Учебно - методическая разработка по применению проблемного подхода для детей средней группы.
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Учебно - метотическая разработка по применению проблемного подхода для детей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvitie_rechi_2.docx81.17 КБ

Предварительный просмотр:

Сегал Ольга Игоревна

Воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад №129»

г. Воронеж

                                                    makssgl@mail.ru

«ПУТЕШЕСТВУЕМ СО СКАЗКОЙ»

Учебно-методическая разработка по проблемам применения проблемного подхода в обучении детей дошкольного возраста для средней группы ДОО.

Цель: развитие проблемного обучения на занятиях по развитию речи в средней группе ДОУ.

      Задачи:

-образовательные: формировать у детей представления о сложившейся проблемной ситуации и самостоятельном нахождении выхода из нее; давать полные ответы; называть отличительные признаки сказочных персонажей.

-развивающие: развитие связной речи у детей; формирование умения рассуждать; развитие воображения, мышления, логики, через пересказ изученной сказки.

-воспитательные: воспитывать любовь к русским народным сказкам;  воспитывать доброжелательные отношения между ребятами [1, с.49].

Продолжительность: 15-20 мин.

Участники: дети дошкольного возраста, воспитатель.

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

Оборудование и материалы: проектор, компьютер, мышка, игрушки (лиса, петух, заяц), декорации (кусты, дом), деревянный домик  (с персонажами сказок), сундучок (декорации по сказкам, тряпичные куклы, моточки ниток различных цветов).

Предварительная подготовка: чтение русских народных сказок (сборник), рассматривание иллюстраций (по сказкам), изготовление декораций, персонажей русских народных сказок (совместно с семьями воспитанников).

Методы и приемы работы с детьми:

-словесные: беседа, ситуативный разговор, отгадывание загадок.

-наглядные: предметные картинки, иллюстрации, презентация.

-игровые: дидактические игры «Домик сочинялок», «Расскажи сказку»; п/игра «Лиса в курятнике».


                                        Ход занятия:

I. Вводная часть.

Мотивационный и организационный этап.

(В-воспитатель, Д-дети).

В: Ребята, я очень рада вас видеть. (Дети стоят в кругу). Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Ребята, а вы любите путешествовать?

(ответы детей).

В: Не хотели бы вы сегодня, отправится в сказочное путешествие?

(ответы детей).

В: Закройте глаза, и мы перенесемся в очень интересное место, а в какое вам нужно догадаться.

В: Откройте глаза. Где мы с вами очутились? (на экране показана картинка с поляной вдали виднеется лес; стоят декорации кустов и домика).

Д: На полянке.

II. Основная часть.

1.Введение в тему (вводная беседа).

В: Ребята, обратите внимание,  кто спрятался в домике?

Д: Это петушок, зайчик.

В: А как вы узнали?

В: Ребята, а всех ли героев мы нашли или еще кто-то спрятался?

Д: За кустом лисица спряталась.

В: А почему вы решили, что это лиса?

Д: У нее рыжий, пушистый хвост.

В: Вот мы и узнали, к каким героям мы попали в гости.

2.Повторение (обобщающая беседа, упражнения в узнавании, различении характеристик животных, рассказы воспитанников).

Лиса: Здравствуйте, ребята. Я к вам пришла из сказки. Вы помните, как меня называют в сказках?

Д: Лиса-Патрикеевна, лисичка-сестричка, Лиса-Алиса.

Лиса: Ребята, а что вы еще знаете обо мне.

В:  Лисичка, мы многое про тебя знаем. Правда, ребята? Давайте расскажем нашей гостье.

Д: шерсть у Лисицы рыжая, мягкая, пушистая.

Д: мордочка у Лисы острая, хитрая, ушки похожи на треугольники.

Д: хвост длинный, мягкий, пушистый.

Д: Лиса - дикое животное, а не домашнее. Она живет в лесу. У лисицы есть детеныши-лисята. У нее 4 лапы. Тело покрыто густой рыжей шерстью. Хвост - пушистый. Лиса кормит своих детенышей молоком. Лисица - хищное животное, питается курами, петухами, мышами.

В: молодцы ребята. А давайте расскажем еще про других наших героев.

Петух: а что вы можете про меня рассказать?

Д: Петух - домашнее  животное. Имеет 2 лапы, 2 крыла, очень яркий, разноцветный хвост. Тело покрыто перьями. Очень любит зерна. У петуха есть детеныши – цыплята.

Заяц: А про меня?

Д: Заяц - дикое животное. Имеет 4 лапы. Живет в лесу. Детеныши зайца – зайчата. Меняет свою шерстку зимой  -  белую, летом - серую. Питается морковью, капустой.

Физкультминутка.

Зайцы бегали в лесу (бег на месте)

Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Убежали под кусток (присесть) [4, с.17].

3. Изучение нового (вводная беседа, рассказ педагога, моделирование сказки).

Лиса: Вы помните, в каких сказках я живу.

Д: (называют сказки, в которых главным героем является лиса): «Колобок», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка» и т.д.  [5, с.56, 32, 44].

Лиса: Какие вы умные, все знаете. А сможете ли вы отгадать загадки, которые я приготовила?

(при отгадывании загадок, на экране появляется отгадка в виде животного).

Птица ходит по двору,

Будит деток поутру,

На макушке гребешок,

Кто же это?  (петушок)

Д: Петушок.

Лиса: Рыжая плутовка,

Всех обманет ловко,

Кур сворует и в леса.

И зовут ее .... (Лиса) [2, с.42, 68].

Проблемная ситуация  (создание проблемной ситуации, формулировка проблемы) [3, с.4].

Лиса: Заплутали мы, ребята, не можем вспомнить кто из какой сказки.

Помогите нам разобраться?

Моделирование сказки.

В: А теперь ребята расскажут про вас сказку.

Перед детьми на столах «Домик сочинялок»  (персонажи сказок).

 Каждый воспитанник может индивидуально или, работая в небольшой группе, выбрать сказку с имеющимися персонажами или сочинить свою          (новую сказку)  (см. приложение 1).

Сундучок «Расскажи сказку»  (персонажи сказок, моточки с нитками).

Дети сам выбирают персонажей и с помощью нити формируют сюжетную линию своей сказки  (см. приложение 2).

Воспитанники рассказывают свои сказки, где каждому персонажу отводится свое место, и конечно, добро побеждает зло!

В: Молодцы, ребята! Помогли нашим героям найти свое место в сказках.

Давайте все вместе поиграем.  П/и «Лиса в курятнике» [4, с.83].

III. Заключительная часть.

Рефлексивный этап.

В: Вот и пришло время возвращаться в наш детски сад, наше путешествие закончилось. Что запомнилось вам с нашего путешествия? Что понравилось? Чему научились?

Д: (ответы детей).

В: В сказку все хотят попасть

    И в дороге не пропасть!

    Открывает дверь она тем,

    Кто верит в мир добра.

    У кого с собой мечта,

    Кто с фантазией  на ты,

    И в душе цветут цветы.

    Помощь другу – не слова

    В «сочинялках»  голова.

    Всем мы скажем:

    - В добрый час!

    Верь в себя и свой успех

    В сказку путь открыт для всех!  

                   (сочин. Сегал О.И.)

                              Список используемой литературы

1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство МОЗАЙКА-СИНТЕЗ Москва 2014.-368с.

2.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Группа среднего возраста (от 4 до 5 лет). Издательство «Учитель» Волгоград: Методкнига.-298с.

3.Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками / под ред. Н. Е. Вераксы / Вопросы психологии.-1981.-№3.

4.Сборник подвижных игр: Методическое пособие / Автор – составитель Э. Я. Степаненкова.  М.: Мозайка – Синтез, 2011.-144с.

5. Русские народные сказки. Издательство «Махаон» Москва 2009 .-80с.

                                                Приложение

         Приложение 1

C:\Users\user\Desktop\Домик сочинялок.jpg

Приложение 2

C:\Users\user\Desktop\Раскажи сказку.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка спортивного развлечения "Новогодние приключения" для детей средней группы

Самый любимый праздник детей - Новый год. Всегда сюрпризы, интрига, неожиданные гости и задания, которые нужно выполнить и преодолеть много препятствий....

Учебно - методическая разработка "Тематическое планирование по лексическим темам в средней группе"

Данный материал поможет воспитателям в планировании работы  по лексическим темам в средней группе....

Методическая разработка сюжетно – ролевой игры «Больница» для детей средней группы (4 -5 лет) 1 раздел Обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности. Цель: Формирование у детей целостного представления о работе больницы Задачи: Ра

Методическая разработка сюжетно – ролевой игры «Больница» для детей средней группы  (4 -5 лет)1 разделОбогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности.Цель:...

Методическая разработка "Конспект НОД игра-экспериментирование для детей средней группы «Фея мыльных пузырей» "

Данная методическая разработка способствует развитию познавытельного интереса детей и удовлетворению их интереса к опытно-экспериментальной деятельности....

Методическая разработка конспект занятия по ФЭМП для детей средней группы

Методическая разработка конспект занятия по ФЭМП для детей средней группы...

Методическая разработка: Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) по теме «Домашние птицы». «Курочка – хохлатка»

Цель: уточнять и расширять представления детей о домашних птицах.Коррекционно – образовательные задачи:образовывать и употреблять существительные с суффиксом – онок);согласовывать им...