Учебно - методическая разработка по применению проблемного подхода для детей средней группы.
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)
Учебно - метотическая разработка по применению проблемного подхода для детей средней группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_razvitie_rechi_2.docx | 81.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегал Ольга Игоревна
Воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад №129»
г. Воронеж
«ПУТЕШЕСТВУЕМ СО СКАЗКОЙ»
Учебно-методическая разработка по проблемам применения проблемного подхода в обучении детей дошкольного возраста для средней группы ДОО.
Цель: развитие проблемного обучения на занятиях по развитию речи в средней группе ДОУ.
Задачи:
-образовательные: формировать у детей представления о сложившейся проблемной ситуации и самостоятельном нахождении выхода из нее; давать полные ответы; называть отличительные признаки сказочных персонажей.
-развивающие: развитие связной речи у детей; формирование умения рассуждать; развитие воображения, мышления, логики, через пересказ изученной сказки.
-воспитательные: воспитывать любовь к русским народным сказкам; воспитывать доброжелательные отношения между ребятами [1, с.49].
Продолжительность: 15-20 мин.
Участники: дети дошкольного возраста, воспитатель.
Возраст обучающихся: 4-5 лет.
Оборудование и материалы: проектор, компьютер, мышка, игрушки (лиса, петух, заяц), декорации (кусты, дом), деревянный домик (с персонажами сказок), сундучок (декорации по сказкам, тряпичные куклы, моточки ниток различных цветов).
Предварительная подготовка: чтение русских народных сказок (сборник), рассматривание иллюстраций (по сказкам), изготовление декораций, персонажей русских народных сказок (совместно с семьями воспитанников).
Методы и приемы работы с детьми:
-словесные: беседа, ситуативный разговор, отгадывание загадок.
-наглядные: предметные картинки, иллюстрации, презентация.
-игровые: дидактические игры «Домик сочинялок», «Расскажи сказку»; п/игра «Лиса в курятнике».
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Мотивационный и организационный этап.
(В-воспитатель, Д-дети).
В: Ребята, я очень рада вас видеть. (Дети стоят в кругу). Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Ребята, а вы любите путешествовать?
(ответы детей).
В: Не хотели бы вы сегодня, отправится в сказочное путешествие?
(ответы детей).
В: Закройте глаза, и мы перенесемся в очень интересное место, а в какое вам нужно догадаться.
В: Откройте глаза. Где мы с вами очутились? (на экране показана картинка с поляной вдали виднеется лес; стоят декорации кустов и домика).
Д: На полянке.
II. Основная часть.
1.Введение в тему (вводная беседа).
В: Ребята, обратите внимание, кто спрятался в домике?
Д: Это петушок, зайчик.
В: А как вы узнали?
В: Ребята, а всех ли героев мы нашли или еще кто-то спрятался?
Д: За кустом лисица спряталась.
В: А почему вы решили, что это лиса?
Д: У нее рыжий, пушистый хвост.
В: Вот мы и узнали, к каким героям мы попали в гости.
2.Повторение (обобщающая беседа, упражнения в узнавании, различении характеристик животных, рассказы воспитанников).
Лиса: Здравствуйте, ребята. Я к вам пришла из сказки. Вы помните, как меня называют в сказках?
Д: Лиса-Патрикеевна, лисичка-сестричка, Лиса-Алиса.
Лиса: Ребята, а что вы еще знаете обо мне.
В: Лисичка, мы многое про тебя знаем. Правда, ребята? Давайте расскажем нашей гостье.
Д: шерсть у Лисицы рыжая, мягкая, пушистая.
Д: мордочка у Лисы острая, хитрая, ушки похожи на треугольники.
Д: хвост длинный, мягкий, пушистый.
Д: Лиса - дикое животное, а не домашнее. Она живет в лесу. У лисицы есть детеныши-лисята. У нее 4 лапы. Тело покрыто густой рыжей шерстью. Хвост - пушистый. Лиса кормит своих детенышей молоком. Лисица - хищное животное, питается курами, петухами, мышами.
В: молодцы ребята. А давайте расскажем еще про других наших героев.
Петух: а что вы можете про меня рассказать?
Д: Петух - домашнее животное. Имеет 2 лапы, 2 крыла, очень яркий, разноцветный хвост. Тело покрыто перьями. Очень любит зерна. У петуха есть детеныши – цыплята.
Заяц: А про меня?
Д: Заяц - дикое животное. Имеет 4 лапы. Живет в лесу. Детеныши зайца – зайчата. Меняет свою шерстку зимой - белую, летом - серую. Питается морковью, капустой.
Физкультминутка.
Зайцы бегали в лесу (бег на месте)
Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)
Убежали под кусток (присесть) [4, с.17].
3. Изучение нового (вводная беседа, рассказ педагога, моделирование сказки).
Лиса: Вы помните, в каких сказках я живу.
Д: (называют сказки, в которых главным героем является лиса): «Колобок», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка» и т.д. [5, с.56, 32, 44].
Лиса: Какие вы умные, все знаете. А сможете ли вы отгадать загадки, которые я приготовила?
(при отгадывании загадок, на экране появляется отгадка в виде животного).
Птица ходит по двору,
Будит деток поутру,
На макушке гребешок,
Кто же это? (петушок)
Д: Петушок.
Лиса: Рыжая плутовка,
Всех обманет ловко,
Кур сворует и в леса.
И зовут ее .... (Лиса) [2, с.42, 68].
Проблемная ситуация (создание проблемной ситуации, формулировка проблемы) [3, с.4].
Лиса: Заплутали мы, ребята, не можем вспомнить кто из какой сказки.
Помогите нам разобраться?
Моделирование сказки.
В: А теперь ребята расскажут про вас сказку.
Перед детьми на столах «Домик сочинялок» (персонажи сказок).
Каждый воспитанник может индивидуально или, работая в небольшой группе, выбрать сказку с имеющимися персонажами или сочинить свою (новую сказку) (см. приложение 1).
Сундучок «Расскажи сказку» (персонажи сказок, моточки с нитками).
Дети сам выбирают персонажей и с помощью нити формируют сюжетную линию своей сказки (см. приложение 2).
Воспитанники рассказывают свои сказки, где каждому персонажу отводится свое место, и конечно, добро побеждает зло!
В: Молодцы, ребята! Помогли нашим героям найти свое место в сказках.
Давайте все вместе поиграем. П/и «Лиса в курятнике» [4, с.83].
III. Заключительная часть.
Рефлексивный этап.
В: Вот и пришло время возвращаться в наш детски сад, наше путешествие закончилось. Что запомнилось вам с нашего путешествия? Что понравилось? Чему научились?
Д: (ответы детей).
В: В сказку все хотят попасть
И в дороге не пропасть!
Открывает дверь она тем,
Кто верит в мир добра.
У кого с собой мечта,
Кто с фантазией на ты,
И в душе цветут цветы.
Помощь другу – не слова
В «сочинялках» голова.
Всем мы скажем:
- В добрый час!
Верь в себя и свой успех
В сказку путь открыт для всех!
(сочин. Сегал О.И.)
Список используемой литературы
1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство МОЗАЙКА-СИНТЕЗ Москва 2014.-368с.
2.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Группа среднего возраста (от 4 до 5 лет). Издательство «Учитель» Волгоград: Методкнига.-298с.
3.Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками / под ред. Н. Е. Вераксы / Вопросы психологии.-1981.-№3.
4.Сборник подвижных игр: Методическое пособие / Автор – составитель Э. Я. Степаненкова. М.: Мозайка – Синтез, 2011.-144с.
5. Русские народные сказки. Издательство «Махаон» Москва 2009 .-80с.
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка спортивного развлечения "Новогодние приключения" для детей средней группы
Самый любимый праздник детей - Новый год. Всегда сюрпризы, интрига, неожиданные гости и задания, которые нужно выполнить и преодолеть много препятствий....
Учебно - методическая разработка "Тематическое планирование по лексическим темам в средней группе"
Данный материал поможет воспитателям в планировании работы по лексическим темам в средней группе....
Методическая разработка сюжетно – ролевой игры «Больница» для детей средней группы (4 -5 лет) 1 раздел Обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности. Цель: Формирование у детей целостного представления о работе больницы Задачи: Ра
Методическая разработка сюжетно – ролевой игры «Больница» для детей средней группы (4 -5 лет)1 разделОбогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности.Цель:...
методическая разработка. Подборка физкультминуток о весне для детей средней группы.
Физкультминутки о весне для детей средней группы....
Методическая разработка "Конспект НОД игра-экспериментирование для детей средней группы «Фея мыльных пузырей» "
Данная методическая разработка способствует развитию познавытельного интереса детей и удовлетворению их интереса к опытно-экспериментальной деятельности....
Методическая разработка конспект занятия по ФЭМП для детей средней группы
Методическая разработка конспект занятия по ФЭМП для детей средней группы...
Методическая разработка: Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) по теме «Домашние птицы». «Курочка – хохлатка»
Цель: уточнять и расширять представления детей о домашних птицах.Коррекционно – образовательные задачи:образовывать и употреблять существительные с суффиксом – онок);согласовывать им...