Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшей группы по теме «Экскурсия по экспозиции «Народные промыслы России»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Конспект совместной деятельности педагога
с детьми старшей группы
по теме «Экскурсия по экспозиции «Народные промыслы России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_narodnye_promysly.docx | 280.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Владимира «Детский сад № 34 комбинированного вида»
Экскурсия по мини-музею
«Русь, Россия – Родина моя»
Экспозиция «Народные промыслы России»
Выполнили:
Гуренкова В.В. – воспитатель,
высшая квалификационная категория
Маркова Г. К. – воспитатель,
высшая квалификационная категория
Владимир 2022
Конспект совместной деятельности педагога
с детьми старшей группы
по теме «Экскурсия по экспозиции «Народные промыслы России»
Цель: систематизация и расширение представлений детей о народных промыслах России.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа;
- воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
Образовательные:
- формировать представления детей о музее, как учреждении, которое занимается сбором, хранением и экспонированием предметов материальной и духовной культуры;
- расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно – прикладного искусства;
- закреплять знания об основных средствах выразительности изделий народных промыслов.
Развивающие:
- развивать художественное восприятие изделий народного декоративно – прикладного искусства;
- содействовать возникновению положительному эмоциональному отклику на красоту предметов, изготовленными мастерами художественных промыслов России;
- развивать память, умение донести информацию до слушателей.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; социально – коммуникативное развитие.
Деятельность детей: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская.
Планируемые результаты: ребенок имеет первичные представления об изделиях народного декоративно – прикладного творчества, владеет речью как средством общения и культуры, доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками.
ХОД ЭКСКУРСИИ
Нам в музее интересно,
Что увидим — неизвестно,
Станем всё мы изучать,
Будет всё запоминать.
Вдоль по залам, всё вперед
Поведёт экскурсовод,
Экспонаты нам покажет,
И детально всё расскажет.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Открываем листок адвент-календаря, там стихотворение:
Я посетить хочу давно,
Местечко чудное одно.
И посмотреть на достиженья –
Искусства или увлеченья.
Там и рисунки, и поделки...
И никакой тебе подделки.
Возьму с собой и вас, друзей.
И мы отправимся в ... (музей).
В.:А кто мне скажет, что такое музей? (ответы детей)
Педагог подводит детей к пониманию, что музей – это здание, работники которого собирают, хранят и экспонируют предметы материальной и духовной культуры.
Кто из вас бывал в музее? (ответы детей) Действительно, в нашем городе есть много разных музеев. В них мы можем посмотреть картины художников, познакомиться с природой нашего края и как жили наши предки и даже посмотреть на настоящие скафандры космонавтов.
И в нашей группе мы с вами и вашими родителями организовывали небольшой музей, в котором несколько экспозиций.
Сегодня мы с вами рассмотрим очень интересную экспозицию – «Народные промыслы России». А помогут нам в этом экскурсоводы: Варя, Антон и Андрей.
Нам в музее интересно,
Что увидим — неизвестно,
Станем всё мы изучать,
Будет всё запоминать.
Вдоль по залам, всё вперед
Поведёт экскурсовод,
Экспонаты нам покажет,
И детально всё расскажет.
Готовы?
Здравствуйте, гости дорогие, мы рады видеть вас и хотим показать вам экспозицию, которая называется «Народные промыслы России. Мы покажем экспонаты нашего музея, и вы сможете не только посмотреть игрушки, но и поиграть с ними.
Дети с педагогом проходят в групповое помещение, в котором оформлены экспозиции с предметами дымковского, жостовского, гжельского, городецкого, хохломского, промыслов, а так же предметы народных промыслов Владимирского края.
1.Ребята давайте познакомимся с первой экспозицией нашего мини-музея, в ней собраны экспонаты – изделия гжельских мастеров. А расскажет нам об этом Варвара.
Белоснежные фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, называют «Гжель» по имени подмосковной деревни, которая так и называется Гжель. Гжельские мастера делают они из белой глины посуду и миниатюрки. И так хороши эти изделия, что знают о них не только в нашей стране, но и в других странах. За что же они так нравятся людям? Своим цветом! Всего одна краска. А роспись получается нарядной, праздничной! Сами гжельцы говорят, что небо у них,как нигде в России, синее-синее, вот и переносят они эту синеву на фарфор. Изделия расписаны различными узорами из сеточек, полосок, люди и птицы, трава, цветы. Но самый любимый элемент– гжельская роза, она всегда располагалась в центре изделия.
2.Воспитатель: А сейчас мы познакомимся с дымковским промыслом. Об этих замечательных игрушках нам расскажет Андрей.
На берегу реки Вятка есть слобода под названием Дымково. Делают там из красной глины, затем обжигают (сушат) в печи, после высыхания покрывают белой краской и наносят узор. Дымковская игрушка изображает всадников, петухов, женские фигуры в расширяющихся книзу юбках и высоких головных уборах – кокошниках. А называют их няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Узор всегда прост и состоит из следующих элементов: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила. А краски берутся всегда самые яркие.
Дымковскую игрушку всегда можно отличить неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета и золотой. Их может быть до десяти цветов. Часто игрушки делались в виде свистулек. Весной везли их на ярмарку, во время которых водили хороводы, пели, плясали и…свистели. Свистели все: и стар, и мал. Поэтому и назывались такие ярмарки-Свистуньями.
Воспитатель: Прежде чем перейти к следующей экспозиции послушайте и отгадайте загадку.
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка).
Воспитатель: Правильно, следующий народный промысел - «Русская матрешка». Антон расскажет нам об этих интересных игрушках.
Матрёшка давно стала одним из символов России. Родиной русской матрёшки считается подмосковный город Сергиев Посад – крупнейший центр по производству игрушек в России. Первую матрешку расписал художник Малютин, выточил токарь Звёздочкин. Раньше матрешку одна семья дарила другой. И, если в руках матрешки был черная курица, то это было символом достатка и благополучия. Матрешка получилась очень красивой, и ее отвезли на выставку в Париж. Тогда о ней узнал весь мир. Игрушка всем так понравилась, что стала самым популярным сувениром из России. Обычно матрешки-это красивые девушки, но есть и в виде животных и даже сказочных персонажей. Делают матрешек чаще всего из липы, затем расписывают и покрывают лаком. Известны матрёшки г. Семёнова, знамениты вятские матрёшки, их сёстры из села Полховский Майдан, из г. Загорска, г. Новокузнецка, из Башкирии. В самой большой матрёшке России – 100 фигурок, а самая маленькая – всего пару миллиметров в высоту. А название куклы произошло от старинного русского имени Матрона, что обозначает Мать большого семейства. Матрёшка и по сей день остается самым знаменитым товаром народных российских промыслов.
Воспитатель: Сегодня на экскурсии мы познакомились лишь с некоторыми из народных промыслов, назовите мне, пожалуйста, их. (Ответы детей.)
Воспитатель: Но в нашей большой стране России живут еще очень много мастеров народных промыслов. Это жостовские мастера, вологодские кружевницы, мастера урало-сибирской росписи. В нашей области тоже есть знаменитый на всю страну Гусевской хрустальный завод, Мстерская роспись, Суздальские да Объедовские валенки, о которых мы поговорим в следующий раз.
Физкультминутка: Танец «Матрешки»
Воспитатель: Ну а сейчас я вам хочу загадать загадки.
1 вопрос:
Я хочу вам рассказать:
Лет четыреста назад
К празднику весны «Свистунья»
Их лепили стар и млад… (Дымковские игрушки)
2
Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно, с севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
(Гжель)
3
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Раз, два, три, четыре, пять…
Даже всех не сосчитать!
Загляделася старушка-
а в руках - одна игрушка.
(Матрешки)
Рефлексия:
Наша экскурсия подошла к концу. С какими народными промыслами вы познакомились? Почему мастеров народных промыслов называют мастера «Золотые руки»? Подумайте и скажите изделия какого народного промысла вам понравились больше всего, и почему вы выбрали именно этот промысел?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшей группы по художественному творчеству (аппликация)
Совместная деятельность педагога с детьми по художественному творчеству (аппликация)...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми младшей группы на тему «Варежка»
Совместная деятельность педагога с детьми младшей группы...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми младшей группы на тему: «Укрась матрешке сарафанчик»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида №111»Муниципального образования города Братска Конспектсо...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми средней группы на тему: «Чистота – залог здоровья».
Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие". Конспект совместной деятельности педагога с детьми средней группы на тему: "Чистота - залог здоровья"....
Презентация проекта совместной деятельности педагога с детьми старшей группы по теме "Море".
Ознакомление детей с обитателями моря.Детское тврочество....
Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшей группы компенсирующей направленности № 5 «Радуга» (5 – 6 лет). Тема: «Путешествие в космос»
Этот материал способствует закреплению и расширению знаний старших дошкольников о космосе, речевому и логически - математическому развитию....
Конспект совместной деятельности педагога с детьми младшей группы на тему «Варежка»
Конспект совместной деятельности педагога с детьми младшей группы на тему «Варежка»...