«Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой Хх». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми подготовительной группы
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми подготовительной группы
на тему: «Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой Хх».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_bukva_h.docx | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми подготовительной группы
на тему: «Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой Хх».
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Физическое развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»:
- познакомить детей со звуками [х], [х’] и буквой Хх;
- отрабатывать умение выделять заданный звук в слове, определять его место в данном слове на примере звуков [х], [х’];
- продолжить обучение фонетическому анализу слов;
- совершенствовать навык чтения слогов с новой буквой Хх;
- расширять и совершенствовать словарный запас детей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- формировать в детском коллективе взаимопонимание, доброжелательность, ответственность, самостоятельность, инициативность;
- воспитывать у детей культуру поведения во время проведения фронтальных занятий.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- развивать мелкую и общую моторику;
- учить снимать физическое и эмоциональное напряжение.
Художественно-эстетическое развитие:
- Закреплять умение конструирования из пушистой проволоки;
- Развивать воображение;
- Совершенствовать навыки работы с карандашами.
Методы и приемы:
- практические: составление слов из букв, конструирование буквы Хх из синельной (пушистой) проволоки, письмо буквы Хх в тетрадях.
- наглядные: демонстрация иллюстраций с изображением предметов, похожих на букву Хх, предметов, названия которых начинаются с буквы Х, самой буквы Хх.
- словесные: дидактическое упражнение «подбери букву», звуковой анализ и синтез слогов и слов, составление предложений.
Логика образовательной деятельности:
№ п/п | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1.Организационный момент | Ребята, сегодня к вам на занятие пришли игрушки. С самого раннего утра они ждут, когда с ними кто-то поиграет. А как вы думаете, что любят игрушки? (ответы детей) Игрушки любят, чтобы с ними играли, обнимали. А еще они любят, чтобы их дарили. Сейчас я предлагаю мальчикам взять по одной игрушке и подарить девочкам. А потом девочкам тоже подарить по игрушке мальчикам. Кроме игрушки, не забываем дарить друг другу улыбку и говорить «спасибо». | Дети сидят полукругом на стульчиках, включаются в разговор, отвечают на вопросы. Выполняют действия в соответствии с заданиями. | Создание эмоционального положительного фона занятия |
2. Дидактическое упражнение «Подбери букву» | Перед детьми на магнитной доске расположены буквы. Воспитатель. А теперь я попрошу каждого из вас назвать звук, с которого начинается название вашей игрушки, и подобрать букву, которой обозначается этот звук. | Дети подбирают соответствующую букву и называют звук, с которого начинается название игрушки. | Развитие навыков звуко- -буквенного анализа |
3. Сообщение темы занятия. Знакомство с характеристиками звука [х] | Воспитатель. Ребята, посмотрите, у меня в руках тоже оказалась игрушка. Кто это? (в руках хомяк) На какой звук начинается слово «хомяк»? Давайте вместе произнесем этот звук. Почувствуйте, когда произносим этот звук, язык прижимается к нёбу в глубине рта. Значит во рту есть преграда для звука. - Как вы думаете, звук [х] – гласный или согласный?.. Почему? - Каким цветом мы обозначаем согласные звуки? - Звук [х] глухой или звонкий? - Звук [х] твердый или мягкий? Далее подробная работа над звуком [Х’]. - Правильно, звук [х] согласный, глухой, твердый. А теперь я буду произносить различные звуки и слоги, слова, а вы должны будете хлопнуть, если услышите звук [х] и топнуть, если услышите звук [х’]. Для задания предлагается следующий материал: х, к, т, г, ф, ха, ку, го, фу, фо, халат, кровать, хитрый хватать, гном, горох, скатерть, стихи, хватать, мокрый, мохнатый, хищник, халва. | Отвечают на вопросы воспитателя Дети. Звук [х] согласный. Потому что его нельзя петь; воздух при произношении звука встречает на своем пути препятствие. Дети. Согласные звуки мы обозначаем синим цветом. Дети. Звук [х] глухой. Потому что, когда мы его произносим слышим только шум. - звук [х] твердый Дети слушают звуки, слоги, слова, которые произносит воспитатель, хлопают, когда услышат звук [х], топают, когда услышат звук [х’]. Найдя, звук [х] или [х’], дети определяют его место в слове. | Развитие фонематического восприятия. Дети умеют слышать и находить место звука [х] в словах |
Физкультминутка | Хомка-хомка хомячок
| надувают щеки как хомяк потягивается делают соответствующие движения Показывают, какие они сильные | Снятие физического напряжения |
4. Знакомство с буквой Х | Воспитатель предлагает детям пройти за столы. Демонстрирует изображение буквы Хх. Воспитатель. Ребята, кружком какого цвета может быть обозначена буква Х в схемах слов? Воспитатель. Посмотрите внимательно на доску, найдите среди картинок изображения предметов, похожих на букву Х. | Дети проходят за столы, отвечают на вопросы воспитателя. Дети. Буква Х может быть обозначена синим кружком, если она обозначает твердый звук [х]; или зеленым кружком, если обозначает мягкий звук [х]. Дети находят изображения и называют предметы, похожие на букву Х. | Дети запоминают, как выглядит буква Х |
5. Закрепление зрительного образа буквы | Воспитатель. Мы будем создавать портрет нашей буквы. | Дети выкладывают букву х из синельной (пушистой проволоки) | Каждый ребенок без зрительной опоры самостоятельно может изобразить букву х |
6. Пальчиковая гимнастика | Хлеб Дождик, дождик, поливай (Указательным пальцем постукивать по ладони другой) - Будет хлеба каравай,(образовать перед собой круг руками) - Будут булки, будут сушки, (похлопывать поочередно одной ладонью другую) - Будут вкусные ватрушки. (соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг) | Дети выполняют гимнастику для пальчиков | Пальцы детей размяты перед работой в тетрадях |
7. Работа в тетрадях | Воспитатель. Посмотрите на страницу слева. Что вы на ней видите? Воспитатель предлагает детям раскрасить сначала обе буквы Хх, уточняя, каким цветом и почему дети будут раскрашивать. Воспитатель. А теперь положите синие карандаши и посмотрите, как правильно писать букву Х. (воспитатель показывает на доске и проговаривает, как пишется буква). Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. | Дети отвечают. Хлеб, халат, большую и маленькую буквы Хх. Дети. Раскрашивать будем синим цветом, потому что буква Х согласная. Дети смотрят и запоминают, как пишется буква Дети работают в тетрадях, пишут буквы Хх. | Дети умеют печатать букву Хх |
8.Зрительная гимнастика | На доску прикреплены машинки, которые направляются от буквы Х до гласных букв по дорожкам разных цветов – «Лабиринт». Воспитатель предлагает детям глазками проследить путь автомобиля и составить слоги с буквой Х. | Дети выполняют зрительную гимнастику, составляют слоги с буквой Х, выполняют звуко-буквенный анализ слогов | Дети умеют составлять и читать слоги с буквой Х |
9. Выработка умения составлять и читать слова с буквой Х | Воспитатель. Перед вами лежа т конверты. Найдите среди букв, находящихся в конверте, букву Х. Положите перед собой. Теперь найдите любую гласную букву и составьте слог, состоящий из этой буквы и буквы х. Воспитатель предлагает нескольким детям прочитать свой слог, охарактеризовать звуки, из которых он состоит. Воспитатель. А теперь достаньте из конверта все буквы и постарайтесь сложить из них слово. Из скольких слогов состоит ваше слово? Где располагается звук Х в вашем слове: в начале, в середине или в конце. При затруднении воспитатель произносит индивидуально каждому ребенку слово, которое тот должен сложить из букв. Объясняются значения непонятных слов.
(слова для составления: мох, соха, муха, пихта, хата, ход, ухо, пух, холод, уха) Составьте с ним предложение. (дифференцированно по рядам: из 3-х, из 4-слов) | Дети выполняют задания воспитателя. Несколько детей выполняют звуковой анализ своих слогов. Несколько детей отвечают, из скольких слогов состоит слово, которое они составили | Дети могут составлять и читать слоги и слова с буквой х. |
10. Подведение итога занятия. | Воспитатель. Скажите, с какой новой буквой мы сегодня познакомились? Какие звуки она может обозначать? Придумайте слово, которое начинается со звука [х]. Придумайте слово, в котором звук [х’] стоял бы в середине слова?.. | Дети отвечают на вопросы воспитателя. | Оценка работы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г. Образовательная область «Речевое развитие» Подготовка к обучению грамоте
Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016г.г. Образовательная область "Речевое развитие" Подготовка кобучению грамоте...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Тема: "Звуки и буквы [К] — [Г]"
Закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» /подготовка к обучению грамоте/ для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет «Звуковой анализ слова «замок»
Программное содержание:Обучающие задачи:продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова;закреплять знание о гласных, твердых и мягких согласных звуках;продолжать учить детей различать удар...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте)с детьми группы общеразвивающей направленностиот 5 до...
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми подготовительной группы Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?
Активизировать представления о предложении, слове, слоге, звуке....
«Ознакомление со звуком [Ч]». Конспект занятия для детей средней группы по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте)
Конспект занятия для детей средней группыпо образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) на тему: «Ознакомление со звуком [Ч]» Цель: познаком...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» (подготовка к обучению грамоте) В ПОДГОТОВИТЕЛТНОЙ ГРУППЕ Тема: «МАЛЕНЬКИЕ ГРАМОТЕИ»
Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. (делить слова на слоги, определять позицию звука в слове, делать звуковой анализ слов, составл...