Конспект занятия в подготовительной группе по развитию связной речи пересказ сказки "Хаврошечка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Юрпалова Aнастасия Денисовна

Цель занятия: организация коммуникативной деятельности, направленная на развитие связной речи посредством знакомства со сказкой «Хаврошечка».

Образовательные:

- учить детей строить полные предложения при ответе на вопросы по содержанию прочитанного;

- познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл

Развивающие задачи:

- формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки; - совершенствовать диалоговую речь

Воспитательные:

- воспитывать любовь к устному народному творчеству

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия.

ФИО: Юрпалова Анастасия Денисовна

Тема занятия: занятие по развитию связной речи в подготовительной группе пересказ сказки «Хаврошечка»

Возрастная группа: подготовительная группа

Цель занятия: организация коммуникативной деятельности, направленная на развитие связной речи посредством знакомства со сказкой «Хаврошечка».

Образовательные:

- учить детей строить полные предложения при ответе на вопросы по содержанию прочитанного;

- познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл

Развивающие задачи: 

- формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки; - совершенствовать диалоговую речь

Воспитательные:

- воспитывать любовь к устному народному творчеству

Словарная работа: Хаврошечка, пуд, просто, холст, ткать, лихо, наливные яблоки

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций к сказкам, чтение русских народных сказок

Материалы и оборудование: книга, игрушка коровушка, картинки к словарной работе, иллюстрации к сказке.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно-мотивационный этап

Создание интереса к предстоящей беседе

Воспитатель: Дети, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

А оно нам сегодня пригодится.

Проходите, присаживайтесь на стульчики.

Психогимнастика

Выполняют действия

Положительно-эмоциональный настрой у детей.

2

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Включить детей в деятельность на занятии

- Дети, вы любите сказки? Какие бывают сказки? (народные).

- Что значит народные сказки? (Народные сказки сочинял народ веками, передавая от человека к человеку, добавляя что-то своё).

- Дети, а теперь слушайте внимательно.

Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);

есть волшебство, то. (волшебная);

есть добро, то… (добрая);

есть радость, то… (радостная);

есть загадки, то. (загадочная);

есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.

- В сказках мы с вами встречаем не только людей, но и животных.

- К нам сегодня в гости пришло животное из сказки, чтобы узнать, кто это нужно отгадать загадку.

Отгадайте загадку:

Кто с рогами и хвостом

Пахнет сеном, молоком?

Кто мычит, наевшись травки

Возле дома у канавки?

Кто под вечер нам парного

Молочка даёт…

(Коровушка)

- Поздоровайтесь с ней. А коровушка, она какая? (добрая, большая, домашняя, пёстрая). А ещё можно сказать, что она пёстрая или рябая, т. е. её шерсть двух цветов. Как у нашей коровушки.

- Коровушка принесла с собой книгу. Это русская народная сказка «Хаврошечка». Эту сказку сочинил русский народ давным давно. А услышал ее от народа (людей) великий русский писатель Алексей Николаевич Толстой и записал ее.

Дети, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже употребляем в своей речи.

- Хаврошечка - старинное женское имя Хавронья.

- Пуд - старинная русская мера веса. Пуд –это как гиря примерно 16,00 кг. Это очень тяжёлый вес.

- Прясть - Посмотрите на картинку. На ней изображена женщина, которая прядёт. Её называют пряхой. Пряха прядёт, скручивая шерсть, и получает нить. Из которой можно связать потом носки, свитера и другую одежду.

- Холст – это ткань, которую изготовляли в старину из льна на специальных ткатских станках.

- Ткать – работать на ткатском станке, делать ткань, посмотрите на картинку. Это очень кропотливая работа.

- А в тексте ещё встретится слово лихо или зло, что-то злое, не хорошее.

- А ещё встретятся такие слова наливное. Как вы думаете, что может быть наличным. (яблоко). Может кто-то из вас знает, что это значит? (сочное, созревшее).

Объяснение, рассуждение, загадка, беседа, показ

Слушают, отвечают на вопросы, смотрят, беседуют

Проявление интереса к занятию, и деятельности на занятии.

2.2

Этап ознакомления с материалом

Знакомить детей с подобраны материалом

Воспитатель: Ребята, мы много узнали о сказке, давайте послушаем сказку про «Хаврошечка». Но перед тем, как мы начнем слушать, я предлагаю хорошо подготовиться. Согласны? Повторяйте за мной.

Физкультминутка «Яблоня»:

Яблоня в моем саду (дети стоят, руки вверх)

Гнется низко на ветру (наклоны вперед),

Наклонилась вправо, влево( наклоны вправо, влево),

Покачаться захотела (покачивания).

Ветки вниз и вверх качнула (руки опущены вниз, затем подняты вверх)

И вперед их протянула, (руки вперед ладошками вверх)

А как стихнет ветерок,

Моя яблонька заснет ( руки по бокам).

Воспитатель: Молодцы. Дети, вы готовы слушать интересную сказку, садитесь удобнее, примите позу слушателя, итак…

Чтение сказки «Хаврошечка»

Воспитатель:

-Дети, вы внимательно слушали сказку?

- Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Отвечаем полным предложением.

- Как называется сказка? (Хаврошечка).

- Какими словами она начинается? (Есть на свете люди хорошие, есть и похуже).

- К каким людям попала Хаврошечка?(К злым: мачеха и дочери).

- Сколько у мачехи было дочерей? (Три).

- Как их звали? (Одноглазка, Двуглазка, Триглазка).

- Какими они были? (Ленивыми).

- А что делала Хаврошечка? (Работала на дочерей мачехи).

- Какой она была?(Трудолюбивая, добрая, умная).

- Кто помогал Хаврошечке?( Коровушка).

- Как коровушка помогала Хаврошечке? (Хаврошечка влезет в одно ухо, в другое вылезет).

- Как называла Хаврошечка свою корову? (Коровушка-матушка).

- Как относилась коровушка к Хаврошечке? (Заботилась о ней, переживала, беспокоилась, ласкала, успокаивала, любила).

- Как коровушка называла Хаврошечку? (Красная девица).

- Какую песню пела Хаврошечка дочерям на лугу, чтоб они поскорее заснули?

- Как хозяйка узнала, кто помогает Хаврошечке? (Рассказала Триглазка).

- Что было дальше?

- А что сделала Хаврошечка? (Закопала косточки в землю).

- Что выросло на том месте, где Хаврошечка закопала косточки? (Яблонька).

- Кто проезжал мимо сада и что произошло дальше? (Добрый молодец).

- А почему мачехины дочки не смогли угостить доброго молодца? (Яблоня убрала от них ветки).

- Чем закончилась сказка? (Хаврошечка угостила яблочком доброго молодца).

- Какими словами заканчивается сказка? («… и стала она в добре поживать, лиха не знать»).

- Как вы понимаете эти слова? (Больше её никто не ругал, работать не заставлял, а только любили).

Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте пересказе сказку. В этом нам помогут илстрации.

- Но такую большую сказку одному сложно пересказать. А вот, если разбить текст на части, сказку можно пересказать всем.

Пересказ сказки с опорой на иллюстрации (по цепочке)

Воспитатель начинает и показывает иллюстрации к сказке,  а дети по очереди продолжают сказку.

Воспитатель: У вас получилось очень хорошо пересказать сказку.

-Теперь вы смело  можете рассказать её родителям.

Физминутка, беседа,  рассказы детей, рассуждение

Отвечают, слушают, рассказывают, повторяют

Ознакомление с подготовительным материалом

2.3

Этап практического решения проблемы

Закрепить полученные знания

Воспитатель: Молодцы. Давайте с вами поиграем

Д/и «Скажите по другому»

Воспитатель: Я говорю предложение.

-В лесу мы видели белочку, прыгающую с ветки на ветку.

Воспитатель: А вы должны составить предложение по другому. (В лесу мы видели белочку, она прыгала с ветки на ветку).

(в лесу мы видели белочку, которая прыгала с ветки на ветку).

- Воспитатель: В лесу мы увидели расцветшую черемуху.

(в лесу мы увидили цветущую черемуху)

(в лесу мы увидели черемуху которая расцвела).

Игра

Играют в игру

Закрепление полученных знаний

3

Заключительный этап

Вспомнить, что проходили на занятии, провести рефлексию

-С какой сказкой вы сегодня познакомились?
- Что вам больше всего запомнилось из сказки?
- Кто был героем нашего занятия?
- Что вы там узнали нового?

- Чему учит сказка?
- В следующий раз мы с вами познакомимся еще с одной доброй и поучительной сказкой.

Вопросы детям

Отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность

Воспроизведение полученной информации, оценка детьми их деятельности на занятии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию связной речи «Мы – журналисты»

Материал предназначен для развития связной диалогической речи, а также коммуникативного и личного взаимодействия. Занятие проводится в форме ток-шоу, на которое приглашены сотрудники детского сада раз...

Конспект занятия в средней группе по развитию связной речи

Тема «Составление рассказа по картине  «Играем в Айболита»...

Конспект занятия в средней группе по развитию связной речи Тема: «Знакомство Незнайки с профессиями (парикмахера, швеи, повара)»

Цель: углублять и закреплять представления детей о профессиях взрослых людей (врач, швея, повар)....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию связной речи с использованием технологии Синквейн

Тема «Весне спешим на помощь». продолжать уточнять и систематизировать представления детей о весне, закреплять умении анализировать объекты живой и неживой природы, выделять существен...

Конспект занятия в средней группе по развитию связной речи «В гости к сказке «Рукавичка»

Данный конспект может быть полезен для воспитателей и родителей. Этот материал направлен на развитие связной речи и эмоциональной отзывчивости на содержание русских народных сказок....