Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной группы «К нам весна шагает»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Озалайнен Наталья Михайловна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

 

 

 

 

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной группы «К нам весна шагает»

 

 

 

 

 

 

 

Составила воспитатель высшей

категории Озалайнен Н.М.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Цель: закрепление и систематизация знаний детей о весенних изменениях в природе, подготовка к обучению грамоте.

Познавательные задачи:

1.Обобщение знаний о времени года -  весна.

2.Уточнение и активизация словаря по теме «Весна».

3. Совершенствование грамматического и синтаксического строя речи.

4.Совершенствование навыков слогового анализа слов.

5. Развивать навык коллективной работы по мнемотаблице.

6.Закрепить знания детей о предложении, его составе; упражнять в составлении схемы предложения.

 

Развивающие задачи:

1.Развитие речевого слуха;

2.Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.

Воспитательные задачи:

1.Воспитание внимательного, бережного отношения к природе;

2.Воспитание наблюдательности и воображения, интереса к сезонным явлениям;

Материалы и оборудование: картинка с изображением сороки;  кроссворд; схемы- модели для звукового и слогового анализа слова и словесного предложения; мнемотаблица по теме «Весна»; листы бумаги в крупную клетку для каждого ребёнка;;  простые карандаши.; пособие «Эмоции».

 

 

 

 

 

Ход занятия

Дети стоят у окна и рассматривают, что происходит за окошком (тает снег, светит солнце и т. д)   Дети садятся за столы и видят : на столе у воспитателя лежит конверт.

Воспитатель: Ребята, а что это за конверт лежит у меня  на столе ?  Давайте посмотрим, что же там  внутри. Смотрите, да это же фотография какой -то птицы!  Какой ?

 

Дети: Сороки !!

Воспитатель: Правильно! А еще здесь что то написано . ( читает текст)

«Дорогие ребята! Я прилетела к вам ,чтобы сообщить новость, но вы были заняты,. а я не хотела вас отвлекать. Ждать не могу, нужно лететь в другой детский сад. Оставляю вам конверт и сообщение.  Сами угадаете,  какую новость я хотела вам сообщить»

Воспитатель: Смотрите, какое интересное сообщение оставила для нас сорока. Как это называется? (показ картинки с изображением кроссворда)

2. Разгадывание кроссворда.

Воспитатель: Разгадав кроссворд, мы узнаем, о каком времени года пойдёт речь на занятии.

Воспитатель читает детям загадки, они отгадывают их (на доске подсказки-картинки). Ответы записывает дети.

1. Только снег сойдёт едва,
Появляется она. (Трава)


2.В голубой рубашке,
Бежит по дну овражка. (Ручеек.)

3. Висит за окошком
Кулёк ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька.)

4. Из-под снега расцветает
Раньше всех весну встречает. (Подснежник.)

5. По ней кораблики пускают
Когда уходят холода,
Жаль только, мамы отпускают
Туда побегать не всегда! (Лужа.)

По вертикали:

1. Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна.)

Слоговый и звуковой анализ слова «весна».

Воспитатель: Сколько звуков в слове «весна»?

Назовите гласные звуки.

Назовите согласные звуки.

Какие согласные звуки в этом слове мягкие?

Сколько слогов в этом слове? Как вы определили количество слогов?

А теперь выделите слоги-слияния.

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием.

3. Физкультурная минутка «ВЕСНА».

Воспитатель:  Давайте позовём весну!

Весна, весна красная! (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Приди весна с радостью,
С радостью, с радостью, (Идут в противоположную сторону.)
С великой милостью:
Со льном высоким, (Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох.)
С корнем глубоким, (Приседают, опускают руки, выдох.)
С хлебом обильным. (Взявшись за руки, высоко поднимают руки вверх.)

Воспитатель: Ну, а теперь отправимся с вами навстречу весне  вот на этом паровозике. (выкладывает вагончики с паровозиком на доске)

Сорока оставила еще вот такие картинки.(на доске в разном порядке расположены картинки с животными, птицами и т. д)

Чтобы нам не скучно было ехать, заселим наши вагончики  вот такими пассажирами.

-В первом вагоне поедут картинки с одним слогом (жук, дождь)

-Во втором вагоне поедут картинки с двумя слогами (почки, цветок, скворец, ручей, зонтик)

-В третьем вагоне поедут те. у кого три слога (дерево, бабочка, солнышко, кораблик, облака, сосулька, листочки)

(дети называют слова и заселяют их в вагон).

«Воспитатель:  Молодцы !  Справились.  Вот мы и встретили весну! Сорока оставила нам еще вот такую замечательную картину. Какое время года изображено на картине ?   Как вы догадались ?  (дети перечисляют признаки весны, которые они видят на картине)

-Составьте предложение по этой картине из трех слов; из четырех слов.

Д/и  «О чем можно сказать?»

- Весенний – день, сад, ручеек;

- Весенняя – погода, вода, трава, река;

- Весеннее – небо, солнце, облако.

Д/и «Найди ошибку и исправь предложение» (Дети сидят за столами)

Пригрело солнце, потому что тает снег.

Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.

Оттаяла земля, потому что сажают деревья.

Наступила весна, потому что прилетели грачи.

Пришла весна, потому что проснулся медведь.

Д/и« Предложение рассыпалось». (Составить предложение из слов)

Весна, солнышко, греть, сильно.

Сосульки, крыши, дома, висят, на.

Проталинки, снег, появились, из-под.

Дороги, ручьи, бежать, весело, по.

 Весна , теплая, наступила. (И. д.)

Воспитатель: Какое предложение вам понравилось больше?

А теперь составим схему предложения  (дети самостоятельно выполняют на листочках задание)

Кто хочет поработать у доски?  Нужно подойти  к доске и записать схему предложения.

Воспитатель: Молодцы , ребята!

Рефлексия

Воспитатель: Ребята !А что вам запомнилось сегодня больше всего ? ?? Почему? Что нового сегодня узнали ?

Воспитатель: Ребята! Сорока оставила нам еще вот такую замечательную картину. Какое время года изображено на картине ?   Как вы догадались ?  (дети перечисляют признаки весны, которые они видят на картине)

 Все ,о чем мы с вами сегодня говорили, сорока записала вот такими знаками. А говорили мы сегодня о…(ВЕСНЕ). Давайте еще раз вспомним (показ мнемотаблицы)

Символы:

(В- весна; солнце- припекает; снежинка- тает снег; капельки-капель; волнистые линии- побежали ручьи; кораблик- пускают кораблик по воде; три галочки -прилетают с юга птицы; чаша- вьют птицы гнезда; домик-люди делают для птиц скворечники; смайлик-люди радуются весне; рубашка-люди одевают  облегченную одежду после зимы ; З- прошла зима, и буква похожа на цифру 3, три месяца весны)

А теперь, вы самостоятельно зарисуете в своих карточках, такую же таблицу.

(дети самостоятельно заполняют карточки по памяти)

Воспитатель: Молодцы, ребята ! Справились с заданием.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята !А что вам запомнилось сегодня больше всего ? ?? Почему? Что нового сегодня узнали ?

Возьмите на своих столах карточки с эмоциями и покажите всем, какое у вас настроение после сегодняшнего занятия.

ЭМОЦИИ !!!

 

 

 

 

 

 

.

.

 

 

 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_nam_vesna_shagaet_gramota_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной группы «К нам весна шагает»

Составила воспитатель высшей

категории Озалайнен Н.М.


Цель: закрепление и систематизация знаний детей о весенних изменениях в природе, подготовка к обучению грамоте.

Познавательные задачи:

1.Обобщение знаний о времени года -  весна.

2.Уточнение и активизация словаря по теме «Весна».

3. Совершенствование грамматического и синтаксического строя речи.

4.Совершенствование навыков слогового анализа слов.

5. Развивать навык коллективной работы по мнемотаблице.

6.Закрепить знания детей о предложении, его составе; упражнять в составлении схемы предложения.

Развивающие задачи:

1.Развитие речевого слуха;

2.Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.

Воспитательные задачи:

1.Воспитание внимательного, бережного отношения к природе;

2.Воспитание наблюдательности и воображения, интереса к сезонным явлениям;

Материалы и оборудование: картинка с изображением сороки;  кроссворд; схемы- модели для звукового и слогового анализа слова и словесного предложения; мнемотаблица по теме «Весна»; листы бумаги в крупную клетку для каждого ребёнка;;  простые карандаши.; пособие «Эмоции».

Ход занятия

Дети стоят у окна и рассматривают, что происходит за окошком (тает снег, светит солнце и т. д)   Дети садятся за столы и видят : на столе у воспитателя лежит конверт.

Воспитатель: Ребята, а что это за конверт лежит у меня  на столе ?  Давайте посмотрим, что же там  внутри. Смотрите, да это же фотография какой -то птицы!  Какой ?

http://refeteka.ru/images/r/7/f/5/7f558876c1d04767743270266d4ce139.png

Дети: Сороки !!

Воспитатель: Правильно! А еще здесь что то написано . ( читает текст)

«Дорогие ребята! Я прилетела к вам ,чтобы сообщить новость, но вы были заняты,. а я не хотела вас отвлекать. Ждать не могу, нужно лететь в другой детский сад. Оставляю вам конверт и сообщение.  Сами угадаете,  какую новость я хотела вам сообщить»

Воспитатель: Смотрите, какое интересное сообщение оставила для нас сорока. Как это называется? (показ картинки с изображением кроссворда)

2. Разгадывание кроссворда.

Воспитатель: Разгадав кроссворд, мы узнаем, о каком времени года пойдёт речь на занятии.

Воспитатель читает детям загадки, они отгадывают их (на доске подсказки-картинки). Ответы записывает дети.

1. Только снег сойдёт едва,
Появляется она. (Трава)


2.В голубой рубашке,
Бежит по дну овражка.
(Ручеек.)

3. Висит за окошком
Кулёк ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной.
 (Сосулька.)

4. Из-под снега расцветает
Раньше всех весну встречает.
(Подснежник.)

5. По ней кораблики пускают
Когда уходят холода,
Жаль только, мамы отпускают
Туда побегать не всегда!
 (Лужа.)

По вертикали:

1. Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
(Весна.)

Слоговый и звуковой анализ слова «весна».

Воспитатель: Сколько звуков в слове «весна»?

Назовите гласные звуки.

Назовите согласные звуки.

Какие согласные звуки в этом слове мягкие?

Сколько слогов в этом слове? Как вы определили количество слогов?

А теперь выделите слоги-слияния.

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием.

3. Физкультурная минутка «ВЕСНА».

Воспитатель:  Давайте позовём весну!

Весна, весна красная! (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Приди весна с радостью,
С радостью, с радостью, (Идут в противоположную сторону.)
С великой милостью:
Со льном высоким, (Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох.)
С корнем глубоким, (Приседают, опускают руки, выдох.)
С хлебом обильным. (Взявшись за руки, высоко поднимают руки вверх.)

Воспитатель: Ну, а теперь отправимся с вами навстречу весне  вот на этом паровозике. (выкладывает вагончики с паровозиком на доске)

Сорока оставила еще вот такие картинки.(на доске в разном порядке расположены картинки с животными, птицами и т. д)

Чтобы нам не скучно было ехать, заселим наши вагончики  вот такими пассажирами.

-В первом вагоне поедут картинки с одним слогом (жук, дождь)

-Во втором вагоне поедут картинки с двумя слогами (почки, цветок, скворец, ручей, зонтик)

-В третьем вагоне поедут те. у кого три слога (дерево, бабочка, солнышко, кораблик, облака, сосулька, листочки)

(дети называют слова и заселяют их в вагон).

«Воспитатель:  Молодцы !  Справились.  Вот мы и встретили весну! Сорока оставила нам еще вот такую замечательную картину. Какое время года изображено на картине ?   Как вы догадались ?  (дети перечисляют признаки весны, которые они видят на картине)

-Составьте предложение по этой картине из трех слов; из четырех слов.

Д/и  «О чем можно сказать?»

- Весенний – день, сад, ручеек;

- Весенняя – погода, вода, трава, река;

- Весеннее – небо, солнце, облако.

Д/и «Найди ошибку и исправь предложение» (Дети сидят за столами)

Пригрело солнце, потому что тает снег.

Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.

Оттаяла земля, потому что сажают деревья.

Наступила весна, потому что прилетели грачи.

Пришла весна, потому что проснулся медведь.

Д/и« Предложение рассыпалось». (Составить предложение из слов)

Весна, солнышко, греть, сильно.

Сосульки, крыши, дома, висят, на.

Проталинки, снег, появились, из-под.

Дороги, ручьи, бежать, весело, по.

 Весна , теплая, наступила. (И. д.)

Воспитатель: Какое предложение вам понравилось больше?

А теперь составим схему предложения  (дети самостоятельно выполняют на листочках задание)

Кто хочет поработать у доски?  Нужно подойти  к доске и записать схему предложения.

Воспитатель: Молодцы , ребята!

Рефлексия

Воспитатель: Ребята !А что вам запомнилось сегодня больше всего ? ?? Почему? Что нового сегодня узнали ?

Воспитатель: Ребята! Сорока оставила нам еще вот такую замечательную картину. Какое время года изображено на картине ?   Как вы догадались ?  (дети перечисляют признаки весны, которые они видят на картине)

 Все ,о чем мы с вами сегодня говорили, сорока записала вот такими знаками. А говорили мы сегодня о…(ВЕСНЕ). Давайте еще раз вспомним (показ мнемотаблицы)

Символы:

(В- весна; солнце- припекает; снежинка- тает снег; капельки-капель; волнистые линии- побежали ручьи; кораблик- пускают кораблик по воде; три галочки -прилетают с юга птицы; чаша- вьют птицы гнезда; домик-люди делают для птиц скворечники; смайлик-люди радуются весне; рубашка-люди одевают  облегченную одежду после зимы ; З- прошла зима, и буква похожа на цифру 3, три месяца весны)

https://lh5.googleusercontent.com/CiMfucuz8qap7cUrFCPnZCD7Id8PqtZdWMq7Z_Mgcd16-yKcanzlsqVvhbbPpLORfLZ8j95QPYLGhQuKV3Ih7aDzfv24w8-6B3iBz3OzdKV8hVurKtF3_swn59Y0UA4-bWBhC9V_TKLE25MM0gА теперь, вы самостоятельно зарисуете в своих карточках, такую же таблицу.

(дети самостоятельно заполняют карточки по памяти)

Воспитатель: Молодцы, ребята ! Справились с заданием.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята !А что вам запомнилось сегодня больше всего ? ?? Почему? Что нового сегодня узнали ?

Возьмите на своих столах карточки с эмоциями и покажите всем, какое у вас настроение после сегодняшнего занятия.

ЭМОЦИИ !!!

https://urok.1sept.ru/articles/614525/img.gif

.

.

https://urok.1sept.ru/articles/614525/img.gif

https://urok.1sept.ru/articles/614525/img.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «К нам весна шагает…»

Конспект занятия по развитию речи  в подготовительной группе«К нам весна шагает…»Это занятие направлено на развитие речи дошкольников: активизацию словаря по теме «Весна», развитию словообра...

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной группы "Спасаем Колобка"

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы...

Конспект НОД по познанию (ФЦКМ) в старшей/подготовительной группе "К нам весна шагает быстрыми шагами"

Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои...

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной группы «Путешествие в Страну Знаний»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района  г. Санкт-Петербурга     Конспект НОД по речевому развитию с детьми...

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной группы «Весну выручаем»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт – Петербурга     Конспект НОД по речевому развитию с деть...

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «К нам весна шагает быстрыми шагами»

Конспект занятия по познавательному развитию (природный мир) во второй младшей группе...

Конспект занятия по речевому развитию для детей подготовительной группы "В мастерской у красавицы Весны. Заучивание стихотворения С.Маршака "Апрель" с использованием мнемотехники"

Необычное начало занятия помогает вызвать интерес у дошколят. Они разгадывают сон воспитателя. И отгадкой становится Весна. Затем отправляются в мастерскую к Весне.Расшифровывают картинки, тем самым з...