Занятие по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей ТНР Наш общий дом
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Программные задачи:
- формировать представления о родном городе, закрепить представления о достопримечательностях города;
- развивать внимание, память, связную речь;
- расширить и уточнить знания детей о нашем крае, коренных жителях севера саамах;
- продолжать знакомить с особенностями национальной одежды народов севера;
- воспитывать любовь к родной земле; уважение к людям разных национальностей, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей ТНР на тему: «Наш общий дом»
Воспитатель:
Зуйкова Р.Ф.,
высшая кв. категоия
Программные задачи:
- формировать представления о родном городе, закрепить представления о достопримечательностях города;
- развивать внимание, память, связную речь;
- расширить и уточнить знания детей о нашем крае, коренных жителях севера саамах;
- продолжать знакомить с особенностями национальной одежды народов севера;
- воспитывать любовь к родной земле; уважение к людям разных национальностей, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа.
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, я хочу пригласить вас в интересное увлекательное путешествие.
Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром.
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья!
Живёшь в том светлом доме
Ты
и все твои друзья!
Воспитатель: Как можно назвать наш общий дом?
Дети: Земля.
Воспитатель: Что ещё можно назвать домом для человека?
Дети: Родина, город, улица, дом, квартира.
Воспитатель: Как называется страна, в которой мы живём?
Дети: Россия.
Воспитатель: Мы с вами живём в огромной стране – Россия.
Россия наша большая Родина. Но у каждого человека есть и малая Родина – это место где он родился и живёт.
Воспитатель: Как называется город, в котором мы живём?
Дети: Ковдор
Воспитатель: В какой области он находится?
Дети: В Мурманской области.
Воспитатель: Как называется главная улица нашего города?
Дети: улица Ленина.
Воспитатель: А какое название носит первая улица нашего города?
Дети: Улица Горняков
Игра с мячом « На какой улице ты живёшь?»
Воспитатель: А на каких улицах живёте вы? (Ответы детей)
Воспитатель: У каждого города, как и у каждого человека, свой возраст.
Воспитатель: Кто знает, сколько лет нашему городу?
Дети: 65 лет.
Воспитатель: Как называют жителей нашего города?
Дети: Ковдорчане
Воспитатель: Как можно назвать девочек г. Ковдора?
Дети: Ковдорчанки, ковдорчаночки
Игра с мячом «Кто подберет больше слов»
А теперь я вас проверю, кто придумает интересные слова.
Ковдор какой? (красивый, большой, уютный, любимый);
Улицы в нашем городе какие? (чистые, зеленые, шумные, заснеженные);
Дома в городе какие? (высокие, многоэтажные);
Ковдорчане какие? (трудолюбивые, старательные, красивые, интересные, доброжелательные, гостеприимные, заботливые)
- Когда бывает холодный Ковдор (город зимой)
- Когда бывает зелёный Ковдор (город летом)
- Когда бывает веселый Ковдор (город в праздник)
- Когда бывает мокрый Ковдор (город во время дождя),
- Когда бывает солнечный Ковдор (город в солнечную поголу) и т. д
- Ребята, Ксения М с родителями. совершила экскурсию по городу и своими впечатлениями поделится с нами.
РАССКАЗ КСЕНИИИ
Мой город
Мой город не очень большой, но в нём есть всё, чтобы хорошо жить.
В моём городе четыре школы, много детских садов. Чтобы узнать новое можно пойти в музей и детскую библиотеку. Мультики можно смотреть в кинотеатре.
Ещё у нас много памятников, больше всего мне понравился самолёт.
Ещё в городе есть больницы – детская и взрослая, магазины и большой комбинат.
Есть много домов, где живут люди – они большие и маленькие. Самый большой дом – девятиэтажный. Мне нравится жить в моём городе.
Физминутка
Утром рано мы встаём
Город видим за окном.
Он проснулся, он живёт
Нас на улицу зовёт.
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
Далёкие и близкие,
Деревянные, панельные, кирпичные,
Вроде бы обычные.
Мы живём, мы растём
В нашем городе родном.
Для кого-то небольшой
Для кого огромный.
Пусть живёт, пусть цветёт
Городок наш скромный.
Воспитатель: На берегу, какой реки стоит наш город?
Дети: река Ковдора
Воспитатель: Ребята, река Ковдора, в переводе с саамского (змея)
- В Мурманской области проживают разные народы. Это русские, украинцы, белорусы, карелы, армяне, татары и другие.
Но издавна здесь, у нас на севере, живут саамы. Саамы – коренные жители Кольского полуострова, о них нам расскажет Влад.
РАССКАЗ ВЛАДА
Рассказ о саамах.
Ребята, я с мамой ездил на экскурсию в саамскую деревню и расскажу вам много интересного.
Саамы – это самые первые жители, которые поселились у нас на севере. А поселились они около озера, потому что озеро их кормило рыбой . ещё рядом с озером было очень много мха ягеля, которым питались олени. В лесах было много зверей птиц, росли грибы и ягоды – это была главная еда для саамов.
Саамы были сильными и выносливыми людьми, потому что им приходилось ходить за оленями пешком на далёкие расстояния. Олени были для саамов и едой, и одеждой, и транспортом, поэтому саамы берегли оленей и заботились о них.
Саамы были меткие стрелки, смелые охотники и рыболовы.
Зимнее жильё саамов – это вежа. В центре вежы стоял очаг из камней, над ним висел железный котёл, в котором саамы готовили еду. В вежах жили зимой. А летом саамы жили в куваксах, чумах, это жильё легко разбирались и перевозились в другое место.
Сейчас саамы живут в домах и квартирах с удобствами.
Дополнит рассказ Артём М.
РАССКАЗ АРТЁМА
Одежду саамы шили из оленьего меха, сшитой мехом наружу и прорезью для головы и рук. Называлась эта одежда печок.
Шубка с капюшоном называлась – малица, сапожки длинные - яры, короткие – каньги.
Саамы умеют вышивать бисером, этому учат и детей.
В своих работах используют мастерицы основных четыре цвета – белый, желтый, красный, синий. Эти цвета можно встретить у нас, на севере. повсюду! Каждый из них имеет свое обозначение.
Белый цвет – это снег, которого так много у нас на Севере. это сугроб, зайцы в лесу.
Синий – цвет неба, воды, цвет ягод черники и голубики.
Желтый – солнечный лучик, цвет морошки, осенних листьев.
Красный цвет означает огонь в очаге, цветы в тундре, брусника.
И узоры на таких вещах вышивают свои, саамские. Здесь можно встретить:
Полумесяц или месяц,, звезды, горы, хоровод, реку, птиц. Все, что окружает северный народ с детства.
- А теперь проверим, что вы запомнили.
Д/И с мячом « Не ошибись»
- Как называлось зимнее жилище саамов? (вежа, тупа, кувакса)
- Перечислите основные занятия у саамов ? (оленеводство, рыбная ловля, охота, вышивание бисером)
- Назовите основные продукты питания саамов? (оленина, рыба, грибы, ягоды.)
- Какие основные четыре цвета мастерицы используют в своих работах? (белый, красный, синий, желтый)
- Что обозначает каждый цвет?
Белый цвет – это снег, которого так много у нас на Севере. это сугроб, зайцы в лесу.
Синий – цвет неба, воды, цвет ягод черники и голубики.
Желтый – солнечный лучик, цвет морошки, осенних листьев.
Красный цвет означает огонь в очаге, цветы в тундре, брусника.
Физкультминутка
Солнце глянуло в окошко,
Осветило нам дорожку,
А мы малицы надели,
Не боимся мы метели.
Пимы теплые не хуже -
Не боимся зимней стужи.
Мы оленя догоняли,
Наши ножки не устали.
Ведь олени быстро мчатся,
С ними трудно состязаться.
Мы оленя не догнали
И в большой сугроб упали.
Итог занятия
Наше увлекательное путешествие завершилось. Что больше всего сегодня вам понравилось и запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Ирк...
Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития "Знакомство с миром звуков и букв"
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...
Перспективный план работы в образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)
В перспективном плане представлены задачи по каждому разделу работы в образовательной обасти "Речевое развитие" по периодам....
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) "Морские приключения"
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР с использованием здоровьесберегающих технологий в ходе закрепления речевых навыков...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности. "Общая горка"
Конспект затятия по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленностиТема: Пересказ рассказа составленного по картине с проблемным сюжетом "Общая горка"Вид занятия: Пересказ р...
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Приключения муравьишки»
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
Дидактические игры по речевому развитию...