Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект НОД по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной к школе группы

Тема : Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется» (в обработке К. Д. Ушинского) .

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Образовательные задачи:

1. Содействовать формированию умения полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве

2. Познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль».

- упражнять в образовании сравнительных степеней прилагательных;

Развивающие задачи:

1. Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение).

2. Развивать речевую активность.

3. Развивать у детей мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей.

4. Развивать способность понимания сказки, умение пересказывать ее используя модели.

Воспитательные задачи:

1. Способствовать развитию эстетических чувств, культуру общения.

2. Воспитывать умение понимать смысл пословиц.

Активизация словаря: Пир, потчевать, не обессудь, несолоно хлебавши, кум, куманёк, кумушка, званый обед, окрошка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль».

2. Пересказ сказок, используя модулирование.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

- сказка «Как аукнется, так и откликнется»;

-музыка «Сказка»;

-мягкая игрушка – лиса;

-цветные картинки из сказки

-модули

-клубочек

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ

1. Игровая мотивация

2. Беседа

3. Рассказ-описание лисы

4. Вопросы и ответы

5. Физкультминутка

6. Первичное чтение сказки

7. Словарная работа

8. Работа по содержанию

9. Повторное чтение

10. Беседа по содержанию

11. Рассказывание сказки по модулям

12. Чтение пословицы

13. Анализ занятия

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. (Звучит мелодия «Сказка».)

- О чём напоминает вам эта мелодия? (ответы детей). (Дети узнают мелодию. Эта мелодия звучит, когда начинается сказка. В-ль: Смотрите ребята, у меня на руках волшебный клубочек из сказки, давайте мы с ним поиграем: мы его пустим по кругу, при этом каждый должен назвать сказку, которую знает. (дети берут клубочек и называют знакомые им сказки). Молодцы ребята. Сегодня мы с вами отправимся в удивительную сказочную страну.

В-ль: -А теперь, ребята, я хочу предложить вам отгадать загадку:

Рыжая хозяйка по лесу прошла,

стёжки-дорожки хвостом подмела (Дети отгадывают загадку-Это лиса)

В-ль: Вот она Лисица- красавица, сегодня у нас в гостях. (Воспитатель показывает игрушку-лиса) .Опишите ее.

Воспитатель рисует на доске модульные рисунки, а дети рассказывают по этим рисункам. (Лиса- дикое животное. Она живёт в лесу в норе. Питается лиса зайцами, мышами, птицей. Шуба у неё рыжая. Шерсть пушистая. Хвост красивый. Мордочка длинненькая, острая. Глаза маленькие, хитрые.)

-Воспитатель: Ребята, назовите, в каких сказках лиса-главная героиня? Блиц-опрос. Сказки просят: А сейчас, вы, друзья, узнайте нас!

Воспитатель читает отрывок из сказки, после того как дети узнают сказку восп-ль показывает картину из этой сказки.

1. Сядь ко мне на носок, да пропой ещё разок (ответы детей: Колобок)

2. Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шёлкова бородушка, выгляни в окошко, дам тебе горошка (Петушок-золотой гребешок)

3. Битый, небитого везёт. У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Насилу плетусь. (Лисичка-сестричка и серый волк)

4. А мужику девочку жалко отдавать. Запихнул он в мешок собаку и отдал лисичке. (Лисичка со скалочкой)

В-ль: Ребята, а какая Лиса в этих сказках? (Хитрая, умная, обманщица.)

- Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей.

- Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план., сказка называется «Как аукнется, так и откликнется» в обработке К. Д. Ушинского. Давайте теперь сядем на стульчики. (. Дети садятся на стульчики.)

В-ль: - Я прочитаюсказку, а вы внимательно слушайте, потому что я буду задавать вопросы

Первичное чтение.

Воспитатель читает сказку. (Дети слушают).

- Понравилась вам сказка? (ответы детей)

-Какие слова и выражения вам были непонятны?

- Давайте разберём новые слова, с которыми мы сегодня встретились Словарная работа (Дети высказываются, выслушиваются все мнения, выбирается правильное суждение) : -пир (большой званный обед, кум, куманёк, кумушка (ласковые обращения, -званый обед- получивший приглашение прийти., -окрошка - холодное кушанье из кваса с разной зеленью и мелко нарубленным мясом или рыбой.

В-ль: Мне интересно выражение потчевать- (угощать)

А как вы понимаете слово не обессудь –(не суди строго)

А ещё мне понравилась выражение –не солано хлебавши (остался голодный)

Проверка первичного восприятия. (работа по содержанию)

В-ль: -Я хочу спросить, кто является главными героями? (лиса и журавль)

- Каков журавль по характеру в этой сказке (разумный, хитрый, смекалистый)

В сказке лиса хочет перехитрить журавля.

- Удалось ли хитрой лисе осуществить свой план? Почему? (ответы детей)

- Как готовилась лиса? (Варила кашу, размазала по тарелке)

-Что говорила лиса, угощая журавля (Кушай куманёк, кушай, сама сварила)

- Каким голосом она говорила (хитрым). Катя попробуй сказать, как лиса. А теперь, Лена попробуй ты.

Физкультминутка :

Месяц по небу плывёт.

Кто на месяце живёт (ходьба)

Там гуляет хитрый лис,

Он на землю смотрит вниз (Дети наклоняются вперёд на несколько секунд) .

Машет лис своим хвостом,

Серебрится мех густой (Дети машут руками за спиной)

А вокруг летают звёзды,

Залетают к лису в гости. (Дети машут руками перед собой) .

Воспитатель снова читает сказку и выставляет на доску модули.

-А теперь предлагаю вам рассказать эту сказку, Максим начинает, а дальше Камилла продолжит. Теперь Лера расскажет всю сказку.

Вывод:

-О ком же эти слова (Эти слова о журавле)

Колотил, да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом.

-Как вы думаете, почему закончилась дружба лисы с журавлём?

(-не умеют дружить, не умеют принимать гостей (выслушиваются мнения детей) .

А теперь послушайте пословицу :"Как аукнется, так и откликнется",

Как вы понимаете (ответы детей) - Какие поступки совершаешь ты по отношению к другим людям, такие же жди в ответ.

-Чему же учит нас это сказка (Дети высказываются:-учит дружить; учит заботиться о других; быть гостеприимными.)

-Ребята с какой сказкой мы сегодня познакомились?

-Что запомнилось вам?

- Что понравилось (ответы детей)

Молодцы ребята, а сегодня вечером мы с вами нарисуем героев этой сказки!

Теперь нам пора возвращаться домой. Понравилось вам путешествие (ответы детей) Все были сегодня активными, и поэтому для вас сказочное угощение. Дети: Спасибо!

Всем большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной к школе группы "Как аукнется, так и откликнется"

Тема : Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»(в обработке К. Д. Ушинского)Цель: расширение и активизация словарного запаса, закрепление умения слушать...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Красивой речи»

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Непослушный узел»

Цель: развитие чувствительности к противоположностям через решение творческой задачи по алгоритму....

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы "Звуковой анализ слов "весна", "март".

В конспекте проводится разбор слов "весна", "март" и анализируются звуки из которых они состоят....

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы на тему «Заучивание стихотворения "Ласточки пропали" А.Фета»

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группына тему «Заучивание стихотворения "Ласточки пропали" А.Фета»...