Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Приключения муравьишки»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priklyuchenie_muravishki.docx | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6
комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Конспект
НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
«Приключения муравьишки»
Составила: учитель – логопед Каткова М.А.
Цель: Расширение представлений о насекомых, закрепление с детьми обобщающего понятия “насекомые”.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: расширить словарь по теме «Насекомые»; совершенствовать грамматический строя речи: образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов, согласование числительных с существительными, совершенствовать навыки звукобуквенного и слогового анализа (4-х звуковые слова) и синтеза слов, составлять схемы предложений; совершенствовать умения отгадывать загадки, составлять предложения и согласовывать слова в них, отвечать на вопросы полным предложением, грамотно выражать свои мысли.
- Коррекционно-развивающие: развивать умение вслушиваться в обращённую речь и в соответствии с ней выполнять инструкции, развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, творческое воображение; учить ориентироваться на плоскости и в пространстве; автоматизировать правильное звукопроизношение в свободной речи, развивать координацию речи с движением, артикуляционной и мелкую моторику, развивать длительный плавный выдох.
- Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Материалы и оборудование:
- Магнитная доска, дерево, домик,муравейник,елочки;
- Тематические картинки по теме: насекомые, цветы;
- Символы звуков, слоговые домики, буквы;
- Карта. Муляжи насекомых,цветы на дыхание, индивидуальные зеркала;
- Мимио – презентация.
Ход занятия
Организационный момент:
Педагог: – Ребята, сегодня утром, я нашла маленького муравьишку. Он просит нас о помощи, потому, что попал в беду: забрался слишком далеко от дома. У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат — все домой бегут. Сядет солнце, — муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночует. Давайте ему поможем найти свой дом и добраться до него.
Педагог: – Как называется дом муравья?
Дети: - Муравейник.
Педагог: – Ребята, мы, конечно же, поможем муравью, но мы не знаем, где находится муравейник. Нам необходима карта. Мы сможем получить одну из пяти её частей, если верно выполним задания.
Педагог: – А помогут нам их найти его друзья. Я предлагаю вам ненадолго превратиться в стрекоз и перелететь на лесную полянку. Муравья мы, конечно, возьмём с собой.
Педагог: – Мы прилетели в гости к маленьким жителям удивительной полянки. Чтобы узнать, кто это, отгадайте загадки, которые я вам сейчас прочитаю. ( Слайд 1)
(Дети отгадывают загадки и на экране появляются насекомые)
Педагог: – Ребята, вы догадались кто эти жители? Правильно, насекомые. А вы знаете, почему их называют насекомые?
Дети: – Их тело как бы разделено на части тоненькими линиями – насечками, отсюда и название насекомые.
Педагог: – Посмотрите, пожалуйста, на картинку и скажите, какие части есть у насекомых?
(Дети по очереди называют части тела насекомых)
Молодцы! А теперь посмотрите на карту и назовите насекомое, к которому мы с вами отправимся.
Дети: – Бабочка.
Педагог: – А теперь, мы превращаемся в бабочек и летим дальше.
( Дети, изображая бабочек, передвигаются по группе)
Педагог: – Ребята, Посмотрите, сколько на поляне красивых цветов. Разделите на слоги название насекомых и посадите их на цветы. Если в названии один слог, то прикрепите его к цветку с цифрой 1, если 2 слога, то к цветку с цифрой 2, если три слога, то к цветку с цифрой 3.
(Дети определяют количество слогов и прикрепляют насекомых к цветкам, используя картинки).
Педагог: – А теперь, давайте подуем на насекомых, чтобы они взлетели.
(Дети дуют на насекомых: короткий вдох носом и длительный выдох ртом).
Педагог: – Вот и улетели наши насекомые! Мы с вами получаем следующую часть карты. Куда же мы с вами отправимся дальше?
Дети: – К жуку.
Педагог: – А теперь, мы превращаемся в жуков и летим дальше.
( Дети, изображая жука, передвигаются по группе и произносяти звук Ж)
Педагог: – Ребята, посмотрите, сколько насекомых прилетело к жуку на дерево. Я предлагаю вам их посчитать. Возьмите каждый по одной картинке.
( Дети считают насекомых изображенных на картинках)
Д.: Одна муха, две мухи, пять мух.
Д.: Одна пчела, две пчелы, пять пчел.
Д.: Один жук, два жука, пять жуков и т.д..
Педагог: – Ребята, а ведь они очень маленькие, давайте мы назовём насекомых, которых нашли, ласково.
(Дети называют насекомых в уменьшительно – ласкательной форме):
Д.: Жук - жучок
Д.: Комар – комарик
Д.: Стрекоза - стрекозка
Д.: Муха - мушка
Д.: Пчела - пчёлка
Д.: Муравей – муравьишка
Д.: Гусеница – гусеничка
Д.: Шмель – шмелёк.
Педагог: – Отлично! И мы с вами получаем следующую часть карты. А теперь, наш жучок превращает нас в сороконожек. Топаем ножками и повторяем за мной.
Физминутка «Сороконожка».
Шла сороконожка (дети идут, ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)
– Ой, промокнут сорок лап! Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
– Обойду я лужи!
Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой),
– Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).
И потопаю потом (дети топают ногами)
– Ой, какой от лапок гром!
Педагог: – Молодцы ребята! Присаживайтесь на места.
А теперь, возьмите зеркала и мы с вами поиграем.
( Дети вместе с педагогом делают артикуляционную гимнастику)
Упр. для щечных мышц «Гусеница»
«Гусеница хоть мала, листья – лучшая еда!
Она много листьев съела и, конечно, потолстела.
Упр. для круговой мышцы рта и губ «Муха»
«Муха, муха-цокотуха – позолоченное брюхо.
Муха села на цветок – будет чистить хоботок» (упр. «Улыбочка-трубочка»)
Упр. для мышц кончика языка «Бабочка»
«Бабочка-красавица, над полянкой пляшет-
Крылышками машет» (упр. «Качели» - 10 раз)
Упр. для мышц языка «Шмель»
«Если на цветок шмель сел-
Значит, он нектар там ел.
(«Упр. «Вкусное варенье»)
Упр. на расслабление мышц губ «Жук»
«Он летит во весь опор
И жужжит его мотор….» (упр. «Бр-р-р»… губами»). Молодцы.
Педагог: – Ой-ой-ой! Паук - злодей, поймал в свою сеть жителя лесной полянки. А кто это, вы узнаете, если расставите буквы по порядку:
У,М,Х,А ( Слайд 2)
(На насекомых написаны буквы, дети расставляют буквы по порядку и читают название МУХА)
Педагог: – А теперь назовите, сколько слогов в этом слове? Назовите гласные. Назовите первый звук. Назовите второй. Сделайте звуковую схему слова и составьте из букв слово МУХА (Дети выполняют задание).
Педагог: – Как измениться схема, если будет слово МУХИ? Почему?
(Ответы детей).
Педагог: – А теперь составьте предложение из слов: в, запуталась, муха, паутине.
(Дети составляют предложение: Муха запуталась в паутине.)
Педагог: – посчитайте количество слов в предложении,обратить внимание на предлог,составьте схему предложения.
( Вспомнить правила: первое слово в предложении пишем с большой буквы, конце предложения ставим точку.)
Педагог: – Молодцы! Мы с вами получаем следующую часть карты. Освободили муху и летим к ней в гости.
( Дети передвигаются по группе и произносяти звук Ж)
Педагог: Помните, в стихотворениио Муха Цокотуха нашла денежку? Так, вот, она решила пригласить в гости на чай своих друзей. К ней пришли ее друзья с подарками, но, кто что подарил, она незнает. Назовите насекомых, которые пришли к мухе.
Дети: Стрекоза, муравей,кузнечик,шмель,таракан,пчела,гусеница,бабочка.
Педагог: – Давайте ей поможем. Первый звук в названии подарка соответствует первому звуку в названии насекомого.
(Дети выполняют задание).
Д.: Стрекоза - сапоги
Д.: Муравей - мыло
Д.:Кузнечик - клубнику
Д.:Шмель - шарик
Д.:Таракан - торт
Д.:Пчела - пончик
Д.:Бабочка - бантик
Д.:Гусеница - грушу
Педагог: – Отлично! И мы с вами получаем последнюю часть карты.
Что же у нас с вами получилось? Где же находится муравейник?
Дети: – Муравейник находится в лесу за деревьями.
Педагог: – Посмотрите вокруг, где же растут эти деревья?
( Дети находят деревья, а за ним муравейник)
Педагог: – Молодцы, давайте вернем муравья в его домик. Его муравьиная семья приготовила вам сюрприз.
( Дети тянут за ниточку и получают подарок).
Педагог: - Ребята, вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями и нам пора возвращаться обратно в детский сад.
-Раз, два, три, повернись
В детском саду очутись!
Скажите мне, пожалуйста, вам понравилось наше путешествие?
(Ответы детей). А что вам понравилось больше всего? Молодцы! Вы отлично справились с заданиями и помогли муравьишке вернуться домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ПО ТЕМЕ: «ОВОЩИ»
Конспект занятия для детей с ОНР шестого года жизни. Предназначен для развития связной речи и актуализации словаря по теме "Овощи"....
Конспект НОД ОО «Коммуникация», ОО «Здоровье» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Приключения в весеннем лесу»
Конспект занятия по развитию речи на основе сказки-массажки "Колобок" в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР....
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи
Тема: "Как дети помогли птицам, а птицы помогли саду"Цель: Обучение рассказыванию текста цепной структуры с опорой на наглядно-графический план. Задачи: ОбразовательныеУчить совершенствовать связ...
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Асташенковой Натальи Валентиновны учителя-логопеда ГБОУшколы № 297(дошкольного отделения) Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»
Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»Цель: создание условий для ознакомления воспитанников с понятием семьи и семейных ценностейЗадачи: Формировать представление о семье.·...
Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Тема: «Книга – твой друг, с ней познай мир вокруг»
Цель: формирование у детей интереса к книге и потребность в чтении....
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...
Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности 5-6 лет "Весеннее приключение гусенички"
Развитие речи в группе компенсирующей направленности 5-6 лет. Насекомые...