Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной группы «Путешествие в Страну Знаний»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Озалайнен Наталья Михайловна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района  г. Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной группы «Путешествие в Страну Знаний»

 

 

 

Составила воспитатель высшей категории Озалайнен Н.М.


 

Цель: Воспитывать любовь к чтению и грамматике.

Задачи:

Образовательные задачи:

1.Закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков; закреплять навыки слогового анализа.

2.Развивать умение составлять предложения из заданных слов; составлять схему предложения.

3.Упражнять в умении различать мягкие и твердые согласные звуки.

Развивающие задачи:

1.Совершенствовать умение читать зашифрованные слова по первым звукам картинок.

2.Упражнять в разгадывании ребусов.

Воспитательные  задачи:

Воспитывать чувство товарищества, желание прийти на помощь другим.

Материалы и оборудование :письмо в конверте, алфавит, полоски и точка для составления схемы предложения, кассы букв, ребусы, звуковые паровозики, картинки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас непростое занятие. Наше занятие будут смотреть учителя. Они хотят узнать, как вы подготовились к школе, какие вы стали взрослые, как много вы знаете и умеете. А еще – какие вы дружные и как умеете помогать друг другу. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы пожмем друг другу руки,

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Воспитатель: Ой! Кажется, здесь что-то лежит!

         Кто-то бросил нам в оконце

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет вам лицо?

Может, это воробьишка,

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку

На окошко заманил?

Давайте посмотрим, от кого письмо. Я прочитаю обратный адрес: Страна Знаний, царица Грамота.

«Здравствуйте, дорогие  ребята! Недавно в Стране Знаний побывала  вредная злодейка  – Опечатка, которая просто обожает безграмотность и неразбериху. Она перепутала все буквы в алфавите, слова в предложениях, заколдовала всех жителей Страны Знаний . Они позабыли все имена и названия предметов. Опечатка очень веселилась и радовалась. А на прощание сказала, что теперь никто не сможет читать и писать, будут безграмотными. Да к тому же она спрятала все школьные принадлежности, и теперь жители  страны не смогут учиться. Помогите, пожалуйста!  Надеюсь, что вы пройдете все испытания, ведь вы все целый год готовились, скоро станете школьниками».

Воспитатель: Ребята! Что будем делать?

Дети: Конечно, надо помочь!

Воспитатель: Попасть в Страну Знаний не так-то просто! Необходимо узнать пароль. Вы готовы к испытаниям?

Дети: Да! Готовы!

Воспитатель: Тогда начинаем! Отгадайте, пожалуйста, загадки:

Один мягкий и свистит,

Другой твердый и шипит.

Третий вовсе запоет,

Хоть кто его произнесет.

                   (Звук)

Черные птички

На белой страничке

Молчат, ожидают,

Кто их прочитает.

                   (Буквы)

- Чем буква отличается от звука?

- Какие бывают звуки?  (Звуки бывают гласные и согласные, согласные делятся на мягкие и твердые, звонкие и глухие)

Воспитатель: Назовите, какие гласные буквы вы знаете.

- Есть ли среди них особенные?

Дети: Е, Е, Ю, Я.

- Что в них особенного?

Дети: Эти буквы могут иметь два звука, один из которых – мягкий согласный Й, Если они стоят в начале слова, после  гласного звука или после мягкого  или твердого знаков.

Воспитатель: Есть ли среди согласных звуков особенные?

Дети: Да!

Ж, Ш, Ц - всегда твердые, а Ч,Щ, Й – всегда мягкие.

Воспитатель: Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным? Почему?

Дети: Ь и Ъ, так как они не обозначают никакого звука.

Воспитатель: А теперь угадайте, что лишнее?

А, О,У, И,Б                           П,Р,С,Э,Ь                    У,Я,Е,Е,Ю

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите! Здесь разбросаны слоги. Из этих слогов нужно составить имена жителей Страны Знаний. Это и будет вашим паролем, чтобы попасть в нее.

(Дети составляют слова: азбука, умница, умник, Знайка).

Воспитатель: Но пешком в Страну Знаний не добраться. Поэтому я предлагаю добраться туда на поезде. А для этого нам надо отправиться на железнодорожный вокзал. Три паровозика повезут своих пассажиров согласно купленным билетам. Как вы думаете, каких пассажиров повезет паровоз с красным вагончиком?

С синим?

 С зеленым?

(Ответы детей).

Воспитатель: Чтобы наши паровозики тронулись с места, я предлагаю  разделиться на три группы. Здесь лежат «билеты», на которых нарисована картинка. Вам необходимо, взяв билет, определить, в какой вагон ее нужно отправить.

Картинки: ручка, краски, книга, пенал, карандаш, обложка, ранец, тетрадь, закладка, мел, альбом, указка, резинка, линейка.  Дети раскладывают картинки: в вагончик красного цвета – предметы, начинающиеся на гласный звук, в вагончик синего – на твердый согласный звук, в вагончик зеленого – на мягкий согласный звук.

Воспитатель : Каким словом можно назвать все то, что изображено на картинках?

Дети: Это школьные принадлежности.

Воспитатель:  Молодцы! Наш поезд отправляется в Страну Знаний! Занимайте поскорее места!

Раз, два, три! В Страну Знаний нас вези!

Воспитатель: Вот мы и оказались в Стране Знаний! И здесь нас ждут испытания . Если мы их пройдем, то злая Опечатка потеряет свои колдовские чары. Вы готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: А вот и первое задание!

Стоит дом.

Кто в него войдет,

Тот ум приобретет.

Отгадка – зашифрованное слово. Чтобы расшифровать его, нужно расставить буквы по порядку.

О

Л

Ш

А

К

3

4

1

5

2

Дети: Это слово – школа.

Воспитатель: Молодцы! А теперь откройте кассы и составьте схему этого слова.

- Сколько звуков в слове «школа»?

- Сколько гласных звуков?

 - Сколько согласных звуков?

- Сколько слогов в этом слове? Как вы определили?

Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов

Воспитатель: Давайте немного отдохнем!

Физминутка «Буквы»

В старом дереве дупло,

Это домик буквы О (круговые вращения руками).

Рядом с нею на суку

Примостилась буква  У (садятся на корточки).

В гости  ним издалека

Прибежала буква  А (бег на месте).

Прилетела буква  Я

На спине у воробья (машут руками как крыльями).

Буквы стали веселиться:

И смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко,

То похлопают в ладошки,

То присядут, отдохнут,

То опять плясать начнут.

Воспитатель: Второе задание: из слов, которые вы видите на доске, нужно составить предложение, а затем с помощью палочек схематически изобразить его.

В, знания, дети, школе, получают

Дети: В школе дети получают знания.

Воспитатель: Сколько слов в этом предложении?

Дети: В этом предложении 5 слов.

Воспитатель: Что ставится в конце предложения?

Дети: В конце предложения ставится точка.

(Дети составляют схему данного предложения).

Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием!

Задание 3   Д/и «Шифровальщик»

Вам необходимо расшифровать слова. Смотрите на картинку! Определите первый звук в слове, кладете букву под этой картинкой.

(Дети разгадывают следующие слова: урок, парта, ручка.

Воспитатель: Задание 4

У вас на столах лежат цифры от1 до5. Я буду вам показывать картинки, а вы должны назвать слово и определить, сколько в нем слогов. Ответ показать соответствующей цифрой: если один – показываете цифру 1, если два – цифру2 и т.д.

(мел, указка, звонок, учитель, карандаш, перемена, урок, ранец).

Воспитатель: Задание 5. Отгадайте ребусы!

Пе

Л

_З__

НИЯ

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы прошли все испытания! И теперь никто не может помешать детям и жителям страны получать знания. А злая Опечатка извинилась и покинула Страну Знаний. Царица Грамота поздравляет вас и благодарит за помощь.

Воспитатель: У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая неправильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.

Описание: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/626029/img7.jpg

Воспитатель: Пора возвращаться домой!

Рефлексия

Воспитатель: У вас на столах лежат смайлики, они разные. Давайте, посмотрим, чем они отличаются.

Дети: Цветом и настроением.

Воспитатель: Верно, ребята. Сегодня вы будете оценивать свое настроение на занятии сами. Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика желтого цвета. Если  вы сомневались, и вам встречались трудности, но вы старались их преодолеть – возьмите задумчивого смайлика зеленого цвета. Если было трудно , и вы не справлялись с заданиями, то возьмите грустного смайлика красного цвета.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, теперь я знаю, что вы усвоили грамоту. Я надеюсь, что вы и дальше будете стремиться к тому, чтобы стать еще умнее и еще грамотнее.

Как хорошо быть грамотным на свете,

Все знать и много так читать.

Ведь грамота – ступенька к свету,

Которую не нужно пропускать!

 

 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 27.03.2022g._puteshestvie_v_stranu_znaniy.docx34.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района  г. Санкт-Петербурга

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной группы «Путешествие в Страну Знаний»

Составила воспитатель высшей категории Озалайнен Н.М.


Цель: Воспитывать любовь к чтению и грамматике.

Задачи:

Образовательные задачи:

1.Закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков; закреплять навыки слогового анализа.

2.Развивать умение составлять предложения из заданных слов; составлять схему предложения.

3.Упражнять в умении различать мягкие и твердые согласные звуки.

Развивающие задачи:

1.Совершенствовать умение читать зашифрованные слова по первым звукам картинок.

2.Упражнять в разгадывании ребусов.

Воспитательные  задачи:

Воспитывать чувство товарищества, желание прийти на помощь другим.

Материалы и оборудование :письмо в конверте, алфавит, полоски и точка для составления схемы предложения, кассы букв, ребусы, звуковые паровозики, картинки.


Ход занятия

Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас непростое занятие. Наше занятие будут смотреть учителя. Они хотят узнать, как вы подготовились к школе, какие вы стали взрослые, как много вы знаете и умеете. А еще – какие вы дружные и как умеете помогать друг другу. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы пожмем друг другу руки,

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Воспитатель: Ой! Кажется, здесь что-то лежит!

        Кто-то бросил нам в оконце

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет вам лицо?

Может, это воробьишка,

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку

На окошко заманил?

Давайте посмотрим, от кого письмо. Я прочитаю обратный адрес: Страна Знаний, царица Грамота.

«Здравствуйте, дорогие  ребята! Недавно в Стране Знаний побывала  вредная злодейка  – Опечатка, которая просто обожает безграмотность и неразбериху. Она перепутала все буквы в алфавите, слова в предложениях, заколдовала всех жителей Страны Знаний . Они позабыли все имена и названия предметов. Опечатка очень веселилась и радовалась. А на прощание сказала, что теперь никто не сможет читать и писать, будут безграмотными. Да к тому же она спрятала все школьные принадлежности, и теперь жители  страны не смогут учиться. Помогите, пожалуйста!  Надеюсь, что вы пройдете все испытания, ведь вы все целый год готовились, скоро станете школьниками».

Воспитатель: Ребята! Что будем делать?

Дети: Конечно, надо помочь!

Воспитатель: Попасть в Страну Знаний не так-то просто! Необходимо узнать пароль. Вы готовы к испытаниям?

Дети: Да! Готовы!

Воспитатель: Тогда начинаем! Отгадайте, пожалуйста, загадки:

Один мягкий и свистит,

Другой твердый и шипит.

Третий вовсе запоет,

Хоть кто его произнесет.

                (Звук)

Черные птички

На белой страничке

Молчат, ожидают,

Кто их прочитает.

                (Буквы)

- Чем буква отличается от звука?

- Какие бывают звуки?  (Звуки бывают гласные и согласные, согласные делятся на мягкие и твердые, звонкие и глухие)

Воспитатель: Назовите, какие гласные буквы вы знаете.

- Есть ли среди них особенные?

Дети: Е, Е, Ю, Я.

- Что в них особенного?

Дети: Эти буквы могут иметь два звука, один из которых – мягкий согласный Й, Если они стоят в начале слова, после  гласного звука или после мягкого  или твердого знаков.

Воспитатель: Есть ли среди согласных звуков особенные?

Дети: Да!

Ж, Ш, Ц - всегда твердые, а Ч,Щ, Й – всегда мягкие.

Воспитатель: Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным? Почему?

Дети: Ь и Ъ, так как они не обозначают никакого звука.

Воспитатель: А теперь угадайте, что лишнее?

А, О,У, И,Б                        П,Р,С,Э,Ь                        У,Я,Е,Е,Ю

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите! Здесь разбросаны слоги. Из этих слогов нужно составить имена жителей Страны Знаний. Это и будет вашим паролем, чтобы попасть в нее.

(Дети составляют слова: азбука, умница, умник, Знайка).

Воспитатель: Но пешком в Страну Знаний не добраться. Поэтому я предлагаю добраться туда на поезде. А для этого нам надо отправиться на железнодорожный вокзал. Три паровозика повезут своих пассажиров согласно купленным билетам. Как вы думаете, каких пассажиров повезет паровоз с красным вагончиком?

С синим?

 С зеленым?

(Ответы детей).

Воспитатель: Чтобы наши паровозики тронулись с места, я предлагаю  разделиться на три группы. Здесь лежат «билеты», на которых нарисована картинка. Вам необходимо, взяв билет, определить, в какой вагон ее нужно отправить.

Картинки: ручка, краски, книга, пенал, карандаш, обложка, ранец, тетрадь, закладка, мел, альбом, указка, резинка, линейка.  Дети раскладывают картинки: в вагончик красного цвета – предметы, начинающиеся на гласный звук, в вагончик синего – на твердый согласный звук, в вагончик зеленого – на мягкий согласный звук.

Воспитатель : Каким словом можно назвать все то, что изображено на картинках?

Дети: Это школьные принадлежности.

Воспитатель:  Молодцы! Наш поезд отправляется в Страну Знаний! Занимайте поскорее места!

Раз, два, три! В Страну Знаний нас вези!

Воспитатель: Вот мы и оказались в Стране Знаний! И здесь нас ждут испытания . Если мы их пройдем, то злая Опечатка потеряет свои колдовские чары. Вы готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: А вот и первое задание!

Стоит дом.

Кто в него войдет,

Тот ум приобретет.

Отгадка – зашифрованное слово. Чтобы расшифровать его, нужно расставить буквы по порядку.

О

Л

Ш

А

К

3

4

1

5

2

Дети: Это слово – школа.

Воспитатель: Молодцы! А теперь откройте кассы и составьте схему этого слова.

- Сколько звуков в слове «школа»?

- Сколько гласных звуков?

 - Сколько согласных звуков?

- Сколько слогов в этом слове? Как вы определили?

Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов

Воспитатель: Давайте немного отдохнем!

Физминутка «Буквы»

В старом дереве дупло,

Это домик буквы О (круговые вращения руками).

Рядом с нею на суку

Примостилась буква  У (садятся на корточки).

В гости  ним издалека

Прибежала буква  А (бег на месте).

Прилетела буква  Я

На спине у воробья (машут руками как крыльями).

Буквы стали веселиться:

И смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко,

То похлопают в ладошки,

То присядут, отдохнут,

То опять плясать начнут.

Воспитатель: Второе задание: из слов, которые вы видите на доске, нужно составить предложение, а затем с помощью палочек схематически изобразить его.

В, знания, дети, школе, получают

Дети: В школе дети получают знания.

Воспитатель: Сколько слов в этом предложении?

Дети: В этом предложении 5 слов.

Воспитатель: Что ставится в конце предложения?

Дети: В конце предложения ставится точка.

(Дети составляют схему данного предложения).

Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием!

Задание 3   Д/и «Шифровальщик»

Вам необходимо расшифровать слова. Смотрите на картинку! Определите первый звук в слове, кладете букву под этой картинкой.

(Дети разгадывают следующие слова: урок, парта, ручка.

Воспитатель: Задание 4

У вас на столах лежат цифры от1 до5. Я буду вам показывать картинки, а вы должны назвать слово и определить, сколько в нем слогов. Ответ показать соответствующей цифрой: если один – показываете цифру 1, если два – цифру2 и т.д.

(мел, указка, звонок, учитель, карандаш, перемена, урок, ранец).

Воспитатель: Задание 5. Отгадайте ребусы!

Пе

Л

_З__

НИЯ

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы прошли все испытания! И теперь никто не может помешать детям и жителям страны получать знания. А злая Опечатка извинилась и покинула Страну Знаний. Царица Грамота поздравляет вас и благодарит за помощь.

Воспитатель: У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая неправильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/626029/img7.jpg

Воспитатель: Пора возвращаться домой!

Рефлексия

Воспитатель: У вас на столах лежат смайлики, они разные. Давайте, посмотрим, чем они отличаются.

Дети: Цветом и настроением.

Воспитатель: Верно, ребята. Сегодня вы будете оценивать свое настроение на занятии сами. Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика желтого цвета. Если  вы сомневались, и вам встречались трудности, но вы старались их преодолеть – возьмите задумчивого смайлика зеленого цвета. Если было трудно , и вы не справлялись с заданиями, то возьмите грустного смайлика красного цвета.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, теперь я знаю, что вы усвоили грамоту. Я надеюсь, что вы и дальше будете стремиться к тому, чтобы стать еще умнее и еще грамотнее.

Как хорошо быть грамотным на свете,

Все знать и много так читать.

Ведь грамота – ступенька к свету,

Которую не нужно пропускать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Путешествие в страну Знаний

Цель:  Доставить  детям радость и удовольствие от игр и заданий развивающей направленности. Поддерживать интерес. проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Путешествие в страну Знаний

Цель:  Доставить  детям радость и удовольствие от игр и заданий развивающей направленности. Поддерживать интерес. проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.ЗадачиОбразовательн...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну слов»

Методическая разработка - типовой проект конспекта непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с   детьми   подготовительной группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну знаний»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну знаний»...

Неделя педагогического мастерства Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну знаний»

Конспект открытого занятия педагога-психолога  с детьми  подготовительной группы  «Путешествие в страну знаний»Формирование позитивной мотивации к школьному обучению, развит...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну Мультипультию»

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга    Конспект НОД по познавательному развитию с детьм...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну Мультипультию»

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга    Конспект НОД по познавательному развитию с детьм...