НОД средняя группа развитие речи Тема: Составление описания по лексической теме «Весна».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
НОД средняя группа развитие речи
Тема: Составление описания по лексической теме «Весна».
Цели: Связная речь: формировать умение описывать весну и признаки весны. Словарь и грамматика: уточнить представления об изменениях; Звуковая культура речи: продолжать развивать умение слушать звучание слов выделять в двух словах, находить слова, сходные по звучанию.
Материал: дидактические картинки по теме.
Предварительная работа:
Беседы, о весне, наблюдение сезонных изменениях в природе, чтение художественной литературы о весне, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, слушание звуков природы (журчание ручья, капель, пение птиц, звуки леса и т.д.), заучивание стихотворений о весне, загадывание загадок.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычное занятие. Давайте поприветствуем друг - друга словами:
Доброе утро, скорей проснитесь, солнцу шире улыбнитесь!
Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными и активными.
Ребята, о чём будем беседовать на занятии, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
Дети: Весной!
Воспитатель: Правильно! Сегодня мы поговорим о весне.
Весна - это самое красивое время года. Поэты и художники тоже воспевали весну в своих произведениях.
Вот послушайте стихотворение А. Плещеева:
Уж тает снег, бегут ручьи,
в окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
и лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала!
Воспитатель: Ребята, давайте начнем с вами учить стихи о весне.
Стихотворение И. Токмаковой «Весна»:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у весны.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие весенние месяцы вы знаете?
Пришла весна и каждый рад
Спешит весна и месяц ---------(март)
За ним другой стучится в дверь
Он называется---------(апрель)
И третий месяц вспоминай
Как называется он--------(май)
Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте еще раз повторим название весенних месяцев. (повторение с детьми названия месяцев)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла. Как ее зовут? Кто угадает. (Маша).
Она собралась на прогулку. Как вы думаете, правильно ли она одета?
Дети: Нет, она надела летнюю одежду.
Воспитатель: Ребята, Маша пока не знает, как правильно одеваться весной, потому что, она родилась летом, а весну ещё ни разу не видела.
Вот и не знает ничего о весне-красавице.
- Расскажем ей о весне? (ответы детей)
- Хорошо! А ты, Маша, посиди и внимательно слушай детей.
Воспитатель: А вы сами весну с зимой не перепутаете? Давайте проверим.
2)Развитие умения подбирать антонимы.
Зима ушла, а весна -…….(пришла).
Зима холодная, а весна -……(тёплая).
Зимой солнце светит, а весной -……(греет).
Зимой сугробы высокие, а весной -……..(низкие)
Зимой надевают шубы, а весной - ……….(куртки)
Воспитатель: Всё правильно ответили, молодцы! Видишь, МАШЕНЬКА, как много знают наши дети.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, а ещё какие изменения в природе подсказывают нам, что наступила весна. Посмотрите, пожалуйста в окно. Что же там так весело нам улыбается?
Воспитатель: Конечно, же, солнышко!
Вот и кончилась зима.
Радуйтесь, пришла весна!
Первым солнышко проснулось,
добрым людям улыбнулось
Солнышко светит всё ярче и ярче.
Балует нас своими тёплыми, нежными лучиками.
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами сделаем солнечную зарядку.
Физкультминутка:
Что выше леса? (поднимаем руки вверх, тянемся на носочках)
Что ярче света? (руки вытягиваем вперед)
Быть может солнце в сердце этом? (Руки на грудь, слушаем, как стучит сердце, и касаемся друг друга ладошками).
Воспитатель: Ребята, весна украшает все вокруг. Не забывает она и про наши дома.
А как же она это делает - отгадайте!
-С крыши вниз свисает
Острая рогулька.
Капли вниз бросает
Мокрая…
-Сосулька!
-Ещё одна примета - появляются сосульки.
А когда пригревает солнышко, сосульки начинают таять, падают капли вниз. Начинается капель.
Воспитатель: А что ещё происходит, когда греет солнышко весной?
Тает снег.
Тают весело снега,
Вместо улицы – река.
-Растаял снег, появились проталины
В: А что же это?
Дети: ПРОТАЛИНА - это- где стаял снег, и открылась земля
Воспитатель: На проталинах появляются первые цветочки, подснежниками.
Ребята, подснежник-это первый вестник весны.
Многие люди хотят, что бы такая красота была у них дома и рвут цветы. А скажите, подснежники можно рвать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок
Если все: и я и ты
Если мы сорвем цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Воспитатель: Если увидите подснежник в лесу, не срывайте его. Он занесён в красную книгу. Это редкое и охраняемое растение.
Воспитатель: А во что превращается растаявший снег?
Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый
Дети: ручей !
Воспитатель: А что можно делать на улице, когда текут ручейки?
Дети: Пускать кораблики, лодочки.
Воспитатель: Я знаю, вы тоже любите лодочки. Давайте сделаем гимнастику для пальчиков «Покачай лодку».
Долго лодочку качало. –Кисти рук влево- вправо.
Ветер стих и лодка встала. –Руки ладонями вверх, пальцы лодочкой.
Воспитатель: А как меняются деревья?
— На деревьях и кустарниках набухают почки.
Солнце стало ярче греть,
Вот набухли почки,
Скоро уж появятся
Нежные листочки.
Воспитатель: Зимой все деревья и кустарники спят, а с наступлением весны начинают просыпаться.
Воспитатель: Весна приводит за собой своих друзей, возвращаются перелётные птицы, которые боятся холодов и на зиму улетают в теплые края.
Воспитатель: А какие птицы прилетают первыми:
Дети: Грачи, скворцы.
Воспитатель: А что же в это время происходит в лесу? Звери просыпаются и у зверей появляются детеныши.
Воспитатель: Назовите, у кого кто появился.
Дети называют животных и их детенышей.
(У лисицы лисята. У зайчихи зайчата. У волчицы волчата. У белки бельчата.)
Воспитатель: Ребята, когда снег совсем - совсем растает, что же тогда появится?
Дети: Травка.
Воспитатель: Травка какая?
Дети: Зелёная, нежная, маленькая.
Воспитатель: По весенней травке гуляет весенний ветерок.
Воспитатель: Молодцы, все сегодня хорошо поработали.
Рефлексия:
Воспитатель: Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?
Дети: О весне.
Воспитатель: Какие весенние месяцы вы знаете?
Д: Март, апрель, май.
Воспитатель: Давайте составим рассказ о весне по этой картине.
Дети: Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран. Дети пускают кораблики и вешают скворечники. Весну все любят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_srednyaya_gruppa_razvitie_rechi_sostavlenie_opisaniya_po_leksicheskoy_teme_vesna.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД средняя группа развитие речи
Тема: Составление описания по лексической теме «Весна».
Цели: Связная речь: формировать умение описывать весну и признаки весны. Словарь и грамматика: уточнить представления об изменениях; Звуковая культура речи: продолжать развивать умение слушать звучание слов выделять в двух словах, находить слова, сходные по звучанию.
Материал: дидактические картинки по теме.
Предварительная работа:
Беседы, составление описательных рассказов о весне, наблюдение сезонных изменениях в природе, чтение художественной литературы о весне, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, слушание звуков природы (журчание ручья, капель, пение птиц, звуки леса и т.д.), заучивание стихотворений о весне, загадывание загадок.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычное занятие. Давайте поприветствуем друг - друга словами:
Доброе утро, скорей проснитесь, солнцу шире улыбнитесь!
Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными и активными.
Ребята, о чём будем беседовать на занятии, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
Дети: Весной!
Воспитатель: Правильно! Сегодня мы поговорим о весне.
Весна - это самое красивое время года. Поэты и художники тоже воспевали весну в своих произведениях.
Вот послушайте стихотворение А. Плещеева:
Уж тает снег, бегут ручьи,
в окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
и лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала!
Воспитатель: Ребята, давайте начнем с вами учить стихи о весне.
Стихотворение И. Токмаковой «Весна»:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у весны.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие весенние месяцы вы знаете?
Пришла весна и каждый рад
Спешит весна и месяц ---------(март)
За ним другой стучится в дверь
Он называется---------(апрель)
И третий месяц вспоминай
Как называется он--------(май)
Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте еще раз повторим название весенних месяцев. (повторение с детьми названия месяцев)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла. Как ее зовут? Кто угадает. (Маша).
Она собралась на прогулку. Как вы думаете, правильно ли она одета?
Дети: Нет, она надела летнюю одежду.
Воспитатель: Ребята, Маша пока не знает, как правильно одеваться весной, потому что, она родилась летом, а весну ещё ни разу не видела.
Вот и не знает ничего о весне-красавице.
- Расскажем ей о весне? (ответы детей)
- Хорошо! А ты, Маша, посиди и внимательно слушай детей.
Воспитатель: А вы сами весну с зимой не перепутаете? Давайте проверим.
2)Развитие умения подбирать антонимы.
Зима ушла, а весна -…….(пришла).
Зима холодная, а весна -……(тёплая).
Зимой солнце светит, а весной -……(греет).
Зимой сугробы высокие, а весной -……..(низкие)
Зимой надевают шубы, а весной - ……….(куртки)
Воспитатель: Всё правильно ответили, молодцы! Видишь, МАШЕНЬКА, как много знают наши дети.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, а ещё какие изменения в природе подсказывают нам, что наступила весна. Посмотрите, пожалуйста в окно. Что же там так весело нам улыбается?
Воспитатель: Конечно, же, солнышко!
Вот и кончилась зима.
Радуйтесь, пришла весна!
Первым солнышко проснулось,
добрым людям улыбнулось
Солнышко светит всё ярче и ярче.
Балует нас своими тёплыми, нежными лучиками.
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами сделаем солнечную зарядку.
Физкультминутка:
Что выше леса? (поднимаем руки вверх, тянемся на носочках)
Что ярче света? (руки вытягиваем вперед)
Быть может солнце в сердце этом? (Руки на грудь, слушаем, как стучит сердце, и касаемся друг друга ладошками).
Воспитатель: Ребята, весна украшает все вокруг. Не забывает она и про наши дома.
А как же она это делает - отгадайте!
-С крыши вниз свисает
Острая рогулька.
Капли вниз бросает
Мокрая…
-Сосулька!
-Ещё одна примета - появляются сосульки.
А когда пригревает солнышко, сосульки начинают таять, падают капли вниз. Начинается капель.
Воспитатель: А что ещё происходит, когда греет солнышко весной?
Тает снег.
Тают весело снега,
Вместо улицы – река.
-Растаял снег, появились проталины
В: А что же это?
Дети: ПРОТАЛИНА - это- место, где стаял снег, и открылась земля
Воспитатель: На проталинах появляются первые цветочки, подснежниками.
Ребята, подснежник-это первый вестник весны.
Многие люди хотят, что бы такая красота была у них дома и рвут цветы. А скажите, подснежники можно рвать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок
Если все: и я и ты
Если мы сорвем цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Воспитатель: Если увидите подснежник в лесу, не срывайте его. Он занесён в красную книгу. Это редкое и охраняемое растение.
Воспитатель: А во что превращается растаявший снег?
Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый
Дети: ручей !
Воспитатель: А что можно делать на улице, когда текут ручейки?
Дети: Пускать кораблики, лодочки.
Воспитатель: Я знаю, вы тоже любите лодочки. Давайте сделаем гимнастику для пальчиков «Покачай лодку».
Долго лодочку качало. –Кисти рук влево- вправо.
Ветер стих и лодка встала. –Руки ладонями вверх, пальцы лодочкой.
Воспитатель: А как меняются деревья?
— На деревьях и кустарниках набухают почки.
Солнце стало ярче греть,
Вот набухли почки,
Скоро уж появятся
Нежные листочки.
Воспитатель: Зимой все деревья и кустарники спят, а с наступлением весны начинают просыпаться.
Воспитатель: Весна приводит за собой своих друзей, возвращаются перелётные птицы, которые боятся холодов и на зиму улетают в теплые края.
Воспитатель: А какие птицы прилетают первыми:
Дети: Грачи, скворцы.
Воспитатель: А что же в это время происходит в лесу? Звери просыпаются и у зверей появляются детеныши.
Воспитатель: Назовите, у кого кто появился.
Дети называют животных и их детенышей.
(У лисицы лисята. У зайчихи зайчата. У волчицы волчата. У белки бельчата.)
Воспитатель: Ребята, когда снег совсем - совсем растает, что же тогда появится?
Дети: Травка.
Воспитатель: Травка какая?
Дети: Зелёная, нежная, маленькая.
Воспитатель: По весенней травке гуляет весенний ветерок.
Воспитатель: Молодцы, все сегодня хорошо поработали.
Рефлексия:
Воспитатель: Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?
Дети: О весне.
Воспитатель: Какие весенние месяцы вы знаете?
Д: Март, апрель, май.
Воспитатель: Давайте составим рассказ о весне по этой картине.
Дети: Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран. Дети пускают кораблики и вешают скворечники. Весну все любят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте на тему:"Составление рассказа о предметах посуды"
Данное занятие проводится с группой детей старшегодошкольного возраста. Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, формируем умение составлять рассказ, происходит формирова...
Конспект организованной образовательной деятельности для детей 4-5 лет по речевому развитию «Составление описания по лексической теме «Овощи»
Конспект организованной образовательной деятельности для детей 4-5 лет по речевому развитию «Составление описания по лексической теме «Овощи»...
«Составление описания по лексической теме «Овощи» средняя группа
Конспект НОД в средней группе по речевому развитиюна тему: «Составление описания по лексической теме «Овощи»...
Составление описания по лексической теме "Овощи"
Составление описания по лексической теме "Овощи"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Развитию речи Тема: Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» №2
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Развитию речи...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе развитию речи Тема:«Придумывание загадок-описаний об игрушках» №8
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе развитию речи...
Развитие речи в средней группе Тема: Составление описания по лексической теме «Овощи» 24
Развитие речи в средней группе...