Конспект интегрированного НОД образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие» через образовательные деятельности «Формирование элементарных математических представлений», «Развитие речи» группы общеразвивающей направленности для
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мерзлякова Ольга Александровна

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №11»

 

 

 

 

 

 

Конспект интегрированного НОД образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

через образовательные деятельности

«Формирование элементарных математических представлений»,

«Развитие речи» группы общеразвивающей направленности

для детей 5-6 лет.

Тема: «Путешествие в лесную школу».

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Подготовил(а):

                                                                                         воспитатель 1 кв.                          

                                                                            категории

                                                                                        Мерзлякова О.А.

 

 

с. Краснохолм

   2021 – 2022 г. г.

 

 

 

Тема: «Путешествие в лесную школу».

Цели: Выявление знаний, умений, навыков воспитанников за пройденный учебный год. 

Задачи:

Образовательные:

- формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки порядкового и количественного, прямого и обратного счета в пределах 10;

- закрепить знания геометрических фигур;

- повторить названия дней недели;

- закрепление понятия «соседи числа» в пределах 10;

- закреплять умение делить круг на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть;

- формировать умение определять количество слогов в словах;

- совершенствовать отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями;

- продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей;

- способствовать развитию зрительного внимания; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

 

Развивающие:

- развивать умение слушать текст различной величины, вопросы до конца;

- развивать фонематический слух;

- логическое мышление (через отгадывание загадок);

- развивать умение детей решать логические задачи;

- развивать представления ребенка об окружающем мире, о логических связях между объектами.

 

Речевые:

- пополнять и активизировать словарь детей;

- развивать умение отвечать на поставленные вопросы, правильно составлять предложения.

- вызывать у детей желание проговаривать задуманное.

 

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, умение понимать задачу и выполнять её;

- поддерживать желание участвовать в развивающих играх;

- воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе: взаимовыручку, поддержку, помощь друг другу;

- воспитывать познавательный интерес, самостоятельность, бережное отношение к материалам;

- воспитывать интерес к занятиям математикой, умение доводить начатое дело до конца;

- воспитывать трудолюбие, усидчивость.

 

Расширять и активизировать словарный запас: лесная школа, зелень, тачка, первосортные, болото, скороговорка.

Приемы руководства деятельностью детей в ОД:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: постановка проблемы.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа – диалог, математические и речевые игры, создание развивающей среды, сюрпризный момент – сундук.

3. Приемы организации практической деятельности детей: Загадка, физминутка «Девочки и мальчики», стихотворение «Заячий замок», речевая игра «Сколько слогов», поручение «Отсчитать 10 шишек для зайцев», игра задание «Отсчитать и выложить 10 овалов», игра задание «Раздели яблоко на 4 части».

4. Приемы поддержания интереса у детей: использование дидактических игр, музыкальное сопровождение, физкультурная пауза.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей.

Организация среды для проведения ОД:

музыкальная колонка, сундук, две корзины, письмо, шишки, карточки цветы с цифрами, иллюстрация к стихотворению «Заячий замок», двухполосные карточки, плоскостные фигуры круг, овал, ножницы, иллюстрация текста «Шляпа», картинки предметов для определения слогов в словах.

 Демонстрационный материал:

Иллюстрации к стихотворению «Заячий замок», шишки, карточки цветы с цифрами, иллюстрация текста «Шляпа», картинки предметов для определения слогов в словах.

Раздаточный материал:

плоскостные геометрические фигуры овал, круг, ножницы.

 

Предварительная работа:

чтение и обсуждение стихотворений про животных, прямой и обратный счёт до десяти, заучивание стихотворений про дни недели, отгадывание загадок на различные темы, просмотр мультфильмов «Уроки Тётушки Совы». игровые упражнения на развитие связной речи, дидактические игры по ФЭМП, умение разрезать по прямой, складывать круг из бумаги вдвое.

 

Виды детской деятельности в ОД:

игровая,

познавательная,

коммуникативная,

двигательная,

продуктивная.

Ожидаемые результаты:

- осознание собственной индивидуальности и значимости,

- развитие чувства собственного достоинства, уверенности в себе,

- соотнесение своих желаний с желаниями других людей,

- развитие мыслительной деятельности детей,

- расширение и активизация словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на занятии:

1.  Ребенок задает вопрос.

2. Активно участвует в двигательной деятельности.

3. Активно участвует в продуктивной деятельности.

4. Проявляет самостоятельность.

5. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.

6. Сопереживает.

7. Эмоционально реагирует.

План ОД

  1. Вводная часть:                                                                   2 мин.

Введение в тему.

Игра задание «Дни недели».

Загадка.

Мотивация деятельности детей.

  1. Основная часть:                                                                 21 мин.          

     Чтение стихотворения «Заячий замок».

     Вопросы к стихотворению.

     Чтение письма.

     Поручение «Отсчитать 10 шишек для зайцев».

     Игра задание «Отсчитай и выложи 10 овалов».

     Игра задание «Прямой и обратный счёт в пределах 10».

     Игра «Назови пропущенное цифру».

     Разминка «Девочки и мальчики».

     Поручение «Помоги прочитать рассказ».

     Вопросы по тексту.

     Дидактическая игра «Определи количество слогов в слове».

     Чтение скороговорки.

     Игра задание «Раздели яблоко на 4 части».

     Дидактическая игра «Сравни целое и часть».

  1. Заключительная часть:                                                         2мин     

Самоанализ деятельности детей.

Анализ. 

Сюрпризный момент «Сундук».

 

Длительность    ОД                                                                           25 мин  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход НОД:

I. Вводная часть: организационный момент                                                                 

Приветствие с гостями и пожелание доброго утра друг другу.

Воспитатель: -Доброе утро, ребята! Я очень рада видеть вас!

Дети, скажите, пожалуйста, какой сегодня день недели? Какой он по счёту? Какой был вчера день недели? Какой будет завтра день недели? Сколько всего дней в неделе? (ответы детей).

Ребята, сегодня нас ждут увлекательные игры, задания и много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! Приглашаю вас в путешествие, но, чтоб узнать в какое, отгадайте, пожалуйста загадку.

Загадка: «Стоит дом

Зверей много в нём,

Нет ни окон, ни дверей,

Крыша в зелени и тень!».

Дети: - Лес.

 

Вместе говорим: - Раз, два, три повернись, раз, два, три, покружись. И в лесу ты окажись.

(Слышны звуки леса).

Воспитатель: - Вот и оказались мы на «Весенней полянке», давайте присядем на «пенёчки» (стульчики). Тётушка Сова приготовила для вас сюрприз, он в этом сундуке, но для начала нужно оказать помощь Тётушке Сове. Давайте проведём познавательные уроки для зверей, в лесной школе. Готовы, ребята? Тогда начнём.

 

II. Основная часть:                                                                  

Воспитатель: - Начнём первый урок. Внимательно послушайте стихотворение.

«Заячий замок» (Марти́нас Вайнилайтис, литовский детский поэт)

Зайцы тачку нагрузили,
По тропинке покатили.

Первосортных шишек груду
На полянку привезли —
Вырос замок, просто чудо,
Просто как из-под земли.

Шишка к шишке.
В замке новом
Крыша с запахом сосновым…

Лисы! Волки! Вам теперь
Не проникнуть в эту дверь! (Перевёл М. Еремин).

 

А теперь, ребята ответьте на вопросы к стихотворению, а поможет вам иллюстрация на магнитной доске.

1. Про каких животных написал автор стихотворение? (про зайцев)

2. Что зайцы нагрузили в тачку?                                       (шишки)

3. Куда привезли тачку с шишками?                                (на поляну)

4. Что построили зайцы на поляне из шишек?                (замок)

5. От кого прятались зайцы в замке?                                (от лисы и от волка)

 

Воспитатель: - Ой, ребята посмотрите, в нашей корзинке с шишками лежит письмо.

Интересно, от кого это письмо и что написано в нём? Прочитаем?

Дети: - Да!

«Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам зайцы. Нам для строительства крыльца в замке не хватило шишек, отсчитайте, нам пожалуйста, 10 штук шишек. Заранее спасибо, зайцы».

(Вызываю одного ребёнка, который отсчитывает 10 шишек).

Воспитатель: - Ребята, на какую геометрическую фигуру похожа шишка? Дети: - Овал.

Воспитатель: - Отсчитайте 10 овалов и выложите на карточке.

А теперь Лера, посчитай от 1 до 10, а Вадим, посчитай от 10 до 1. Спрашиваю 2 – 3 детей прямой и обратный счёт.

Воспитатель: - Ой, ребята, а в корзинке ещё кое-что есть, смотрите здесь лежат карточки цветы с цифрами, но какие-то цифры пропущены, назовите их, пожалуйста.

Отлично справились, продолжим. Пришло время отдохнуть и немного размяться.

Проводится физминутка «Девочки и мальчики».

 

Девочки и мальчики скачут все, как мячики.

(Дети ставят руки на пояс и подпрыгивают на месте)

И руками хлопают.

(три раза хлопают в ладоши и снова ставят руки на пояс)

И ногами топают.

(три раза топают ногами)

Глазками моргают.

(три раза зажмуривают глаза)

Всё — все отдыхают.

(свободно опускают руки вниз и три раза встряхивают ими).

 

Воспитатель: - Приступим к следующему уроку.

- Я буду читать рассказ, а вы мне картинки называйте, которые встречаются в этом тексте, они вместо слов. Называется рассказ «Шляпа».

Вопросы по рассказу.

1. Кто нашёл шляпу в лесу? (мышь).

2. Кто ещё кроме мышки хотел завладеть шляпой? (лиса, ворона, лягушки).

3. Кто потерял шляпу? (девочка).

 

Воспитатель: - Ребята, а теперь игра задание, скажите и прохлопайте, сколько слогов в слове бант, мышь, ель? Верно, по 1 слогу.

- Сколько слогов в слове шля-па, в слове ли-са, в слове лод-ка? Верно, в этих словах по 2 слога.

- Сколько слогов в слове во-ро-на, в слове бо-ло-то, в слове зер-ка-ло? Верно, в этих словах по 3 слога. Отлично, справились с этим заданием.

 

Воспитатель: - Давайте приступим к следующему уроку.

- Ребята, как нужно проговаривать скороговорку? Быстро или медленно?

Дети: - Быстро.

Воспитатель: - Послушайте скороговорку.

 

«Пробежал колючий ёжик.

У ежа не видно ножек.

Под одеждой не поймёшь.

Покажи нам ножки ёж».

 

1. Про кого эта скороговорка?

2. Чего не видно у ежа?

3. Какой фрукт любят кушать ежи?

4. На какую геометрическую фигуру похоже яблоко?

- Прослушайте ещё раз скороговорку и попробуйте повторить её.

 

Воспитатель: - Ребята, в лесу очень много ежей проживает, давайте угостим ёжиков. В ваших тарелочках по одному яблоку лежит. Как нужно разделить яблоко на 4 равные дольки? (дети сгибают круг «яблоко» пополам и разрезают по сгибу, потом каждую половину ещё раз сгибают пополам и разрезают по сгибу).

- Скажите, пожалуйста, что больше целый яблок или одна четвёртая яблока?

- Что меньше одна вторая или одна четвёртая яблока?

- Что больше целый яблок или одна вторая яблока?

Ребята, спасибо! Вы отлично справились со всеми заданиями! И провели познавательные уроки.

III. Заключительная часть:                                                            

 

Воспитатель: - Дети, пришло время заканчивать познавательные уроки в лесной школе. Нужно возвращаться в группу.

Вместе говорим: - Раз, два, три повернись, раз, два, три, покружись. И в группе окажись.

- Вот мы и вернулись в свою группу.

Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались на занятии, с какими заданиями справились?

Понравилось вам?

Тётушка Сова очень вами довольна.

И в благодарность дарит вам настольную игру.

Спасибо всем за внимание!

                               

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для подготовительной к школе группы по образовательной области «Познавательное развитие» (разделы: ознакомление с окружающим миром, развитие элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность, констру

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности Тема «Домашние животные и их детеныши» Образовательная область: Познавательное развитие + речевое развитие (ознакомление с окружающим миром +развитие речи) Старшая группа № 15

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группена тему  «Домашние животные и их детеныши»с использованием здоровьесберегающих технологий, ТРИЗ (метод мозгового ш...

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие/Речевое развитие» раздел чтение художественной литературы в режимных моментах первая младшая группа на 2020 – 2021 учебный год

Тематическое планированиенепосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие/Речевое развитие»раздел чтение художественной литературыв режимных мо...