Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной к школе группы "Как аукнется, так и откликнется"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Усова Елена Дмитриевна

Тема : Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

(в обработке К. Д. Ушинского)

Цель: расширение и активизация словарного запаса, закрепление умения слушать сказки и пересказывать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы 

Тема : Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

(в обработке К. Д. Ушинского)

Цель: расширение и активизация словарного запаса, закрепление умения слушать сказки и пересказывать.

Задачи:  расширять и активизировать словарный запас : пир, потчевать, не обессудь, несолоно хлебавши, кум, куманёк, кумушка, званый обед, окрошка.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие:

-Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к взрослому за помощью,

-развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение)

Художественно-эстетическое развитие:

способствовать развитию эстетических чувств, культуру общения,

-проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками.

Речевое развитие:

-формировать умение делать выводы, отгадывать загадки, уметь рассказывать сказку по модулям,

Познавательное развитие:

-развивать способность понимания сказки, пересказывать ее, используя модели,

Физическое развитие:

-соблюдать элементарные правила здорового образа жизни и воспитание культуры движений.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. (Звучит мелодия «Сказка».)

- О чём напоминает вам эта мелодия? (ответы детей)(Дети узнают мелодию). (Эта мелодия звучит, когда начинается сказка.)

Воспитатель: Смотрите ребята, у меня в руках волшебный клубочек из сказки, давайте мы с ним поиграем: клубочек  пустим по кругу, при этом каждый должен назвать сказку, которую знает. (Дети берут клубочек и называют знакомые им сказки). Молодцы ребята. Сегодня мы с вами отправимся в удивительную сказочную страну. Для чего?

Дети: для знакомства с новой сказкой.

Воспитатель: Скажем волшебные слова: «Эники, беники, метелки, веники», вокруг себя повернись, в сказочной стране очутись!

2. Основная часть.

В-ль:  ребята, я хочу предложить вам отгадать загадку:

«Рыжая хозяйка по лесу прошла,

стёжки-дорожки хвостом подмела»  (Дети отгадывают загадку-Это лиса)

В-ль: Вот она Лисица- красавица, сегодня у нас в гостях. (Воспитатель показывает картинку-лиса). Опишите ее.

Воспитатель выставляет картинки, а дети рассказывают по этим картинкам. (Лиса - дикое животное. Она живёт в лесу в норе. Питается лиса зайцами, мышами, птицей. Шуба у неё рыжая. Шерсть пушистая. Хвост красивый. Мордочка длинненькая, острая. Глаза  маленькие, хитрые.)

-Воспитатель: Ребята, назовите, в каких сказках лиса-главная героиня?

Для того, чтобы вспомнить надо отгадать  по отрывку из сказки

Воспитатель читает отрывок из сказки, после того как дети узнают сказку воспитатель показывает картину из этой сказки.

1. «Сядь ко мне на носок, да пропой ещё разок « (Колобок)

2. « Петушок, петушок, золотой гребешок,

масляно головушка, шёлкова бородушка,

выгляни в окошко, дам тебе горошка» (Петушок-золотой гребешок)

3. «Битый, небитого везёт. У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили.  Насилу плетусь»  (Лисичка-сестричка и серый волк)

4. «А мужику девочку жалко отдавать. Запихнул он в мешок собаку и отдал лисичке.»  (Лисичка со скалочкой)

В-ль: Ребята, а какая Лиса в этих сказках? (Хитрая, умная, обманщица.)

- Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей.

- Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план, сказка называется «Как аукнется, так и откликнется» в обработке К. Д. Ушинского. Давайте теперь сядем на стульчики. (Дети садятся на стульчики.)

В-ль: - Я прочитаю сказку, а вы внимательно слушайте, потому что я буду задавать вопросы.

Первичное чтение.

Воспитатель читает сказку. (Дети слушают).

- Понравилась вам сказка (ответы детей)

-Какие слова и выражения вам были непонятны?

- Давайте разберём новые слова, с которыми мы сегодня встретились

Словарная работа

(Дети высказываются, выслушиваются все мнения, выбирается правильное суждение) :

-пир (большой, званый обед)

- кум, куманёк, кумушка (ласковые обращения)

- званый обед - получивший приглашение прийти. ,

- окрошка - холодное кушанье из кваса с разной зеленью и мелко нарубленным мясом или рыбой.

В-ль: Мне интересно выражение потчевать- (угощать)

А как вы понимаете слово не обессудь? – (не суди строго)

А ещё мне понравилась выражение – не солоно хлебавши (остался голодный)

Проверка первичного восприятия. (работа по содержанию)

В-ль:- Я хочу спросить, кто является главными героями? (лиса и журавль)

- Каков журавль по характеру в этой сказке (разумный, хитрый, смекалистый)

В сказке лиса хочет перехитрить журавля.

- Удалось ли хитрой лисе осуществить свой план? Почему? (ответы детей)

- Как готовилась лиса? (Варила кашу, размазала по тарелке)

-Что говорила лиса, угощая журавля? (Кушай куманёк, кушай, сама сварила)

- Каким голосом она говорила, (хитрым)  (попросить неск. детей сказать таким голосом)

Физкультминутка:

Месяц по небу плывёт.

Кто на месяце живёт (ходьба)

Там гуляет хитрый лис,

Он на землю смотрит вниз (Дети наклоняются вперёд на несколько секунд).

Машет лис своим хвостом,

Серебрится мех густой (Дети машут руками за спиной)

А вокруг летают звёзды,

Залетают к лису в гости. (Дети машут руками перед собой).

Воспитатель снова читает сказку и выставляет на доску модули.

-А теперь предлагаю вам рассказать эту сказку, Вася начинает, а дальше Вика продолжит. Теперь  Настя расскажет всю сказку.

Вывод:

-О ком же эти слова (Эти слова о журавле)

«Колотил, да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом.»

-Как вы думаете, почему закончилась дружба лисы с журавлём?

(-не умеют дружить, не умеют принимать гостей (выслушиваются мнения детей).

А теперь послушайте пословицу : "Как аукнется, так и откликнется",

Как вы понимаете? (ответы детей) –

Какие поступки совершаешь ты по отношению к другим людям, такие же жди в ответ.

-Чему же учит нас эта сказка? (Дети высказываются: - учит дружить; учит заботиться о других; быть гостеприимными.)

-Ребята, с какой сказкой мы сегодня познакомились?

-Что запомнилось вам?

- Что понравилось? (ответы детей)

Молодцы ребята! А сегодня вечером мы с вами нарисуем героев этой сказки!

-Теперь нам пора возвращаться домой. Проговаривание заклинания «Эники, беники, метёлки, веники»,  (Звучит мелодия «Сказка».)

Понравилось вам путешествие?

(ответы детей) Все были сегодня активными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственно-образовательной деятельности по Развитию речи для детей подготовительной группы «Звёздочка» Тема: «Вот такая история»

Программное содержание: помогать детям, составлять рассказы из личного опыта, учить составлять книжку-самоделку. Задачи: -обучать составлению рассказа из личного опыта на тему «Вот такая ис...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Красивой речи»

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Непослушный узел»

Цель: развитие чувствительности к противоположностям через решение творческой задачи по алгоритму....