Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Инсценировка мансийской сказки «Кави-Кукушка»
Программное содержание: Познакомить детей с обычаями и традициями народов Севера - ханты и манси. В процессе коллективной работы совершенствовать коммуникативные навыки. Развивать память, мышление, формирование навыков учебной деятельности. Воспитывать уважение к национальным традициям малой родины.
Цель: развивать речь дошкольников через творческую активность театрализованной деятельности. Учить детей драматизировать простейшую сказку: сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнёрства.
Задачи:
Образовательные:
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки;
- дать возможность детям побывать в разных социальных ролях, что поможет им осмыслить свои собственные действия и переживания других людей;
- побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.
Развивающие:
- развивать словарный запас и познавательную активность детей;
- развивать воображение, фантазию, пантомимические навыки и личностное восприятие окружающего мира;
- развивать память, слуховое внимание, совершенствовать координацию рук, зрительно – пространственное ориентирование;
- развивать умение понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные состояния и характеры героев, используя интонационно-образную речь.
Воспитательные:
- воспитывать «настоящего зрителя» - быть внимательным и доброжелательным зрителем, проявлять культуру – не покидать своего места во время спектакля;
- воспитывать эмоционально-положительное отношение друг к другу;
- воспитывать готовность понимать другого человека и сопереживать ему;
- вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
Конспект
интегрированной непосредственно-образовательной деятельности
по образовательным областям: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие
в подготовительной к школе группе № 12 «Ягодка»
Тема НОД: «Сказание о Земле Югорской»
Составили:
музыкальный руководитель
Давиденко Елена Борисовна,
воспитатель Урасинова
Людмила Валентиновна
Советский 2021
Сказки народов севера
Инсценировка мансийской сказки «Кави-Кукушка»
Программное содержание: Познакомить детей с обычаями и традициями народов Севера - ханты и манси. В процессе коллективной работы совершенствовать коммуникативные навыки. Развивать память, мышление, формирование навыков учебной деятельности. Воспитывать уважение к национальным традициям малой родины.
Цель: развивать речь дошкольников через творческую активность театрализованной деятельности. Учить детей драматизировать простейшую сказку: сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнёрства.
Задачи:
Образовательные:
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки;
- дать возможность детям побывать в разных социальных ролях, что поможет им осмыслить свои собственные действия и переживания других людей;
- побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.
Развивающие:
- развивать словарный запас и познавательную активность детей;
- развивать воображение, фантазию, пантомимические навыки и личностное восприятие окружающего мира;
- развивать память, слуховое внимание, совершенствовать координацию рук, зрительно – пространственное ориентирование;
- развивать умение понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные состояния и характеры героев, используя интонационно-образную речь.
Воспитательные:
- воспитывать «настоящего зрителя» - быть внимательным и доброжелательным зрителем, проявлять культуру – не покидать своего места во время спектакля;
- воспитывать эмоционально-положительное отношение друг к другу;
- воспитывать готовность понимать другого человека и сопереживать ему;
- вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка.
Интеграция образовательных областей: речевое развитее, познавательное, физическое, музыкальное.
Подготовительная работа.
Словарная работа:
- Вуща вола – здравствуйте (хант.);
- Паща олэн – здравствуйте (манс.);
- Коренные жители (ханты, манси);
- Хул – рыба (манс.);
- Хэйро – солнце (хант.);
- Хотал – солнце (манс.);
- Анка – мама (хант.);
- Сюкум – мама (манс.);
- Малица – одежда из оленьих шкур;
- Санквылтап (манси) или Нарс-юх (ханты);
- Варган;
- Вожжи – часть упряжи, состоящая из длинного ремня (или из толстой тесьмы, веревки), прикрепленного к удилам, и служащая для того, чтобы править упряжной лошадью;
- Олтул олнэ – «Живите в гармонии, живите с миром!».
Знакомство с фольклором народов ханты и манси:
1. чтение легенд, сказок, примет, пословиц, поговорок воспитателем;
2. беседа по сказкам, легендам;
3. рисование, лепка героев, сюжета сказки;
4. разучивание правил национальных игр.
Работа с родителями.
- Конкурс-выставка «Традиции и быт народов ханты и манси в образе кукол».
- Консультации для родителей: «Обрядовые праздники и традиции народов ханты и манси», «Акань. Значение образа кукол народов ханты и манси», «Игры народов севера».
Индивидуальная работа: развивать диалогическую речь и интонационную выразительность.
Творческие методы и приёмы:
- диалогические общения;
- ролевые инсценировки;
- творческое рассказывание;
- заучивание текста наизусть;
- мимические упражнения;
- упражнения на развитие высоты голоса;
- упражнения на развитие темпа и ритма речи.
Оборудование и материалы: Чум; шкуры; национальные костюмы; ведро; костёр (электрический огонь); столик; 3 тарелки; 3 ложки; хворост; вожжи 2 шт.; рожки оленей; рыба.
Действующие лица:
Воспитатель: Мать – рассказчица
Дети:
- Сын рассказчицы
- Мать ребёнок
- Сын 1
- Дочь
- Сын 2
№ 1 -Фон
Ход действия: Выходят воспитатель и 2 детей читают стихотворение (в национальной одежде:
Воспитатель: Здравствуйте.
1 реб. ( Матвей) – «вуща вола» (здравствуйте – (хант.),
2 реб.- (Яна) – «паща олэн» (здравствуйте – (манс.)
I часть.
3 реб. (…..)
Суров наш Север лишь на первый взгляд,
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый вас увидеть будет рад
И обогреть душевной теплотою! (Лапцуй Л.)
4 реб. (…..)
Мы ждём друзья! И вовсе не беда,
Коль встретит вас не ласковая вьюга.
В любой зайдите чум - вас ждёт всегда
Гостеприимство и забота друга. (Лапцуй Л.)
5 реб. (…..)
Где ты видел чудесней сторонку.
Чем Югорская наша земля?
Здесь смеются заливисто, звонко,
Здесь веселые песни звенят.
Здесь открытые, милые лица,
Здесь улыбки на лицах цветут.
Как же можно Югрой не гордиться,
Коль здесь счастливо люди живут. (Парфенчик В.)
6 реб. (…..)
Огромным простором Российской земли
Югорский раскинулся край.
И в этой седой необъятной дали
Мы строим наш северный рай. (Калинушкин В.)
№ 2 - «Танец Севера»
(дети садятся на места)
Воспитатель: Среди просторов нашей страны есть край, где живете вы, где ваш дом родной, а называется он?
Дети: Ханты-Мансийский Автономный Округ.
Воспитатель: Старинное название нашего округа?
Дети: Югра.
Воспитатель: Правильно. Название округа Югра – пошло от названия народов «угры», которые издревле населяли эту землю
Воспитатель: Как и у всех регионов нашей большой Родины, в ХМАО-Югра есть столица, т.е. главный город – это ….?
Дети: Ханты - Мансийск.
Воспитатель: Кто мне покажет герб Югры? Флаг Югры? Флаг
г. Советский? (ответ детей)
Воспитатель: Назовите город, в котором мы живём?
Дети: город Советский.
Воспитатель: На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам... Каким?
Дети: Ханты и манси.
Воспитатель: Основной вид деятельности у коренных народов? (ответ детей)
Воспитатель: Правильно ребята! Живут ханты и манси в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Ханты и манси – мудрые народы. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют – «Дети природы».
Воспитатель: Как называется жилище хантов и манси? (ответ детей)
Воспитатель: Как называется одежда из оленьих шкур? (малица)
Муз.руководитель: Нашу страну населяет множество народов. У каждого – свой язык, своя культура, своя музыка, и конечно, свои музыкальные инструменты. Сегодня я расскажу об инструментах Народов Севера— ханты и манси. Своим инструментам они давали поэтичные названия.
– Нарс-юх, что переводится поющее или играющее дерево-это струнный щипковый инструмент
– Семиструнная арфа тор-юх ("журавль"), что означает журавлиная шея из дерева
– Бубен - непременный атрибут любого шамана. С помощью звуков бубна шаман изгонял болезни, призывали добрых духов помогать людями т.д. В настоящее время бубны, как музыкальный инструмент используется танцевальными коллективами. (удар в бубен)
II часть.
Воспитатель подходит к чуму и садится на скамейку:
– Сынок, иди скорей сюда, уже спать пора, поздно уже.
(выходит сын)
Сын: Не хочу ложиться спать, я хочу играть.
Воспитатель: Маленьким детям надо ложиться во время, тебе ещё расти нужно, сил набираться.
Сын: Не хочу ложиться спать, я хочу играть.
Воспитатель: Знаешь, что произошло с детьми, которые не слушали маму?
Сын: Что произошло? Расскажи мне мама.
Воспитатель: Ты садись со мной рядом, а я тебе сказку расскажу.
(сын садятся рядом)
№ 4 - Звучит хантыйская народная песня
Воспитатель: Вот что было. Жила на земле бедная женщина. (выходит мама, берёт ведро, идёт набирает воду, кладёт дрова в костёр, помешивает еду, накрывает стол)
Воспитатель: Было у неё трое детей.
(выбегает один ребенок и зовёт других)
1 Реб: Пойдём играть!
Бегом, бегом!
Национальная игра «Хул-рыба»
(Дети под музыку, передают по кругу рыбу. Игрок, в руках которого по окончании музыки осталась рыба, поднимает её над головой и кричит «хул»).
Мама: Дети кушать пора!
(подбегает 1 реб. мама гладит по голове;
2 реб. – подбегает дочка "заплетает косы", мама заглядывает в глазки;
3 реб.– подбегает, сердито отворачивается от мамы, мама разглаживает одежду, гладит по голове)
Мама: Деточки мои кушайте на здоровье!
(Дети поели, встают, вытирают губы)
1реб: Эй, ребята, пойдёмте играть!
2 реб:( выбежав из чума, кричит 3-му ребенку)Идём к нам.
3 реб: Бегу, бегу.
Национальная игра «Оленьи упряжки»
(Дети играют: мальчики встали в позу оленей, девочка,«держит» вожжи. Все бегут по кругу)
Воспитатель: Так дети с утра до вечера играли. Бегали, прыгали, а матери не помогали. Вернутся в чум, грязь на обуви занесут. Мама убирает за ними. Одежду промочат, а мать суши. Не слушались дети матери. Не помогали ей. От такой жизни, заболела мама. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит.
Национальная игра «Перетягивание палки»
(Два ребенка, сидя на полу и упираясь стопами друг в друга, перетягивают палку)
Мама: Детки, принесите водички. Пересохло у меня в горле.
1 реб: Нет! Мы хотим играть.
2 реб: Некогда нам.
3 реб: Потом принесем.
Мама: Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня в горле. Принесите водички.
1 реб: Я устал!
2 реб: Я не хочу!
3 реб: И я не хочу! Давайте лучше играть!
Воспитатель: Наконец одному ребёнку есть захотелось.
1 реб: Ой, ребята, что-то мне кушать захотелось, пойду в чум.. (остальные дети за ней)
Воспитатель: Смотрит: А мать стоит посреди чума и малицу надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мама птицей-кукушкой и вылетела из чума.
Дети стали шеренгой:
1 реб: Мама, мама..
2 реб: вернись домой!
3 реб: Мы водички принесли!
Мама: Ку-Ку, ку-ку! Поздно, поздно, деточки! Теперь все озёра и реки передо мной!
Дети протягивают ковшик с водой:
Дети: 1 реб: Мама, мама, вернись домой!
2 реб: Мы водички принесли!
3 реб: На, водички попей!
Дети бегут друг за другом за мамой.
Мама: Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно деточки! Не вернусь я теперь никогда!
(мать - кукушка летит по кругу, дети бегут за ней следом.)
Воспитатель: Мать, превратившись в кукушку, улетела... Много дней и ночей, бегая по камням, по кочкам, дети искали свою мать…….
Дети сели и плачут
Стало им одиноко…и очень очень стыдно…
III часть.
Сын: Мама, я тебя всегда буду слушать, мне очень жалко этих детей, которые не слушали мамочку. Давай им поможем вернуть маму.
(Идут по дороге встречают плачущих детей)
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Почему вы плачете?
Дети: Беда, мы обидели свою мамочку!
Воспитатель: Разве можно обижать самого близкого человека?
Воспитатель: Ребята, Как же вы её обидели?
реб: Мы её не слушали.
реб: Мы ей не помогали, трудно ей было с нами.
реб: Когда она заболела, не принесли ей водички.
реб: Мама превратилась в кукушку, и улетела от нас.
Вместе: Как нам её вернуть, нам плохо без неё? Помогите нам, пожалуйста
(плачут)
Воспитатель: Каждая мама волшебница. Постараюсь вам помочь. Но, захочет ли она вернуться к вам?
Дети: Захочет! Захочет! Мы всё сделаем, только бы она вернулась.
Воспитатель: Знаю, где ваша мама. Она превратилась в кукушку и всегда вас ищет. Хорошо, идите за мной (подходят к дереву, где сидит кукушка).
1 реб: Мамочка, мы всегда будем тебе помогать, вернись к нам!
2 реб: Мамочка, мы всегда будем заботиться о тебе, прости нас.
3 реб: Мамочка, мы всегда будем с тобой рядом, нам плохо без тебя!
Мать (сбрасывает «Крылья»): Хорошо. Я останусь. Мне тоже без вас плохо.( обнимает детей)
Воспитатель: Всегда, берегите своих мам.
№ под музыку дети группы строятся полукругом.
№ - Песня «Мама»
Все радостно кланяются гостям
Воспитатель:
Светлая сказка над нами летала,
Добрыми быть - она всех призывала.
Слушаться старших, с природой дружить.
Землю родную, очень любить!
Воспитатель: «Олтул олнэ» - это означает? (ответ детей, хором)
Воспитатель: Правильно: «Живите в гармонии, живите с миром! ».
Литература:
- Е.И. Ромбандеева Мансийские детские сказки с переводами и комментариям.- Югорский государственный университет.- ООО «Доминус», 2010
- В. Н. Соловар Хантыйско-русский словарь) – Тюмень: ООО «Формат», 2014. – 386 с.
- К.Д. Ушинский Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии.-М.:Гранд-Фаир,2004
- К. Д. Ушинский Избр. пед. соч.: в 2 т. М„ 1974.
Игра «Салки»
Водящий старается догнать игроков и дотронуться рукой до любого из них. Если ему это удается, осаленный принимает ведущую роль и громко объявляет об этом остальным.
Нар. игра "Хейро"(Солнце)
Правила игры: все игроки увёртываются от солнца при его поворотах.
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставными шагами, руками делают равномерные взмахи вперёд – назад и на каждый шаг говорят «Хейро!». Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт и выпрямляется, вытягивает руки в стороны. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
Игра «СОЛНЦЕ И ЛУНА»
Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны - игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.
Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Познавательное развитие: ознакомление с природой», «Развитие речи», «Художественное творчество: рисование» по теме: «Морское путешествие» в старшей группе
Программные задачи:Образовательные задачи:1. Учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению;2. Закрепить цифры от одног...
Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе Тема: «Хлеб- всему голова»
Программное содержание: -расширить знание детей о том как на нашем столе появился хлеб.- закреплять названия профессий людей, растящих хлеб: тракторист, шофер, комбайнер, мельник, пекарь, хлебороб.- а...
Мой робот Интегрированная непосредственно образовательная деятельность Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель:Формировать представления детей о разных роботах их значении в жизни человека, через один из способов конструирования.Задачи:Образовательные:- Расширять представления о роботах, их значении...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие для средней группы на тему: «Космическое путешествие»
Цель: познакомить и сформировать у детей элементарные представления о космосе.Задачи:ОбразовательныеПродолжать знакомить детей с историей развития космонавтикиДать первоначальные сведения о планетах, ...
Конспект Итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Путешествие в страну Знаний» В подготовительной к школе группе №11
Тема: «Путешествие в страну знаний».Цель:Задачи:Образовательные задачи:Совершенствовать речь как средство общения.Закрепить знания о гербе, флаге, гимне России.Различать понятия «зву...
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательной развитие» в подготовительной группе Тема: «Живой мир вокруг нас»
Цель: Расширение и закрепление представления об особенностях внешнего вида диких животных и лесов нашей Родины Задачи:-закреплять представления о лесе, как месте обитания диких животных. Зак...
Конспект интегрированной непосредственной – образовательной деятельности по образовательной области: «Познавательное развитие» на тему: «Пространственная ориентировка на плоскости» для детей старшей группы
Интегрированное занятие по познавательному развитию с использованием интерактивными средствами обучения....