Конспект занятия с детьми старшей группы «Что за прелесть эти сказки!»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Орлова Ольга Петровна

продолжать поддерживать у детей интерес к знакомым сказкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_skazkam.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Аленушка»

с.Повалиха, Первомайского района, Алтайского края

 

Конспект занятия

с детьми старшей группы

«Что за прелесть эти сказки!»

Подготовил

воспитатель 1 категории:

О.П.Орлова

с.Повалиха

2023г.

Цель: продолжать поддерживать у детей интерес к знакомым сказкам

Программные задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о прочитанных сказках (желание детей искать решения проблемных ситуаций)

Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи, формировать связную речь, обогащать словарный запас,

Развивающие:

Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, интерес к сказке. Продолжать развивать умение пересказывать на предложенную тему.

Воспитательные:

Воспитывать навыки взаимодействия, взаимовыручку, дружелюбие, активность и самостоятельность.

Тип занятия: повторение и обобщение полученных знаний

Форма занятия: коммуникативная

Дата проведения: 27.04.2023г

Продолжительность занятия: 30 мин.

Участники занятия: дети старшей группы (кол – во: 8 чел.), воспитатель

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный -  карточки с героями сказок «Сивка – бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси - лебеди», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «По – щучьему велению»; сундучок – посылка, «волшебный» колпак, цветок

Раздаточный – д/ игра «Кто здесь лишний», н/д/игра «Разрезные картинки»; д/игра «Расскажи сказку

Методы и приемы: словесные (беседа, вопросы, загадки, анализ), наглядные (показ иллюстраций к сказкам, карточки с заданиями), игровые (дидактические игры, подвижные игры), практические (рассказывание сказки по карточке - схеме).

Принцип работы с детьми: введение педагогом образовательной ситуации, которая приводит к появлению образовательного нематериального результата (образ волшебника – сказочника, отношение и переживание сказочным героям) 

Предварительная работа: чтение русских народных и авторских сказок, просмотр мультфильмов по сказкам, рассматривание иллюстраций к сказкам, д/ игра «Кто здесь лишний», н/д/игра «Разрезные картинки»

Структура занятия

этап занятия

содержание

время

1.Организационный момент

Под песенку В.Я. Шаинского «Улыбка» дети входят в группу,

1 мин.

2.Мотивационно – ориентированный побудительный этап

(проблема)

Установка на предстоящую деятельность - Д-игра «Угадай сказки, по нескольким словам...» (дети отгадывают и садятся по очереди на стулья)

Посылка с письмом от феи Фионы (условие для открытия посылки)

3 мин.

3.Практический этап

Д-игра «Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки?»

Д/игра «Назови сказку и найди героев этой сказки на карточке».  Д/ игра «Кто лишний». Д/игра «Разрезные картинки».

«Беседа о сказках».

Подвижная хороводная игра «Золотые ворота». Игра» Я- волшебник!»

20 мин.

4.Заключительный этап

Обобщение, оценка результатов (дети дают оценку друг другу), поощрение

6 мин.

Значимость тематики занятия: сказка выступает, как значимый фактор в деле постижения живой русской речи. Она доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство родного русского языка и способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством.

Ожидаемые результаты – это:

- Использование русских народных сказок в активной речи детей.

- Сформированность познавательного интереса у детей, расширение представлений о русском народном творчестве.

- Готовность воспринимать произведения русского народного творчества и эмоционально откликаться на выражение в них чувств и настроения.

- Вовлечение детей в творческую деятельность

                                            Ход занятия:

1.Организационный момент

(песенка В. Я. Шаинского «Улыбка» дети входят в группу, установка на предстоящую деятельность).

Воспитатель: Ребята, улыбнитесь друг другу, посмотрите, как от ваших улыбок стало светлее.

2.Мотивационно – ориентированный побудительный этап

- Ребята, вы любите сказки? Сможете угадать сказку, по нескольким словам, Давайте попробуем! (дети отгадывают и садятся по очереди на стулья)

Д-игра «Угадай сказки, по нескольким словам,..»

1.Тянут-потянут…

2.Высоко сижу -далеко гляжу…

3.Яблонька, спрячь нас…

4.Как выскочу, как выпрыгну …

5.Несет меня лиса за темные...

6.Дед бил-бил не разбил…

7.Всем хватило места в нем, вот какой чудесный дом…

8.Кукла с синими кудрями, ну-ка отгадайте сами?..

Воспитатель: Ребята, вы верите в чудеса? Хотите верьте-хотите нет, но к нам в группу принесли посылку - сундучок из «волшебного царства», где написано: «Ребятам старшей группы «Бусинки», детского сада «Аленушка»

- Ребята, здесь письмо, которое вам прислала Фея Фиона: «Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики! Знаю, что вы любите сказки, и я хочу проверить, на сколько хорошо вы их знаете. Поэтому посылаю вам посылку, но открыть её можно, только когда пройдете разные сказочные задания.

3.Практический этап

Воспитатель: - Садитесь по удобнее, и мы продолжим. Вы, наверное, догадались, что наш дальнейший разговор будет о сказках. Сейчас загадаю вам загадки, а вы будьте внимательны и отгадайте без подсказок.

- «Раз, два, 3,4,5- с вами буду я играть!

Все скорее в круг вставайте,

Сказки наши угадайте!»

Д-игра «Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки?»

1.«Раз история случилась наша Маша заблудилась,

Маша шла дремучей чащей

Смотрит- домик настоящий!

Трех медведей дома нет, не накрыт гостям обед

Стул один, кровать пуста

Значит, сказочка не та! (Маша и медведь)

2.«Он сумел поймать волчишку,

Он поймал лису и мишку,

Он поймал их не сачком,

А поймал своим «бочком»? (Бычок, смоляной бочок)

3.«Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!» (Братец Иванушка)

4.«С ним по улице ходил

Очень добрый крокодил

Герой не зверь и не букашка, кто он, дети? (Чебурашка)

5.«Раз проведать бабушку девочка пошла

И гостинцы вкусные в корзинке несла

На лесной тропинке волк был тут как тут

Как, ребята, девочку зовут? (Красная шапочка)

6.«Возле леса на опушке трое их живет в избушке,

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Отгадайте, без подсказки, кто герои этой сказки?» (Три медведя)

7.Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка не больше ноготка (Дюймовочка)

8.«Что за девочка такая

Как снежинка в поле тает? (Снегурочка)

Д/игра «Назови сказку и найди героев этой сказки на карточке»

(Дети стоят вокруг стола, на котором разложены карточки с героями сказок, воспитатель произносит слова: «Сказки просят: а сейчас, друзья, узнайте нас!» Воспитатель произносит слова из сказки, дети по очереди отгадывают. Тот, кто назвал сказку правильно должен найти карточку с героями этой сказки.)

1.Вор пшеницу воровал. А Иван его поймал.

Вор волшебным оказался, а Иван на нем катался («Сивка - бурка»)

2.Нет ни речки, ни пруда

Где воды напиться,

Очень вкусная вода

 В ямке от копытца? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

3.В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные,

Яблонька, укрой меня,

Реченька, спаси меня! («Гуси - лебеди»)

4.На лесной опушке

Стояли две избушки,

Одна из них растаяла,

Одна стоит по-старому? («Лиса и заяц)

5.Ах ты, Петя-петушок,

Сплоховал немножко

Не послушался кота, выглянул в окошко? («Кот, петух и лиса»)

6.Ждали маму с молоком,

а пустили волка в дом,

Кем же были эти,

Маленькие дети? («Волк и семеро козлят»)

7.Дед да бабка дружно жили,

Дружно жили- не тужили,

По сусекам поскребли и кого-то испекли? («Колобок»)

8.«Вымолвил словечко-покатилась печка, прямо из деревни к царю и царевне. И за что, не знаю, повезло лентяю? («По – щучьему веленью»)

Воспитатель:

- Молодцы! Сказки отгадали и картинки с героями сказок нашли.

- Ребята, это было очередное задание, давайте дальше играть.

Д/ игра «Кто лишний»

(Воспитатель раздает картинки сказок. Ребенок должен назвать героя, предмет и т.д., неподходящий к сказке)

- Молодцы! Справились и с этим заданием. Продолжаем дальше. Теперь нужно закрепить наши знания новой игрой «Собери разрезные картинки»

Д/игра «Разрезные картинки»

(Воспитатель предлагает разделится по парам и подойти к столам, на которых лежат конверты с разрезанными картинками из сюжета сказок. Картинку нужно собрать и назвать сказку.)

Воспитатель: - Умнички!  И так, новое задание.

«Беседа о сказках»

-Ребята, вы знаете, кто сочиняет сказки? (правильно, сказки бывают авторские и народные)

-Что бывает в сказках? (чудеса, чудесные превращения, волшебство)

-Кто является героями сказки? (это могут быть предметы, люди, звери, птицы)

-А вы знаете, ребята, что в сказке всегда есть - начало- это называется «зачин», середина и конец.

-Кто из вас помнит, с каких слов, обычно, начинается сказка? («Жили-были…, В тридевятом царстве..., В некотором царстве - в некотором государстве…, Хотите верьте, хотите нет, а дело было так…»)

-Какими словами заканчивается сказка? («И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…, И стали они жить – поживать и добра наживать…, Вот и сказке конец, а кто слушал молодец..., Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!»)

-А сейчас, я приглашаю вас отдохнуть и просто поиграть в русскую народную хороводную игру «Золотые ворота»

Воспитатель: - Ребята, мы с вами выполнили все сказочные задания. Теперь можно открыть сундучок. Давайте откроем и что в нем? А тут подарок от феи Фионы - волшебный цветок. Тот, кто, возьмет его в руки, произнесет волшебные слова - станет волшебником! Я надеюсь, что, превратившись в волшебников, вы очень интересно расскажете свою любимую сказку.

Игра» Я- волшебник!»

- Сейчас, с вашего согласия, я хочу превратиться в волшебника и рассказать вам свою сказку:

- Криб -ле, краб –ле! Бум!

- Раз, 2,3 (воспитатель превращается в волшебника, надев колпак.  В руке, держа «волшебный» цветок, рассказывает сказку: Жили-были…)

- Предлагаю вам тоже стать волшебниками? (воспитатель помогает ребенку надеть колпак волшебника и передает «волшебный цветок»)

- Подойди сюда, произнеси волшебные слова и скажи: Раз,2,3! А вы, ребята, закроете глаза и откроете только на слово «три».

- Волшебный сказочник, расскажи нам свою сказку. А, вы ребята, слушайте внимательно (ребенок рассказывает свою любимую сказку, в помощь ребенку воспитатель дает карточку - схему)

- Теперь передай волшебный цветок другому (кому передали цветок, тот продолжает игру, надев волшебный колпак)

Сказки рассказывают 2-3 ребенка

4.Заключительный этап

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, надежды Феи Фионы оправдались? Все сказки были интересными, а дела добрыми?

- Какая (чья из детей) сказка вам понравилась больше всех? Почему? (ответы детей)

 - Ребята, наше путешествие по сказкам закончено. Вы были все просто большие молодцы и умницы! Большое вам спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы из цикла "Женские рукоделия" Тема занятия: "Вышивка"

Продолжать знакомить детей в мини-музее сада "Русская изба" с экспонатами музея, традицией совместного труда девушек на посиделках. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к рукоделиям....

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему:"Откуда взялась бумага"

Каждый из нас педагогов знает, что бумага – это самый распространенный и доступный материал в работе с детьми. Но не всегда мы, взрослые, используем его возможности! А ведь любая работа с бумагой не т...

"Я - Петербуржец" конспекты занятий с детьми старшей группы

конспекты совместной образовательной деятельности ....

Конспект занятия с воспитанниками старшей группы . Тема: «В гости к сказкам».

Цель: развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста через использование произведений устного народного творчества....

Конспект занятия с детьми старшей группы "Путешествие в театр Сказки"

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста...

Итогового занятия с детьми старшей группы на тему: «Путешествие по сказке «Маша и медведь ».

Итогового занятия с детьми старшей группы на тему: «Путешествие по сказке «Маша и медведь »....

Конспект НОД с детьми старшей группы на тему «Путешествие в сказку»

Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций; заучивание потешек, используя опорные картинки; знакомство с рисованием по образцу....