Итоговое мероприятие по проектной деятельности по образовательной области « речевое развитие» в средней группе. Тема: «Книга - лучший друг»
проект по развитию речи (средняя группа)

Ковтун Татьяна Викторовна

Итоговое мероприятие по проектной деятельности  по образовательной области « речевое развитие» в средней группе.

Тема: «Книга - лучший друг»

Цель:

-Развивать чувство понимания ценности знаний, которые дают нам книги.

-Научить детей понимать и различать на слух тексты различных жанров детской литературы (фольклора).

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с понятиями  фольклорных жанров: загадка, считалка, потешка, сказка, пословица.

- Повторить знакомые потешки, считалки, игры, сказки, пословицы.

-Обогатить словарь детей за счет понятий: загадка, потешка, считалка, сказка, пословица; совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую и монологическую речь детей.   Совершенствовать познавательную активность детей.

Развивающие:

-стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
- развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать;
- развивать двигательную активность, координацию движений.

Воспитательные:

-воспитывать любовь  к книгам, понимание того, что книги дают нам много знаний, которые нам необходимы в жизни.

- воспитывать интерес к устному народному творчеству; к русским народным инструментам.

Воспитатель: Книг это друг. Книга –это учитель. Она проведет по своим странствиям, покажет удивительные страны, познакомит и подружит с героями.  Покажет характеры- смелые и отважные.

Давайте отправимся в путешествие по страницам старых добрых книг. Встретимся с любимыми героями.

Знакомство с устным словом происходит у ребенка в раннем детстве, когда мама поет для него колыбельные песни.

А потешки- первые литературные произведения для маленьких детей.

Вот сейчас мы и услышим от детей несколько потешек.

1.Сорока-ворона
(водим пальчиком по ладошке)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
(загибаем по очереди пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он печку не топил,
Он кашу не варил.

2. Киска, киска, киска- брысь.

На дорожку не садись

Наша Машенька пойдет

Через киску упадет.

 

 

3.Еду-еду к бабе, к деду

Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дороженьке,
На одной ноженьке,
В старом лапоточке,
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг... в яму
Бух!

Еще один любимый жанр у детей небылицы.

Утром бабушка Варвара

Комара несла с базара

Видит около плетня

С поросятами свинья

Пляшет под гармошку

Нет, такого не бывает

Это понарошку.

Следующий шаг знакомства с   народным творчеством- сказка.
Сказки старинные, не короткие, н длинные. 

И вот сейчас мы с ребятами рассмотрим знакомых персонажей и расскажем кто пришел из какой сказки.,

Лиса (Кот, петух и Лиса, Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок)

Петушок («Петушок и бобовое зернышко», «Заюшкина избушка», «Кот, Петух и лиса»)

Волк («Лисичка -сестричка и серый волк», «Теремок»)

Медведь («Маша и медведь», «Три медведя»)

А еще с раннего возраста все дети любят слушать сказки одного замечательного автора.

Сейчас мы с ребятами попробуем по отрывку вспомнить знакомые сказки и назвать фамилию автора.

1.Муха- муха, цекотуха

Позолоченное брюхо

Муха по полю пошла

Муха денежку нашла

Пошла муза на базар и

Купил самовар.  (Муха- Цекотуха)

2. Одеяло убежало

Улетела простыня

 И подушка как лягушка

 Ускакала от меня (Майдодыр)

3.  Ехали медведи
На велосипеде.

А за ними кот
Задом наперёд.

А за ним комарики
На воздушном шарике.

А за ними раки
На хромой собаке.

Волки на кобыле.
Львы в автомобиле

Зайчики
В трамвайчике.

Жаба на метле…

Едут и смеются,
Пряники жуют. (Тараканище)

А автор всех сказочных историй – Корней Иванович Чуковский.

 Загадка. Девочка, которая пошла за баранками и попала в удивительную историю. Звали девочку Женя и ее литературный отец В. Катаев.

Ребята, давайте скажем заклинание и загадаем желание, оторвав один лепесток.

 

Лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север через юг

Возвращайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли

Быть, по-моему, вели.

Загадка.

Отгадайте по приметам - веселый, озорной, длинноносый, любопытный, деревянный мальчишка.

Он за многие годы стал любимым героем многих девчонок и мальчишек.

БУРАТИНО.

Песня с танцем под музыку Юрия Рыбникова.

Вот мы и дошли до самых красивых строчек, самого красивого жанра- стихотворение.

Поэзия эмоционально обогащает человека, воспитывает духовный мир.

 Стихотворения про времена года.

Открываем календарь
Начинается январь.

В январе, в январе
Много снегу на дворе.

Снег — на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.

Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весной

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою.

Пришел июнь.
«Июнь! Июнь!»
В саду щебечут птицы…
На одуванчик только дунь
И весь он разлетится.

Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря
И открылась школа.

Книг заветные страницы помогают людям жить

И работать и учиться и Отчизной дорожить.

Воспитатель.  Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

1. Книга не должна мокнуть – от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплет. 2. Идешь в библиотеку – положи книгу в пакет, который защитит ее от дождя и снега.

2. Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно очистить.

4. Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.

 5. Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросай раскрытую книгу вверх переплетом, не загибай страниц. Пользуйся закладкой.

 6. Если хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетради.

 7. Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять, их может погрызть собака, разорвет страницы котенок.

8. С книгами обращайся аккуратно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kniga_luchshiy_drug.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по речевому развитию в средней группе

Тема: «Книга - лучший друг»

Цель: 

-Развивать чувство понимания ценности знаний, которые дают нам книги.

-Научить детей понимать и различать на слух тексты различных жанров детской литературы (фольклора).

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с понятиями  фольклорных жанров: загадка, считалка, потешка, сказка, пословица.

- Повторить знакомые потешки, считалки, игры, сказки, пословицы.

-Обогатить словарь детей за счет понятий: загадка, потешка, считалка, сказка, пословица; совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую и монологическую речь детей.   Совершенствовать познавательную активность детей.

Развивающие:

-стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
- развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать;
- развивать двигательную активность, координацию движений.

Воспитательные:

-воспитывать любовь  к книгам, понимание того, что книги дают нам много знаний, которые нам необходимы в жизни.

- воспитывать интерес к устному народному творчеству; к русским народным инструментам.

Оборудование: Книга-азбука с картинками, картинка бельчонка и лисички, шапочки петуха (инсценировка потешки), картинки диких животных (загадки), цветные карандаши, альбомный лист бумаги.

 Звучит тихая спокойная музыка.

Воспитатель: Ребята, вы верите в чудеса?

Дети: Да.

Воспитатель: Я тоже верю. Что вы можете назвать чудом?  

(размышления детей о чуде)

Воспитатель: Чудес на свете много, но самое прекрасное чудо на свете – это книга (показ книги, выставка книг). С самого детства мы рассматриваем картинки в книжках, потом учимся читать. Книги бывают разные: веселые и грустные, познавательные, сказочные. Я открываю книгу, перелистываю страницы и происходит удивительное чудо: книга начинает со мной говорить, уносит,  меня, то в тридевятое царство, то в тридевятое государство. Книга заставляет плакать и переживать, смеяться и страдать, жить вместе с ее героями. В книге мы можем прочитать сказки, рассказы, стихи и многое- многое  другое.

Воспитатель: Ребята, а чтобы знать, что написано в книгах, надо, что уметь делать?( Читать).

Дети: Воспитатель: Как называется книга, которая  научит вас читать в школе? (Азбука)

Воспитатель: - Я вам расскажу одну интересную сказку об  азбуке:

Жил-был маленький бельчонок, который очень любил ходить в школу. У него была азбука, которую ему подарила  мама-белочка  на  день рождение, чтоб бельчонок выучил буквы и мог читать. Ведь он  очень был любознательный,  и все время просил маму - бельчиху почитать ему сказки. А теперь он сам научился читать, так как знал почти все буквы. Но, однажды, случилось несчастье. Хитрая проворная лисичка очень завидовала маленькому бельчонку, что он умеет  читать, а она не знает ни одной буквы. Тогда она сходила  к бабе Яге и попросила, чтобы та заколдовала азбуку бельчонка.  Все страницы в азбуке заклеились,  теперь бельчонок не может ее открыть (воспитатель показывает азбуку с заклеенными страницами).

Воспитатель: -Ребята, надо как - то помочь бельчонку. Кто если не мы ему в этом поможем. Поможем? (Да). А как же мы это сделаем?  Дело в том, что я знаю один секрет, все можно расколдовать в этом мире, если применить силу. А главная сила- это знания!  А откуда мы берем эти знания? (из книг).  Давайте покажем, что мы знаем, чему нас научили наши друзья книги и непременно расколдуем азбуку бельчонка. (Дети выполняют задания и каждая страничка открывается).

1 страничка.  Задание №1: Ребята, вы умеете отгадывать загадки?  Давайте попробуем отгадать загадки и посмотрим, откроется ли первая страничка азбуки.

Загадки

Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой. 
Зайца ждёт хитрюга та. 
Как зовут её?..
(лиса) 
Сердитый недотрога, 
Живёт в глуши лесной. 
Иголок очень много, 
А нитки не одной. 
(ёж) 
У косого нет берлоги, 
Не нужна ему нора. 
От врагов спасают ноги, 
А от голода – кора.
(заяц) 
Косолапый и большой, 
Спит в берлоге он зимой. 
Любит шишки, любит мёд, 
Ну-ка, кто же назовет? 
(медведь) 
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам: 
Он в шубе серенькой зимой, 
А в рыжей шубке — летом. 
(белка) 
Словно царскую корону, 
Носит он свои рога. 
Ест лишайник, мох зеленый. 
Любит снежные луга. 
(олень)

(Дети отгадали загадки, воспитатель открывает первую страничку азбуки, там появляются картинки животных, которые были в загадках).

Воспитатель: Вот они лесные друзья нашего бельчонка.  Как называются эти животные? (Дикие животные.)  Вот мы и расколдовали первую страничку азбуки.

2 страничка. Задание №2:

Воспитатель: А еще в книгах можно найти и прочитать небольшие стихотворения, которые очень развлекают маленьких детишек и одновременно учат их. Помните, когда мы были в яслях, я читала вам: «Сорока-белобока кашку варила, деток кормила…..» Эти маленькие забавные стишки называются потешками.  Давайте  расскажем  потешку  «Водичка-водичка…»

Воспитатель: Вот и вторая страничка открылась.

3-4 страничка. 

Задание №3-4: В книгах еще можно найти и прочитать считалки.  А зачем они нужны? А вы ребята, знаете считалки?

Ну, если считалки нужны для того, чтобы выбрать ведущего в игре, давайте посчитаем, выберем и  поиграем. Ребенок считает:

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет

Пиф! Паф! Не попал.

Серый зайчик ускакал.

Дети играют  в игру «Петух»

Игра с «петушком».

Ход игры. Дети стоят лицом в круг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Произносится текст потешки и выполняются движения.

Трух-тух-тух-тух!

Ходит по двору петух.

Сам – со шпорами,

Хвост – с узорами!

Под окном стоит,

На весь двор кричит,

Кто услышит –

Тот беги!

- Ку-ка-ре-ку!

Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и размахивая крыльями. «Петух» также идет по круг. Дети разворачиваются лицом в круг, продолжая размахивать «крыльями». «Петух» останавливается в центре круга, хлопает себя «крыльями» и кричит. Дети разбегаются, «петух» старается их догнать.

Воспитатель: Вот открылись сразу 2 странички в азбуке. Вот мы с вами расколдовали и открыли четыре странички в азбуке. Чтобы открыть следующую страничку надо  вспомнить сказки, которые вы знаете. Я прочитаю отрывок из сказки, а вы вспомните,  и назовите её.

  1. «Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька - деревце за деревце, кустик за кустик - и ушла далеко-далеко от подружек» («Маша и Медведь»).
    2) «Несет меня лиса  за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Кот, петух и лиса»).

3) « Пришла девочка, глядь - братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, - братец не откликнулся! » (« Гуси-Лебеди»).

4.) « Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь, просидел, хвост его и приморозило. Попробовал было приподняться: не тут-то было» («Лисичка-сестричка и волк»).

На пятой страничке нарисованы герои угаданных сказок.

Воспитатель:

Расколдовали азбуку?

Дети: Нет, еще одна страничка осталась.

Воспитатель: А чтоб её открыть, надо ответить на вопрос:  Что можно прочитать в азбуке бельчонка?

Дети: Загадки, потешки, считалки, игры, сказки.

Воспитатель: Вот сколько всего интересного и познавательного можно узнать из книг. Правда?

Ведь недаром в русском народе говорят: (дети читают пословицы)

  1. Кто много читает, тот много знает.
  2. Книга учит жить, книгой надо дорожить.
  3. Одна книга тысячи людей учит.
  4. Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
  5. Книга твой друг, без неё как без рук.
  6. Книгу читать скуки не знать.

   Воспитатель: Такие мудрые высказывания называются пословицы, их придумал народ, наш русский народ. И не только их, но и загадки, потешки, считалки, сказки.

Вот и раскрылась последняя страничка азбуки.  Что же мы здесь видим?

Дети: Книгу.

Воспитатель:

Предложить детям нарисовать любимого героя сказок.

Продуктивная деятельность детей.  Выставка детских рисунков.

 Оказывается есть еще одна мудрая пословица про книгу, которая написана здесь : «Книга лучший подарок»

-Бельчонок благодарит вас и дарит вам книгу, в которой рассказывается о чудесах, которые совершаются в сказках, книга так и называется «Чудеса в сказках» и желает вам, чтоб книга навсегда оставалась вашим самым лучшим другом:  «Книга твой друг, без неё как без рук (посл.) Послушайте, С.Я. Маршак написал о том, как напечатали нашу книгу:

Взяла машина лист простой

И наложила краску –

И вот писатель Л. Толстой

Рассказывает сказку.

Хоть у машины нет ума,

Машина знает дело:

Листы нарежет вам сама

И сложит их умело.

А переплетчик их сошьет,

Края обрежет мигом.

Потом оденет в переплет,

И вот пред вами – Книга!

Приятно книжки почитать,

А сделать их попробуй!

Искусство тонкое – печать

Самуил Маршак

Книжка про книжки.

У Скворцова Гришки
Жили-были книжки —
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые,
Без конца и без начала,
Переплёты — как мочала,
На листах — каракули.
Книжки горько плакали.

Дрался Гришка с Мишкой,
Замахнулся книжкой,
Дал разок по голове —
Вместо книжки стало две.

Горько жаловался Гоголь:
Был он в молодости щеголь,
А теперь, на склоне лет,
Он растрёпан и раздет.
У бедняги Робинзона
Кожа содрана с картона,
У Крылова вырван лист,
А в грамматике измятой
На странице тридцать пятой
Нарисован трубочист.
В географии Петрова
Нарисована корова
И написано: «Сия
География моя.
Кто возьмёт её без спросу,
Тот останется без носу!»

— Как нам быть? — спросили книжки.
Как избавиться от Гришки?
И сказали братья Гримм:
— Вот что, книжки, убежим!
Растрёпанный задачник,
Ворчун и неудачник,
Прошамкал им в ответ:
— Девчонки и мальчишки
Везде калечат книжки.
Куда бежать от Гришки?
Нигде спасенья нет!
— Умолкни, старый минус, —
Сказали братья Гримм, —
И больше не серди нас
Брюзжанием своим!
Бежим в библиотеку.
В центральный наш приют,
Там книжку человеку
В обиду не дают!

— Нет, — сказала «Хижина Дяди Тома».
— Гришкой я обижена, Но останусь дома!
— Идём! — ответил ей Тимур,
— Ты терпелива чересчур!
— Вперёд! — воскликнул Дон Кихот,
И книжки двинулись в поход.

Беспризорные калеки
Входят в зал библиотеки.
Светят лампы над столом,
Блещут полки за стеклом.

В переплётах тёмной кожи,
Разместившись вдоль стены,
Словно зрители из ложи,
Книжки смотрят с вышины.

Вдруг задачник-неудачник
Побледнел и стал шептать:
— Шестью восемь —
Сорок восемь.
Пятью девять —
Сорок пять!
География в тревоге
К двери кинулась, дрожа.
В это время на пороге
Появились сторожа.

Принесли они метёлки,
Стали залы убирать,
Подметать полы и полки,
Переплёты вытирать.

Чисто вымели повсюду:
И за вешалкой, в углу,
Книжек порванную груду
Увидали на полу —

Без конца и без начала,
Переплёты — как мочала,
На листах — каракули…
Сторожа заплакали:

— Бесприютные вы, книжки,
Истрепали вас мальчишки!
Отнесём мы вас к врачу,
К Митрофану Кузьмичу.

Он вас, бедных, пожалеет,
И подчистит, и подклеит,
И обрежет, и сошьёт,
И оденет в переплёт!

Песня библиотечных книг:
К нам, беспризорные
Книжки-калеки,
В залы просторные библиотеки!

Книжки-бродяги,
Книжки-неряхи,
Здесь из бумаги
Сошьют вам рубахи.

Из коленкора
Куртки сошьют,
Вылечат скоро
И паспорт дадут.

К нам, беспризорные
Книжки-калеки,
В залы просторные библиотеки!

Вышли книжки из больницы,
Починили им страницы,
Переплёты, корешки,
Налепили ярлыки.

А потом в просторном зале
Каждой полку указали.

Встал задачник в сотый ряд,
Где задачники стоят.

А Тимур с командой вместе
Встал на полку номер двести.

Словом, каждый старый том
Отыскал свой новый дом.

А у Гришки неудача:
Гришке задана задача.
Стал задачник он искать.
Заглянул он под кровать,
Под столы, под табуретки,
Под диваны и кушетки.
Ищет в печке, и в ведре,
И в собачьей конуре.

Гришке горько и обидно,
А задачника не видно.
Что тут делать? Как тут быть?
Где задачник раздобыть?
Остаётся — с моста в реку
Иль бежать в библиотеку!

Говорят, в читальный зал
Мальчик маленький вбежал
И спросил у строгой тёти:
— Вы тут книжки выдаёте?
А в ответ со всех сторон
Закричали книжки: — Вон!

От автора

Написал я эту книжку
Много лет тому назад,
А на днях я встретил Гришку
По дороге в Ленинград.

Он давно уже не Гришка,
А известный инженер.
У него растёт сынишка,
Очень умный пионер.

Побывал у них я дома,
Видел полку над столом,
Пятьдесят четыре тома
Там стояли за стеклом.

В переплётах — в куртках новых,
Дружно выстроившись в ряд,
Встали книжки двух Скворцовых,
Точно вышли на парад.

Никуда не убегут!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД образовательной области " Речевое развитие" в средней группе. Тема: " Звуки - наши друзья"

Задачи: Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание; - формировать правильное звукопроизношение; - воспитывать желание помочь решить проблемную ситуацию....

Конспект занятия по образовательной области речевое развитие в средней группе. Тема: составление описательного рассказа «Мама - солнышко моё!»

Конспект занятия по образовательной области речевое развитие в средней группе.  Тема: составление описательного рассказа «Мама - солнышко моё!»...

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе . Тема: «Цветик-семицветик»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области "Развитие речи"Тема: "Цветик- семицветик"...

Конспект по НОД по образовательной области "Речевое развитие" для средней группы. Тема: "За что "спасибо" скажем пчелке"

Конспект занятия направлен на интеграцию образовательных областей: речевой, социально-коммуникативной, познавательной, физической. Занятие можно проводить с детьми логопедических групп...