Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной группы «Путешествие в Страну Знаний»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга
Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной группы «Путешествие в Страну Знаний»
Составила воспитатель высшей категории Озалайнен Н.М.
Цель: Воспитывать любовь к чтению и грамматике.
Задачи:
Образовательные задачи:
1.Закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков; закреплять навыки слогового анализа.
2.Развивать умение составлять предложения из заданных слов; составлять схему предложения.
3.Упражнять в умении различать мягкие и твердые согласные звуки.
Развивающие задачи:
1.Совершенствовать умение читать зашифрованные слова по первым звукам картинок.
2.Упражнять в разгадывании ребусов.
Воспитательные задачи:
Воспитывать чувство товарищества, желание прийти на помощь другим.
Материалы и оборудование :письмо в конверте, алфавит, полоски и точка для составления схемы предложения, кассы букв, ребусы, звуковые паровозики, картинки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас непростое занятие. Наше занятие будут смотреть учителя. Они хотят узнать, как вы подготовились к школе, какие вы стали взрослые, как много вы знаете и умеете. А еще – какие вы дружные и как умеете помогать друг другу. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руки,
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
Воспитатель: Ой! Кажется, здесь что-то лежит!
Кто-то бросил нам в оконце
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет вам лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку
На окошко заманил?
Давайте посмотрим, от кого письмо. Я прочитаю обратный адрес: Страна Знаний, царица Грамота.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Недавно в Стране Знаний побывала вредная злодейка – Опечатка, которая просто обожает безграмотность и неразбериху. Она перепутала все буквы в алфавите, слова в предложениях, заколдовала всех жителей Страны Знаний . Они позабыли все имена и названия предметов. Опечатка очень веселилась и радовалась. А на прощание сказала, что теперь никто не сможет читать и писать, будут безграмотными. Да к тому же она спрятала все школьные принадлежности, и теперь жители страны не смогут учиться. Помогите, пожалуйста! Надеюсь, что вы пройдете все испытания, ведь вы все целый год готовились, скоро станете школьниками».
Воспитатель: Ребята! Что будем делать?
Дети: Конечно, надо помочь!
Воспитатель: Попасть в Страну Знаний не так-то просто! Необходимо узнать пароль. Вы готовы к испытаниям?
Дети: Да! Готовы!
Воспитатель: Тогда начинаем! Отгадайте, пожалуйста, загадки:
Один мягкий и свистит,
Другой твердый и шипит.
Третий вовсе запоет,
Хоть кто его произнесет.
(Звук)
Черные птички
На белой страничке
Молчат, ожидают,
Кто их прочитает.
(Буквы)
- Чем буква отличается от звука?
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные, согласные делятся на мягкие и твердые, звонкие и глухие)
Воспитатель: Назовите, какие гласные буквы вы знаете.
- Есть ли среди них особенные?
Дети: Е, Е, Ю, Я.
- Что в них особенного?
Дети: Эти буквы могут иметь два звука, один из которых – мягкий согласный Й, Если они стоят в начале слова, после гласного звука или после мягкого или твердого знаков.
Воспитатель: Есть ли среди согласных звуков особенные?
Дети: Да!
Ж, Ш, Ц - всегда твердые, а Ч,Щ, Й – всегда мягкие.
Воспитатель: Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным? Почему?
Дети: Ь и Ъ, так как они не обозначают никакого звука.
Воспитатель: А теперь угадайте, что лишнее?
А, О,У, И,Б П,Р,С,Э,Ь У,Я,Е,Е,Ю
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите! Здесь разбросаны слоги. Из этих слогов нужно составить имена жителей Страны Знаний. Это и будет вашим паролем, чтобы попасть в нее.
(Дети составляют слова: азбука, умница, умник, Знайка).
Воспитатель: Но пешком в Страну Знаний не добраться. Поэтому я предлагаю добраться туда на поезде. А для этого нам надо отправиться на железнодорожный вокзал. Три паровозика повезут своих пассажиров согласно купленным билетам. Как вы думаете, каких пассажиров повезет паровоз с красным вагончиком?
С синим?
С зеленым?
(Ответы детей).
Воспитатель: Чтобы наши паровозики тронулись с места, я предлагаю разделиться на три группы. Здесь лежат «билеты», на которых нарисована картинка. Вам необходимо, взяв билет, определить, в какой вагон ее нужно отправить.
Картинки: ручка, краски, книга, пенал, карандаш, обложка, ранец, тетрадь, закладка, мел, альбом, указка, резинка, линейка. Дети раскладывают картинки: в вагончик красного цвета – предметы, начинающиеся на гласный звук, в вагончик синего – на твердый согласный звук, в вагончик зеленого – на мягкий согласный звук.
Воспитатель : Каким словом можно назвать все то, что изображено на картинках?
Дети: Это школьные принадлежности.
Воспитатель: Молодцы! Наш поезд отправляется в Страну Знаний! Занимайте поскорее места!
Раз, два, три! В Страну Знаний нас вези!
Воспитатель: Вот мы и оказались в Стране Знаний! И здесь нас ждут испытания . Если мы их пройдем, то злая Опечатка потеряет свои колдовские чары. Вы готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: А вот и первое задание!
Стоит дом.
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.
Отгадка – зашифрованное слово. Чтобы расшифровать его, нужно расставить буквы по порядку.
О | Л | Ш | А | К |
3 | 4 | 1 | 5 | 2 |
Дети: Это слово – школа.
Воспитатель: Молодцы! А теперь откройте кассы и составьте схему этого слова.
- Сколько звуков в слове «школа»?
- Сколько гласных звуков?
- Сколько согласных звуков?
- Сколько слогов в этом слове? Как вы определили?
Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов
Воспитатель: Давайте немного отдохнем!
Физминутка «Буквы»
В старом дереве дупло,
Это домик буквы О (круговые вращения руками).
Рядом с нею на суку
Примостилась буква У (садятся на корточки).
В гости ним издалека
Прибежала буква А (бег на месте).
Прилетела буква Я
На спине у воробья (машут руками как крыльями).
Буквы стали веселиться:
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут, отдохнут,
То опять плясать начнут.
Воспитатель: Второе задание: из слов, которые вы видите на доске, нужно составить предложение, а затем с помощью палочек схематически изобразить его.
В, знания, дети, школе, получают
Дети: В школе дети получают знания.
Воспитатель: Сколько слов в этом предложении?
Дети: В этом предложении 5 слов.
Воспитатель: Что ставится в конце предложения?
Дети: В конце предложения ставится точка.
(Дети составляют схему данного предложения).
Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием!
Задание 3 Д/и «Шифровальщик»
Вам необходимо расшифровать слова. Смотрите на картинку! Определите первый звук в слове, кладете букву под этой картинкой.
(Дети разгадывают следующие слова: урок, парта, ручка.
Воспитатель: Задание 4
У вас на столах лежат цифры от1 до5. Я буду вам показывать картинки, а вы должны назвать слово и определить, сколько в нем слогов. Ответ показать соответствующей цифрой: если один – показываете цифру 1, если два – цифру2 и т.д.
(мел, указка, звонок, учитель, карандаш, перемена, урок, ранец).
Воспитатель: Задание 5. Отгадайте ребусы!
Пе Л | _З__ НИЯ |
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы прошли все испытания! И теперь никто не может помешать детям и жителям страны получать знания. А злая Опечатка извинилась и покинула Страну Знаний. Царица Грамота поздравляет вас и благодарит за помощь.
Воспитатель: У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая неправильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.
Воспитатель: Пора возвращаться домой!
Рефлексия
Воспитатель: У вас на столах лежат смайлики, они разные. Давайте, посмотрим, чем они отличаются.
Дети: Цветом и настроением.
Воспитатель: Верно, ребята. Сегодня вы будете оценивать свое настроение на занятии сами. Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика желтого цвета. Если вы сомневались, и вам встречались трудности, но вы старались их преодолеть – возьмите задумчивого смайлика зеленого цвета. Если было трудно , и вы не справлялись с заданиями, то возьмите грустного смайлика красного цвета.
Воспитатель: Ну что ж, ребята, теперь я знаю, что вы усвоили грамоту. Я надеюсь, что вы и дальше будете стремиться к тому, чтобы стать еще умнее и еще грамотнее.
Как хорошо быть грамотным на свете,
Все знать и много так читать.
Ведь грамота – ступенька к свету,
Которую не нужно пропускать!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
27.03.2022g._puteshestvie_v_stranu_znaniy.docx | 34.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга
Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной группы «Путешествие в Страну Знаний»
Составила воспитатель высшей категории Озалайнен Н.М.
Цель: Воспитывать любовь к чтению и грамматике.
Задачи:
Образовательные задачи:
1.Закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков; закреплять навыки слогового анализа.
2.Развивать умение составлять предложения из заданных слов; составлять схему предложения.
3.Упражнять в умении различать мягкие и твердые согласные звуки.
Развивающие задачи:
1.Совершенствовать умение читать зашифрованные слова по первым звукам картинок.
2.Упражнять в разгадывании ребусов.
Воспитательные задачи:
Воспитывать чувство товарищества, желание прийти на помощь другим.
Материалы и оборудование :письмо в конверте, алфавит, полоски и точка для составления схемы предложения, кассы букв, ребусы, звуковые паровозики, картинки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас непростое занятие. Наше занятие будут смотреть учителя. Они хотят узнать, как вы подготовились к школе, какие вы стали взрослые, как много вы знаете и умеете. А еще – какие вы дружные и как умеете помогать друг другу. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руки,
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
Воспитатель: Ой! Кажется, здесь что-то лежит!
Кто-то бросил нам в оконце
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет вам лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку
На окошко заманил?
Давайте посмотрим, от кого письмо. Я прочитаю обратный адрес: Страна Знаний, царица Грамота.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Недавно в Стране Знаний побывала вредная злодейка – Опечатка, которая просто обожает безграмотность и неразбериху. Она перепутала все буквы в алфавите, слова в предложениях, заколдовала всех жителей Страны Знаний . Они позабыли все имена и названия предметов. Опечатка очень веселилась и радовалась. А на прощание сказала, что теперь никто не сможет читать и писать, будут безграмотными. Да к тому же она спрятала все школьные принадлежности, и теперь жители страны не смогут учиться. Помогите, пожалуйста! Надеюсь, что вы пройдете все испытания, ведь вы все целый год готовились, скоро станете школьниками».
Воспитатель: Ребята! Что будем делать?
Дети: Конечно, надо помочь!
Воспитатель: Попасть в Страну Знаний не так-то просто! Необходимо узнать пароль. Вы готовы к испытаниям?
Дети: Да! Готовы!
Воспитатель: Тогда начинаем! Отгадайте, пожалуйста, загадки:
Один мягкий и свистит,
Другой твердый и шипит.
Третий вовсе запоет,
Хоть кто его произнесет.
(Звук)
Черные птички
На белой страничке
Молчат, ожидают,
Кто их прочитает.
(Буквы)
- Чем буква отличается от звука?
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные, согласные делятся на мягкие и твердые, звонкие и глухие)
Воспитатель: Назовите, какие гласные буквы вы знаете.
- Есть ли среди них особенные?
Дети: Е, Е, Ю, Я.
- Что в них особенного?
Дети: Эти буквы могут иметь два звука, один из которых – мягкий согласный Й, Если они стоят в начале слова, после гласного звука или после мягкого или твердого знаков.
Воспитатель: Есть ли среди согласных звуков особенные?
Дети: Да!
Ж, Ш, Ц - всегда твердые, а Ч,Щ, Й – всегда мягкие.
Воспитатель: Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным? Почему?
Дети: Ь и Ъ, так как они не обозначают никакого звука.
Воспитатель: А теперь угадайте, что лишнее?
А, О,У, И,Б П,Р,С,Э,Ь У,Я,Е,Е,Ю
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите! Здесь разбросаны слоги. Из этих слогов нужно составить имена жителей Страны Знаний. Это и будет вашим паролем, чтобы попасть в нее.
(Дети составляют слова: азбука, умница, умник, Знайка).
Воспитатель: Но пешком в Страну Знаний не добраться. Поэтому я предлагаю добраться туда на поезде. А для этого нам надо отправиться на железнодорожный вокзал. Три паровозика повезут своих пассажиров согласно купленным билетам. Как вы думаете, каких пассажиров повезет паровоз с красным вагончиком?
С синим?
С зеленым?
(Ответы детей).
Воспитатель: Чтобы наши паровозики тронулись с места, я предлагаю разделиться на три группы. Здесь лежат «билеты», на которых нарисована картинка. Вам необходимо, взяв билет, определить, в какой вагон ее нужно отправить.
Картинки: ручка, краски, книга, пенал, карандаш, обложка, ранец, тетрадь, закладка, мел, альбом, указка, резинка, линейка. Дети раскладывают картинки: в вагончик красного цвета – предметы, начинающиеся на гласный звук, в вагончик синего – на твердый согласный звук, в вагончик зеленого – на мягкий согласный звук.
Воспитатель : Каким словом можно назвать все то, что изображено на картинках?
Дети: Это школьные принадлежности.
Воспитатель: Молодцы! Наш поезд отправляется в Страну Знаний! Занимайте поскорее места!
Раз, два, три! В Страну Знаний нас вези!
Воспитатель: Вот мы и оказались в Стране Знаний! И здесь нас ждут испытания . Если мы их пройдем, то злая Опечатка потеряет свои колдовские чары. Вы готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: А вот и первое задание!
Стоит дом.
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.
Отгадка – зашифрованное слово. Чтобы расшифровать его, нужно расставить буквы по порядку.
О | Л | Ш | А | К |
3 | 4 | 1 | 5 | 2 |
Дети: Это слово – школа.
Воспитатель: Молодцы! А теперь откройте кассы и составьте схему этого слова.
- Сколько звуков в слове «школа»?
- Сколько гласных звуков?
- Сколько согласных звуков?
- Сколько слогов в этом слове? Как вы определили?
Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов
Воспитатель: Давайте немного отдохнем!
Физминутка «Буквы»
В старом дереве дупло,
Это домик буквы О (круговые вращения руками).
Рядом с нею на суку
Примостилась буква У (садятся на корточки).
В гости ним издалека
Прибежала буква А (бег на месте).
Прилетела буква Я
На спине у воробья (машут руками как крыльями).
Буквы стали веселиться:
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут, отдохнут,
То опять плясать начнут.
Воспитатель: Второе задание: из слов, которые вы видите на доске, нужно составить предложение, а затем с помощью палочек схематически изобразить его.
В, знания, дети, школе, получают
Дети: В школе дети получают знания.
Воспитатель: Сколько слов в этом предложении?
Дети: В этом предложении 5 слов.
Воспитатель: Что ставится в конце предложения?
Дети: В конце предложения ставится точка.
(Дети составляют схему данного предложения).
Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием!
Задание 3 Д/и «Шифровальщик»
Вам необходимо расшифровать слова. Смотрите на картинку! Определите первый звук в слове, кладете букву под этой картинкой.
(Дети разгадывают следующие слова: урок, парта, ручка.
Воспитатель: Задание 4
У вас на столах лежат цифры от1 до5. Я буду вам показывать картинки, а вы должны назвать слово и определить, сколько в нем слогов. Ответ показать соответствующей цифрой: если один – показываете цифру 1, если два – цифру2 и т.д.
(мел, указка, звонок, учитель, карандаш, перемена, урок, ранец).
Воспитатель: Задание 5. Отгадайте ребусы!
Пе Л | _З__ НИЯ |
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы прошли все испытания! И теперь никто не может помешать детям и жителям страны получать знания. А злая Опечатка извинилась и покинула Страну Знаний. Царица Грамота поздравляет вас и благодарит за помощь.
Воспитатель: У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая неправильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.
Воспитатель: Пора возвращаться домой!
Рефлексия
Воспитатель: У вас на столах лежат смайлики, они разные. Давайте, посмотрим, чем они отличаются.
Дети: Цветом и настроением.
Воспитатель: Верно, ребята. Сегодня вы будете оценивать свое настроение на занятии сами. Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика желтого цвета. Если вы сомневались, и вам встречались трудности, но вы старались их преодолеть – возьмите задумчивого смайлика зеленого цвета. Если было трудно , и вы не справлялись с заданиями, то возьмите грустного смайлика красного цвета.
Воспитатель: Ну что ж, ребята, теперь я знаю, что вы усвоили грамоту. Я надеюсь, что вы и дальше будете стремиться к тому, чтобы стать еще умнее и еще грамотнее.
Как хорошо быть грамотным на свете,
Все знать и много так читать.
Ведь грамота – ступенька к свету,
Которую не нужно пропускать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Путешествие в страну Знаний
Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр и заданий развивающей направленности. Поддерживать интерес. проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Путешествие в страну Знаний
Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр и заданий развивающей направленности. Поддерживать интерес. проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.ЗадачиОбразовательн...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну слов»
Методическая разработка - типовой проект конспекта непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну знаний»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну знаний»...
Неделя педагогического мастерства Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну знаний»
Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну знаний»Формирование позитивной мотивации к школьному обучению, развит...
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну Мультипультию»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга Конспект НОД по познавательному развитию с детьм...
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну Мультипультию»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга Конспект НОД по познавательному развитию с детьм...