НОД средняя группа развитие речи Тема: Составление описания по лексической теме «Весна».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Татьяна Викторовна Романченко

НОД средняя группа развитие речи

Тема: Составление описания по лексической теме «Весна».

 

Цели: Связная речь: формировать умение описывать весну и признаки весны. Словарь и грамматика: уточнить представления об изменениях; Звуковая культура речи: продолжать развивать умение слушать звучание слов выделять в двух словах, находить слова, сходные по звучанию.

Материал: дидактические картинки по теме.

Предварительная работа:

Беседы, о весне, наблюдение сезонных изменениях в природе, чтение художественной литературы о весне, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, слушание звуков природы (журчание ручья, капель, пение птиц, звуки леса и т.д.), заучивание стихотворений о весне, загадывание загадок.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычное занятие. Давайте поприветствуем друг - друга словами:

Доброе утро, скорей проснитесь, солнцу шире улыбнитесь!

Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными и активными.

Ребята, о чём будем беседовать на занятии, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

Дети: Весной!

Воспитатель: Правильно! Сегодня мы поговорим о весне.

Весна - это самое красивое время года. Поэты и художники тоже воспевали весну в своих произведениях.

Вот послушайте стихотворение А. Плещеева:

Уж тает снег, бегут ручьи,

в окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

 и лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала!

Воспитатель: Ребята, давайте начнем с вами учить стихи о весне.

Стихотворение И. Токмаковой «Весна»:

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие весенние месяцы вы знаете?

Пришла весна и каждый рад

Спешит весна и месяц ---------(март)

 

За ним другой стучится в дверь

Он называется---------(апрель)

 

И третий месяц вспоминай

Как называется он--------(май)

Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте еще раз повторим название весенних месяцев. (повторение с детьми названия месяцев)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла. Как ее зовут? Кто угадает. (Маша).

Она собралась на прогулку. Как вы думаете, правильно ли она одета?

Дети: Нет, она надела летнюю одежду.

Воспитатель: Ребята, Маша пока не знает, как правильно одеваться весной, потому что, она родилась летом, а весну ещё ни разу не видела.

Вот и не знает ничего о весне-красавице.

- Расскажем ей о весне? (ответы детей)

- Хорошо! А ты, Маша, посиди и внимательно слушай детей.

Воспитатель: А вы сами весну с зимой не перепутаете? Давайте проверим.

2)Развитие умения подбирать антонимы.

Зима ушла, а весна -…….(пришла).

Зима холодная, а весна -……(тёплая).

Зимой солнце светит, а весной -……(греет).

Зимой сугробы высокие, а весной -……..(низкие)

Зимой надевают шубы, а весной - ……….(куртки)

Воспитатель: Всё правильно ответили, молодцы! Видишь, МАШЕНЬКА, как много знают наши дети.

 

Воспитатель:  Ребята, скажите пожалуйста, а ещё какие изменения в природе подсказывают нам, что наступила весна. Посмотрите, пожалуйста в окно. Что же там так весело нам улыбается?

Воспитатель:  Конечно, же, солнышко!
Вот и кончилась зима.
Радуйтесь, пришла весна!
Первым солнышко проснулось,

добрым людям улыбнулось

Солнышко светит всё ярче и ярче.
Балует нас своими тёплыми, нежными лучиками.

Воспитатель: Ребята, а давайте с вами сделаем солнечную зарядку.

Физкультминутка:

Что выше леса? (поднимаем руки вверх, тянемся на носочках)

Что ярче света? (руки вытягиваем вперед)

Быть может солнце в сердце этом? (Руки на грудь, слушаем, как стучит сердце, и касаемся друг друга ладошками).

Воспитатель: Ребята, весна украшает все вокруг. Не забывает она и про наши дома.

А как же она это делает - отгадайте!

-С крыши вниз свисает

Острая рогулька.

Капли вниз бросает

Мокрая…

-Сосулька!

-Ещё одна примета - появляются сосульки.

А когда пригревает солнышко, сосульки начинают таять, падают капли вниз. Начинается капель.

Воспитатель: А что ещё происходит, когда греет солнышко весной?

Тает снег.

Тают весело снега,        
Вместо улицы – река.

-Растаял снег, появились проталины

 В: А что же это?  
 Дети: ПРОТАЛИНА - это- где стаял снег, и открылась земля

Воспитатель: На проталинах появляются первые цветочки, подснежниками.

 Ребята, подснежник-это первый вестник весны.

Многие люди хотят, что бы такая красота была у них дома и рвут цветы. А скажите, подснежники можно рвать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?

Если я сорву цветок

Если ты сорвешь цветок

Если все: и я и ты

Если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты!    

Воспитатель: Если увидите подснежник в лесу, не срывайте его. Он занесён в красную книгу. Это редкое и охраняемое растение.

Воспитатель: А во что превращается растаявший снег?

Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый

Дети: ручей !

Воспитатель: А что можно делать на улице, когда текут ручейки?

Дети: Пускать кораблики, лодочки.

Воспитатель: Я знаю, вы тоже любите лодочки. Давайте сделаем гимнастику для пальчиков «Покачай лодку».

Долго лодочку качало.                –Кисти рук влево- вправо.

Ветер стих и лодка встала.         –Руки ладонями вверх, пальцы лодочкой.

 Воспитатель: А как меняются деревья?

— На деревьях и кустарниках набухают почки.

Солнце стало ярче греть,
Вот набухли почки,

Скоро уж появятся
Нежные листочки.

Воспитатель: Зимой все деревья и кустарники спят, а с наступлением весны начинают просыпаться.

Воспитатель: Весна приводит за собой своих друзей, возвращаются перелётные птицы, которые боятся холодов и на зиму улетают в теплые края.

Воспитатель: А какие птицы прилетают первыми:

Дети: Грачи, скворцы.

Воспитатель: А что же в это время происходит в лесу? Звери просыпаются и у зверей появляются детеныши.

Воспитатель: Назовите, у кого кто появился.

Дети называют животных и их детенышей.

(У лисицы лисята. У зайчихи зайчата. У волчицы волчата. У белки бельчата.)

Воспитатель: Ребята, когда снег совсем - совсем растает, что же тогда появится?

Дети: Травка.

Воспитатель: Травка какая?

Дети: Зелёная, нежная, маленькая.

Воспитатель: По весенней травке гуляет весенний ветерок.

Воспитатель: Молодцы, все сегодня хорошо поработали.

Рефлексия:

Воспитатель: Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?

Дети: О весне.

Воспитатель: Какие весенние месяцы вы знаете?

Д: Март, апрель, май.

 Воспитатель: Давайте составим рассказ о весне по этой картине.

Дети: Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран. Дети пускают кораблики и вешают скворечники. Весну все любят.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД средняя группа развитие речи

Тема: Составление описания по лексической теме «Весна».

Цели: Связная речь: формировать умение описывать весну и признаки весны. Словарь и грамматика: уточнить представления об изменениях; Звуковая культура речи: продолжать развивать умение слушать звучание слов выделять в двух словах, находить слова, сходные по звучанию.

Материал: дидактические картинки по теме.

Предварительная работа:

Беседы, составление  описательных  рассказов о весне, наблюдение сезонных изменениях в природе, чтение художественной литературы о весне, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, слушание звуков природы (журчание ручья, капель, пение птиц, звуки леса и т.д.), заучивание стихотворений о весне, загадывание загадок.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычное занятие. Давайте поприветствуем друг - друга словами:

Доброе утро, скорей проснитесь, солнцу шире улыбнитесь!

Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными и активными.

Ребята, о чём будем беседовать на занятии, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

Дети: Весной!

Воспитатель: Правильно! Сегодня мы поговорим о весне.

Весна - это самое красивое время года. Поэты и художники тоже воспевали весну в своих произведениях.

Вот послушайте стихотворение А. Плещеева:

Уж тает снег, бегут ручьи,

в окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

 и лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала!

Воспитатель: Ребята, давайте начнем с вами учить стихи о весне.

Стихотворение И. Токмаковой «Весна»:

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие весенние месяцы вы знаете?

Пришла весна и каждый рад

Спешит весна и месяц ---------(март)

За ним другой стучится в дверь

Он называется---------(апрель)

И третий месяц вспоминай

Как называется он--------(май)

Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте еще раз повторим название весенних месяцев. (повторение с детьми названия месяцев)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла. Как ее зовут? Кто угадает. (Маша).

Она собралась на прогулку. Как вы думаете, правильно ли она одета?

Дети: Нет, она надела летнюю одежду.

Воспитатель: Ребята, Маша пока не знает, как правильно одеваться весной, потому что, она родилась летом, а весну ещё ни разу не видела.

Вот и не знает ничего о весне-красавице.

- Расскажем ей о весне? (ответы детей)

- Хорошо! А ты, Маша, посиди и внимательно слушай детей.

Воспитатель: А вы сами весну с зимой не перепутаете? Давайте проверим.

2)Развитие умения подбирать антонимы.

Зима ушла, а весна -…….(пришла).

Зима холодная, а весна -……(тёплая).

Зимой солнце светит, а весной -……(греет).

Зимой сугробы высокие, а весной -……..(низкие)

Зимой надевают шубы, а весной - ……….(куртки)

Воспитатель: Всё правильно ответили, молодцы! Видишь, МАШЕНЬКА, как много знают наши дети.

Воспитатель:  Ребята, скажите пожалуйста, а ещё какие изменения в природе подсказывают нам, что наступила весна. Посмотрите, пожалуйста в окно. Что же там так весело нам улыбается?

Воспитатель:  Конечно, же, солнышко!
Вот и кончилась зима.
Радуйтесь, пришла весна!

Первым солнышко проснулось,

добрым людям улыбнулось

Солнышко светит всё ярче и ярче.
Балует нас своими тёплыми, нежными лучиками.

Воспитатель: Ребята, а давайте с вами сделаем солнечную зарядку.

Физкультминутка:

Что выше леса? (поднимаем руки вверх, тянемся на носочках)

Что ярче света? (руки вытягиваем вперед)

Быть может солнце в сердце этом? (Руки на грудь, слушаем, как стучит сердце, и касаемся друг друга ладошками).

Воспитатель: Ребята, весна украшает все вокруг. Не забывает она и про наши дома.

А как же она это делает - отгадайте!

-С крыши вниз свисает

Острая рогулька.

Капли вниз бросает

Мокрая…

-Сосулька!

-Ещё одна примета - появляются сосульки.

А когда пригревает солнышко, сосульки начинают таять, падают капли вниз. Начинается капель.

Воспитатель: А что ещё происходит, когда греет солнышко весной?

Тает снег.

Тают весело снега,        
Вместо улицы – река.

-Растаял снег, появились проталины

 В: А что же это?  
Дети: ПРОТАЛИНА - этоместо, где стаял снег, и открылась земля

Воспитатель: На проталинах появляются первые цветочки, подснежниками.

 Ребята, подснежник-это первый вестник весны.

Многие люди хотят, что бы такая красота была у них дома и рвут цветы. А скажите, подснежники можно рвать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?

Если я сорву цветок

Если ты сорвешь цветок

Если все: и я и ты

Если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты!    

Воспитатель: Если увидите подснежник в лесу, не срывайте его. Он занесён в красную книгу. Это редкое и охраняемое растение.

Воспитатель: А во что превращается растаявший снег?

Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый

Дети: ручей !

Воспитатель: А что можно делать на улице, когда текут ручейки?

Дети: Пускать кораблики, лодочки.

Воспитатель: Я знаю, вы тоже любите лодочки. Давайте сделаем гимнастику для пальчиков «Покачай лодку».

Долго лодочку качало.                –Кисти рук влево- вправо.

Ветер стих и лодка встала.         –Руки ладонями вверх, пальцы лодочкой.

 Воспитатель: А как меняются деревья?

— На деревьях и кустарниках набухают почки.

Солнце стало ярче греть,
Вот набухли почки,

Скоро уж появятся
Нежные листочки.

Воспитатель: Зимой все деревья и кустарники спят, а с наступлением весны начинают просыпаться.

Воспитатель: Весна приводит за собой своих друзей, возвращаются перелётные птицы, которые боятся холодов и на зиму улетают в теплые края.

Воспитатель: А какие птицы прилетают первыми:

Дети: Грачи, скворцы.

Воспитатель: А что же в это время происходит в лесу? Звери просыпаются и у зверей появляются детеныши.

Воспитатель: Назовите, у кого кто появился.

Дети называют животных и их детенышей.

(У лисицы лисята. У зайчихи зайчата. У волчицы волчата. У белки бельчата.)

Воспитатель: Ребята, когда снег совсем - совсем растает, что же тогда появится?

Дети: Травка.

Воспитатель: Травка какая?

Дети: Зелёная, нежная, маленькая.

Воспитатель: По весенней травке гуляет весенний ветерок.

Воспитатель: Молодцы, все сегодня хорошо поработали.

Рефлексия:

Воспитатель: Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?

Дети: О весне.

Воспитатель: Какие весенние месяцы вы знаете?

Д: Март, апрель, май.

 Воспитатель: Давайте составим рассказ о весне по этой картине.

Дети: Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран. Дети пускают кораблики и вешают скворечники. Весну все любят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте на тему:"Составление рассказа о предметах посуды"

Данное занятие проводится с группой детей старшегодошкольного возраста. Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, формируем умение составлять рассказ, происходит формирова...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей 4-5 лет по речевому развитию «Составление описания по лексической теме «Овощи»

Конспект организованной образовательной деятельности  для детей 4-5 лет по речевому развитию «Составление описания по лексической теме «Овощи»...

«Составление описания по лексической теме «Овощи» средняя группа

Конспект НОД в средней группе по речевому развитиюна тему: «Составление описания по лексической теме «Овощи»...

Составление описания по лексической теме "Овощи"

Составление описания по лексической теме "Овощи"...