Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тема: "Грачи прилетели"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_-_grachi_prileteli.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия основной образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной к школе группы

Цель: Совершенствование умения составлять описательный рассказ по картине.

Задачи:

Речевое развитие: Продолжать развивать умение составлять описательный рассказ по картине, подбирая наиболее точные определения при описании природы, используя схематичные изображения. Создать условия для развития связной речи у детей на основе беседы по картине.

Художественно-эстетическое развитие: Развивать интерес детей к творчеству русских художников, художественное восприятие пейзажных картин.

Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать умение слушать товарищей, точно высказывать свои мысли. Способствовать воспитанию культуры речевого общения, доброжелательных отношений между детьми.

Познавательное развитие: Уточнить и закрепить знания детей о весне и прилетающих птицах (грачах). Дать элементарное представление о музее русского изобразительного искусства - Третьяковской галерее.

Физическое развитие: Формировать навыки двигательной активности.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Планируемый результат: дети составляют описательный рассказ; закрепляют умение отвечать на вопросы и строить свои высказывания.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему «Весна»; Чтение стихов, разгадывание загадок о весне; Рассматривание репродукции А. К. Саврасова «Грачи прилетели», беседа по картине; Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц; Д\И «Ассоциации»; Д/И «Составь картинку».

Форма организации: Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Методы и приёмы: Игровой, наглядный, словесный.

Материал и оборудование: Портрет художника А. К. Саврасова, карточки с изображением предметов, мнемодорожка к рассказу, слайды, разрезные картинки «Грачи прилетели».

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель читает стихотворение:

«Если снег повсюду тает, превращается в ручей,

Травка робко вылезает, день становится длинней,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла… (весна)».

Воспитатель: Назовите пожалуйста признаки весны.

Дети: Тает снег, видны проталины, бегут ручьи, с крыш свисают сосульки, прилетают с юга птицы, появляются первые весенние цветы т.д.

Воспитатель: Сегодня я хочу вам показать знакомую вам картину о весне. Эта картина находится в музее Третьяковской галерее. Музей в Москве, поэтому мы туда отправимся на поезде, но сначала выполните два задания:

1 задание: Д/И «Ассоциации. Картинка плюс слово»

Воспитатель показывает десять картинок (по одной) с предметами и называет слово, например,

  1. картинка - цветок, слово – небо
  2. картинка – сосулька, слово – крыша и т.д.

Затем воспитатель показывает те же картинки по одной, дети должны назвать слово, связанное с картинкой.

Воспитатель: Молодцы, выполнили первое задание.

2 задание: Д/И «Ассоциации. Картинка плюс картинка»

Воспитатель показывает десять картинок с предметами по две сразу.

Дети запоминают по две картинки с помощью ассоциаций.

Затем воспитатель показывает по одной пять картинок. Дети должны назвать вторую картинку из пары.

Воспитатель: Молодцы, выполнили задания! Отправляемся в путь!

Физминутка (дети «Едут на поезде» по кругу друг за другом)

Едем, едем, долго едем,

Очень длинен этот путь.

Надо нам в Москву приехать,

В галерею заглянуть.

Как быстро, как быстро бежит паровоз.

Далеко-далеко ребят он повез.

Мы ехали, мы ехали

и наконец приехали!

Основная часть

СЛАЙД 1 «Третьяковская галерея»

Воспитатель: Это Третьяковская галерея – художественный музей в котором находятся картины известных художников и другие произведения искусств.

СЛАЙД 2 «Картины»

Воспитатель: Ребята, что вы здесь видите?

Дети: Картины.

Воспитатель: Посмотрите, здесь есть знакомая вам картина?

Дети: Картина «Грачи прилетели»

Воспитатель: Вспомните, кто её написал?

Дети: Художник - Алексей Кондратьевич Саврасов.

Воспитатель: Верно, на прошлом занятии мы с вами рассматривали эту картину. Какое время года здесь изображено?

Дети: Ранняя весна.

Воспитатель: Что ещё мы видим на картине, перечислите.

Дети: Нерастаявший снег, грачей, берёзы, поле, забор, дом, колокольню, облака, пруд т.д.

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о грачах?

Дети: Грачи прилетают ранней весной, когда ещё кругом лежит снег. Они прилетают в свои старые гнёзда, или строят новые. Грачи живут колониями. Место где они собираются называется грачевником. Грачи вестники весны.

Воспитатель: Что вы чувствовали, когда смотрели на эту картину?

Дети: Прилетели грачи, значит, скоро будет тепло. Наступила весна.

Воспитатель: Верно, сегодня мы составим по картине рассказ, с помощью мнемодорожки.

СЛАЙД 3 Картина А.Саврасова «Грачи прилетели»

Дети с помощью Мнемодорожки составляют рассказ.

Пример рассказа:

  1. Картина называется «Грачи прилетели». Её написал художник «Алексей Саврасов.
  2. На картине изображена ранняя весна.
  3. На земле ещё лежит снег, но появились первые проталины.
  4. Небо пасмурное, покрыто голубовато-серыми тучами. Солнце спрятано за облаками.
  5. Прилетели грачи. Они поселились на старых берёзах, ремонтируют и строят новые гнёзда. Под березами лежат обломанные ветви и видны следы от птиц.
  6. За берёзами виднеется деревянный забор, изба, высокая колокольня и церковь.
  7. Художник показал в своей картине как пробуждается природа, и наступает весна.

Воспитатель: Молодцы, рассказы получились интересные.

Предлагаю поиграть и составить картину «Грачи прилетели» из нескольких частей.

Д/И «Составь картинку»

Воспитатель: Молодцы, составили картинку и теперь мы отправляемся в обратный путь!

Физминутка (дети «Едут на поезде» по кругу друг за другом)

Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Как быстро, как быстро бежит паровоз.

В обратный путь ребят он повез!

Мы ехали, мы ехали

И в детский сад приехали.

Заключительная часть

Воспитатель: Вот мы и приехали обратно в детский сад.

Ребята, вам понравилось занятие? Чем мы сегодня занимались?

Вам легко было описывать эту картину, подбирать нужные слова?

Что вызвало затруднения?

Вам понравились рассказы ваших товарищей?

Чей рассказ вам больше понравился? Почему? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Весна" в подготовительной к школе группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ»)...

Конспект комплексного занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы на тему: «Путешествие в космос»

Конспект комплексного занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы на тему: "Путешествие в космос"....

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Красивой речи»

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы "Звуковой анализ слов "весна", "март".

В конспекте проводится разбор слов "весна", "март" и анализируются звуки из которых они состоят....

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы на тему «Заучивание стихотворения "Ласточки пропали" А.Фета»

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группына тему «Заучивание стихотворения "Ласточки пропали" А.Фета»...