«Ознакомление со звуком [Ч]». Конспект занятия для детей средней группы по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект занятия для детей средней группы
по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте)
на тему: «Ознакомление со звуком [Ч]»
Цель: познакомить со звуком [Ч], учить выделять звук [Ч] в словах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zvuk_ch.docx | 31.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей средней группы
по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте)
на тему: «Ознакомление со звуком [Ч]»
Цель: познакомить со звуком [Ч], учить выделять звук [Ч] в словах
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Физическое развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»:
- познакомить детей со звуком [Ч];
- отрабатывать произношение звука [Ч] изолированного и в словах;
- учить выделять звук [Ч] в заданном слове, определять место звука в нем;
- совершенствовать умение различать согласные звуки по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости;
- расширять и совершенствовать словарный запас детей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- формировать в детском коллективе взаимопонимание, доброжелательность, ответственность, самостоятельность, инициативность;
- воспитывать у детей культуру поведения во время проведения фронтальных занятий.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- развивать мелкую и общую моторику;
- учить снимать физическое и эмоциональное напряжение;
- развивать артикуляционный аппарат.
Художественно-эстетическое развитие:
- Закреплять умение выполнять комбинированную работу, навыки работы с карандашами, клеем, тканью;
- Развивать воображение;
Методы и приемы:
- практические: артикуляционная гимнастика, коммуникативная игра «Тропинка», физкультминутка «Мандаринка», выполнение аппликации.
- наглядные: демонстрация игрушек, иллюстраций с изображением предметов, дидактическая игра «Что лишне»;
- словесные: дидактические упражнение «Что у Чебурашки в чемодане», «Назови ласково», «Придумай предложение», «Назови ласково»
Логика образовательной деятельности:
№ п/п | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1.Организационный момент Коммуникативная игра «Тропинка» | - Ребята, сегодня к нам приедет сказочный гость. Прибудет он на поезде. Давайте скорее отправимся его встречать. | Дети сидят полукругом на стульчиках, затем встают, берутся за руки , отправляются на вокзал. Под песню А.Усачёва «Тропинка» дети движутся по группе, держась за руки. Когда звенит колокольчик, первый ребёнок перебегает и становится последним. Игра длится до тех пор, пока каждый не побывает в роли первого. | Создание эмоционально положительного фона занятия |
2. Сюрпризный момент | Перед детьми на магнитной доске расположен поезд. - Вот мы приехали на вокзал! А вот и наш поезд. Заглянем в окошко и посмотрим, кто к нам приехал? - Правильно, это Чебурашка! Давайте пригласим его к нам в гости! | Дети участвуют в разговоре | Пробуждение интереса к занятию |
3. Артикуляционная гимнастика | - Чебурашка приехал познакомить нас с новым звуком, но прежде давайте напоим гостя чаем. Для этого поставим на стол чашечки. Давайте язычком изобразим, какие у нас ровные красивые чашечки; а к чаю у нас есть сахарные трубочки. Давайте тоже их изобразим; а еще мы испекли блинчики. Покажите, какие у вас ровные, красивые блинчики. Блинчики были с вареньем, а вы все испачкались. Давайте оближем губки, уберём с них варенье. - Ну а теперь давайте покажем фокус Чебурашке. (маленькие легкие помпоны кладут на нос, дуют, чтобы он взлетали)
| Дети по очереди ставят на стол называемый воспитателем предмет, демонстрируют упражнение артикуляционной гимнастики, остальные также его выполняют | Подготовка артикуляционного аппарата к работе |
4. Сообщение темы занятия. Знакомство с характеристиками звука [Ч] | - Ребята, Чебурашка приехал, чтобы познакомить вас со звуком, на которое начинается его имя. - Послушайте внимательно «Чебурашка». - Какой звук вы слышите в начале имени нашего гостя? Правильно, это звук [Ч] - Где вы еще слышали такой звук? (ответы детей) - Правильно, а еще такой звук издавал паровозик, на котором приехал Чебурашка. Наш язычок тоже умеет петь песенку паровоза. Губы слегка вытянем вперёд трубочкой, зубы почти сожмём, а кончиком язычка постучим в потолок. Вот так получается звук как у паровозика «ч-ч-ч-ч-ч» Наш звук играет с ветерком. Поднесите ладошку ко рту. Чувствуете, что вместе со звуком [Ч] из ваших ротиков вырывается небольшой ветерок. - При произношении звука [Ч] воздух встречает препятствие, значит [Ч] согласный. - Поднесите ладошку к горлышку, послушайте, звенит ли там колокольчик, когда вы произносите звук [Ч]? - Верно, колокольчик не звенит, при произношении много шума. Значит он глухой. - Как вы думаете, звук [Ч] мягкий или твердый? - Звук [Ч] всегда мягкий и глухой.
- Звук [Ч] любит гулять по зелёной полянке. Сейчас я буду произносить разные звуки. Когда вы услышите звук [Ч], нужно встать на полянку: Т, Ч, Щ, Ш, Ч, Ч, С. - а теперь я буду произносить слоги, когда услышите слог со звуком [Ч], тоже нужно встать на полянку: ТЯ, ЧА, СО, ЧИ, ЛА, ТЮ, ЧУ. - слова: чудо, насос, кочка, мячик, вата, девочка, туча. | Отвечают на вопросы воспитателя - Звук [ч] глухой. Потому что, когда мы его произносим, колокольчик в горлышке не звенит - звук [ч] мягкий Дети слушают звуки, слоги, слова, которые произносит воспитатель, встают на зелёную полянку, когда услышат звук [Ч] | Развитие фонематического восприятия. Дети умеют слышать звук [ч] изолированно, в слогах, в словах |
5.Автоматизация звука [Ч] Дидактическая игра «Громко-шёпотом, быстро-медленно» | - Чебурашка хочет предложить вам поиграть в одну игру. Я говорю, а вы внимательно слушаете и повторяете. Но не просто повторяете, а произносите с таким оттенком речи, о котором я попрошу: - (громко) чу-чу-чу – я гулять хочу; - (шёпотом) чи-чи-чи – пироги в печи; - (быстро) чо-чо-чо – как горячо; - (медленно) ач-ач-ач – прилетел грач; - (громко) уч-уч-уч – у меня ключ; - (шёпотом) оч-оч-оч – скоро ночь. | Дети произносят чистоговорки с заданным характером речи | Отработка произношения звука [Ч] |
6. Дидактическая игра «Что у Чебурашки в чемодане?» | - Ребята, Чебурашка привез с собой много занимательных вещей. Но в чемодане у него все перепуталось. Он просит нас помочь найти, только те, в которых есть звук [Ч]. (Вещи в чемодане: чашка, часы, чепчик, печенье, чеснок, ключ, мяч, чай, свеча, черепаха, чайник и предметы, а также предметы, в названиях которых нет звука [Ч]) | Дети называют предметы, в названиях которых есть звук [ч]. | Дети учатся слышать звук [Ч] в словах |
7. Дидактическая игра «Придумай предложение» | - У Чебурашки есть для вас еще одна игра. Наш Чебурашка очень любит апельсины и мандарины. Ваша задача выловить из контейнера с крупой мандарин с картинкой, назвать её. И, если в этом слове есть звук [Ч], то придумать предложение с этим словом. Слова: печь, меч, врач, чашка, грач, калач, ключ, сачок, качели, удочка, обруч, черника; машина, кукла, матрёшка) | Дети достают из контейнера с крупой мандарины (пластиковые) с картинкой, называют слово, если в нём нет звука [Ч], откладывают, если есть - придумывают предложение | Дети учатся слышать звук [Ч] в словах, использовать слова с данным звуком в речи |
8. Физкультминутка | - Предлагаю поиграть с нашими мандаринками. Проводится игра «Мандаринка» (под музыку М. Федоровой) | Дети располагаются по кругу, под музыку передают друг другу одновременно 2-3 мандарина, со словами «Стоп», дети, у которых оказались в руках мандарины, выходят в центр круга. Все произносят слова: Вы вокруг посмотрите, Где звук [Ч], назовите. Дети, стоящие в центре круга, называют по слову со звуком [Ч]. | Снятие физического напряжения. Развитие умения находить слова с заданным звуком |
9.Дидактическая игра «Назови ласково» | - А теперь поиграем в игру «Назови ласково». - В этой игре я буду показывать вам картинки. А вам нужно будет найти такой же предмет только маленького размера на доске и назвать его. Слова: звезда, ёлка, облако, ключ, иголка, птица, барабан, пень, цветок) | Дети образуют уменьшительно-ласкательные формы слов. Делают вывод, что в ласковых словах слышат звук [ч] | Совершенствование умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов |
10. Подведение итога занятия Дидактическая игра «Что лишнее» | - Чебурашке очень понравилось у нас в гостях, но ему пора отправляться дальше! Давайте проводим нашего гостя. - Чебурашка говорит, что в вагончиках этого поезда должны ехать предметы, в названиях которых есть звук [Ч]. Поможем правильно заполнить вагончики? Картинки: - чайник, чебурашка, черепаха, телефон; - черепаха, ключ, чеснок, карандаш; - чемодан, чашка, человек, часы, книга | Дети находят лишние предметы на картинках | Закрепление полученных на занятии знаний |
11. Рефлексия | - Скажите пожалуйста, кто к нам приезжал в гости? - С каким новым звуком нас познакомил Чебурашка? - Звук [Ч] согласный или гласный? Он твердый или мягкий? Глухой или звонкий? - Кого из сказочных героев вы хотите позвать в гости в следующий раз? | Дети отвечают на вопросы воспитателя. | Оценка работы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД для детей средней группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Путешествие в Цветландию»
Образовательная деятельность направлена на активизацию речи детей через названия предметов, упражнении в подборе слов, противоположных по смыслу....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Тема: "Звуки и буквы [К] — [Г]"
Закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» /подготовка к обучению грамоте/ для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет «Звуковой анализ слова «замок»
Программное содержание:Обучающие задачи:продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова;закреплять знание о гласных, твердых и мягких согласных звуках;продолжать учить детей различать удар...
Конспект занятия для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей....
«Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой Хх». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми подготовительной группы
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми подготовительной группына тему: «Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой ...
Конспект занятия для детей средней группы по образовательной области познавательное развитие (ФЭМП) Тема: «Проказы Бабы Яги»
Конспект занятия для детей средней группы по образовательной области познавательное развитие (ФЭМП) ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» (подготовка к обучению грамоте) В ПОДГОТОВИТЕЛТНОЙ ГРУППЕ Тема: «МАЛЕНЬКИЕ ГРАМОТЕИ»
Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. (делить слова на слоги, определять позицию звука в слове, делать звуковой анализ слов, составл...