Конструкт интегрированной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию детей 6-7 года жизни "Пожар"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Конструкт НОД по речевому и познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством рассказывания с опорой на наглядно воспринимаемую ситуацию (по сюжетной картине).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_4.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема: Составления творческого рассказа по картине с проблемным сюжетом «Пожар».
Возрастная группа: 6-7 год жизни.
Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная.
Цель - речевое и познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством рассказывания с опорой на наглядно воспринимаемую ситуацию (по сюжетной картине), формирование у детей основ пожарной безопасности.
Задачи:
Обучающие:
- обучение составлению короткого связного высказывания по фрагменту картины;
- формирование умения объединять несколько фрагментов в связный рассказ (по картине в целом);
- знакомство детей с причинами возникновения пожара, со свойствами и качествами предметов с точки зрения их пожарной опасности;
- формирование представлений о труде пожарных, их профессиональных действиях.
Коррекционно-развивающие:
- формирование навыков целенаправленного восприятия наглядного содержания картины, анализа изображенной ситуации;
- формирование грамматически правильной речи;
- активизация и обогащение словарного запаса детей;
- развитие связной монологической речи детей;
- развитие зрительного и слухового внимания, зрительной и слуховой памяти, наглядно-образного и элементов словесно-логического мышления.
Воспитательные:
- воспитание чувства осторожности и самосохранения;
- воспитание навыков осознанного безопасного поведения;
- воспитание уважительного отношения и чувства благодарности к пожарным.
Средства:
Зрительный ряд: крупноформатная картина с проблемным сюжетом «Пожар», игрушечная пожарная машина.
Музыкальный ряд: аудиозапись сигнала пожарной машины.
Предварительная работа: беседы о правилах пожарной безопасности в быту, сюжетно-ролевая игра «Пожарные», экспериментальная деятельность «Вода, песок и их свойства», прослушивание литературных произведений и просмотр мультфильмов по теме пожарной безопасности.
Этапы совместной деятельности | Деятельность педагога (методы, приемы) | Деятельность воспитанников | Средства, материалы, оборудование |
1. Мотивация на совместную деятельность | Педагог включает аудиозапись звукового сигнала пожарной машины. «Ребята, как вы думаете, что сейчас звучит?» «В каких ситуациях мы можем услышать этот звук?» Педагог демонстрирует игрушку – пожарную машину. «Верно, если мы слышим сигнал пожарной машины, это значит, что пожарные спешат на помощь тем, кто попал в беду». | «Сигнал пожарной машины». «В случаи пожара». | Аудиозапись сигнала пожарной машины. Игрушечная пожарная машина. |
2. Демонстрация сюжетной картины. | «Ребята посмотрите, какую картину я вам сегодня принесла». Педагог выставляет картину на мольберт, дает некоторое время, чтобы дети могли ее рассмотреть. . | Дети рассматривают сюжетную картину. | Картина с проблемным сюжетом «Пожар». |
3. Беседа по картине. | Примерные вопросы:
| Ответы детей. | |
Игра «Горит, не горит». | Ребята, что происходит с предметами, которые оказались в огне? Все ли предметы сгорают в огне? Почему? Вы правы предметы могут быть сделаны из горючих материалов, которые легко загораются от огня, и негорючих, которые не горят в огне. А сейчас посмотрим, кто из вас самый внимательный. Я буду называть предметы, если предмет, который я назвала горит в огне вы должны хлопнуть в ладоши, если не горит – топнуть ногой. Полено, кирпич, мягкая игрушка, кастрюля, вата, бумага, шторы, бетонная плита, скатерть, диван, металлический прут. | Сгорают. Нет, потому что предметы сделаны из разных материалов. | |
Физминутка «Пожарные» | Педагог включает аудиозапись сирены пожарной машины. Пламя высоко взлетает! Дыма черного клубы! Искры в воздухе сверкают! Все! За дело, шланг тяни! Шланг мы дружно размотали. Ну огонь теперь держись! Бьет струи вода тугая. Пламя гаснет, потухает. Если вдруг опять беда, «01» звони всегда! | Дети поднимают руки вверх. Описывают руками круги в воздухе. Сжимают и разжимают кулаки. Имитируют движения разматывания. Грозят пальцем. Дети плавно приседают. Складывают большой и указательный пальцы в «кольцо» и имитируют указательным пальцем «единицу». | Аудиозапись сигнала пожарной машины. |
Упражнение на активизацию глагольной лексики. | Педагог дает слова и словосочетания, обозначающие действия. Предлагаемые слова, словосочетания: несет ведро сидит на чердаке летят по воздуху клубится плещется в ведре растут перед домом течет вдоль берегов стоит на доске | Дети подбирают слова, обозначающие субъект действия, а также различные предметы к словам, обозначающим действия. Слова, подбираемые детьми: мальчик кот птицы дым вода цветы река ведро | |
Упражнение на составление высказываний по опорным словам. | Педагог дает опорные слова:
| Дети составляют связные высказывания. Ответы детей. | |
Составление фраз-высказываний по вопросам педагога. | Ребята, посмотрите еще раз внимательно на картину и постарайтесь ответить на мои вопросы. Отвечать вы будете по очереди. Ответы друзей слушайте внимательно, потом мы объединим все ваши высказывания в один большой красивый рассказ. Примерные вопросы:
В ходе упражнений параллельно разбирается содержание картины и отрабатываются отдельные фразы-высказывания, которые могут быть использованы детьми при составлении самостоятельного рассказа. | Дети составляют короткие связные высказывания по фрагменту картины, с помощью наводящих вопросов. | |
Составление рассказа по картине в целом. | Педагог в качестве образца дает зачин рассказа: «Два брата Костик и Кирюшка отдыхали летом на даче у бабушки. Как-то раз мальчики гуляли около реки и заметили, что …» В качестве помощи при составлении рассказа по картине в целом используются педагог может использовать наводящие вопросы типа: «Что ты еще можешь сказать?», «Что здесь еще изображено?» и т. п. При необходимости используется указание на стержневые объекты или детали картины. Перед рассказом второго ребенка педагог дает указание дополнить рассказ товарища, рассказать о предметах, изображенных на втором плане картины. | Ребенок, отвечающий первым, продолжает рассказ педагога. Второй и последующие дети дополняют рассказ товарища, раскрывают свое видение картины. | |
Анализ рассказов детей. | Педагог анализирует и оценивает составленные детьми рассказы, отмечает такие качества рассказов, как:
| Дети участвуют в анализе рассказа:
| |
Итог. | Ребята, как вы думаете, как назвал эту картину художник? Какое настроение вызвала у вас эта картина? Покажите настроение выражением своего лица, без слов. | Ответы детей. Обыгрывание детьми (посредством пантомимы) чувств, которые вызвала у них эта картина. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект интегрированной образовательной деятельности ( познавательно-речевое) средняя группа "Зимние гости"
конспект образовательной деятельности про зимних птиц...
Конструкт интегрированного занятия по познавательно - продуктивной деятельности с использованием интерактивных технологий для детей младшего дошкольного возраста «День рождение Колобка».
Группа: вторая младшаяТема: «День рождения Колобка»Вид детской деятельности: продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.Интеграция содержания образовательных областей:«Художе...
Методическая разработка организованной непосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитию в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий "Здоровый сон"
quot;Здоровый сон"...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Город, в котором я живу» в группе № 6 для детей с задержкой психического развития в возрасте 4-6 лет. образовательные области «Познавательное развитие»/ «Речевое развитие» / «Художе
Обобщать и систематизировать знания детей о достопримечательностях родного города....
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие в подготовительной к школе группе
Инсценировка мансийской сказки «Кави-Кукушка» Программное содержание: Познакомить детей с обычаями и традициями народов Севера - ханты и манси. В процессе коллект...
"Птицы": конструкт организации образовательной деятельности - познавательное развитие, речевое развитие, математическое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие детей 5-го года жизни. е
Конструкт организации образовательной деятельности "Птицы" - познавательное развитие, речевое развитие, математическое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие дете...
Конструкт интегрированного занятия по познавательной и изобразительной деятельности. Тема : "Сказочная Гжель".
Промысел Гжели -- своеобразное отражение истории страны, которое бережно хранит отпечаток времени и погружает в волшебный мир, наполенный чудесами. Материал конструкта предполагает помочь детям в созд...