Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Приключения муравьишки»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Каткова Марина Александровна

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priklyuchenie_muravishki.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6

комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект

НОД  по речевому  развитию в старшей  группе компенсирующей   направленности для детей с ОНР

«Приключения муравьишки»

                                                         

                                                         Составила: учитель – логопед Каткова М.А.

Цель: Расширение  представлений о насекомых, закрепление  с детьми обобщающего  понятия “насекомые”.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: расширить словарь по теме «Насекомые»; совершенствовать грамматический строя речи: образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов, согласование числительных с существительными, совершенствовать навыки звукобуквенного и слогового анализа  (4-х звуковые слова) и синтеза слов, составлять схемы предложений; совершенствовать  умения отгадывать загадки, составлять предложения и согласовывать слова в них, отвечать на вопросы полным предложением, грамотно выражать свои мысли.

  • Коррекционно-развивающие: развивать  умение вслушиваться в обращённую речь и в соответствии с ней выполнять инструкции,  развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, творческое воображение; учить ориентироваться на плоскости и в пространстве; автоматизировать правильное звукопроизношение в свободной речи, развивать координацию речи с движением, артикуляционной и мелкую  моторику, развивать длительный плавный выдох.

  •  Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность. 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Материалы и оборудование:

  • Магнитная доска, дерево, домик,муравейник,елочки;
  • Тематические картинки по теме: насекомые, цветы;
  • Символы звуков, слоговые домики, буквы;
  • Карта. Муляжи насекомых,цветы на дыхание, индивидуальные зеркала;
  • Мимио – презентация.

Ход занятия

Организационный момент: 

Педагог: –  Ребята, сегодня утром, я нашла маленького муравьишку. Он просит нас о помощи, потому, что   попал в беду: забрался слишком далеко от дома.  У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат — все домой бегут. Сядет солнце, — муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуетДавайте ему поможем  найти свой дом и добраться до него.

Педагог: –  Как называется дом муравья?

Дети:  - Муравейник.

Педагог: –  Ребята, мы, конечно же,  поможем муравью, но мы не знаем, где находится муравейник. Нам необходима карта. Мы сможем получить одну из пяти  её частей, если верно выполним задания.

Педагог: –  А помогут  нам  их  найти его друзья.  Я предлагаю вам ненадолго  превратиться в стрекоз и перелететь на лесную  полянку. Муравья мы, конечно, возьмём с собой.

Педагог: –  Мы прилетели  в гости к маленьким жителям удивительной полянки. Чтобы узнать, кто это, отгадайте загадки,  которые  я вам сейчас прочитаю.  ( Слайд 1)

(Дети отгадывают загадки и  на экране появляются насекомые)

 Педагог: –  Ребята, вы догадались кто эти жители? Правильно, насекомые. А вы знаете, почему их называют насекомые?

Дети: – Их тело как бы разделено на части тоненькими линиями – насечками, отсюда и название насекомые.

Педагог: –  Посмотрите, пожалуйста, на картинку и скажите, какие части есть у насекомых? 

(Дети по очереди называют части тела насекомых)

Молодцы! А теперь посмотрите на карту и назовите насекомое, к которому мы с вами отправимся.

Дети: – Бабочка.

Педагог: –  А теперь, мы превращаемся в бабочек и летим дальше.

( Дети, изображая бабочек, передвигаются по группе)

Педагог: –  Ребята, Посмотрите, сколько на  поляне  красивых цветов. Разделите на слоги название насекомых и  посадите  их на  цветы.  Если в названии  один слог, то прикрепите его к цветку с цифрой 1, если 2 слога, то к цветку с цифрой 2, если три слога, то к цветку с цифрой 3.

(Дети определяют количество слогов и прикрепляют насекомых к цветкам, используя картинки).

Педагог: –  А теперь, давайте  подуем на насекомых, чтобы они взлетели. 

(Дети дуют на насекомых: короткий вдох носом и длительный выдох ртом). 

Педагог: –  Вот и улетели наши насекомые! Мы с вами получаем следующую часть карты. Куда же мы с вами отправимся дальше?

Дети: – К жуку.

Педагог: –  А теперь, мы превращаемся в жуков  и летим дальше.

( Дети, изображая жука, передвигаются по группе  и произносяти звук Ж)

Педагог: –  Ребята, посмотрите, сколько насекомых прилетело к жуку на дерево. Я предлагаю вам их посчитать. Возьмите каждый по одной картинке.

( Дети  считают насекомых изображенных на картинках)

Д.: Одна муха, две мухи, пять мух.

Д.: Одна пчела, две пчелы,  пять пчел.

Д.: Один жук, два жука, пять жуков и т.д..

Педагог: – Ребята, а  ведь они  очень маленькие, давайте  мы назовём насекомых, которых нашли, ласково.

(Дети называют насекомых в уменьшительно – ласкательной форме):

Д.: Жук - жучок 

Д.: Комар – комарик

Д.: Стрекоза - стрекозка

Д.: Муха - мушка

Д.:  Пчела - пчёлка

Д.:  Муравей – муравьишка

Д.: Гусеница – гусеничка

Д.: Шмель – шмелёк.

Педагог: –  Отлично! И мы с вами получаем следующую часть карты. А теперь, наш  жучок  превращает  нас в сороконожек. Топаем ножками  и повторяем за мной.

Физминутка «Сороконожка».        

Шла сороконожка (дети идут, ритмичным шагом, слегка пружиня)
 По сухой дорожке.
Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)
 – Ой, промокнут сорок лап! Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
– Обойду я лужи!
Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой),
– Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).
И потопаю потом (дети топают ногами) 
– Ой, какой от лапок гром! 

Педагог: –  Молодцы ребята! Присаживайтесь на места.   

А теперь, возьмите зеркала и мы с вами поиграем.

( Дети вместе с педагогом делают артикуляционную гимнастику)

Упр. для щечных мышц «Гусеница»

«Гусеница хоть мала, листья – лучшая еда!

Она много листьев съела и, конечно, потолстела.

Упр. для круговой мышцы рта и губ «Муха»

«Муха, муха-цокотуха – позолоченное брюхо.

Муха села на цветок – будет чистить хоботок» (упр. «Улыбочка-трубочка»)

Упр. для мышц кончика языка «Бабочка»

«Бабочка-красавица, над полянкой пляшет-

Крылышками машет»        (упр. «Качели» - 10 раз)

Упр. для мышц языка «Шмель»

«Если на цветок шмель сел-

Значит, он нектар там ел.

(«Упр. «Вкусное варенье»)

Упр. на расслабление мышц губ «Жук»

«Он летит во весь опор

И жужжит его мотор….»    (упр. «Бр-р-р»… губами»). Молодцы.

Педагог: – Ой-ой-ой! Паук  - злодей, поймал в  свою сеть жителя лесной  полянки. А кто это, вы узнаете, если расставите буквы по порядку:

У,М,Х,А ( Слайд 2)

(На насекомых написаны буквы, дети  расставляют буквы по порядку  и читают название  МУХА)

Педагог: – А теперь  назовите,  сколько слогов в этом  слове? Назовите гласные. Назовите первый звук. Назовите второй. Сделайте звуковую схему слова и составьте из букв слово  МУХА (Дети выполняют задание).

Педагог: – Как измениться схема, если будет слово МУХИ? Почему?

(Ответы детей).

Педагог: – А теперь составьте  предложение из слов:  в, запуталась, муха, паутине.

(Дети составляют предложение: Муха запуталась в паутине.)

Педагог: – посчитайте  количество слов в предложении,обратить внимание на предлог,составьте   схему предложения.

( Вспомнить правила: первое слово в предложении пишем с большой буквы, конце предложения ставим точку.)

Педагог: – Молодцы!  Мы с вами получаем следующую часть карты. Освободили муху и летим к ней в гости.

( Дети передвигаются по группе и произносяти звук Ж)

Педагог: Помните, в стихотворениио Муха Цокотуха  нашла денежку? Так, вот, она решила пригласить в гости на чай своих друзей. К ней пришли ее друзья с подарками, но, кто что подарил, она незнает. Назовите насекомых, которые пришли к мухе.

Дети: Стрекоза, муравей,кузнечик,шмель,таракан,пчела,гусеница,бабочка.

Педагог: – Давайте ей поможем. Первый звук в названии подарка соответствует первому звуку в названии насекомого.

(Дети выполняют задание).

Д.: Стрекоза - сапоги

Д.: Муравей - мыло

Д.:Кузнечик - клубнику

Д.:Шмель - шарик

Д.:Таракан - торт

Д.:Пчела - пончик

Д.:Бабочка - бантик

Д.:Гусеница  - грушу

Педагог: –  Отлично! И мы с вами получаем последнюю  часть карты.

Что же у нас с вами получилось? Где же находится муравейник?

Дети: – Муравейник находится в лесу за деревьями.

Педагог: –  Посмотрите вокруг, где же  растут эти деревья?

( Дети находят деревья, а за ним муравейник)

Педагог: –  Молодцы, давайте вернем муравья в его домик. Его муравьиная семья приготовила вам сюрприз.

( Дети тянут  за ниточку и получают подарок).

Педагог: Ребята, вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями и нам пора возвращаться обратно в  детский сад.

-Раз, два, три, повернись

В детском саду очутись!

Скажите мне, пожалуйста, вам понравилось  наше путешествие?

(Ответы детей). А что вам понравилось больше всего? Молодцы! Вы отлично справились с заданиями и помогли муравьишке вернуться домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ПО ТЕМЕ: «ОВОЩИ»

Конспект занятия для детей с ОНР шестого года жизни. Предназначен для развития связной речи и актуализации словаря по теме "Овощи"....

Конспект НОД ОО «Коммуникация», ОО «Здоровье» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Приключения в весеннем лесу»

Конспект занятия по развитию речи на основе сказки-массажки "Колобок" в  подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР....

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи

Тема: "Как дети помогли птицам, а птицы помогли саду"Цель: Обучение рассказыванию текста цепной структуры с опорой на наглядно-графический план. Задачи: ОбразовательныеУчить совершенствовать связ...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Асташенковой Натальи Валентиновны учителя-логопеда ГБОУшколы № 297(дошкольного отделения) Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»

Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»Цель: создание условий для ознакомления воспитанников с понятием семьи и семейных ценностейЗадачи:     Формировать представление о семье.·...

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности 5-6 лет "Весеннее приключение гусенички"

Развитие речи в группе компенсирующей направленности 5-6 лет. Насекомые...