Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе по развитию связной речи.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе по развитию связной речи в детском саду общего типа.
Форма занятия: командная игра-викторина.
Тема: Систематизация и закрепление знаний детей, полученных на занятиях связной речи в подготовительной группе по теме: «Птицы наших лесов».
Цели:
- определить уровень сформированности представлений детей об окружающем мире;
- закрепить умение классифицировать по группам;
- исследовать уровень сформированности лексической системности;
- закрепить понятия: оседлые и перелётные птицы;
- закрепить понятия: часть и целое;
- оценить сформированность чёткости и плавности речи;
- закрепить знания о народных приметах;
- установить умения образования адекватных связей между предметами и явлениями;
- выявить уровень сформированности темпо-ритмической стороны речи;
- проверить умение использовать в речи пословицы;
- развивать связную речь детей;
- выработать положительный эмоциональный настрой у детей;
- обучить взаимодействию в команде.
Оборудование: мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, колонки), диск «Голоса природы», презентация в Power Point, весы.
Материал: предметные картинки, разрезные картинки, карточки с вопросами, кормушка, пакет с пшеном и семечками, мерный стаканчик, текстильные мешочки для каждой команды, загадки, скороговорки.
Примечание: Перед игрой, были проведены занятия по темам:
- Птицы наших лесов
- Голоса птиц(презентация)
- Птицы в пословицах и поговорках
- Птичьи приметы
- Птички малые (лепка)
- Изготовление кормушек
- Изготовление эмблемы (рисование)
Ход занятия.
Группа делится на две команды. Команда девочек – «Свиристели», команда мальчиков – «Клесты». У каждой команды речёвка в виде скороговорок.
- Клесты не просты, клювы как кресты.
- Прилетели свиристели и запели, как свирели.
(капитаны представляют команды, дети произносят речёвку)
- Организационный момент.
Инструкция: Ребята, чтобы начать игру надо занять места за игровыми столами. Давайте определим тему нашей игры, для этого вам предстоит разгадать загадки. За правильный ответ вы получите картинку-отгадку.
ЗАГАДКИ
- Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
Ответ: Дятел - Как трещотка птица эта,
Одного с берёзой цвета.
Ответ: Сорока - Кто за птица?
Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
Ответ: Кукушка - Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Ответ: синица. - Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?
Ответ: Соловей - Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды —
С первым снегом - тут как тут!
Ответ: снегирь. - Носит серенький жилет,
Но у крыльев — чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат всегда – кошмар!
Ответ: Ворона - Маленький мальчишка
В сером пиджачишке,
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
В поле ночует,
Коноплю ворует.
Ответ: воробей - Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! клё! клё – поет со свистом.
Ответ: Клёст
- Посмотрите, к нам на ели
Прилетели и запели.
С хохолками прилетели
И запели как свирели.
Ответ:Свиристель
Инструкция: Тема нашей викторины … «Птицы наших лесов». Давайте посчитаем ваши картинки и выберем команду победителя, которая получит выигрыш в свой мешочек. Цель нашей игры – заработать как можно больше корма для наших пернатых друзей.
- Викторина.
Инструкция: Перед вами картинки четырёх предметов. Надо определить признак, объединяющий три картинки из четырёх, и отличающий четвёртую. Объясните свой выбор.
- Гнездо с кладкой яиц, дупло, машина, дом. (машина)
- Воробей, девочка со скакалкой, змея, заяц. (змея)
- Ворона, самолёт, мальчик, собака. (мальчик)
- Соловей, певец, танцор, хор. (танцор)
(после обсуждения, команды дают ответ, за правильный ответ пополняется мешочек крупой или семечками)
Инструкция: У вас на столах лежат карточки с вопросами, выберите карточки и ответьте на вопрос (дети отвечают и за правильный ответ получают пёрышко, после подсчёта команда победитель получает корм в мешочек)
- Назвать птиц, каких знаешь.
- Какие птицы относятся к оседлым? (воробей, ворона, сорока, синица, голубь, галка и др.)
- Какие птицы относятся к кочующим и перелётным? (снегирь, свиристель, соловей, дятел, клёст, кукушка, аист, утка, ласточка, дрозд и др.)
- Чем птицы отличаются от остальных животных? (летают, есть крылья, откладывают яйца, у большинства перья)
- Назови части тела птиц. (голова, грудь, шея, туловище, крылья, лапы, хвост, перья)
- Какие части тела птиц позволяют птицам летать, а какие управлять? (крылья, руль -хвост)
- Как у птиц появляются птенцы? (из яиц)
- Где птицы делают гнёзда? (на деревьях, в траве, в скалах, в земле)
- Из чего птицы делают гнездо? (из веточек, корешков, травы, мха, лишайников, пуха, перьев, шерсти, соломы, из глины)
- Какую пользу приносят птицы? (уничтожают вредных насекомых, разносят семена растений, поют)
- Какие птицы относятся к певчим? (дрозды, соловьи, жаворонки, свиристели, синицы, скворцы и др.)
- Как люди помогают птицам? (не разорять гнёзд, подкармливать зимой, делать кормушки, скворечники и гнездовья, лечить раненых птиц)
Инструкция: Молодцы ребята! Давайте теперь соберём разрезные картинки и определим, какие птички на них.
- Динамическая пауза.
(дети произносят стихотворение и выполняют под него движения)
Маленькие птички, птички-невелички,
По лесу летают, песни распевают.
Буйный ветер налетел, птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло.
(машем руками, как крылышками)
(руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
(приседаем на корточки, закрываем голову руками)
- Продолжение викторины.
Инструкция: А теперь проведём конкурс – верю или не верю. За правильный ответ вы также получите пёрышко. А затем победители пополнят свои мешочки.
- Клесты выводят птенцов зимой.
- У кукушки есть гнездо. (Не верим)
- У синицы 15 птенчиков.
- У воробья большой сильный клюв. (Не верим!)
- Дятел улетает на юг. (Не верим)
- Сорока громко трещит при опасности.
- У свиристеля на голове хохолок.
- Снегирь любит сало. (Не верим!)
- Ворона питается остатками пищи.
- Клесты любят семена шишек.
- Соловей поёт осенью. (Не верим!)
- Клёст выводит птенцов летом. (Не верим!)
Инструкция: Продолжим наше состязание. Сейчас вы вытяните бумажки и каждый попробует произнести свою скороговорку о птичках. Кто правильно произнесёт, тот получит пёрышко.
- Проворонила ворона вороненка.
- Птица синица в водицу глядится.
- Дятел дуб долбил, да не додолбил.
- Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом.
- Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.
- Три свиристели свистели на ели.
- Три сороки-тараторки тараторили на горке.
- Птица – синица в водицу глядится.
- Клёст на сосне веселится по весне.
- Галка села на палку, палка ударила галку.
- Скворцы и синицы - веселые птицы.
- Свиристель свиристит свирелью.
- Кукушка кукушонку купила капюшон.
Инструкция: Выберите в своих командах самых умных игроков, они должны сейчас будут объяснить пословицы.
- Где птица не летает, а свое гнездо знает
- Изба без детей, что гнездо без птиц
- Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.
- Птицы сильны крыльями, а люди дружбой.
Инструкция: Давайте ребята вспомним, как же поют наши птички. Мы будем слушать и угадывать их голоса. Соберём пёрышки и подсчитаем результат.
(звучит запись голосов птиц, после ответа появляется картинка птички на экране)
Инструкция: А сейчас самое последнее задание. Надо будет досказать приметы.
- Дятел стучит о сук – будет …(дождь).
- Соловей поёт всю ночь – днём будет погода …(хорошая).
- Вся воронья стая раскаркалась – будет …(мороз).
- Сколько раз кукушка прокричит столько и …(лет).
- Синица пищит – будет …(зима).
- Снегирь чирикает под окном, будет - …(тепло).
- Воробьи купаются в песке к …(дождю).
- Сорока летает близко к жилью, будет …(метель).
Инструкция: Наша игра подошла к концу. Давайте определим победителя. У кого тяжелее мешочек с кормом, тот и победил. Эта команда получит право повесить кормушки и насыпать в них корм для птичек.
Итог.
Инструкция: Сегодня наша игра показала нам как важно заботиться о других, о тех, кто попал в трудное положение. Наша награда не сладость, которую мы сможем скушать, а возможность покормить других. Спасибо вам, ребята, за помощь нашим маленьким друзьям. А для вас птички тоже постараются, они споют вам колыбельную, когда вы ляжете отдыхать.
(во время дневного сна дети услышат диск «Голоса леса»)
Учитель-логопед Светашова И.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию связной речи «Мы – журналисты»
Материал предназначен для развития связной диалогической речи, а также коммуникативного и личного взаимодействия. Занятие проводится в форме ток-шоу, на которое приглашены сотрудники детского сада раз...
Конспект открытого логопедического занятия «Посещение кафе «Сладкоежка» по развитию связной речи детей в старшей группе.
Коррекционно-образовательные цели. Обогащение активного словаря детей словами: сироп, меню, официант. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных; согласован...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию связной речи с использованием технологии Синквейн
Тема «Весне спешим на помощь». продолжать уточнять и систематизировать представления детей о весне, закреплять умении анализировать объекты живой и неживой природы, выделять существен...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема «Грибы
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.Тема «Грибы». Образовательная область: речев...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема «Грибы».
уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект занятия логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.Тема «...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию связной речи пересказ сказки "Хаврошечка"
Цель занятия: организация коммуникативной деятельности, направленная на развитие связной речи посредством знакомства со сказкой «Хаврошечка».Образовательные:- учить детей строить...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи с использованием ИКТ (из опыта работы)
Пересказ рассказа по предметным картинкам «Осень в лесу»....