Развитие речи в средней группе Тема: Составление описания по лексической теме «Овощи» 24
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Марина Дмитриевна Нетудыхата

 Развитие речи в средней  группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» средней группе

Тема: Составление описания по лексической теме «Овощи» 24

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое

развитие».

Деятельности детей: образовательная, игровая, коммуникативная,

двигательная.

Цель: формировать умения описывать овощи, правильно их называть.

Программное содержание: уточнить представления об овощах; учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифицировать овощи; продолжать учить вслушиваться в звучание слов, выделять на слух звуки в словах, находить слова, сходные по звучанию.

Материал и оборудование: блюдо с овощами (муляжи) или картинки: морковь, помидор, огурец, лук, свекла, капуста, редис, картофель, репа (можно использовать картину «Овощи» из пособия «Звучащее слово» ), разные фрукты (2-3 экз.); картина «Брат и сестра».

Планируемый результат: сформированы умения описывать овощи, правильно их называть

Структура занятия.

Вводная часть

IIч

Основная часть

17м

1

Рассматривание овощей

Описывают их

2

Игра

«Чудесный мешочек»

3

Игра

«Что растет на огороде»

4

Физкультминутка

Овощи

5

Игра

«Собираем урожай»

6

Игра

«Исправь ошибку» 

7

Рассматривают картину

«Брат и сестра».

IIIч

Заключительная часть

Итог занятия

Длительность занятия 20 минут.

Ход занятия.

Iч. Вводная часть

Дети с воспитателем стоят в кругу, взявшись за руки.

- Ребята, я хочу с вами поделиться хорошим настроением и желаю вам доброго утра! Давайте друг друга так же поприветствуем. Доброе утро( имя ребёнка)

Дети по кругу приветствуют друг друга, затем садятся на стульчики.

IIч.Основная часть

1.Рассматривание овощей. Описывают их

Воспитатель и дети рассматривают блюдо с овощами, затем дают их описания.

- Что это? (Огурец)

- Какого он цвета? (Зеленого)

- Какой он по форме? (Продолговатый)

- Какой еще огурец? (Сочный)

- Да, огурец зеленый, продолговатый, сочный.

Дети рассматривают помидор, морковь, лук, свеклу и рассказывают примерно так: «Капуста белая, твердая, мягкая и хрупкая. Лук - круглый, горький, коричневый. Морковь свежая, оранжевая, сочная, сладкая, твердая, когда сварят мягкая. Помидор красный, круглый, сочный, мягкий, свежий, соленый» и т.п.

Как одним словом можно назвать то, что лежит на блюде? (Овощи)

2.Игра «Чудесный мешочек»

-Давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек». Даша достанет из мешочка один из овощей и расскажет, какой он, но называть его не будет. А мы должны должны догадаться, что это. Например, если вам сказать: зеленый, продолговатый, сочный, вкусный, то вы догадаетесь, что это... огурец.

Об овощах рассказывают четверо-пятеро детей. Воспитатель оценивает детские ответы. Продолжает беседу-разговор об овощах.

Для чего нужны овощи? Что из них можно приготовить? Дети. Винегрет, борш, ши, салат, рассольник, окрошку.

- Где растут овощи? (На огороде)

3.Игра «Что растет на огороде»

-Я буду вам показывать картинки (муляжи), и если на них будет то, что растет на огороде, вы скажете слово «Нужно». Если же на картинке будет то, что не растет на огороде, вы скажете «Не нужно». Итак, начинаем.

Воспитатель по одной вынимает картинки, спрашивает: «Морковь нужна? Капуста нужна? Вишня нужна?» Заканчивая игру, воспитатель и дети еще раз перечисляют все овощи.

4.Физкультминутка

В огород пойдем, (шаги на месте)

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем (таскают)

И картошки накопаем.  (копают)

Срежем мы кочан капусты, (срезают)

Круглый, сочный, очень вкусный,(показывают круг руками три раза)

Щавеля нарвем немножко (рвут)

И вернемся по дорожке. (шаги на месте)

5.Игра «Собираем урожай»

Поздним летом в огороде 
Собирается народ
Зрел все лето урожай!
Что собрали? Отгадай?
-Здесь весною было пусто.
Летом выросла ….. (капуста - капустка)
- Собираем мы в лукошко
Очень крупную…..(картошку-картошечка)
- От дождя земля намокла – 
Вылезай толстушка….. (свекла - свеколка)
- Из земли – за чуб плутовку!
Тянем сочную……. (морковку-морковочка)
- Помогает деду внук –

Собирает с грядки …. (лук - лучок)
- Вкусно выглядит синьор, 
Ярко-красный ……(помидор - помидорчик)
- Под листом укрылся молодец
Зеленый, длинный …….(огурец - огурчик)
Вот и все! Хоть и устали,
 
Урожай мы весь собрали!

6.Игра «Исправь ошибку» 

 Картофельное пюре приготовим из …моркови (картофеля)
Свекольный салат приготовим из …чеснока
(свёклы)
Морковный сок приготовим из …лука (моркови)
Капустный пирог приготовим из …кабачка (капусты)
Огуречный салат приготовим из… помидоров (огурцов)
Гороховый суп приготовим из …редиски (гороха)
Тыквенное повидло приготовим из… укропа (тыквы)

7.Дети рассматривают картину «Брат и сестра».

-Это брат и сестра. Как их зовут, я знаю, но скажу об этом только дежурным. (Подзывает дежурных и тихо сообщает имена.) Все остальные будут отгадывать: я назову имя, а вы вспоминайте другие, сходные по звучанию. Если назовете правильно имена брата и сестры, то дежурные скажут: «Стоп! Отгадали!» Итак, начинаем: Ирина (Марина), Майя (Рая), Коля (Оля, Толя...), Юра (Шура, Нюра...), Саша (Маша, Паша...), Галя (Валя, Аля...), Митя (Витя...), Ваня (Даня, Маня, Таня...).

Дежурный. Стоп! Сестру зовут Таней, а брата Сережей, к этому имени трудно подобрать другое имя, сходное по звучанию. Воспитатель. Посмотрите, как будут идти друг за другом звуки в словах-именах Таня, Танюша, Сережа. А теперь все вместе посмотрим и произнесем имя Саша:

С-с-са-а-аш-ш-ша-а-а.

Дети выполняют.

Повторим это имя еще раз так же.

Дети повторяют.

А как будут звучать друг за другом звуки в имени Марина?

Дети отвечают.

- Подойди ко мне( имя ребёнка), дети будут произносить слово Марина, а ты на линейке будешь называть: Марина М-м-ма-ар-ри-ин-на-а.

Дети выполняют.

IIIч.Заключительная часть

Итог занятия

- Чем мы сегодня занимались?

- Что такое овощи?

- Где растут?

- Чем отличаются?

- В какие игры играли?

- Что понравилось вам больше всего?

Похвала детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по ознакомлению с природой и развитию речи в старшей группе детского сада по лексической теме «Овощи и фрукты»

Программное содержание. Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, способы уборки, как употребляют в пищу, чем полезны. Упражнять в употреблении глаголов действия. Закреплять умение с...

Конспект по развитию речи с использованием ИКТ "Составление описаний персонажей сказки "Теремок" с использованием мнемотехнической таблицы" (средняя группа)

Конспект разработан для детей средней группы. Задачи занятия: развитие связной речи, формирование словаря, развитие грамматического строя речи и звуковой культуры речи. Занятие с использованием ИКТ....

Конспект организованной образовательной деятельности для детей 4-5 лет по речевому развитию «Составление описания по лексической теме «Овощи»

Конспект организованной образовательной деятельности  для детей 4-5 лет по речевому развитию «Составление описания по лексической теме «Овощи»...

«Составление описания по лексической теме «Овощи» средняя группа

Конспект НОД в средней группе по речевому развитиюна тему: «Составление описания по лексической теме «Овощи»...

НОД средняя группа развитие речи Тема: Составление описания по лексической теме «Весна».

НОД средняя группа развитие речиТема: Составление описания по лексической теме «Весна». Цели: Связная речь: формировать умение описывать весну и признаки весны. Словарь и грамматика: ...

Составление описания по лексической теме "Овощи"

Составление описания по лексической теме "Овощи"...