Перспективный план работы в образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)
В перспективном плане представлены задачи по каждому разделу работы в образовательной обасти "Речевое развитие" по периодам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективный план | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план
работы в образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)
Раздел 1. Развитие моторных функций
Задачи:
- выработка четких координированных движений артикуляционного аппарата;
- развитие ощущений от движений органов артикуляции;
- формирование умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;
- развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;
- развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составление узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;
- обучение мимической гимнастике;
- обучение самомассажу лица и шеи.
Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции
Задачи:
- формирование правильного речевого дыхания;
- постановка нижнедиафрагмального дыхания;
- обучение детей умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;
- выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо.
Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов
Задачи:
- формирование слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков;
- знакомство со звуками А- Я, О- Ё, У- Ю,
- упражнение в выделении гласных звуков в начальной ударной позиции в слове и согласных звуков в конце слова;
- определение местоположения звука в словах: «звук в начале слова», «звук в конце слова»;
- упражнение в подборе слов на заданный ударный гласный звук в начале слова;
- знакомство детей с понятиями «гласный звук», «согласный звук», «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук»;
- знакомство с понятиями «слово»- «предложение»;
- формирование умения анализировать обратные слоги типа: АН, УН с выкладыванием схемы;
- формирование умения дифференцировать гласные и согласные звуки с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
- формирование умения делить на слоги двухсложные и трехсложные слова с последующим выкладыванием схемы.
Раздел 4. Лексика
Задачи: формирование, расширение, уточнение и активизация словаря по темам:
«Наш любимый город Ставрополь», «Фрукты. Сад», «Овощи. Огород», «Грибы. Ягоды», «Осень», «Деревья и кустарники», «Человек», «Семья. День матери», «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь».
Раздел 5. Грамматический строй речи
(по лексическим темам I периода)
Задачи:
- отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа;
- упражнение в образовании формы множественного числа имен существительных от формы единственного числа именительного падежа;
- формирование умения согласовывать глаголы с именами существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут);
- упражнение в согласовании имен существительных с прилагательными в роде, числе, падеже;
- закрепление умения согласовывать имена существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои;
- формирование умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением, используя суффиксы -ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-;
- обучение согласованию числительных два и пятьс именами существительными;
- упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (яблок, чашек, платьев и т.д.);
- закрепление навыков использования в речи простых предлогов: на — с, в — из;
- упражнение детей в подборе слов, сходных по значению (синонимы);
- упражнение детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимы).
Раздел 6. Связная речь
Задачи:
- обучение детей составлению простых распространенных предложений;
- обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным предложением;
- обучение составлению описательных рассказов по темам I периода;
- работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений);
- обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок с использованием фланелеграфе, сюжетных и предметных картинок (дословный и свободный пересказ).
Раздел 7. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма
Задачи:
- знакомство с буквами А- Я, О-Ё, У-Ю (без акцента на запоминание);
- упражнение в выкладывании букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезании, «рисовании» в воздухе, соотношении с окружающими предметами.
Раздел 8. Работа воспитателя по заданию учителя-логопеда
Задачи:
- развитие артикуляционной, пальчиковой и общей моторики по заданию учителя-логопеда;
- развитие мимической мускулатуры лица по заданию учителя-логопеда;
- упражнение в анализе обратных слогов и определении места звуков в словах: начало и конец слова;
- активизация и закрепление отработанного словарного запаса;
- упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;
- подготовка детей к занятиям по развитию связной речи;
- закрепление выработанных навыков вовремя режимных моментов, в играх, развлечениях и других видах деятельности.
К концу I периода:
- должны быть развиты моторные функции артикуляционного аппарата для возможности постановки некоторых звуков и характеристики звуков 1 периода обучения, с опорой на ощущения от положения органов артикуляции;
- развитие мелкой моторики должно способствовать развитию речевой функции в целом;
- должны быть выработаны: целенаправленная воздушная струя; умение произвольно менять силу голоса;
- должны быть выработаны навыки характеристики звуков I периода с использованием различных видов контроля: артикуляционного, акустического, тактильно-вибрационного; определения места звуков в словах: начало (гласные звуки) и конец слова (согласные звуки) и звукового анализа обратных слогов; слоговой анализ трехсложных и двухсложных слов; закреплены понятия «гласный и согласный звук», «слог», «слово»;
- словарный запас по лексическим темам первого периода должен соответствовать норме;
- должны быть выработаны умения по лексическим темам I периода: изменять имена существительные по падежам, образовывать имена существительные множественного числа, с уменьшительно-ласкательным суффиксом; согласовывать имена существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать имена существительные с притяжательными местоимениями и глаголами; правильно употреблять в речи простые предлоги; подбирать слова, сходные по значению (синонимы); подбирать слова, противоположные по значению (антонимы).
- должны быть выработаны навыки составления простых предложений по демонстрируемым действиям; умение задавать простые вопросы и отвечать на них, составлять описательные рассказы по лексическим темам I периода и пересказывать небольшие рассказы и сказки;
- дети должны познакомиться с буквами I периода, уметь выкладывать их из различных мелких предметов.
II период (январь, февраль, март апрель, май)
Раздел 1. Развитие моторных функций
Задачи:
- развитие четких координированных движений артикуляционного аппарата;
- развитие ощущений от движений органов артикуляции;
- выработка умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;
- развитие общей моторики и координации речи с движением;
- развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составление узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;
- развитие мимической мускулатуры лица;
- проведение самомассажа лица и шеи.
Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции
Задачи:
- развитие речевого и нижнедиафрагмального дыхания;
- развитие умения коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;
- развитие умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;
- совершенствование четкости дикции.
Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов
Задачи:
- развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков;
- знакомство со звуками: Ы- И, Э- Е, П, Т- Т*, К- К*, М- М*, Б- Б*, Д-Д*, Н- Н*, В- В*, Ф-Ф*, Г- Г*, Х- Х*, К-Х, С – С*, З- З*, Ш, Ж, Ш-Ж, С-Ш, З-Ж, Й, Р-Р*, Л-Л*, Ц, С-Ц, Ч, Ч-Т*, Ц-Ч, Щ, Ч-Щ, Л*- Й
- упражнение в выделении гласных и согласных звуков в начале, середине и конце слов; определение местоположения звука в словах;
- упражнение в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки;
- знакомство с понятиями «гласный звук», «согласный глухой звук», «согласный звонкий звук»;
- закрепление знаний детей о предложении, знакомство с графической схемой предложения;
- формирование умения анализировать обратные слоги типа АН и прямые типа НА, НИ с выкладыванием схемы;
- закрепление умения дифференцировать гласные и согласные звуки с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
- формирование умения анализировать короткие слова типа кот, кит с последующим выкладыванием схемы;
- упражнение в дифференциации гласных и согласных звуков с опорой на артикуляционные и акустические признаки; закрепление умения дифференцировать согласные звуки по звонкости - глухости;
- развитие умения делить на слоги двухсложные и трехсложные слова с последующим выкладыванием схемы.
Раздел 4. Лексика
Задачи:
расширение, уточнение и активизация словаря по темам: «Зимние забавы», «Зима. Дикие животные зимой», «Зимующие птицы», «Транспорт», «Профессии», «Головные уборы», «День защитника Отечества», «Продукты питания», «Дом и его части», «Мебель», «Домашние животные и их детёныши», «Домашние птицы», «Весна», «Перелётные птицы», «Рыбы», «День Победы», «Зоопарк», «Цветы», «Лето. Насекомые».
Раздел 5. Грамматический строй речи
(по лексическим темам II периода)
Задачи:
- закрепление навыков употребления падежных окончаний имен существительных единственного числа;
- закрепление навыков использования в речи существительных в именительном и родительном падежах множественного числа;
- обучение согласованию глаголов с существительными единственного и множественного числа;
- развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;
- обучение образованию притяжательных прилагательных по теме «Дикие животные»;
- обучение образованию приставочных глаголов движения;
- обучение образованию прилагательных от существительных;
- закрепление умения согласовывать числительные два и пять с существительными;
- закрепление навыков использования в речи простых предлогов: на, с, под, над, за;
- формирование умения употреблять предлоги движения: в, из, от, по, к;
- закрепление умения подбирать сходные и противоположные по значению слова;
- закрепление умения образовывать форму множественного числа от существительных в именительном падеже единственного числа;
- обучение подбору родственных слов. отработка падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа;
- закрепление умения образовывать существительные в форме множественного числа от существительных в форме единственного числа именительного падежа;
- закрепление умения использовать в речи глаголы в единственном и множественном числе и образовывать приставочные глаголы;
- упражнение в согласовании существительных с прилагательными и местоимениями в роде, числе, падеже; обучение образованию и практическому использованию в речи притяжательных и относительных прилагательных;
- закрепление умения подбирать синонимы, антонимы и родственные слова;
-закрепление умения согласовывать числительные с существительными;
- упражнение в употреблении различных форм имени существительного;
- закрепление навыков использования в речи сложных предлогов.
Раздел 6. Связная речь
Задачи:
- упражнение в составлении простых распространенных предложений;
- обучение составлению описательных рассказов по темам II периода;
- работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений);
- закрепление умения пересказывать небольшие рассказы и сказки с использованием фланелеграфа, сюжетных и предметных картинок (дословный и свободный пересказ);
- обучение составлению рассказа по картине и серии картин;
- -формирование умения составлять рассказы по сюжетным картинам и серии сюжетных картин с элементами творчества.
Раздел 7. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма
Задачи:
- знакомство с буквами: Б, П, Д, Т, Г, К, Х, С, З, Ш, Ж (без акцента на запоминание);
- упражнение в выкладывании букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезании, «рисовании» в воздухе, соотношении с окружающими предметами.
Раздел 8. Работа воспитателя по заданию учителя-логопеда
Задачи:
- развитие артикуляционной, пальчиковой и общей моторики вслед за учителем-логопедом;
- развитие мимической мускулатуры и проведение самомассажа лица по заданию учителя-логопеда;
- упражнение в анализе обратных и прямых слогов и определении места звуков в словах: начало, середина и конец слова;
- упражнение в анализе слогов и слов типа кот, кит с выкладыванием схемы;
- активизация и закрепление отработанного словарного запаса;
- упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;
- подготовка детей к занятиям по развитию связной речи;
- закрепление выработанных навыков в ходе режимных моментов, в играх, развлечениях и других видах деятельности.
К концу II периода:
- должны быть развиты моторные функции артикуляционного аппарата для возможности постановки основных звуков и характеристики звуков II периода обучения, с опорой на ощущения от положения органов артикуляции; развитие мелкой моторики должно способствовать развитию речевой функции в целом;
- должны быть развиты: нижнедиафрагмальный тип дыхания и целенаправленная воздушная струя; умение произвольно менять силу голоса;
- должны быть выработаны навыки характеристики звуков II периода с использованием различных видов контроля: артикуляционного, акустического, тактильно вибрационного; определения места звуков в словах (начало, середина и конец слова) и звукового анализа обратных и прямых слогов; дифференциации некоторых звуков по звонкости-глухости; слогового анализа трехсложных, двухсложных и односложных слов; закреплены понятия «гласный звук», «согласный звонкий звук», «согласный глухой звук», «слог», «слово», «предложение»; графического изображения слоговых схем и схем предложений;
- словарный запас по лексическим темам второго периода должен соответствовать норме;
- должны быть выработаны умения по лексическим темам II периода: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в именительном и родительном падежах; образовывать притяжательные прилагательные по теме «Дикие животные» и приставочные глаголы движения; употреблять в речи простые и некоторые сложные предлоги: на, с, в, из, под, над, за, от, по; подбирать слова, сходные и противоположные по значению;
- должны быть выработаны: навыки составления простых распространенных предложений, составления описательных рассказов по темам II периода, умение пересказывать небольшие рассказы и сказки; первоначальный навык составления небольших рассказов по картине и серии сюжетных картин;
- дети должны познакомиться с буквами II периода, уметь выкладывать их из различных предметов и соотносить с окружающими предметами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема «Шоколадная фабрика»
В рамках творческо - исследовательского проекта "Шоколад - это полезно или вредно" мы с детьми узнали много интересного о шоколаде и сами готовили шоколадные конфеты по рецепту Мудрого Филина....
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических средств языка по теме: «Посуда»
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических средств языка по теме: «Посуда»...
Открытая организованная образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. ОО «Речевое развитие» Тема: «Игрушки»
Открытая организованная образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. ОО «Речевое развитие»Тема: «Игрушки»...
Перспективный план работы по пожарной безопасности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №5 на 2019 – 2020 уч.год
Планирование по пожарной безопасности разработано для детей старшей группы и мероприятий для родителей....
План работы в книжном уголке в старшей группе компенсирующей направленности.
В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон»...
Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программы в старшей группе (компенсирующей направленности) № 1 на 2020 – 2021 учебный год
Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программыв старшей группе(компенсирующей направленности) № 1на 2020 – 2021 учебный год...
Перспективный план сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Родничок» на 2022-2023 учебный год
Перспективный план сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Родничок»на 2022-2023 учебный год...
- Мне нравится (2)