Конспект ООД «Пересказ по мнемотаблицам рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект ООД по образовательной области: "Речевое развитие", развитие речи, связная речь.«Пересказ по мнемотаблицам рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» Цель: Развивать умение логично и содержательно пересказать рассказ, при помощи мнемотаблицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._oodkostochka_davletshina_r.r.docx | 33.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального районаТуймазинский район
Республика Башкортостан.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18
г.Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Конспект
Организованной образовательной деятельности
Образовательная область: «Речевое развитие».
Направление: «Связная речь».
Тема: «Пересказ рассказа
Л.Н.Толстого «Косточка»
Возрастная группа: 1 старшая группа.
Выполнил воспитатель
Давлетшина Р.Р.
Кв.категория: высшая
Стаж: 15 лет.
г.Туймазы 2022
Цель: Развивать умение логично и содержательно пересказывать рассказ, при помощи мнемотаблицы.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать формированию и развитию у детей умения связно, последовательно и выразительно пересказывать рассказ Л.Н.Толстого «Косточка», грамматически правильно строя предложения;
- способствовать активизации словаря по лексической теме: «Фрукты»;
- обогащать словарь образными выражениями языка.
Развивающие:
- способствовать развитию диалогической и монологической речи;
- способствовать формированию умения у детей пересказывать рассказ по частям и воспроизводить рассказ в целом, опираясь на мнемотаблицу;
- способствовать умению у детей образовывать прилагательные от существительных;
- уточнять правила безопасности в употреблении фруктов с косточками;
- способствовать развитию памяти, слухового восприятия, логического мышления, произвольного внимания.
Воспитывающие:
- Воспитывать умения дослушивать ответы другого ребенка, не выкрикивать ответы, поднимать руку для ответа на вопрос.
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Словарная работа: горница, сочла.
Средства реализации:
Демонстрационный материал: картинки фруктов (сливы, сливы с косточкой, косточки сливы, яблок, груш, слив, мандаринов, персиков), магнитофон, музыка на флешке, мнемотаблицы к рассказу «Косточка», косточка, контейнер, готовая книжка с мнемотаблицей.
Раздаточный материал: косточки, контейнер, цветные карандаши, «пустые» книжечки для зарисовки мнемотаблицы.
Методические приемы:
Приветствие «Здравствуй, солнышко родное!»; дидактическая игра: «Назови фрукт»; загадывание загадки; обследование косточки сливы; беседа по содержанию рассказа «Косточка»; пословица«Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят»;физкультминутка «На ветке»; пересказ рассказа детьми с опорой на мнемотаблицупо частям и в лицах; дидактическая игра «Вкусное варенье»; пальчиковая игра: «Фрукты»; рисование мнемотаблицы в книжки; включение музыки: «Релаксация»; поощрение; привлечение детей к оценке,оценка воспитателя.
Предварительная работа:чтение и пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка», разучивание физкультминутки и пальчиковой гимнастики, рассматривание иллюстраций: «Фрукты», отгадывание загадок, беседа о фруктах.
Ход ООД:
1-ая часть: Организационный момент
Дети стоят в кругу.
Приветствие «Здравствуй, солнышко родное!»
«Здравствуй, солнышко родное!Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!Здравствуй, ты, и здравствуй я!»
Воспитатель: Дети, назовите, какие вы знаете фрукты. А назовет, только тот на кого я посмотрю глазами. Будьте внимательными! (ответы детей)
Дидактическая игра в кругу: «Назови фрукт»
Дети, садятся на стульчики
Воспитатель:Я тоже знаю один фрукт, хотите узнать, что это за фрукт?
Дети: (да)
Воспитатель: Что за фрукт, вы узнаете из ответа к загадке.
Я сейчас вам ее загадаю. Готовы?
2-ая часть. Основная часть:
Загадывание загадки
«Средь фруктовых муз она,
Выделяется всегда,
Любит красоваться в синем,
Сарафан зеленый снимет
Догадались, что за дива,
Ну конечно это…» (слива)
Дети: (это слива)
картинка «Слива»
Воспитатель: Совершенно верно! Дети, это слива, а какая она на вкус?
Дети: (сочная,сладкая, вкусная)
Воспитатель: А когда мы съедаем сливу, что остается?
Дети: (косточка)
картинка «Слива в разрезе косточка»
Воспитатель:Верно, косточка. Давайте мы рассмотрим косточку сливы
Дети рассматривают и ощупывают косточку
картинка: «Косточка»
Воспитатель: Возьмите ее в руки, какая косточка на ощупь?
Дети: (косточка жесткая, с бороздками)
Воспитатель: Какая косточка, по форме и размеру?
Дети: (По форме косточка овальной формы и маленькая)
Воспитатель: уберите косточки обратно в контейнер. Сейчас я прочитаю рассказ Л.Н.Толстого «Косточка».
Чтение рассказа
«Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив и когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: — А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали: — Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: — Нет, я не ел.
Тогда отец сказал: — Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал».
Беседа по содержанию рассказа «Косточка».
Воспитатель:Скажите, что купила мама?
Рамина: ( Мама купила сливы).
Воспитатель: Как вел себя Ваня?
Тимур: (Ваня ходил вокруг слив и все их нюхал).
Воспитатель: Почему они интересовали Ваню?
Искандер: ( Они ему очень понравились, он никогда не ел слив).
Воспитатель: Как повел себя Ваня, когда остался один в комнате?
Ксюша: (Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел).
Воспитатель: Кто заметил, что одной сливы не стало?
Егор: (Мама сочла сливы и заметила, что одной не хватает).
Воспитатель: Признался ли Ваня в своем поступке?
Самира: (Дети ответили, что сливы они не ели и Ваня сказал тоже, что он не ел слив).
Воспитатель: Почему беспокоился папа?
Рамазан: (Он сказал, что если съел кто-нибудь из детей сливу - это не хорошо; но беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто проглотит косточку, то через день умрет).
Воспитатель: Что ответил Ваня?
Ясмина: (Ваня сказал, что косточку он выбросил в окошко).
Воспитатель: Почему Ваня заплакал?
Айгиза: (Ваня заплакал потому, что ему стало стыдно за свой поступок).
Воспитатель: Дети, как вы понимаете слово горница? А сочла?
Дети: (Я понимаю, как комната; помещение)
Пословица: «Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят».
Воспитатель:Есть такая пословица: «Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят». Как вы ее понимаете?
Дети: (предположения детей)
Воспитатель: Назовите еще фрукты с такой же косточкой, как у сливы.
Дети: (Я еще знаю фрукт персик, абрикос, алыча,…)
Воспитатель: Где растут эти фрукты?
Дети: (Они растутна дереве в саду).
Воспитатель: Давайте встанем и попробуем достать с ветки абрикос.
картинка «Абрикос на ветке»
Физминутка «На ветке»
Вот на ветке – абрикос, (Потянуться руками вверх),
Он на солнце так подрос! (Развести руки в стороны)
Ты за ним тянись, тянись, (Подняться на носочки, потянуться руками вверх)
Но смотри, не оступись! (Быстро присесть)
Садятся. Обращаем внимание на посадку детей,осанку.
Воспитатель:Сейчас я еще раз прочитаю рассказ Л.Н.Толстого «Косточка», а поможет мне моя мнемотаблица рассказа. Вы внимательно послушайте, а потом будете пересказывать.
Красный круг в мнемтаблице мама,синий-папа,зеленый-Ваня.
картинки мнемотаблицыпо сюжетам рассказа
Воспитатель:А сейчас перескажем рассказ «Косточка» по частям. Внимательно слушайте друг друга, когда один остановился, следующий продолжит рассказ.
На доске мнемотаблица. Дети по очереди пересказывают части рассказа
Воспитатель: А теперь, кто хочет пересказать рассказ «Косточка» полностью от начало до конца?
картинки «Фрукты»
Дидактическая игра «Вкусное варенье»
Воспитатель: А я знаю одну игру, хотите поиграть? Я назову вам фрукт, а вы назовите, какое варенье из них можно приготовить. Например: из абрикосов- абрикосовое варенье;
Из яблок -яблочноеваренье;
Из груш - грушевоеваренье;
Из слив -сливовоеваренье;
Из мандаринов - мандариновоеваренье;
Из персиков -персиковоеваренье.
Воспитатель:А сейчас я предлагаю вам, нарисоватьсвоюмнемотаблицу по рассказу Л.Н.Толстого «Косточка» такую, которая вам поможет пересказать этот рассказ дома маме и папе. А перед рисованием подготовим наши пальчики.
Пальчиковая игра: «Фрукты»
Пальчиковую гимнастику делаем стоя
«Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива, вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша, просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас, фрукт для вас и для нас
(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, затем сжимают и разжимают кулачки).
Воспитатель: А теперь возьмите любые карандаши.
Дети на своих местах и каждый в своей книжке рисуют свой последовательнуюсхему рассказа.
Самостоятельная работа
Включение музыки: «Релаксация».
Индивидуальная работа с детьми, у кого есть затруднения.
3-ая часть.Заключительная часть.Итог ООД:
Воспитатель:Дети, отложите карандаши и посмотрите на меня.
1)Как называется рассказ, который вы пересказывали?
2)Дети, вспомните, кто автор рассказа «Косточка»?
3)А как-бы вы поступили на месте Вани?
4)Дети, скажите, чему научил вас этот рассказ?
Дети теперь вы знаете, как есть фрукты с косточками.
На этом наше занятие закончено.Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область Коммуникация Тема: Пересказ рассказа Л.Н.Толстого "Косточка"
Программное содержание:1. Учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту.2. Учить понимать мотивы поведения героев и характеризовать их.3. Развивать умение, пересказывать, опираяс...
КОММУНИКАЦИЯ Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»
Чётко прослеживается ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Музыка». Очень интересное занятие как для детей , так и д...
Конспект ООД ОО "Речевое развитие" по теме "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»
Программные задачи:ОО «Познавательное развитие»1. Закрепить представление детей о фруктах2. Развивать мышление, воображение, внимание, зрительное воспри...
Развернутый конспект занятия по пересказу рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»
Цель: Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения....
Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" на тему «Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» в подготовительной группе
Пересказ рассказа Л. Н. Толстого "Косточка"...
Конспект по обучению пересказа "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» Для детей старшей группы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Зада...
Конспект НОД по развитию связной речи с детьми 6-го, 7-го года жизни. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого "Косточка".
Закреплять правильное употребление в речи детей имён существительных в творительном падеже....