог Каркуши с детьми.

- Здравствуйте, ребята. А куда вы так спешите?

  • А что у него случилось?

  • А вы сами то, умеете произносить звук Р?
  • А я сейчас проверю. Повторяйте за мной.

Каркуша.

На помощь к клоуну Роме. Он просит научить его произносить звуки Р – Рь. Да.

КРА-КРО КРА-КРУ КРА-КРЫ КРЭ-КРА КРЭ-КРО КРЭ-КРУ КРО-КРА КРО-КРУ КРО-КРЫ КРУ-КРА КРУ-КРО КРУ-КРЫ

Повторяют.

Произношение звуков Р и РЬ в словах.

- Молодцы! А я ребята жду своих друзей – птиц, в названии которых есть звук Р или Рь. Они должны прилететь на эту елочку. Вы мне поможете их отыскать?

Да.

Ребята выбирают на столе

картинки с птицами в названиях,

которых есть звуки Р или

Рь. Подходят к елочке и вешают

картинки на ветки.

- Спасибо, ребята, мне пора, до-свидания!

Прощаются с Каркушей.

Акустико-

артикуляционная характеристика звуков.

  • Вот мы и в цирке.

Входит клоун Рома.

  • Ребята, а вот и наш клоун Рома.

Клоун здоровается с детьми.

  • Здлавствуйте, лебята. Я очень лад вас видеть.
  • Ребята, и правда, наш клоун не умеет произносить звуки Р - Рь. Давайте расскажем Роме все, что мы знаем о звуках Р и РЬ, и как правильно произносятся эти звуки.

- Одинаково ли произносятся звук р и звук РЬ?

Нет.        Звук        Р твердый,                а

звук        РЬ

мягкий.

  • Каким цветом обозначаем звук Р.
  • А мягкий звук РЬ?
  • В каком домике живет твердый звук Р?
  • А мягкий звук РЬ?

-        Молодцы,                ребята.        Давайте        вспомним        и покажем        Роме        как        нужно                правильно

произносить звуки Р и РЬ.

Синим.

Зеленым. В синем. В зеленом.

Звуко-слоговой

анализ слов Рома.

- Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают. Горло дрожит (есть голос).

Рома учится правильной артикуляции звуков и благодарит детей.

  • Спасибо, ребята. Теперь я умею произносить звуки Р и Рь.

Логопед обращается к клоуну.

  • А сейчас ребята сделают для тебя, звуковой анализ слова РОМА.

Обращается к детям.

  • Сколько звуков в слове Рома?
  • Какой первый звук?
  • Он какой?

  • Какой второй звук?
  • Какой третий звук?

  • Какой четвертый звук?
  • Выложите слово фишками.
  • Сколько в слове гласных?
  • Назовите их.
  • Сколько в слове согласных?
  • Назовите их?
  • Сколько в слове твердых согласных?
  • Назовите их.
  • Сколько в слове мягких согласных?
  • Разделите слово на слоги.

- Поселите слово в домик.

- Прочитайте это слово.

Изолированно произносят звук Р.

Четыре. Р -

согласный, твердый, звонкий.

О- гласный

М- согласный, твердый, звонкий.

А- гласный. Выкладывают. Два.

О, А.

Два. Р, М.

Два. Р, М

Ни одного. Делят слово на слоги с помощью

счетных палочек. Печатают слово.

Читают.

Физкультминутка. Развитие мелкой моторики.

Логопед:

- Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем с пальчиками.

Хлоп, ладошка, хлоп ладошка.

Мы пошлепаем немножко.

Хлопок в ладоши, хлопают о

ладони друг

Дифференциация звуков в словах.

Вот у нас игра какая!

Хлоп ладошка, хлоп другая! Клоун:

-Ребята, у меня есть подружка Рита. В моем имени звук Р твердый , а в слове Рита?

Логопед:

- Ребята давайте подарим Роме и Рите картинки в названиях которых есть звуки Р и РЬ. Роме будем дарить картинки с каким

звуком? (согласным твердым Р). А Рите с каким? (мягким согласным Рь).

В конце упражнения логопед совместно с детьми проверяет картинки.

Логопед предлагает клоуну поиграть вместе с детьми в игру с игру с мячом «Замени звук.

- Я буду бросать мяч и произносить слово со звуком Р, а вы в ответ, бросаете мяч мне в руки и меняете слово так, что бы вместо твердого звука Р слышался мягкий Рь.

рад рысь шары

комары

дворы ковры

друга. Мягкий.

Картинки с твердым

звуком Р кладут в

корзинку с синей фишкой.

Картинки с

мягким звуком РЬ кладут в

корзинку с зеленой фишкой

ряд рис

шарики

комарики

дворики коврики

Обучение

элементам грамоты.

-Ребята у вас в тарелочках слоги, составьте слова.

- Ребята, прочитайте, какие слова у вас получились.

Выкладывают слова из

слогов.

Ро-ма, Ри-та,

ру-ки, ра-ма. Читают.

Восстановление деформированного текста.

- Ребята, послушайте какие предложения я составил клоун Рома.

  • Жонглер собирать в рука шляпы.
  • Тигры прыгать в кольцо.
  • Смелая акробат показывать трюк.

Восстанавлива ют текст, проговаривают правильно предложения.

Согласование существительных с прилагательными.

- Ребята, у клоуна Ромы настроение было грустное, а сейчас?

  • У Ромы сердце доброе, значит он какой?
  • Нос у Ромы какой формы?
  • Рома с нами играл, значит, он какой?

Веселое, задорное. Добрый. Круглый. Игривый.

4.Итог занятия.

Клоун Рома:

- Дети, вы мне очень помогли. Мы вместе вспомнили звуки Р,Рь и умеем правильно их

произносить. Мне было очень приятно играть с вами. И на прощание я хочу подарить вам маски веселых собак. Предлагаю превратиться в веселых собачек и порычать. Сначала весело и громко, затем грустно и тихо.

Прощается, уходит.

Надевают

маски собак и рычат.

Прощаются с клоуном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность педагога и группы детей седьмого года жизни. Тема: "38 попугаев"

Методическая разработка совместной образовательной деятельности педагога и группы детей седьмого года жизни...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе общеразвивающей направленности детей седьмого года жизни «Опасные предметы»

Сформировать у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с группой детей седьмого года жизни «Согласные звуки [т], [ т’], буква Т, т»

Констпект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по обучению грамоте...

Конспект НОД для детей седьмого года жизни тема: "Игра - путешествие в страну "Здоровье"

Цель данного занятия воспитывать желание всегда быть здоровыми, учить детей заботиться о своем здоровье; применять знания и умения в согласии с законами бытия....

Конспект коррекционного занятия в группе старшего возраста на тему: «Первые весенние цветы».

Конспект коррекционного занятия в группе старшего возраста на тему:«Первые весенние цветы»....

Конспект коррекционного занятия в группе старшего возраста Тема: «Хомячок. Звуки Х-ХЬ».

Конспект коррекционного занятия в группе старшего возрастаТема: «Хомячок. Звуки Х-ХЬ»....