Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе общеразвивающей направленности детей седьмого года жизни «Опасные предметы»
план-конспект занятия по обж (старшая, подготовительная группа) на тему

Дерменжи Лариса Георгиевна

Сформировать у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Югорка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по

ознакомлению с окружающим миром

в группе общеразвивающей направленности детей

седьмого года жизни

«Опасные предметы»

Подготовила

воспитатель  Дерменжи Л.Г.

Покачи

2013 г.

Автор

Дерменжи Л.Г.воспитатель группы общеразвивающей направленности детей седьмого года

Тема

"В мире опасных предметов"

Цель:

Сформировать у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять и расширять знания детей об опасных  для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, о правилах пользования этими предметами и способах их хранения;
  2. Формировать представления о возможных ситуациях, представляющих опасность для здоровья;
  3. Показать опасность самостоятельного пользования предметами и электроприборами, предостерегая детей от несчастных случаев.

Развивающие:

  1. Развивать внимание, умение мыслить логически, делать выводы и умозаключения;
  2. Развивать компоненты устной речи: звуковую культуру, грамматический строй, диалогическую речь, речь-доказательство;
  3. Активизировать словарь за счёт слов: электроприборы, режущие, колющие, пожароопасные предметы.

Воспитательные:

  1. Вызывать интерес к предлагаемой детям деятельности;
  2. Воспитывать отзывчивость, эмоциональность, чувство ответственности за сохранение и укрепление здоровья. 
  3. Формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности, сотрудничества, инициативности.

Тип непосредственно образовательной деятельности:

Познавательно-ознакомительный

Предмет непосредственно образовательной деятельности:

Ознакомление с окружающим миром с элементами основ безопасности жизнедеятельности.

Формы непосредственно образовательной деятельности:

Рассказ, беседа, демонстрация, работа в подгруппе.

Методы и приёмы

Словесные: вопросы, ответы, уточнения, анализ, художественное слово;

Игровые: упражнения, игры

Наглядные: рассматривание картинок, ИКТ;

Практические: работа с разрезной картинкой, работа у магнитной доски, работа с предметными картинками, работа с игрушками-электроприборами.

Материалы и оборудование:

  • разрезные картинки «Опасные предметы»;
  • предметные картинки;
  • сюжетная картина для индивидуальной работы;
  • игрушки-инструменты;
  • иллюстрация к сказке;
  • игрушки-электроприборы;
  • магнитная доска;
  • интерактивная доска.  

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми по ознакомлению с предметами домашнего обихода, которые являются источниками потенциальной опасности для жизни;
  • Разучивание приветственной коррекционной игры: «Здравствуйте!»;
  • Работа с пословицами: «Каждой вещи – своё место",  «Дело мастера боится" и др.;
  • Дидактические игры "Опасные предметы", "Подбери картинку";
  • Беседы "Электроприборы и правила обращения с ними", "Пожар и его причины", "О профессии пожарного";
  • Показ презентации "Огонь - друг или враг?";
  • Сюжетно-ролевая игра "В мастерской";
  • Загадывание загадок по теме "Опасные предметы";
  • Рассматривание сюжетных картинок "Опасные ситуации";
  • Просмотр мультфильма "Уроки осторожности".

Ход учебной деятельности.

Этапы учебной деятельности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

1. Организационный момент.

Приветственная коррекционная игра: «Здравствуйте!»

Цель:  создать благоприятный эмоциональный фон в группе.

-Здравствуйте, девочки!

-Здравствуйте, мальчики!

-Солнышко, здравствуй!

-День такой прекрасный!

-Хорошо под солнышком мы растём,

 Здоровей становимся с каждым днём!

Дети стоят и, отвечая, выполняют движения.

-Здравствуйте! Здравствуйте! (Девочки поднимают руки вверх и махают кистями рук)

-Здравствуйте! Здравствуйте! (Мальчики поднимают руки вверх и махают кистями рук)

- Здравствуй, здравствуй! (Все отвечают, руки вверх и машут кистями обеих рук)

- Здравствуй, здравствуй! (Руки перед собой и отвечая, хлопают в ладоши)

-Хорошо под солнышком мы растём,

 Здоровей становимся с каждым днём! (Подтягиваются на носочках и показывают какие стали сильными и здоровыми)

2.  Сообщение темы и целеполагания непосредственно  образовательной деятельности  детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Цель: направить  внимание детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой.

-Я очень рада вас всех видеть в добром здравии и хорошем настроении.

-А сможете ли вы мне рассказать о том,  что нужно делать, чтобы быть здоровыми и никогда не болеть?

- Ну, что ж, тогда начнём наш разговор. Я предлагаю  поговорить о самых обычных вещах, которые окружают нас дома.

- Оказывается, многие полезные и необходимые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и даже стать причиной беды.

Дети сидят на стульчиках перед воспитателем и отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

- Чтобы не болеть нужно делать зарядку, правильно питаться, употреблять в пищу больше фруктов и овощей, заниматься спортом и т. п.

Дети слушают воспитателя и настраивают себя на предстоящую работу.

Основная часть

а) Чтение и анализ сказки.

Цель: активизировать внимание и речевую деятельность детей; показать опасность самостоятельного пользования опасными предметами, предостерегая детей от несчастных случаев.

-Ребята, а вы любите слушать сказки?  Сейчас я расскажу Вам одну сказку.

-Слушайте очень внимательно.

Жили – были старик со старухой, и было у них два сына. Младшего звали Иван, а старшего – Митрофан. Старший был ленив – ел да спал, а  работушка ему и на ум не шла. А младший Иван трудолюбивый, весёлый, приветливый. У мастера Ивана был волшебный ящик, и жили в нём его друзья, которые очень помогали ему в работе. Любил их Иван, дружил с ними, берёг, заботился о них. И вещи тоже любили и уважали Ивана, слушались его, когда он говорил: «Каждой вещи – своё место!» - и гордились им, когда люди говорили: «У мастера Ивана – золотые руки», «Дело мастера боится!»

- Посмотрите, ребята, вот он этот самый ящичек.

- Как вы думаете, что же за друзья здесь живут?

- Совершенно, верно, это инструменты.

- Как вы догадались?

Воспитатель показывает  ящичек поближе детям.

Дети сидят на стульчиках, на вопрос воспитателя отвечают, что они очень любят сказки.

Дети слушают сказку.

Дети рассматривают ящичек с инструментами.

-Здесь находятся инструменты.

-Потому, что Иван был мастер, а значит, для этого ему нужны были инструменты Дети видят, что там лежат разные инструменты.

б)  Работа с пословицами.

Цель: развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, развитие творческого, образного видения предмета, которое способствует накоплению образных обобщений.

- А как вы понимаете, что значит:

- «Каждой вещи – своё место»;

- «У мастера Ивана – золотые руки»

- «Дело мастера боится!»

Предполагаемые ответы детей:

- Каждая вещь должна находится на своём месте и тогда её быстро можно найти.

-Человек, который умеет делать своими руками разные интересные предметы, то есть мастерить.

-У мастера обязательно всё получится, за что бы он не взялся.

в) Сочинение концовки  сказки

Цель: осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях; развитие связной речи, активизировать словарь за счёт слов: колющие, режущие предметы.

Но это не вся сказка. Рассердился на Ивана Митрофан за то, что все Ивана хвалят, а над ним насмехаются, взял у него ящичек с инструментами и закрылся в сарае, решил с ними поиграть.

- Как вы думаете, ребята, что случилось дальше?

Дети вводятся в ситуацию, когда нужно представить, что же может произойти дальше.

Предполагаемые ответы:

-Митрофан закрылся в сарае и решил поиграть с этими предметами.  Он не знал, что они опасны. Через некоторое время при неумелом обращении он поранился и заплакал.

г) Работа с мультимедийной презентацией. 

Цель: закрепить знания детей о колющих и режущих предметах.

- А сейчас, ребята, представьте, если бы вы встретили этого Митрофана, что бы вы ему рассказали о каждом из этих предметов?

- Посмотрите на экран. Я предлагаю поиграть в игру «Угадай-ка»

 Слайд 1 Загадка об иголке

Всех на свете обшивает,

Что сошьёт – не надевает.

Слайд 2 Загадка о спицах

Две стройные сестрицы

В руках у мастерицы.

Весь день ныряли в петельки,

И вот он – шарф для Петеньки.

Слайд 3 Загадка о ноже

Если хорошо заточен,

Всё легко он режет очень-

Хлеб, картошку, свёклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.

Слайд 4 Загадка о ножницах

Два конца, два кольца,

А посередине гвоздик.

Слайд 5  Загадка о гвоздях

Бьют Ермилку по затылку,

Ну, а он не плачет,

Только носик прячет.

Слайд 6 Вывод

Опасность первая- колющие и режущие предметы

Предполагаемые ответы:

- Будь осторожен, это опасные предметы.

Дети слушают загадку, отгадывают её и говорят чем опасен тот или иной предмет

Ответы детей

- Иголка. Она опасна тем, что при неосторожном обращении можно уколоться или пораниться.

- Спицы. Они опасны тем, что при неосторожном обращении можно уколоться или пораниться.

- Нож. Он опасен тем, что при неправильном обращении с ним можно порезаться или сильно пораниться.

- Ножницы. Они опасны тем, что при неосторожном обращении с ними можно уколоться, порезаться или сильно пораниться.

- Гвозди. Они опасны тем, что при неправильном обращении с ними можно уколоться и даже пораниться.

Дети делают вывод- «Эти предметы опасны и относятся к колющим и режущим предметам.

д). Работа с разрезными картинками  (пожароопасные предметы).

Показ презентации

Цель: закрепить знания детей о пожароопасных предметах, вызвать интерес к предлагаемой детям деятельности; воспитывать отзывчивость, эмоциональность, чувство ответственности за сохранение и укрепление здоровья. 

- Ребята, помните ли вы сказку «Три поросёнка»? (Показ иллюстрации) Она закончилась тем, что поросята спаслись от злого волка в крепком доме. 

- А вот, что же было дальше? Хотите узнать?

«Поросята весело захрюкали:

        -Наконец – то мы избавились от всех опасностей!

        -Вы, конечно, удивитесь, - возразил старший и самый умный брат Наф- Наф,  но опасности могут подстерегать вас и в доме.

        -Какие ещё опасности? – закричали поросята."

А вот о каких опасностях рассказал им умный поросенок, вы догадаетесь сами, когда увидите эти предметы? Но, посмотрите, ребята, был сильный ветер и все картинки порвал, давайте их соберём, тогда мы узнаем,  о каких правилах осторожности рассказал поросёнок своим братьям, я думаю, что и вам они тоже пригодятся.

Ну, что  догадались, о каких опасных предметах рассказал Наф-Наф? Назовите, одним словом.

Внимание на экран.

Слайд 7  Картинка о пожаре 1

Слайд 8   Картинка о пожаре 2

Слайд 9   Картинка о пожаре 3

Слайд 10   Картинка о пожаре 4

Слайд 11  Номер телефона пожарной охраны

Дети подтверждают, что они знаю сказку «Три поросёнка».

Ребята берут по одной части от картинки, находят соответствующую картинку и  называют предмет; в результате перед ребятами появляются изображения следующих предметов: спички, зажигалка, свеча, бенгальские огни, газовая плита, камин,  фейерверк, печка, факел)

Ответ детей: это пожароопасные предметы.

Дети просматривают слайды и сообщают, чем опасен пожар, вспоминают номер пожарной охраны.

е). Подвижная пауза. Обыгрывание русской народной потешки «Кошкин дом»

Цель: профилактика утомления, развитие движений.

Бом – бом, бом-бом!                    

Загорелся кошкин дом!         

Кошка выскочила,

Глаза выпучила,     

               

Побежала к дубу,

Прикусила губу.

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом.

А собачка – с помелом,

А лошадка – с фонарём,

Серый заинька – с листом.

Раз – раз! Раз- раз!

И огонь погас!

Энергично поднимают и опускают руки, сжатые в кулаки

Постепенно поднимают руки вверх и опускают их, описывая в воздухе круг и быстро перебирая пальцами.                                                                              

Хватаются руками за голову и качают головой.

Приставляют к глазам «очки» из больших и указательных пальцев

Бегут друг за другом, поочерёдно выставляя вперёд «лапки- царапки».

Останавливаются, прикусывают губу верхними зубами

Расставляют сжатые в кулаки руки в стороны и бегут на носках.

Наклоняются вперёд, одна рука на поясе, другая как бы подметает землю

Поднимают руку, сжатую в кулак, вверх

Обеими ладонями делают махи движением от себя

Поднимают руки вверх.  Ладони раскрыты вниз, на каждый слог постепенно рывками опускают вниз

ж). Игра "Чудесный мешочек".

Цель: закрепить и расширить знания детей об электроприборах, с которыми они встречаются в быту, о правилах пользования этими предметами .

-Но Наф-Наф рассказал ещё об одних опасных предметах, а вот о каких вы узнаете, когда поиграете в игру «Чудесный мешочек».

- Ребята, что за предметы вы сейчас назвали?

-Ребята, чем же опасны эти предметы?

Дети стоят в кругу, ведущая предлагает взять каждому ребёнку по одному предмету, при этом необходимо назвать, что это за предмет и для чего он нужен.

Предполагаемые ответы:

- Утюг, нужен для того, чтобы погладить вещи.

- Стиральная машина, нужна для того, чтобы постирать бельё.

- Магнитофон, нужен для того, чтобы послушать музыку.

- Микроволновая печь, нужна для того, чтобы подогреть блюдо.

- Чайник, нужен для того, чтобы вскипятить воду для чая.

- Миксер, нужен для того, чтобы взбить крем.

- Фен, нужен для того, чтобы сушить волосы.

- Печь, нужна для того, чтобы приготовить блюдо.

- Швейная машинка, нужна для того, чтобы сшить вещи.

-Электроприборы.

-Электрические приборы тоже могут быть опасны. Если неправильно с ними обращаться, они могут ударить током или стать причиной пожара.

з). Обсуждение опасных ситуаций. Работа с презентацией.

Цель: формировать представления о возможных ситуациях, представляющих опасность для здоровья.

-Посмотрите на иллюстрацию и скажите кто из поросят поступает неправильно?

-  А сейчас, посмотрите внимательно на экран, что нужно помнить при обращении с электроприборами? 

Слайд12  Опасные ситуации

Дети рассматривают иллюстрацию, находят неправильное действие персонажей сказки и обсуждают его.

Дети смотрят на схемы-опоры на экране и делают выводы:

Предполагаемые ответы:

- Нельзя дёргать за шнур;

-Нельзя трогать повреждённый шнур;

-Нельзя трогать электроприборы мокрыми руками.

и) Игры на закрепление полученных знаний

Цель: формировать представления о возможных ситуациях, представляющих опасность для здоровья; развивать навыки взаимопонимания, доброжелательности, сотрудничества, инициативности. 

.

-Предлагаю Вам поиграть в  игру «Наведи порядок» (Цель: развивать внимание, умение мыслить логически, делать выводы и умозаключения)

- Перед  вами находятся картинки и предметные картинки опасных предметов. Вам нужно разместить опасные предметы в нужное место для хранения.

- А сейчас самостоятельная работа «Будьте осторожны!» (Цель: закреплять и расширять знания детей об опасных для жизни и здоровья предметах, развивать внимание, умение мыслить логически, вызывать интерес к предлагаемой детям деятельности.)

- Перед вами зелёный конверт с предметными картинками, внимательно рассмотрите предметные картинки и найдите четвёртую лишнюю по принципу опасный, неопасный

(На доске вывешиваются сюжетные картинки.)

- Вам необходимо подойти с картинкой, на которой изображён опасный предмет и разместить рядом с соответствующей картинкой.

Дети работают за столами.

Перед  детьми находятся картинки и предметные картинки опасных предметов.

Дети размещают опасные предметы в нужное место для хранения.

Дети работают за столами

Перед ними зелёный конверт с предметными картинками. Они внимательно рассматривают предметные картинки и находят четвёртую лишнюю по принципу опасный, неопасный

После чего каждый подходит с картинкой, на которой изображён опасный предмет и размещает рядом с соответствующей картинкой.

3. Рефлексия

а) Заключительная беседа.

Цель: закрепить полученные знания через беседу, обменяться впечатлениями о проведённом занятии.

- Сегодня мы с вами повторили правила поведения с опасными предметами, а значит при обращении с ними вы будете настраивать себя на осторожность, а это значит, что ваше детство будет безопасным, радостным и весёлым.

 - Как вы думаете, мы с вами интересно провели время на нашем занятии?

 -Чему вы сегодня учились?         

- Что больше всего вам понравилось?  

- Когда вы придете домой, что интересного расскажете своим родным?

Дети слушают вывод и отвечают на вопросы, обмениваются впечатлениями о проведённом занятии.

б) Сюрпризный момент.

Цель: поощрить детей за проделанную работу, создать хорошее настроение, оставить приятные воспоминания о занятии.

- Нам пришла пора расставаться, вы мне сегодня очень понравились и на память о сегодняшнем занятии я дарю каждому вот такой буклет. Если вы будете следовать тем советам, которые в нём записаны, то  все неприятности обойдут вас стороной.

- Добра, удачи и будьте здоровы!

Каждый из детей получает буклет, рассматривает его и делится впечатлениями.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по разделу: "Ознакомление с окружающим миром", в группе общеразвивающей направленности детей 5 - 6 лет

Конспект НОД по разделу программы М.А. Васильевой "Ознакомление с  окружающим миром", на тему: «В гости к Лесовичку».Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Социализация»,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию в старшей группе общеразвивающей направленности.

Цель: создать условия благоприятные для эмоционального состояния детей, способствовать развитию положительных эмоций, взаимопомощи....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по Развитию речи в младшей группе общеразвивающей направленности. Тема: Заучивание стихотворения «Петушки распетушились»

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по Развитию речи в младшей группе общеразвивающей направленности. Тема: Заучивание стихотворения «Петушки распетушились»  Ц...

Конспект непосредственно образовательной деятельности ознакомления с окружающим миром по теме: «О тех, кто в деревне живет» Вторая младшая группа (3-4 года)

Конспект непосредственно образовательной деятельности ознакомления с окружающим миром по теме:«О тех, кто в деревне живет»Вторая младшая группа (3-4 года) Использование современных те...

Конспект организованной образовательной деятельности «Семейные традиции» для воспитанников дошкольной группы общеразвивающей направленности 7-го года жизни

В материале представлен конспект ООД на тему: "Семейные традиции" для воспитанников дошкольной группы общеразвивающей направленности 7-го года жизни.Семья занимает центральное место в воспит...

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию (экология) в группе общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста с 6 лет до окончания образовательных отношений Тема: «Сбережем экологические ресурсы нашего края

Цель: Обобщить представления детей о природных ресурсах в типичных экосистемах (леса, водоема) родного края, как о едином целом с осознанно – правильным отношением к природе и навыками экологиче...