Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной группы «К нам весна шагает»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Озалайнен Наталья Михайловна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

 

 

 

 

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной группы «К нам весна шагает»

 

 

 

 

 

 

 

Составила воспитатель высшей

категории Озалайнен Н.М.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Цель: закрепление и систематизация знаний детей о весенних изменениях в природе, подготовка к обучению грамоте.

Познавательные задачи:

1.Обобщение знаний о времени года -  весна.

2.Уточнение и активизация словаря по теме «Весна».

3. Совершенствование грамматического и синтаксического строя речи.

4.Совершенствование навыков слогового анализа слов.

5. Развивать навык коллективной работы по мнемотаблице.

6.Закрепить знания детей о предложении, его составе; упражнять в составлении схемы предложения.

 

Развивающие задачи:

1.Развитие речевого слуха;

2.Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.

Воспитательные задачи:

1.Воспитание внимательного, бережного отношения к природе;

2.Воспитание наблюдательности и воображения, интереса к сезонным явлениям;

Материалы и оборудование: картинка с изображением сороки;  кроссворд; схемы- модели для звукового и слогового анализа слова и словесного предложения; мнемотаблица по теме «Весна»; листы бумаги в крупную клетку для каждого ребёнка;;  простые карандаши.; пособие «Эмоции».

 

 

 

 

 

Ход занятия

Дети стоят у окна и рассматривают, что происходит за окошком (тает снег, светит солнце и т. д)   Дети садятся за столы и видят : на столе у воспитателя лежит конверт.

Воспитатель: Ребята, а что это за конверт лежит у меня  на столе ?  Давайте посмотрим, что же там  внутри. Смотрите, да это же фотография какой -то птицы!  Какой ?

 

Дети: Сороки !!

Воспитатель: Правильно! А еще здесь что то написано . ( читает текст)

«Дорогие ребята! Я прилетела к вам ,чтобы сообщить новость, но вы были заняты,. а я не хотела вас отвлекать. Ждать не могу, нужно лететь в другой детский сад. Оставляю вам конверт и сообщение.  Сами угадаете,  какую новость я хотела вам сообщить»

Воспитатель: Смотрите, какое интересное сообщение оставила для нас сорока. Как это называется? (показ картинки с изображением кроссворда)

2. Разгадывание кроссворда.

Воспитатель: Разгадав кроссворд, мы узнаем, о каком времени года пойдёт речь на занятии.

Воспитатель читает детям загадки, они отгадывают их (на доске подсказки-картинки). Ответы записывает дети.

1. Только снег сойдёт едва,
Появляется она. (Трава)


2.В голубой рубашке,
Бежит по дну овражка. (Ручеек.)

3. Висит за окошком
Кулёк ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька.)

4. Из-под снега расцветает
Раньше всех весну встречает. (Подснежник.)

5. По ней кораблики пускают
Когда уходят холода,
Жаль только, мамы отпускают
Туда побегать не всегда! (Лужа.)

По вертикали:

1. Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна.)

Слоговый и звуковой анализ слова «весна».

Воспитатель: Сколько звуков в слове «весна»?

Назовите гласные звуки.

Назовите согласные звуки.

Какие согласные звуки в этом слове мягкие?

Сколько слогов в этом слове? Как вы определили количество слогов?

А теперь выделите слоги-слияния.

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием.

3. Физкультурная минутка «ВЕСНА».

Воспитатель:  Давайте позовём весну!

Весна, весна красная! (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Приди весна с радостью,
С радостью, с радостью, (Идут в противоположную сторону.)
С великой милостью:
Со льном высоким, (Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох.)
С корнем глубоким, (Приседают, опускают руки, выдох.)
С хлебом обильным. (Взявшись за руки, высоко поднимают руки вверх.)

Воспитатель: Ну, а теперь отправимся с вами навстречу весне  вот на этом паровозике. (выкладывает вагончики с паровозиком на доске)

Сорока оставила еще вот такие картинки.(на доске в разном порядке расположены картинки с животными, птицами и т. д)

Чтобы нам не скучно было ехать, заселим наши вагончики  вот такими пассажирами.

-В первом вагоне поедут картинки с одним слогом (жук, дождь)

-Во втором вагоне поедут картинки с двумя слогами (почки, цветок, скворец, ручей, зонтик)

-В третьем вагоне поедут те. у кого три слога (дерево, бабочка, солнышко, кораблик, облака, сосулька, листочки)

(дети называют слова и заселяют их в вагон).

«Воспитатель:  Молодцы !  Справились.  Вот мы и встретили весну! Сорока оставила нам еще вот такую замечательную картину. Какое время года изображено на картине ?   Как вы догадались ?  (дети перечисляют признаки весны, которые они видят на картине)

-Составьте предложение по этой картине из трех слов; из четырех слов.

Д/и  «О чем можно сказать?»

- Весенний – день, сад, ручеек;

- Весенняя – погода, вода, трава, река;

- Весеннее – небо, солнце, облако.

Д/и «Найди ошибку и исправь предложение» (Дети сидят за столами)

Пригрело солнце, потому что тает снег.

Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.

Оттаяла земля, потому что сажают деревья.

Наступила весна, потому что прилетели грачи.

Пришла весна, потому что проснулся медведь.

Д/и« Предложение рассыпалось». (Составить предложение из слов)

Весна, солнышко, греть, сильно.

Сосульки, крыши, дома, висят, на.

Проталинки, снег, появились, из-под.

Дороги, ручьи, бежать, весело, по.

 Весна , теплая, наступила. (И. д.)

Воспитатель: Какое предложение вам понравилось больше?

А теперь составим схему предложения  (дети самостоятельно выполняют на листочках задание)

Кто хочет поработать у доски?  Нужно подойти  к доске и записать схему предложения.

Воспитатель: Молодцы , ребята!

Рефлексия

Воспитатель: Ребята !А что вам запомнилось сегодня больше всего ? ?? Почему? Что нового сегодня узнали ?

Воспитатель: Ребята! Сорока оставила нам еще вот такую замечательную картину. Какое время года изображено на картине ?   Как вы догадались ?  (дети перечисляют признаки весны, которые они видят на картине)

 Все ,о чем мы с вами сегодня говорили, сорока записала вот такими знаками. А говорили мы сегодня о…(ВЕСНЕ). Давайте еще раз вспомним (показ мнемотаблицы)

Символы:

(В- весна; солнце- припекает; снежинка- тает снег; капельки-капель; волнистые линии- побежали ручьи; кораблик- пускают кораблик по воде; три галочки -прилетают с юга птицы; чаша- вьют птицы гнезда; домик-люди делают для птиц скворечники; смайлик-люди радуются весне; рубашка-люди одевают  облегченную одежду после зимы ; З- прошла зима, и буква похожа на цифру 3, три месяца весны)

А теперь, вы самостоятельно зарисуете в своих карточках, такую же таблицу.

(дети самостоятельно заполняют карточки по памяти)

Воспитатель: Молодцы, ребята ! Справились с заданием.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята !А что вам запомнилось сегодня больше всего ? ?? Почему? Что нового сегодня узнали ?

Возьмите на своих столах карточки с эмоциями и покажите всем, какое у вас настроение после сегодняшнего занятия.

ЭМОЦИИ !!!

 

 

 

 

 

 

.

.

 

 

 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_nam_vesna_shagaet_gramota_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной группы «К нам весна шагает»

Составила воспитатель высшей

категории Озалайнен Н.М.


Цель: закрепление и систематизация знаний детей о весенних изменениях в природе, подготовка к обучению грамоте.

Познавательные задачи:

1.Обобщение знаний о времени года -  весна.

2.Уточнение и активизация словаря по теме «Весна».

3. Совершенствование грамматического и синтаксического строя речи.

4.Совершенствование навыков слогового анализа слов.

5. Развивать навык коллективной работы по мнемотаблице.

6.Закрепить знания детей о предложении, его составе; упражнять в составлении схемы предложения.

Развивающие задачи:

1.Развитие речевого слуха;

2.Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.

Воспитательные задачи:

1.Воспитание внимательного, бережного отношения к природе;

2.Воспитание наблюдательности и воображения, интереса к сезонным явлениям;

Материалы и оборудование: картинка с изображением сороки;  кроссворд; схемы- модели для звукового и слогового анализа слова и словесного предложения; мнемотаблица по теме «Весна»; листы бумаги в крупную клетку для каждого ребёнка;;  простые карандаши.; пособие «Эмоции».

Ход занятия

Дети стоят у окна и рассматривают, что происходит за окошком (тает снег, светит солнце и т. д)   Дети садятся за столы и видят : на столе у воспитателя лежит конверт.

Воспитатель: Ребята, а что это за конверт лежит у меня  на столе ?  Давайте посмотрим, что же там  внутри. Смотрите, да это же фотография какой -то птицы!  Какой ?

http://refeteka.ru/images/r/7/f/5/7f558876c1d04767743270266d4ce139.png

Дети: Сороки !!

Воспитатель: Правильно! А еще здесь что то написано . ( читает текст)

«Дорогие ребята! Я прилетела к вам ,чтобы сообщить новость, но вы были заняты,. а я не хотела вас отвлекать. Ждать не могу, нужно лететь в другой детский сад. Оставляю вам конверт и сообщение.  Сами угадаете,  какую новость я хотела вам сообщить»

Воспитатель: Смотрите, какое интересное сообщение оставила для нас сорока. Как это называется? (показ картинки с изображением кроссворда)

2. Разгадывание кроссворда.

Воспитатель: Разгадав кроссворд, мы узнаем, о каком времени года пойдёт речь на занятии.

Воспитатель читает детям загадки, они отгадывают их (на доске подсказки-картинки). Ответы записывает дети.

1. Только снег сойдёт едва,
Появляется она. (Трава)


2.В голубой рубашке,
Бежит по дну овражка.
(Ручеек.)

3. Висит за окошком
Кулёк ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной.
 (Сосулька.)

4. Из-под снега расцветает
Раньше всех весну встречает.
(Подснежник.)

5. По ней кораблики пускают
Когда уходят холода,
Жаль только, мамы отпускают
Туда побегать не всегда!
 (Лужа.)

По вертикали:

1. Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
(Весна.)

Слоговый и звуковой анализ слова «весна».

Воспитатель: Сколько звуков в слове «весна»?

Назовите гласные звуки.

Назовите согласные звуки.

Какие согласные звуки в этом слове мягкие?

Сколько слогов в этом слове? Как вы определили количество слогов?

А теперь выделите слоги-слияния.

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием.

3. Физкультурная минутка «ВЕСНА».

Воспитатель:  Давайте позовём весну!

Весна, весна красная! (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Приди весна с радостью,
С радостью, с радостью, (Идут в противоположную сторону.)
С великой милостью:
Со льном высоким, (Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох.)
С корнем глубоким, (Приседают, опускают руки, выдох.)
С хлебом обильным. (Взявшись за руки, высоко поднимают руки вверх.)

Воспитатель: Ну, а теперь отправимся с вами навстречу весне  вот на этом паровозике. (выкладывает вагончики с паровозиком на доске)

Сорока оставила еще вот такие картинки.(на доске в разном порядке расположены картинки с животными, птицами и т. д)

Чтобы нам не скучно было ехать, заселим наши вагончики  вот такими пассажирами.

-В первом вагоне поедут картинки с одним слогом (жук, дождь)

-Во втором вагоне поедут картинки с двумя слогами (почки, цветок, скворец, ручей, зонтик)

-В третьем вагоне поедут те. у кого три слога (дерево, бабочка, солнышко, кораблик, облака, сосулька, листочки)

(дети называют слова и заселяют их в вагон).

«Воспитатель:  Молодцы !  Справились.  Вот мы и встретили весну! Сорока оставила нам еще вот такую замечательную картину. Какое время года изображено на картине ?   Как вы догадались ?  (дети перечисляют признаки весны, которые они видят на картине)

-Составьте предложение по этой картине из трех слов; из четырех слов.

Д/и  «О чем можно сказать?»

- Весенний – день, сад, ручеек;

- Весенняя – погода, вода, трава, река;

- Весеннее – небо, солнце, облако.

Д/и «Найди ошибку и исправь предложение» (Дети сидят за столами)

Пригрело солнце, потому что тает снег.

Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.

Оттаяла земля, потому что сажают деревья.

Наступила весна, потому что прилетели грачи.

Пришла весна, потому что проснулся медведь.

Д/и« Предложение рассыпалось». (Составить предложение из слов)

Весна, солнышко, греть, сильно.

Сосульки, крыши, дома, висят, на.

Проталинки, снег, появились, из-под.

Дороги, ручьи, бежать, весело, по.

 Весна , теплая, наступила. (И. д.)

Воспитатель: Какое предложение вам понравилось больше?

А теперь составим схему предложения  (дети самостоятельно выполняют на листочках задание)

Кто хочет поработать у доски?  Нужно подойти  к доске и записать схему предложения.

Воспитатель: Молодцы , ребята!

Рефлексия

Воспитатель: Ребята !А что вам запомнилось сегодня больше всего ? ?? Почему? Что нового сегодня узнали ?

Воспитатель: Ребята! Сорока оставила нам еще вот такую замечательную картину. Какое время года изображено на картине ?   Как вы догадались ?  (дети перечисляют признаки весны, которые они видят на картине)

 Все ,о чем мы с вами сегодня говорили, сорока записала вот такими знаками. А говорили мы сегодня о…(ВЕСНЕ). Давайте еще раз вспомним (показ мнемотаблицы)

Символы:

(В- весна; солнце- припекает; снежинка- тает снег; капельки-капель; волнистые линии- побежали ручьи; кораблик- пускают кораблик по воде; три галочки -прилетают с юга птицы; чаша- вьют птицы гнезда; домик-люди делают для птиц скворечники; смайлик-люди радуются весне; рубашка-люди одевают  облегченную одежду после зимы ; З- прошла зима, и буква похожа на цифру 3, три месяца весны)

https://lh5.googleusercontent.com/CiMfucuz8qap7cUrFCPnZCD7Id8PqtZdWMq7Z_Mgcd16-yKcanzlsqVvhbbPpLORfLZ8j95QPYLGhQuKV3Ih7aDzfv24w8-6B3iBz3OzdKV8hVurKtF3_swn59Y0UA4-bWBhC9V_TKLE25MM0gА теперь, вы самостоятельно зарисуете в своих карточках, такую же таблицу.

(дети самостоятельно заполняют карточки по памяти)

Воспитатель: Молодцы, ребята ! Справились с заданием.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята !А что вам запомнилось сегодня больше всего ? ?? Почему? Что нового сегодня узнали ?

Возьмите на своих столах карточки с эмоциями и покажите всем, какое у вас настроение после сегодняшнего занятия.

ЭМОЦИИ !!!

https://urok.1sept.ru/articles/614525/img.gif

.

.

https://urok.1sept.ru/articles/614525/img.gif

https://urok.1sept.ru/articles/614525/img.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы на тему "Весна-красна"

Цель: Расширять представления детей о весенних изменениях в природе.Задачи: Систематизировать представление о том, какие изменения происходят весной. Закреплять названия перелетных птиц, первоцветов, ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «К нам весна шагает…»

Конспект занятия по развитию речи  в подготовительной группе«К нам весна шагает…»Это занятие направлено на развитие речи дошкольников: активизацию словаря по теме «Весна», развитию словообра...

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной группы "Спасаем Колобка"

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы...

Конспект НОД по познанию (ФЦКМ) в старшей/подготовительной группе "К нам весна шагает быстрыми шагами"

Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои...

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной группы «Путешествие в Страну Знаний»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района  г. Санкт-Петербурга     Конспект НОД по речевому развитию с детьми...

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной группы «Весну выручаем»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт – Петербурга     Конспект НОД по речевому развитию с деть...

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «К нам весна шагает быстрыми шагами»

Конспект занятия по познавательному развитию (природный мир) во второй младшей группе...