Образовательная область «Речевое развитие» конспект занятия по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: создание условий для обучения детей пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий.
Задачи.
1. Образовательные:
-учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст;
-отвечать на вопросы полными ответами;
-обогащать и активировать словарь;
-подбирать слова-определения к словам (какая?).
2. Развивающие:
-развивать логическое мышление;
-умение формировать свои мысли.
3. Воспитывающие:
-формировать такие качества как сочувствие, отзывчивость, желание помочь попавшим в беду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.62 КБ |
![]() | 14.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №43 «Теремок»
Образовательная область «Речевое развитие»
конспект занятия по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности
«Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки»
Подготовила:
воспитатель
высшей квалификационной категории
Маляренко Елена Андреевна
п.Красногорняцкий, 2025 г.
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки»
Цель: создание условий для обучения детей пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий.
Задачи.
1. Образовательные:
-учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст;
-отвечать на вопросы полными ответами;
-обогащать и активировать словарь;
-подбирать слова-определения к словам (какая?).
2. Развивающие:
-развивать логическое мышление;
-умение формировать свои мысли.
3. Воспитывающие:
-формировать такие качества как сочувствие, отзывчивость, желание помочь попавшим в беду.
Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, иллюстрации «Служебные собаки», иллюстрации собак разных пород, физкультминутка, картинка «Лондон», картинки к тексту, загадка, дидактическая игра «Наоборот».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Предварительная работа: беседа «Собака – друг человека», рассматривание иллюстраций пород собак.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. Теперь вспомним наше правило, как нужно себя вести на занятии:
Один, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать,
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
(Круг дружбы)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами превратимся в рассказчиков. Вы знаете, кто такие рассказчики?
Дети: Рассказчики – это такие люди, которые умеют хорошо рассказывать или пересказывать прочитанное, или услышанное.
Воспитатель: Тогда, вокруг себя повернись и в рассказчика превратись.
- А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку:
Загадка.
«Я хозяину служу
Дом хозяйский сторожу.
Я рычу и громко лаю,
А чужих, я прогоняю.» (собака)
Воспитатель: Что вы знаете о собаках?
Воспитатель: Почему собак называют друзьями человека?
В: Как помогают собаки людям?
Дети: Собаки служат в полиции, в армии, спасают людей на воде, помогаю пожарным и т. д.
В: Как называются эти собаки?
Дети: Служебные.
II. Отгадывание загадок (предлагаю подойти к столу)
В: Перед вами лежат картинки с изображением собак, вы должны отгадать загадку и найти изображение с этой собакой и повесить ее на магнитную доску.
1. Собаку, которая сторожит дом, называют (сторожевой)
2. Охотнику помогает собака (охотничья)
3. Пасет овец собака-(пастух)
4. Спасает человека из-под обломков дома собака-(спасатель)
5. Охраняет границу собака (пограничник)
6. Собака, которая ведет слепого человека – это… (поводырь)
7. Вытаскивает угоревших во время пожара людей ….(пожарная собака)
(При отгадывании загадок иллюстрации соответствующих собак вывешиваются на доске)
В: Пожарные собаки, как вы думаете, кому помогают?
Д: Пожарным.
В.: А кто такие пожарные?
Д: Пожарные – это специально подготовленные и обученные люди., которые тушат пожар
III. Чтение рассказа (садятся на стулья)
В: Сегодня вы еще больше узнаете о пожарных собаках, прослушав рассказ Л. Н. Толстого «Пожарные собаки». (Показать портрет автора)
В: В рассказе встретится незнакомое для вас слово «лондон». Лондон – это город в другой стране, в Англии. (Показать иллюстрацию города)
В: Слушайте внимательно, после чтения будете отвечать на вопросы по содержанию.
IV. Беседа по содержанию.
В.: Ребята, как называется произведение, которое мы с вами сейчас прочитали?
Д.: Произведение называется: «Пожарные собаки».
В: О чем говорится в рассказе?
Д: В рассказе говорится о пожаре, о собаке, которая спасла девочку и куклу.
В: Почему собак назвали пожарными? Что они делают?
Д: Собаки спасают детей и людей во время пожара.
В.:В каком городе произошел пожар?
Д.: Пожар произошел в городе Лондоне.
В.: Как себя ведут дети, во время пожара?
Д.: Дети во время пожара прячутся от испуга и молчат. Поэтому из - за дыма их нельзя рассмотреть.
В: Что однажды произошло?
Д: Однажды загорелся дом. Приехали пожарные.
В: Кто выбежал к пожарным, когда они приехали?
Д.:Выбежала к ним женщина.
В: Что делала женщина, о чем она говорила?
Д.: Она плакала и говорила, что в доме осталась 2-х летняя девочка.
В: Кого позвали пожарные? (собаку)
В: Как звали собаку, которая спасла во время пожара в Лондоне 12 детей? (Боб)
В: Что сделал Боб?
Д: Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму.
В: Кого вынес Боб?
Д: Через 5 минут Боб вынес в зубах девочку.
В: Что сделала мама, увидев дочь?
Д.: Бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь жива
В: Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку?
Д.: Ласкали собаку и осматривали, не обгорела ли она
В: Куда рвался Боб?
Д: Боб снова рвался в дом.
В: О чем подумали пожарные?
Д: Пожарные подумали, что в доме есть еще живое и пустили его.
В: Что несла собака в зубах?
Д: Она несла в зубах куклу.
В: Благодаря кому рассказ закончился хорошим концом?
Д: Пожарным и Бобу.
V. Физкультминутка.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, подтянуться.
Три – в ладошки, три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре руки шире
Пять – руками помахать.
Шесть – на стульчик тихо сесть.
VI. Повторное чтение. (Перед повторным чтением дать установку на пересказ текста)
VII. Пересказ детьми.
Первый рассказывает начало. (Поведение детей при пожарах. Лондонские пожарные собаки.)
Второй – о том, как выбежала женщина и ее поведение
Третий – о том, как собака спасла девочку.
Четвертый – о том, как собака принесла куклу.(Отважная собака бежит в огонь и повторно спасает куклу.)
В: Как можно сказать о пожарных собаках?
Д: Пожарные собаки смелые, выносливые, послушные и т. д.
В: Понравился вам рассказ? Чем понравился рассказ?
VIII Итог.
Ребята, вставайте в круг. Давайте поможем зажечься нашей «Лампе знаний», отвечая на вопросы полным предложением. Как называется рассказ, который сегодня я прочитала? (Рассказ называется «Пожарные собаки») Как звали собаку, которая спасла девочку? (Собаку звали Боб) Как вы думаете, какими должны быть собаки, которые спасают людей? (Собаки, которые спасают людей должны быть добрыми, смелыми, сильными, мужественными) Кого, кроме девочки спасла собака? (Собака спасла куклу) Что больше всего понравилось в рассказе? (зажечь лампу) Сложить башню из ладошек.
Раз, два, три – мы сегодня молодцы!
Предварительный просмотр:
Лев Николаевич Толстой.
«Пожарные собаки»
Быль.
Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.
Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали её — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.














По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подгрупповое занятие с элементами логоритмики в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР и ФФНР «Профессии в детском саду»
Данный конспект, надеюсь, поможет Вам вместе с детьми совершить увлекательное путешествие по детскому саду. Повторить и закрепить знания детей о профессиях в детском саду. При помощи логоритмиче...

Конспект занятие по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности "Путешествие в лес"
Методическая разработка...

Конспект НОД по развитию речи с использованием интерактивных технологий. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого "Пожарные собаки".
Цель: развивать умение игрового и делового общения со взрослыми и сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности....
Конспект открытого подгруппового занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.
Конспект открытого подгруппового занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности. Название: «В поиске солнечных лучиков» Форма: Игра-путешествиеТема: «Весн...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки»
Цель: познакомить детей с новым произведением Л.Н. Толстого.Задачи.1. Образовательные:-учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст;-отвечать на вопросы полными ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности "Пересказ рассказа Е.И Чарушина "Лисята"
Данное занятие проводится в старшей группе компенсирующей направленности. Проводя данное занятие, мы формируем у детей умение связно пересказывать текст, опираясь на мнемотаблицу. Обогащаем активный с...

Занятие по развитию речи для детей подготовительной группы компенсирующей направленности пересказ рассказа Л. Н. Толстого "Косточка"
Разработанное занятие направлено на создание условий для развития у детей умения связывать отдельные части рассказа в единое целое....
- Мне нравится (2)