Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы "Звуковой анализ слов "весна", "март".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Белая Татьяна Борисовна

В конспекте проводится разбор слов "весна", "март" и анализируются звуки из которых они состоят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_zvuk._analizu.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда детский сад №124

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе  № 10

«Звуковой анализ слов «весна», «март».

                                                                                             Подготовила                                            

                                                                                         Белая Т.Б.  

г. Калининград 

 2022

НОД по   развитие речи в подготовительной группе.

Звуковой анализ слов «весна», «март».

Программное содержание.

Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части, называть слова с определенным слогом. Упражнять в умении детей определять последовательность звуков в словах. Закреплять звуковой анализ слова. Воспитывать умение работать по подгруппам.

                          Ход занятия.

- Сегодня у нас занятие по обучению грамоте.

- Ребята, давайте вспомним из чего состоят слоги и слова? (из звуков).

- На какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные).

- А все согласные звуки как можно подразделить? (на твёрдые и мягкие).  

(- Скажите, а все ли согласные звуки имеют пару? (Нет). - Какие звуки всегда твёрдые и не имеют мягкой пары? (Ш, Ж, Ц). Какие всегда мягкие и не имеют твёрдой пары? (Ч, Щ, Й).)

- Как мы определяем гласный это звук или согласный? (произнося гласные звуки нам ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, его мы можем громко крикнуть, сказать тихо, шепотом, можно потянуть, спеть, а произнося согласные звуки, нам мешает язык, зубы, губы – эти звуки мы произносим отрывисто).

- Чем отличаются звуки от букв?

Звуки слышим и произносим. А буквы видим, читаем и пишем.

     Игра «Кто внимательный».

Воспитатель предлагает ещё раз вспомнить, какие бывают звуки (гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки), каким цветом мы их выделяем (гласные – красным, согласные твёрдые – синим, согласные мягкие – зелёным).

- Давайте поиграем. Возьмите три фишки (красную, синюю, зелёную), положите их перед собой. Я буду называть звуки, а вы, определив какой это звук, будете поднимать фишку нужного цвета.

Дь, К, А, Л, О, П, И, Мь, Н, У, Ж, Сь, Т, Ч, Й.

                     

                   Звуковой анализ.

 Ребята какое сейчас время года? А какое приближается? (Весна.) Я предлагаю сделать звуковой анализ слова «весна». Один человек мне поможет у коврографа, а остальные выкладывают у себя на столах.

- Сколько всего звуков в слове «весна»? (пять).

- Какой первый звук? («Вь»). Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой это звук? (согласный мягкий, отмечаем зеленой фишкой).

- Второй звук? («Е»). Какой он? (гласный, его можно протянуть, пропеть, отмечаем красной фишкой).

- Третий звук в слове «весна»? (звук «С» – он согласный твердый, обозначаем синей фишкой).

- Четвертый звук в слове «весна» это -…? («Н» - он согласный твердый, обозначаем синей фишкой)

- И последний, пятый звук в слове? (Последний звук в слове «весна» звук «А» – он гласный, потому что при произношении его нам во рту ничего не мешает, обозначим его красной фишкой).  

- Что мы можем сказать про слово «весна», глядя на схему (в слове два гласных звука, значит и два слога). - Правильно, мы знаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Давайте проверим: проговорим и прохлопаем это слово.

- Послушайте, я произнесу слово вееесна, а теперь веснааа.  Как вы думаете, какой слог ударный: первый или второй? Напомню, что ударным называют тот слог, который произносится протяжнее, который «заметнее» в слове, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Так какой же слог ударный? (Второй)

 В ударном слоге протяжнее произносится именно гласный звук (читаем слово с ударением, синхронно ведя указкой под схемой слова, т. е. задерживаем указку под второй клеточкой). Гласный звук в ударном слоге, который произносится более протяжно, также называют ударным. Слог ударный – и гласный в этом слове ударный.

- Так какой же слог ударный в слове весна? («на»).

- А какой гласный ударный? («а»).

- Ударный гласный звук мы будем обозначать чёрной фишкой, которую нужно ставить над красной фишкой – звуком «а». Воспитатель подчёркивает, что ударный звук в слове может быть только один, все остальные гласные называют безударными.

- Какой безударный звук в слове «весна»? («е»).

Наступает первый весенний месяц - март. Я предлагаю сделать звуковой анализ слова «март» самостоятельно.

             

             Игра «Живые звуки».

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Живые звуки». Я всем раздам буквы, а вы вспомните какие звуки они обозначают и будете составлять слова, которые мы придумаем. (Воспитатель с детьми придумывает слова, а ребята с подходящими буквами выстраиваются в подходящем порядке.)

               

            Физкультминутка. Игра «Бывает – не бывает».

-Я буду читать предложения. Если такое бывает, вы приседайте. Если такого не бывает, то поднимайте руки вверх.

- Волк бродит по лесу.

 - Корова на дереве сидит.

- В кастрюле чашка варится.

-  Кошка по крыше гуляет.

- Лодка по небу плывёт.

-  Девочка рисует домик.

- Домик рисует девочку.

-  Мышка любит сыр.

- Мама поехала на рынок.

-  Кот купил колбасу.

- Рыбка лежит на сковородке.

-  У слона четыре ноги.

-  Внук младше дедушки.

-  Дедушка учится в школе.

                    Игра «Сколько частей в слове».

-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Сколько слогов в слове». Я буду называть слова, а вы скажете сколько частей в слове. (Сколько раз похлопали в ладоши, столько частей в слове). Например: зи-ма, ле-тит, бе-ги, по-ми-дор, бе-ге-мот, стул, жи-раф, ве-ло-си-пед

                 

                    Задание «Продолжи слово».

 Воспитатель называет первый слог, а дети продолжают слово целиком:

РЫ – рысь, рыба ЗИ – зима, Зина

ВА – ванна, Ваня ЛИ - Липа, лиса

ЛУ – луна, лужа ТИ-тина, тишина

РО-роза, ролы СИ - сифон, сила

МА-маки, машина РЯ - рядом, ряд

                     

                    Игра «Собери ромашку».

-Ребята, сейчас мы с вами разделимся на 4 команды. Каждая из команд получает карточку с буквой и должна будет из предложенных картинок , выбрать слова, начинающиеся на нужную букву.

                   

                     Анализ занятия.

-Ребята, что мы сегодня делали на занятии?

-Что вы нового узнали на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Весна" в подготовительной к школе группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ»)...

Занятие по развитию речи для детей подготовительной к школе группы на тему: "Калейдоскоп животных".

Занятие по развитию речи для детей подготовительной к школе группы на тему: "Калейдоскоп животных"....

Конспект комплексного занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы на тему: «Путешествие в космос»

Конспект комплексного занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы на тему: "Путешествие в космос"....

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Красивой речи»

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....