Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшей группы по теме «Экскурсия по экспозиции «Народные промыслы России»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Гуренкова Валентина Васильевна

Конспект совместной деятельности педагога

с детьми старшей группы

по теме «Экскурсия по экспозиции «Народные промыслы России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_narodnye_promysly.docx280.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Владимира «Детский сад № 34 комбинированного вида»

Экскурсия по мини-музею

«Русь, Россия – Родина моя»

Экспозиция «Народные промыслы России»

Выполнили:

Гуренкова В.В. – воспитатель,

высшая квалификационная категория

Маркова Г. К. – воспитатель,

высшая квалификационная категория

Владимир 2022

Конспект совместной деятельности педагога

с детьми старшей группы

по теме «Экскурсия по экспозиции «Народные промыслы России»

Цель: систематизация и расширение представлений детей о народных промыслах России.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа;
  • воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.

Образовательные:

  • формировать представления детей о музее, как учреждении, которое занимается сбором, хранением и экспонированием предметов материальной и духовной культуры;
  • расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно – прикладного искусства;
  • закреплять знания об основных средствах выразительности изделий народных промыслов.

Развивающие:

  • развивать художественное восприятие изделий народного декоративно – прикладного искусства;
  • содействовать возникновению положительному эмоциональному отклику на красоту предметов, изготовленными мастерами художественных промыслов России;
  • развивать память, умение донести информацию до слушателей.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; социально – коммуникативное развитие.

Деятельность детей: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская.

 

Планируемые результаты: ребенок имеет первичные представления об изделиях народного декоративно – прикладного творчества, владеет речью как средством общения и культуры, доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками.

ХОД ЭКСКУРСИИ

Нам в музее интересно,
Что увидим — неизвестно,
Станем всё мы изучать,
Будет всё запоминать.
Вдоль по залам, всё вперед
Поведёт экскурсовод,
Экспонаты нам покажет,
И детально всё расскажет.

 

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Открываем листок адвент-календаря, там стихотворение:

Я посетить хочу давно,
Местечко чудное одно.
И посмотреть на достиженья –
Искусства или увлеченья.
Там и рисунки, и поделки...
И никакой тебе подделки.
Возьму с собой и вас, друзей.
И мы отправимся в ... (музей).

В.:А кто мне скажет, что такое музей? (ответы детей)

Педагог подводит детей к пониманию, что музей – это здание, работники которого собирают, хранят и экспонируют предметы материальной и духовной культуры.

Кто из вас бывал в музее? (ответы детей) Действительно, в нашем городе есть много разных музеев. В них мы можем посмотреть картины художников, познакомиться с природой нашего края и как жили наши предки и даже посмотреть на настоящие скафандры космонавтов.

И в нашей группе мы с вами и вашими родителями организовывали небольшой музей, в котором несколько экспозиций.

Сегодня мы с вами рассмотрим очень интересную экспозицию – «Народные промыслы России». А помогут нам в этом экскурсоводы: Варя, Антон и Андрей.

Нам в музее интересно,
Что
 увидим — неизвестно,
Станем всё мы изучать,
Будет всё запоминать.
Вдоль по залам, всё вперед
Поведёт экскурсовод,
Экспонаты нам покажет,
И детально всё расскажет.

Готовы? 

Здравствуйте, гости дорогие, мы рады видеть вас и хотим показать вам экспозицию, которая называется «Народные промыслы России. Мы покажем экспонаты нашего музея, и вы сможете не только посмотреть игрушки, но и поиграть с ними.

Дети с педагогом проходят в групповое помещение, в котором оформлены экспозиции с предметами дымковского, жостовского, гжельского, городецкого, хохломского, промыслов, а так же предметы народных промыслов Владимирского края.

1.Ребята давайте познакомимся с первой экспозицией нашего мини-музея, в ней собраны экспонаты – изделия гжельских мастеров. А расскажет нам об этом Варвара.

Белоснежные фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, называют «Гжель» по имени подмосковной деревни, которая так и называется Гжель. Гжельские мастера делают они из белой глины посуду и миниатюрки. И так хороши эти изделия, что знают о них не только в нашей стране, но и в других странах. За что же они так нравятся людям? Своим цветом! Всего одна краска. А  роспись получается нарядной, праздничной! Сами гжельцы говорят, что небо у них,как нигде в России, синее-синее, вот и переносят они эту синеву на фарфор. Изделия расписаны различными узорами из сеточек, полосок, люди и птицы, трава, цветы. Но самый любимый элемент– гжельская роза, она всегда располагалась в центре изделия.

2.Воспитатель: А сейчас мы познакомимся с дымковским промыслом. Об этих замечательных игрушках нам расскажет Андрей.

На берегу реки Вятка есть слобода под названием Дымково. Делают там из красной глины, затем обжигают (сушат) в печи, после высыхания покрывают белой краской и наносят узор. Дымковская игрушка изображает всадников, петухов, женские фигуры в расширяющихся книзу юбках и высоких головных уборах – кокошниках. А называют их няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Узор всегда прост и состоит из следующих элементов: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила. А краски берутся всегда самые яркие.

Дымковскую игрушку всегда можно отличить неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета и золотой. Их может быть до десяти цветов. Часто игрушки делались в виде свистулек. Весной везли их на ярмарку, во время которых водили хороводы, пели, плясали и…свистели. Свистели все: и стар, и мал. Поэтому и назывались такие ярмарки-Свистуньями.

Воспитатель: Прежде чем перейти к следующей экспозиции послушайте и отгадайте загадку.

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка).

Воспитатель: Правильно, следующий народный промысел - «Русская матрешка». Антон расскажет нам об этих интересных игрушках.

Матрёшка давно стала одним из символов России. Родиной русской матрёшки считается подмосковный город Сергиев Посад – крупнейший центр по производству игрушек в России. Первую матрешку расписал художник Малютин, выточил токарь Звёздочкин. Раньше матрешку одна семья дарила другой. И, если в руках матрешки был черная курица, то это было символом достатка и благополучия. Матрешка получилась очень красивой, и ее отвезли на выставку в Париж. Тогда о ней узнал весь мир. Игрушка всем так понравилась, что стала самым популярным сувениром из России. Обычно матрешки-это красивые девушки, но есть и в виде животных и даже сказочных персонажей. Делают матрешек чаще всего из липы, затем расписывают и покрывают лаком. Известны матрёшки г. Семёнова, знамениты вятские матрёшки, их сёстры из села Полховский Майдан, из г. Загорска, г. Новокузнецка, из Башкирии. В самой большой матрёшке России – 100 фигурок, а самая маленькая – всего пару миллиметров в высоту. А название куклы произошло от старинного русского имени Матрона, что обозначает Мать большого семейства. Матрёшка и по сей день остается самым знаменитым товаром народных российских промыслов.

Воспитатель: Сегодня на экскурсии мы познакомились лишь с некоторыми из народных промыслов, назовите мне, пожалуйста, их. (Ответы детей.)

Воспитатель: Но в нашей большой стране России живут еще очень много мастеров народных промыслов. Это жостовские мастера, вологодские кружевницы, мастера урало-сибирской росписи. В нашей области тоже есть знаменитый на всю страну Гусевской хрустальный завод, Мстерская роспись, Суздальские да Объедовские валенки, о которых мы поговорим в следующий раз.

Физкультминутка: Танец «Матрешки»

Воспитатель: Ну а сейчас я вам хочу загадать загадки.

 1 вопрос:

Я хочу вам рассказать:

Лет четыреста назад

К празднику весны «Свистунья»

Их лепили стар и млад… (Дымковские игрушки)

2

Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно, с севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
(Гжель)

3 
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Раз, два, три, четыре, пять…
Даже всех не сосчитать!
Загляделася старушка-
а в руках - одна игрушка.
(Матрешки)

Рефлексия:

Наша экскурсия подошла к концу. С какими народными промыслами вы познакомились? Почему мастеров народных промыслов называют мастера «Золотые руки»? Подумайте и скажите изделия какого народного промысла вам понравились больше всего, и почему вы выбрали именно этот промысел?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшей группы по художественному творчеству (аппликация)

Совместная деятельность педагога с детьми по художественному творчеству (аппликация)...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми младшей группы на тему «Варежка»

Совместная деятельность педагога с детьми младшей группы...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми младшей группы на тему: «Укрась матрешке сарафанчик»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида №111»Муниципального образования города Братска     Конспектсо...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми средней группы на тему: «Чистота – залог здоровья».

Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие". Конспект совместной деятельности педагога с детьми средней группы на тему: "Чистота - залог здоровья"....

Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшей группы компенсирующей направленности № 5 «Радуга» (5 – 6 лет). Тема: «Путешествие в космос»

Этот материал способствует закреплению и расширению знаний старших дошкольников о космосе, речевому и логически - математическому развитию....

Конспект совместной деятельности педагога с детьми младшей группы на тему «Варежка»

Конспект совместной деятельности педагога с детьми младшей группы на тему «Варежка»...