«Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой Хх». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми подготовительной группы
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Полозова Александра Викторовна

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми подготовительной группы

на тему: «Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой Хх».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bukva_h.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми подготовительной группы

на тему: «Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой Хх».

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»;

«Физическое развитие»;

 «Художественно-эстетическое развитие».

 

Задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»:

  1. познакомить детей со звуками [х], [х’] и буквой Хх;
  2. отрабатывать умение выделять заданный звук в слове, определять его место в данном слове на примере звуков [х], [х’];
  3. продолжить обучение фонетическому анализу слов;
  4. совершенствовать навык чтения слогов с новой буквой Хх;
  5. расширять и совершенствовать словарный запас детей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  1. формировать в  детском коллективе взаимопонимание, доброжелательность, ответственность, самостоятельность, инициативность;
  2. воспитывать у детей культуру поведения во время проведения фронтальных занятий.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  1. развивать мелкую и общую моторику;
  2. учить снимать физическое и эмоциональное напряжение.

Художественно-эстетическое развитие:

  1. Закреплять умение конструирования из пушистой проволоки;
  2. Развивать воображение;
  3. Совершенствовать навыки работы с карандашами.

Методы и приемы:

- практические: составление слов из букв, конструирование буквы Хх из синельной (пушистой) проволоки, письмо буквы Хх в тетрадях.

- наглядные: демонстрация иллюстраций с изображением предметов, похожих на букву Хх, предметов, названия которых начинаются с буквы Х, самой буквы Хх.

- словесные: дидактическое упражнение «подбери букву», звуковой анализ и синтез слогов и слов, составление предложений.

Логика образовательной деятельности:

п/п

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.Организационный момент

Ребята, сегодня к вам на занятие пришли игрушки. С самого раннего утра они ждут, когда с ними кто-то поиграет. А как вы думаете, что любят игрушки?  (ответы детей) Игрушки любят, чтобы с ними играли, обнимали. А еще они любят, чтобы их дарили. Сейчас я предлагаю мальчикам взять по одной игрушке и подарить девочкам. А потом девочкам тоже подарить по игрушке мальчикам. Кроме игрушки, не забываем дарить друг другу улыбку и говорить «спасибо».

Дети сидят полукругом на стульчиках, включаются в разговор, отвечают на вопросы. Выполняют действия в соответствии с заданиями.

Создание эмоционального положительного фона занятия

2. Дидактическое упражнение «Подбери букву»

Перед детьми на магнитной доске расположены буквы.

Воспитатель. А теперь я попрошу каждого из вас назвать звук, с которого начинается название вашей игрушки, и подобрать букву, которой обозначается этот звук.

Дети подбирают соответствующую букву и называют звук, с которого начинается название игрушки.

Развитие навыков звуко-

-буквенного анализа

3. Сообщение темы занятия.

Знакомство с характеристиками звука [х]

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у меня в руках тоже оказалась игрушка. Кто это?  (в руках хомяк)

На какой звук начинается слово «хомяк»?

Давайте вместе произнесем этот звук. Почувствуйте, когда произносим этот звук, язык прижимается к нёбу в глубине рта. Значит во рту есть преграда для звука.

- Как вы думаете, звук [х] – гласный или согласный?.. Почему?

- Каким цветом мы обозначаем согласные звуки?

- Звук [х] глухой или звонкий?

- Звук [х] твердый или мягкий?  

Далее подробная работа над звуком [Х’].

- Правильно, звук [х] согласный, глухой, твердый.

А теперь я буду произносить различные звуки и слоги, слова, а вы должны будете хлопнуть, если услышите звук [х] и топнуть, если услышите звук  [х’].

Для задания предлагается следующий материал: х, к, т, г, ф, ха, ку, го, фу, фо, халат, кровать, хитрый хватать, гном, горох, скатерть, стихи, хватать, мокрый, мохнатый, хищник, халва.

Отвечают на вопросы воспитателя

Дети. Звук [х] согласный. Потому что его нельзя петь; воздух при произношении звука встречает на своем пути препятствие.

Дети. Согласные звуки мы обозначаем синим цветом.

Дети. Звук [х] глухой. Потому что, когда мы его произносим слышим только шум.

- звук [х] твердый

Дети слушают звуки, слоги, слова, которые произносит воспитатель, хлопают, когда услышат звук [х], топают, когда услышат звук [х’].

Найдя, звук [х] или [х’], дети определяют его место в слове.

 Развитие фонематического восприятия. Дети умеют слышать и находить место звука [х] в словах

Физкультминутка

Хомка-хомка хомячок


Полосатенький бочок
Щечки моет, глазки трет.

Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз два три четыре пять:
Хомка сильным хочет стать

надувают щеки как хомяк

потягивается

делают соответствующие движения

Показывают, какие они сильные

Снятие физического напряжения

4. Знакомство с буквой  Х

Воспитатель предлагает детям пройти за столы. Демонстрирует изображение буквы Хх.

Воспитатель. Ребята, кружком какого цвета может быть обозначена буква Х в схемах слов?

Воспитатель. Посмотрите внимательно на доску, найдите среди картинок изображения предметов, похожих на букву Х.

Дети проходят за столы, отвечают на вопросы воспитателя.

Дети. Буква Х может быть обозначена синим кружком, если она обозначает твердый звук [х]; или зеленым кружком, если обозначает мягкий звук [х].

Дети находят изображения и называют предметы, похожие на букву Х.

Дети запоминают, как выглядит буква Х

5. Закрепление зрительного образа буквы

Воспитатель. Мы будем создавать портрет нашей буквы.

Дети выкладывают букву х из синельной (пушистой проволоки)

Каждый ребенок без зрительной опоры самостоятельно может изобразить букву х

6. Пальчиковая гимнастика

Хлеб

Дождик, дождик, поливай (Указательным пальцем постукивать по ладони другой)

- Будет хлеба каравай,(образовать перед собой круг руками)

- Будут булки, будут сушки, (похлопывать поочередно одной ладонью другую)

- Будут вкусные ватрушки. (соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг)

Дети выполняют гимнастику для пальчиков

Пальцы детей размяты перед работой в тетрадях

7. Работа в тетрадях

Воспитатель. Посмотрите на страницу слева. Что вы на ней видите?

Воспитатель предлагает детям раскрасить сначала обе буквы Хх, уточняя, каким цветом и почему дети будут раскрашивать.

Воспитатель. А теперь положите синие карандаши и посмотрите, как правильно писать букву Х. (воспитатель показывает на доске и проговаривает, как пишется буква).

Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам.

Дети отвечают. Хлеб, халат, большую и маленькую буквы Хх.

Дети. Раскрашивать будем синим цветом, потому что буква Х согласная.

Дети смотрят и запоминают, как пишется буква

Дети работают в тетрадях, пишут буквы Хх.

Дети умеют печатать букву Хх

8.Зрительная гимнастика

На доску прикреплены машинки, которые направляются от буквы Х до гласных букв по дорожкам разных цветов – «Лабиринт». Воспитатель предлагает детям глазками проследить путь автомобиля и составить слоги с буквой Х.

Дети выполняют зрительную гимнастику, составляют слоги с буквой Х, выполняют звуко-буквенный анализ слогов

Дети умеют составлять и читать слоги с буквой Х

9. Выработка умения составлять и читать слова с буквой Х

Воспитатель. Перед вами лежа т конверты. Найдите среди букв, находящихся в конверте, букву Х. Положите перед собой. Теперь найдите любую гласную букву и составьте слог, состоящий из этой буквы и буквы х.

Воспитатель предлагает нескольким детям прочитать свой слог, охарактеризовать звуки, из которых он состоит.

Воспитатель. А теперь достаньте из конверта все буквы и постарайтесь сложить из них слово. Из скольких слогов состоит ваше слово? Где располагается звук Х в вашем слове: в начале, в середине или в конце.

При затруднении воспитатель произносит индивидуально  каждому ребенку слово, которое тот должен сложить из букв. Объясняются значения непонятных слов.

 

(слова для составления: мох, соха, муха, пихта, хата, ход, ухо, пух, холод, уха)

Составьте с ним предложение.

(дифференцированно по рядам: из 3-х, из 4-слов)

Дети выполняют задания воспитателя.

Несколько детей выполняют звуковой анализ своих слогов.

Несколько детей отвечают, из скольких слогов состоит слово, которое они составили

Дети могут составлять и читать слоги и слова с буквой х.

10. Подведение итога занятия.

Воспитатель. Скажите, с какой новой буквой мы сегодня познакомились?

Какие звуки она может обозначать?

Придумайте слово, которое начинается со звука [х].

Придумайте слово,  в котором звук [х’] стоял бы в середине слова?..

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г. Образовательная область «Речевое развитие» Подготовка к обучению грамоте

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016г.г. Образовательная область "Речевое развитие" Подготовка кобучению грамоте...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Тема: "Звуки и буквы [К] — [Г]"

Закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить  звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» /подготовка к обучению грамоте/ для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет «Звуковой анализ слова «замок»

Программное содержание:Обучающие задачи:продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова;закреплять знание о гласных, твердых и мягких согласных звуках;продолжать учить детей разли­чать удар...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте)с детьми группы общеразвивающей направленностиот 5 до...

«Ознакомление со звуком [Ч]». Конспект занятия для детей средней группы по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте)

Конспект занятия для детей средней группыпо образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) на тему: «Ознакомление со звуком [Ч]» Цель: познаком...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» (подготовка к обучению грамоте) В ПОДГОТОВИТЕЛТНОЙ ГРУППЕ Тема: «МАЛЕНЬКИЕ ГРАМОТЕИ»

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. (делить слова на слоги, определять позицию звука в слове, делать звуковой анализ слов, составл...