Конспект НОД по познанию (ФЦКМ) в старшей/подготовительной группе "К нам весна шагает быстрыми шагами"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы; формировать реалистическое представление об окружающей нас природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района

«Детский сад «Олененок» с.Казым»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности

по познанию (ФЦКМ)

в старшей/подготовительной группе

  Тема: «К нам весна шагает быстрыми шагами»

Воспитатель:

Дмитриева Любовь Алексеевна

МАДОУ «Детский сад «Олененок» с.Казым»

с. Казым

2020 год

Организационная информация

Автор занятия (ФИО, должность)

Дмитриева Любовь Алексеевна, воспитатель.

Группа

Кратковременная группа «Морошка»

Продолжительность занятия

25-30 минут

Методическая информация

Тема занятия

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Цель

Развитие у детей представлений о весне как времени года.

Задачи

Образовательные: способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы; формировать реалистическое представление об окружающей нас природе.

Развивающие: развивать память, внимание, мышление.

Воспитательная: воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать.

Интеграция образовательных областей

«Познание» (ФКЦКМ), «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Методы и приёмы, используемые в ходе занятия

Наглядные: картинки с явлениями природы, картинки с изображением отгадок.  

Игровые: игра « Назови правильно», игра «Найди ошибку», игра « Прилетели птицы», Игра «Назови детёнышей», физминутка «Мишка», игра «Так или не так?».

Словесные: вопросы, загадки, беседа, вопросы.

Необходимое оборудование и материалы

Оборудование: картинки с явлениями природы, картинки с изображением отгадок. Конверты с заданиями.

Ход занятия

Этапы, время

(продолжительность

этапа)

Содержание этапа

Описание действий участников

образовательного процесса

Результаты

Подготовительная часть

Организационный момент.

2 минуты

Воспитатель: Ребята, сегодня я приготовила для вас несколько интересных заданий. Но справиться с ними смогут только самые внимательные, наблюдательные. Вы готовы проверить себя?

Дети: Да.

Воспитатель:  Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, о чём мы с вами сегодня поговорим. 

Зеленоглаза, весела,

Девица-красавица.

Нам в подарок принесла,

То, что всем понравится:

Зелень – листьям, нам – тепло,

Волшебство – чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы –

Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица - (Весна).

Молодцы! Сегодня мы поговорим о весне.

Деятельность воспитателя:

организовывает внимание детей, загадывает загадку.

Деятельность детей:

внимательно слушают, отгадывают загадку.

Предполагаемый результат

Привлечение внимания, мотивация на деятельность.

Основная часть

2 минуты

2 минуты

2 минуты

3 минуты

4 минуты

2 минуты

2 минуты

5 минут

3 минуты

Воспитатель: 1 задание «Назови правильно»

  • - Назовите приметы весны.  (ответы детей)
  • - Назовите весенние месяцы. (ответы детей)
  • - Какой сейчас месяц?  (ответы детей)

Воспитатель: 2 задание «Отгадайте загадки».

(В конверте лежат картинки с отгадками. Картинку с отгадкой выставляю на мольберте).

Висит за окошком кулёк ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька).

  • Ой, беда! ой, беда! Тает снег кругом вода.

Не наденешь валенки, на снегу… (Проталинки).

  • В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдёт и всех разбудит. (Солнце).

  • Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый … (Ручей).

  • Солнце пригревает,

Лёд на речке треснул.

Речка зашумела,

Льдины подгоняет.

Как это явление

  • Весною называют?.. (Ледоход).

Воспитатель:  А сейчас мы проверим, какие вы внимательные. Я прочитаю вам предложение, а вы должны найти в нём ошибку и исправить предложение.

  •  - Пригрело солнце, потому что тает снег.
  •  - Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.
  •  - Оттаяла земля, потому что сажают деревья.
  •  - Наступила весна, потому что прилетели грачи.
  •  - Пришла весна, потому что пробудился медведь.

-Молодцы! А теперь найдите лишнее слово и объясните, почему вы так считаете?

  • Капель, проталина, урожай, сосулька.
  • Подснежник, весна, листопад, грач.
  • Таять, капать, набухать, заготавливать.
  • Март, апрель, декабрь, май.

Воспитатель: Ребята, скажите, кто помнит, как одним словом назвать растения, цветущие весной? (Первоцветы).

Правильно. Первоцветы - это многолетние  растения, т.е. такие, которые по многу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются.  Отгадайте загадки о весенних цветах.

  • У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.  (Подснежник).

  • Белые горошки на зелёной ножке… (Ландыш).
  • Замечательный цветок,
  • Словно яркий огонёк.

Пышный, важный, словно пан

Нежный, бархатный… (Тюльпан).

  • Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелёк. (Одуванчик).

  • Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твёрдыми, холодными,

То мягкими и тёплыми. (Мать и мачеха).

  • Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нём, ни окон

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут … (Гнездо).

  • На дворе весна гуляет

Скоро бурый снег растает.

Там и тут бегут ручьи.

Гнёзда делают … (Грачи).

Воспитатель:  -Какие птицы возвращаются весной?

-Как назвать этих птиц одним словом?

-Чем заняты птицы весной?

-Для чего им нужны гнёзда?

Воспитатель: Следующее задание «Прилетели птицы». Давайте немного поиграем. Вставайте свободно. Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что-то другое, хлопните в ладоши. Будьте внимательны!

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и слоны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, куницы, зайцы и лисицы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, кукушки, лебеди и мушки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи.
Аисты, кукушки, совы и ватрушки.
Лебеди и утки. Спасибо шутке!

Воспитатель: Молодцы! Рассаживайтесь по своим местам. И ответьте на мои вопрос. Что происходит у зверей весной?  (Рождаются детёныши).

Давайте назовём детёнышей животных. (Индивидуальная работа с детьми).

-Кто детёныш у волчицы? (волчонок).

У ежихи? (ежонок).

У лисицы?

У медведицы?

У зайчихи?

У белки? У мышки?

У бобрихи?

У барсучихи?

У лосихи? У Медведицы?

-Отлично справились. А теперь давайте немного отдохнём.

Физкультминутка «Мишка».

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге.                        (Повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна,                        (Потягивания, руки вверх)

К нам опять пришла весна.             (Удивиться, опустить руки вниз)

Чтоб скорей набраться сил

Головой медведь крутил.                (Вращение головой)

Наклонился взад-вперёд.                 (Наклоны вперёд-назад)

Вот он по лесу идёт.                        (Ходьба на месте)

Ищет мишка корешки                     (Коснуться правой рукой левой ступни)

И трухлявые пеньки.                       (Коснуться левой рукой правой ступни)

В них съедобные личинки              (Коснуться правой рукой левой ступни)

Для медведя - витаминки.               (Коснуться левой рукой правой ступни)

Наконец медведь наелся                 (Погладить живот)

И на брёвнышко уселся.                 (Дети садятся)

Воспитатель:  - Ребята, послушайте маленькие рассказы о том, что произошло с ребятами. И скажите, правильно ли они поступили? Если так нельзя, то как надо поступить?

Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
- Ой, посмотри, что я нашла. Гнёздышко!
- А в нём яичко!
- Может возьмём его домой и у нас будет птенчик.
- Мы будем заботиться о нём.
Девочки взяли яичко с собой.

- Правильно ли девочки поступили?

Дети: Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

Воспитатель: Две сестрёнки гуляли по лесу.

- Какой красивый цветок! Интересно как он называется?

- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

-Давай сорвём его и отнесём маме!

Девочки сорвали цветок и пошли домой.

Правильно ли поступили девочки?

Дети: Ландыши занесены в красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.

Воспитатель: Мальчик шёл по лесной тропинке, увидел ёжика и решил взять его домой.

Правильно ли поступил мальчик?

Дети: Диких животных нельзя забирать домой. В неволе они могут погибнуть.

Воспитатель: После дождя дети пошли гулять во двор.

-Посмотри, сколько червячков!

-Давай соберём их и девчонок испугаем!

Собирают червяков в банку, закрывают банку крышкой.

-Пойдём, посмотрим, где девчонки!

Оставляют банку с червями закрытой.

Правильно ли поступили ребята?

Дети: Червей собирать нельзя. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений. А ещё ими питаются некоторые животные и птицы.

Воспитатель: - Ну, что же вы молодцы! Осталось последнее задание. Ответьте на вопросы одним словом.

  • - Каким словом называют птиц, которые у нас зимуют? (зимующие)
  • - Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
  • - Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это?  (птицы)
  • - У какого дерева белый ствол? (у берёзы)
  • - Как называется дом муравьёв? (муравейник)
  • - Сколько ног у жука? (шесть)
  • - Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
  • - Кто носит свой дом на спине? (улитка)
  • - У какого зверя есть иголки? (у ежа)
  • - Какого зверя можно назвать длинноухим? (зайца)
  • - Сколько ног у паука? (восемь)
  • - Чем в основном питаются перелётные птицы? (насекомыми)
  • - Какая птица лечит деревья? (дятел)
  • - Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
  • - Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
  • - Кто в лесу плетёт паутину? (паук)
  • - У какого насекомого крылышки красные с чёрными точками? (у божьей коровки)
  • - Как одним словом называются животные, которые живут в лесу?  (дикие)

Деятельность воспитателя: задает вопросы по теме.

Деятельность        детей:

отвечают  на вопросы.

Деятельность воспитателя:        

загадывает загадки.

Деятельность        детей:

отгадывают загадки.

Деятельность воспитателя: читает предложения, просит найти ошибку.

Деятельность        детей:

внимательно слушают, находят ошибки.

Деятельность воспитателя: загадывает загадки о цветах.

Деятельность детей: отгадывают загадки.

Деятельность воспитателя: загадывает загадки о птицах, беседует с детьми, предлагает игру «Прилетели птицы».

Деятельность        детей:

Внимательно слушают, отгадывают загадки, отвечают на вопросы, играют в игру «Прилетели птицы».

Деятельность воспитателя: предлагает игру «Назови детенышей», индивидуальный опрос детей.

Деятельность детей:

называют детенышей.

Деятельность воспитателя: проводит физминутку.

Деятельность детей:

выполняют соответствующие движения по тексту.

Деятельность воспитателя: предлагает прослушать рассказы и ответить на вопрос правильно ли поступили или нет.

Деятельность детей: внимательно слушают рассказы, отвечают на вопрос.

Деятельность воспитателя: предлагает игру «Назови одним словом».

Деятельность детей:

отвечают на вопросы.

Предполагаемый результат:

Создание условий для восприятия материала.

 

 

 

Предполагаемый результат:

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Заключительная часть

Рефлексия.

Итог учебного занятия.

2 минуты

Воспитатель: - Молодцы! Со всеми заданиями вы замечательно справились.

- А что больше всего понравилось?

- Что запомнилось?

Деятельность воспитателя: подводит итог, задает вопросы.

Деятельность детей: индивидуальные высказывания детей

Предполагаемый результат: Сформируются представления детей о времени года весна.

Результаты НОД

Обобщили представления о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического занятия "К нам весна шагает быстрыми шагами" во второй младшей группе.

Программное содержание:1. Закрепить знания о смене времен года, помочь запомнить названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней и поздней весной в природе.2. Ра...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "К нам весна шагает быстрыми шагами"

Познакомить детей с особенностями жизни леса, луга в весенний период,  формировать реалистическое представление о жизни лесных животных. Развивать творческое воображение, логическое мышлени...

Конспект открытого занятия "К нам весна шагает быстрыми шагами"

Конспект занятия по развитию речи в саршей группе...

«К нам весна шагает быстрыми шагами». Быстрых Людмила Викторовна.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе ДОУ  образовательная область "познавательное развитие" направление деятельности "развитие кругозора и познавательно-иследовательской деятель...

Конспект НОД по познанию (ФЦКМ) в старшей/подготовительной группе "Как дикие животные готовятся к зиме?"

Закреплять обобщающее понятие «дикие животные»; учить отгадывать описательные загадки о диких животных; расширить представления детей о подготовке диких животных к зиме;формирова...

Конспект НОД по познанию (ФЭМП) в старшей/подготовительной группе "Лесная прогулка"

Закреплять знание цифр от 1 до 5; учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть углы листа. Продолжать упражнять в различении геометрических фигур; развивать  умение находить фигур...