разработка НОД по речевому развитию в средней группе: «Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
разработка НОД по речевому развитию в средней группе: «Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка НОД по речевому развитию в средней группе: «Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину»
Цель: Развитие связной речи –диалогической и монологической форм.
Задачи:
- Учить детей пересказывать короткий текст с использованием серии картинок
- Активизировать словарь детей за счет глаголов (пыхтят, фыркают), существительных, обозначающих насекомых.
- Формировать навык отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.
- Упражнять в словообразовании (названии детенышей и их родителей)
- Закреплять правильное произношение звуков.
- Развивать слуховое и зрительное внимания детей.
- Развивать мелкую моторику.
- Воспитывать доброжелательное бережное отношение к животным.
Материал: игрушка ежа, рассказ Е. Чарушина «Еж», серия картинок к рассказу, раскраски.
Оборудование: мольберт.
Дети заходят и встают полукругом .
Воспитатель:- Ребята, сегодня к нам пришли гости.
-Давайте поздороваемся.(дети здороваются с гостями).
Воспитатель : Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
- Вы подарили друг другу улыбку и хорошее настроение, а теперь присаживайтесь на стульчики (Дети садятся на стульчики).
Воспитатель : А к нам пришел еще один гость. Хотите узнать? Тогда отгадайте загадку…
На спинке иголки
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок -
Нет ни головы , ни ног. (Еж)
- Молодцы, правильно отгадали загадку. (Появляется игрушка еж) . Дети здороваются с ежом.
Воспитатель: Здравствуй ежик. Наши ребята о тебе уже много знают и готовы рассказать.( напомнить детям, что отвечать нужно по очереди, поднимая руку)
Воспитатель: А кто скажет, где живет еж?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Зачем ежику нужны на спине иголки?
Дети: Зачищаться от врагов.
Воспитатель: Ребята, а кто самый страшный враг ежа?
Дети: Волк, лиса.
Воспитатель: Как ежик спасается от врагов?
Дети: Он сворачивается в клубок.
Воспитатель: Еж это домашнее или дикое животное?
Дети: Дикое
Воспитатель: Что любит кушать ежик?
Дети: Червяков, улиток, гусениц, ящериц, мелких мышей, молоко
Воспитатель: А какие звуки могут издавать ежи?
Дети: Пыхтят, фыркают, топают.
Воспитатель: К нам пришел еж -это папа. А как мы назовем его детей, когда их много? А если детеныш один? Как назовем маму?
Дети: Ежата, ежонок, ежиха.
Воспитатель: Видишь ежик как много о тебе знают ребята. А еще они знают интересную игру про тебя. Вот послушай..
Пальчиковая гимнастика
Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. | сложить пальцы в кулачок и крутить кулачками |
На спине иголки очень-очень колкие. | Разжимаем кулачки |
Хоть и ростом ёжик мал, нам колючки показал, | Шевелим пальчиками |
А колючки тоже на ежа похожи. | Сворачиваем «клубочек» |
На ежа мы поглядим, молочка ему дадим, | Козырек,сделать блюдечко ладошками |
Но не тронем колкие на спине иголки мы. | погрозить пальчиком |
Воспитатель Какие вы молодцы. А теперь сядем ровненько. Следим за осанкой – подровняли свою спинку, ножки красиво поставили и ежик тоже присядет и будет внимательно слушать.
Воспитатель: Про ежиков, про это удивительное животное написано много песен, стихов, рассказов. Ребята, а сейчас мы послушаем рассказ, который написал Евгений Чарушин. Рассказ называется «Еж». Вы готовы слушать?
Дети: Да
Воспитатель читает текст: Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Он со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками- везде иголки торчат. Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли. Дали ему молока. А еж лежит шариком и не шевелится. Потом высунулся из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся ёж и начал есть молоко. А потом ребята чем-то другим занялись, зазевались - ёжик и удрал обратно к себе в лес.
Воспитатель: - Вам понравился рассказ?
Дети: Да
Беседа по содержанию.
Воспитатель: А теперь давайте вспомним о чем он. Как наш рассказ начинался, что было дальше, чем он закончился. Я приготовила вам картинки, которые вам помогут. Эти картинки будем выкладывать по очереди. Нужно вспомнить с чего все началось. (вызванный ребенок выбирает нужную картинку и отвечает полным предложением)
Воспитатель: – Где ходили ребята? Выставляет картинку «Ребята в лесу»)
Дети: Ребята ходили в лесу.
Воспитатель: Кого они нашли?
Дети: Они нашли ежа
Воспитатель: Где ребята нашли ежа?
Дети: Ёж сидел под кустом.
Воспитатель: Что сделал ёжик со страху?
Дети: Он со страху свернулся шариком.
Воспитатель: Почему они не укололись? Картинка «Еж в шапке»
Дети: Они закатили ежа в шапку.
Воспитатель: Куда дети принесли ежа?
Дети: Дети принесли ежа домой.
Воспитатель: Что они ему дали? Картинка «Ребята дают ежу молоко»
Дети: Дети дали ему молока.
Воспитатель: Что было дальше?
Дети: Ёжик развернулся, начал есть молоко, )
Воспитатель: А что делали ребята?
Дети: Ребята играли.
Воспитатель: А что сделал ежик?
Дети: ежик убежал к себе в лес. Картинка «Ежик убежал»
Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно все запомнили от начала и до конца, а теперь прищло время немного поиграть и отдохнуть .Детки превратились в ежей.
Проводится физминутка:
Жил в лесу колючий ежик,
На клубочек был похож( сидят на корточках Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать
— Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши)
Не умел он топать
— Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки»)
Не умел он прыгать
— Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах)
Только носом двигать
– Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли,
Научили хлопать
— Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши)
Научили топать
— Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки»)
Научили прыгать
— Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах)
Научили бегать…
Бегают на месте и опять садятся на стульчик . (слежу за осанкой).
Воспитатель: Ребята мне очень нравится этот рассказ, и я сейчас прочитаю его 2 раз, а вы внимательно слушайте и запоминайте, потому что потом мы будем его пересказывать. (воспитатель читает рассказ 2 раз).
Воспитатель: А теперь я хочу этот рассказ рассказать сама по вашим картинкам. Только мне кажется я что- то забыла и…и без вашей помощи мне не справится .Как он называется?..
Воспитатель рассказывает рассказ делает паузы. (Дети хором договаривают начатые фразы)
- Пошли ребята в…( лес).
- Нашли под кустом …(ежа).
- Закатили ребята ежа в …(шапку).
- и принесли ежа …(домой).
- Дали ему …(молока).
- Еж поел…( молоко).
- Ребята заигрались и еж…(убежал).
Но раз вы мне помогли то и сами без меня справитесь. Дети пересказывают по очереди по 1-2 предложению. После этого 1-2 человека пересказывают рассказ полностью.
Воспитатель: Молодцы, Вы правильно все пересказали, а теперь мы немножко поиграем . Вставайте в полукруг. Я буду произносить чистоговорки, А вы будете за мной повторять.
-Не будем разговаривать, а будем проговаривать
Правильно и внятно, чтоб все было понятно.
Жа-жа-жа-жа | Есть иголки у ежа |
Жи-жи-жи-жи | Но не шьют, увы, ежи |
Же-же-же-же | Это сказка о еже |
Жа-жа-жа, | Убежали два ежа |
Жу-жу-жу | Ежу кофточку вяжу |
Жа-жа-жа | Есть ежата у ежа. |
Жу-жу-жу | Как-то я пришел к ежу |
Жи-жи-жи | Мне ежаток покажи |
Жу-жу-жу | Я с ежатами дружу. |
Рефлексия
Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали.
А что вам больше всего понравилось?
А чем мы с вами сегодня занимались?
(мы играли, отгадывали загадку, забавно играли с ежиком, составляли рассказ).
-Во что понравилось играть? Чем понравилось заниматься больше всего?
-И ежику наше занятие тоже понравилось. Ребята, ёжик приготовил вам сюрприз. Вот эти раскраски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/07/picture-198544-1360253745.jpg)
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Пересказ рассказа Я.Тайца "Поезд"
Конспект НОД по обучению детей пересказу, развитию грамматически правильной, связной речи....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/24/picture-521662-1495632380.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей средней группы. Пересказ рассказа «Еж» Е. Чарушин
Программное содержание: 1. Формировать навыки пересказа короткого текста с использованием графических схем.2. Формировать навыки фразовой речи из 3-4 слов, учить объединять фразы в короткий рассказ из...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-877887-1484495307.jpg)
Занятие по речевому развитию в средней гр "Пересказ рассказа Н.Сладкова Осень на пороге"
Создание условий для обучения связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем отображающих последовательность событий....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/15/picture-304484-1416055608.jpg)
План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»
План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»...
Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе. Пересказ рассказа Е.Чарушина «Волк»
Формировать у дошкольников умения понимать содержания рассказа, впервые прочитанного на занятии, пересказывать рассказ совместно с воспитателем, подбирать синонимы к заданному слову. Активизировать в ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/24/picture-1292787-1606249900.jpg)
Занятия по развитию речи в средней группе. «Пересказ рассказа «Еж». ( По Е.Чарушину)
Цели:‑ формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем;- формирование умения целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим материалом;- ра...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/22/picture-993983-1669122621.jpg)
План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»
План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»...