Технологическая карта занятие в средней группе по теме Чтение сказки Д. Мамин-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича-Длинный нос и про Мохнатого Мишу-Короткий хвост»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Морару Светлана Викторовна

Занятие по  развитию речи  для средней группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta_po_razvitiyu_rechi_srednyaya_gruppa.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Дата:  04.  2023 г.

Образовательная область Речевое развитие

Тема:  Чтение сказки Д. Мамин-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича-Длинный нос и про Мохнатого Мишу-Короткий хвост»

Возрастная группа: средняя.

Цель занятия: Познакомить авторской литературной сказкой, помочь детям понять, почему автор так уважительно называет комара»

Задачи занятия:

обучающие:

  • совершенствовать интонационную выразительность речи посредством игры – драматизации.
  • формировать умение детей слушать художественное произведение, оценивать поведение героев;
  • формировать умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу, закрепить правильное произношение звука [з].
  • обогащать и активизировать словарный запас детей,  подвести к пониманию образного содержания пословиц.

развивающие:

  • развивать умение на слух воспринимать информацию и слуховую память;
  • развивать умение анализировать и оценивать поступки литературных героев;
  • развивать воображение детей для понимания образного содержание и идеи сказки;
  • развивать звуковую культуру речи, мелкую моторику.

воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к слушанию художественного произведения;
  • воспитывать доброе отношение к животным;
  • воспитывать интерес к авторской литературной сказке;
  • воспитывать звуковую культуру речи, культуру общения.

Словарная работа: Нахал, фукнул, трубит, околел со страху,  невежа.

Оборудование и материал: Портрет писателя.  Сказка Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост», иллюстрации сказки, картинка комара и медведя, аудиозапись со звучанием «комара» и «медведя», конверт с загадками.

Предварительная работа.  Беседа с детьми о писателе Д. Мамине - Сибиряке с целью формирования понятия об авторской литературе.

Чтение произведения «Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка (из репертуара для детей 3–4 лет) с целью повторить необычное название сказки – характеристику зайца.   Чтение первой части сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост».

Планируемый результат: В процессе взаимодействия педагога и  детей, дети  закрепляют умения рассказывать по схеме, описывать словами пейзажи зимней картины, стимулируют осознанную речевую активность, развивают зрительное и слуховое внимание, побуждают строить речевое высказывание в ситуации речевого общения, развивают мелкую и крупную моторику, воспитывают умение действовать в группе, выслушивать ответы друг друга.        

Методы и приёмы: загадывание и отгадывание загадки, демонстрация наглядного материала, чтение, вопросы, оценка результатов деятельности детей.

Этапы ОД

Содержание

Деятельность педагога

Действия детей

результат

1. организационный момент

Воспитатель:

- Шире наш чудесный круг,
 Я твой друг и ты мой друг.
 Влево, вправо повернитесь.
 И друг другу улыбнитесь.

Дети говорят слова

2. основная часть

Воспитатель: Ребята, вы любите играть? У меня в руках мяч и в игре мы сейчас вспомним название насекомых

-Почему они называются именно «насекомые»?

-  И у каждого насекомого свой голос- слушайте внимательно

Игра «Угадай насекомое по звуку» 

на развитие фонематического звука.

 - Послушайте, кто так пищит: з-з-з-з?

Попробуем вместе спеть звонкую комариную песенку! Теперь песенку комара споёт Саша, (и т. д.) Сейчас комары звенят тихо, а теперь громко.

 А теперь давайте покажем, как рычал медведь, чтобы прогнать комариков. Послушайте Р-р-р-р-р-р. А теперь сами (индивидуально и хором). Давайте громко порычим, а теперь тихо (так повторяем несколько раз).

- Молодцы ребята, наши язычки потрудились на славу.

Пальчиковая гимнастика :

Комар.
Дружно пальчики считаем –    
Сжимают и разжимают пальцы.
Насекомых называем. 
Бабочка, кузнечик, муха,    
Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.
Это жук с зелёным брюхом. 
Это кто же тут звенит?    
Вращают мизинцем.
Ой, сюда комар летит! 
Прячьтесь!    
Прячут руки за спину.

Сегодня на занятии мы  будем читать сказку Д. Мамина-Сибиряка

 «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»..  

Родился Д. Мамина-Сибиряка 6 ноября 1852 года в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Пермской губернии (Свердловская область) в семье бедного заводского священника и учительницы местной школы Материально семья жила довольно скромно, но в доме было много книг, и любовь к чтению, интерес к литературе появился уже в детстве С детства мечтал стать писателем.

В 1890 – 1900 годы писатель обратился к произведениям для детей, ставшим классикой детской литературы. Для детей и о детях им было написано более 130 произведений различных жанров (рассказы и сказки).

Цикл «Алёнушкины сказки» (1894 – 1897 г.) Мамин-Сибиряк

Написал для больной дочери Цикл «Алёнушкины сказки» (1894 – 1897 г.) Мамин-Сибиряк

Написал для больной дочери За свою жизнь писатель написал более 150 рассказов, сказок очерков, повестей для детей и взрослых.

Физкультминутка

Только в лес мы вошли,

Появились комары.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Снова дальше мы идем,

Появился водоём.

Прыгать мы уже умеем

Раз – два, раз – два!

Позади теперь вода

Педагог читает «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»,

дает детям возможность обменяться впечатлениями.

- Вам понравилась сказка?

-  Кто пришёл в болото?

- Как комары пытались прогнать медведя?

- Кто победил, маленькие комарики или сильный медведь?

-Вот ведь каким незадачливым оказался медведь Миша – Короткий хвост, – замечает воспитатель. – Думал, что велик и силен, никто его не осилит. Однако ошибся косолапый и мохнатый. Комары его перехитрили, из болота выгнали. А вот комаром Мамин-Сибиряк восхищается. И смел комар, и настойчив! Как он его уважительно называет?.

Есть такая пословица: «Один за всех, все за одного», как вы ее понимаете?  Смысл пословицы заключается в том, что каждый должен поддерживать своих близких, а друзья всегда должны помогать друг другу.

Подходит эта пословица к нашей сказке?

Вы молодцы и отлично поработали

А теперь немного отдохнем.

Физкультминутка

Солнце  вышло из-за тучки, 
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.) 
Руки в стороны потом 
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.) 
Мы закончили разминку. 
Отдохнули ножки, спинки.

Игра «Комарики и медведь»

Ребята, давайте покажем, как пищат комарики: «З-з-з-з-з». А теперь сами (индивидуально и хором). Давайте споем громкую комариную песню. А теперь тихую (повторяем 2 раза).
А теперь давайте покажем, как рычал медведь, чтобы прогнать комариков: «Р-р-р-р-р». А теперь сами (индивидуально и хором). Давайте громко порычим, а теперь тихо (повторяем 2 раза).

Дети ловят мяч и называют насекомых.

Дети: На животе у них насечки

Ответы детей

Дети: комар

Дети повторяют.

Дети выполняют по тектсту

Дети выполняют движения по тексту

Дети: Да

Дети: Медведь.

Дети: Пищали «Я тебя съем»

Дети: Комары.

Дети: Комар Комарович.

Ответы детей.

Дети отвечают

Дети выполняют движения по тектсту

Дети выполняют упражнение

3. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, что мы с вами делали сегодня на занятии?

Как называется сказка, которую мы читали?

Кто главные герои сказки?

Где поселился медведь?
Как комары пытались прогнать медведя?
Что делал медведь, чтобы прогнать комаров?
Кто победил - маленькие комарики или сильный медведь? Почему?
Понравилась вам сказка?

Дети отвечают.

Список литературы

  • Программа  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
  • Книга для чтения для средней группы.
  • В. Гербова – «Занятия по развитию речи» Средняя группа.
  • Е. Н. Белоус – «Технология развития речи дошкольников».
  • О. Новиковская – «100 упражнений для развития речи».
  • Новиковская О.А. «100 упражнений для развития речи». 2008г
  • Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей – М.:ТЦ Сфера, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе на тему Чтение чувашской народной сказки «Мышка вострохвостик»

Задачи 1. Познакомить детей с чувашским фольклором. 2. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки и друг другу, чувство коллективизма, взаимопомощи, милосердия. 3. Учить точно отвечать на ...

Технологическая карта НОД в средней группе на тему «Одежда »

Планируемые ре­зультаты (ПР)Деятельность воспитателяДеятельность учащихсяОрганизационный момент Разработка конспекта НОД. Подготовка демонстрационного материала  конверты с разрезн...

Конспект занятия в средней группе по теме: «Чтение сказки «Зимовье зверей»

Конспект занятия по Мир природы в средней группе по теме: «Чтение сказки «Зимовье зверей»...

Технологическая карта занятия в средней группе по Рисованию на тему "Украшение свитера".

Технологическая карта занятия в средней группе по Рисованию на тему "Украшение свитера"....

Технологическая карта занятия по развитию речи, по теме " Чтение рассказа в.Драгунского "Сверху вниз, наискосок!"" в средней группе

Технологическая карта занятияОбразовательная область: развитие речиТема занятия:  «Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок»Возрастная группа: средняяЦель занятия:...

Технологическая карта занятия в средней группе по развитию речи Тема "Зима"

Занятие  поможет уточнить и  расширить словарь по теме Зима. Познакомит  с цикличностью явлений в природе. Поможет совершенствовать сукцессивные процессы, путем уточнения посл...