разработка НОД по речевому развитию в средней группе: «Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Бородина Ирина Гарриевна

разработка НОД по речевому развитию в средней группе: «Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_rechevomu_ezh.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка НОД по речевому развитию в средней группе: «Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину»

Цель: Развитие связной речи –диалогической и монологической форм.

Задачи:

- Учить детей пересказывать короткий текст с использованием серии картинок

- Активизировать словарь детей за счет глаголов (пыхтят, фыркают), существительных, обозначающих насекомых.

- Формировать навык отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.

- Упражнять в словообразовании (названии детенышей и их родителей)

- Закреплять правильное произношение звуков.

- Развивать слуховое  и зрительное  внимания детей.

- Развивать  мелкую моторику.

- Воспитывать доброжелательное бережное отношение к животным.

Материалигрушка ежа, рассказ Е. Чарушина «Еж», серия картинок к рассказу, раскраски.

Оборудование:  мольберт.

Дети заходят и встают полукругом .

Воспитатель:- Ребята, сегодня к нам пришли  гости.

                         -Давайте поздороваемся.(дети здороваются с гостями).

Воспитатель :         Собрались все дети в круг

                                   Ты мой друг и я твой друг

                                   Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

- Вы подарили друг другу улыбку и хорошее настроение, а теперь присаживайтесь на стульчики (Дети садятся на стульчики).

Воспитатель :  А к нам пришел еще один гость. Хотите узнать? Тогда отгадайте загадку…

На спинке иголки
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок -
Нет ни головы , ни ног. (Еж)
-  Молодцы, правильно отгадали загадку. (Появляется игрушка еж) . Дети здороваются с ежом.

Воспитатель: Здравствуй  ежик. Наши ребята  о тебе уже много знают и готовы рассказать.( напомнить детям, что отвечать нужно по очереди, поднимая руку)

Воспитатель: А кто скажет, где живет еж?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Зачем  ежику нужны на спине иголки?

Дети: Зачищаться от врагов.

Воспитатель: Ребята, а кто самый страшный враг ежа?

Дети: Волк, лиса.

Воспитатель:  Как ежик спасается от врагов?

Дети: Он сворачивается в клубок.        

Воспитатель: Еж это домашнее или дикое животное?

Дети: Дикое

Воспитатель: Что любит кушать ежик?

Дети: Червяков, улиток, гусениц, ящериц, мелких мышей, молоко

Воспитатель: А какие звуки могут издавать ежи?

Дети: Пыхтят, фыркают, топают.

Воспитатель: К нам пришел еж  -это папа. А как мы назовем его детей, когда их много? А если детеныш один? Как назовем маму?

Дети: Ежата, ежонок, ежиха.

Воспитатель:  Видишь ежик как много о тебе знают ребята. А еще они знают интересную игру про тебя. Вот послушай..

 Пальчиковая гимнастика

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,  на клубочек ты похож.

сложить пальцы в кулачок и крутить кулачками

На спине иголки очень-очень колкие.

 Разжимаем кулачки

Хоть и ростом ёжик мал,  нам колючки показал,

 Шевелим пальчиками

А колючки тоже на ежа похожи.

 Сворачиваем «клубочек»

На ежа мы поглядим, молочка ему дадим,

  Козырек,сделать блюдечко ладошками

Но не тронем колкие на спине иголки мы.

погрозить пальчиком

Воспитатель  Какие вы молодцы. А теперь сядем ровненько. Следим за осанкой – подровняли свою спинку, ножки красиво поставили и ежик тоже присядет и будет внимательно слушать.

Воспитатель: Про ежиков, про это удивительное животное написано много песен, стихов, рассказовРебята, а сейчас мы послушаем рассказ, который написал Евгений Чарушин. Рассказ называется «Еж». Вы готовы слушать?

Дети:  Да

 Воспитатель читает текст:  Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Он со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками- везде иголки торчат. Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли. Дали ему молока. А еж лежит шариком и не шевелится. Потом высунулся из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся ёж и начал есть молоко.  А потом ребята чем-то другим занялись, зазевались - ёжик и удрал обратно к себе в лес.

Воспитатель: - Вам понравился рассказ?

Дети: Да

Беседа по содержанию.

Воспитатель: А теперь давайте вспомним о чем он. Как наш рассказ начинался, что было дальше, чем он закончился. Я приготовила вам картинки, которые вам помогут. Эти картинки будем выкладывать по очереди. Нужно вспомнить с чего все началось. (вызванный ребенок выбирает нужную картинку и отвечает полным предложением)

Воспитатель: – Где ходили ребята?       Выставляет картинку «Ребята в лесу»)

Дети: Ребята ходили в лесу.                                                                       

Воспитатель: Кого они нашли?                                              

Дети: Они нашли ежа

Воспитатель:  Где ребята нашли ежа?

Дети: Ёж сидел под кустом.                                        

 Воспитатель: Что сделал ёжик со страху?

Дети: Он со страху свернулся шариком.                   

Воспитатель: Почему они не укололись?   Картинка «Еж в шапке»

Дети: Они закатили ежа в шапку.                          

 Воспитатель: Куда дети принесли ежа?

Дети: Дети принесли ежа домой.                      

Воспитатель: Что они ему дали?       Картинка «Ребята дают ежу молоко»

Дети: Дети дали ему молока.                                 

Воспитатель: Что было дальше?

Дети: Ёжик развернулся, начал есть молоко,     )

Воспитатель: А что делали ребята?

Дети: Ребята играли.

Воспитатель: А что сделал ежик?

Дети: ежик убежал к себе в лес.                    Картинка «Ежик убежал»        

Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно все запомнили от начала и до конца, а теперь прищло время немного поиграть и отдохнуть .Детки превратились в ежей.

Проводится физминутка:

Жил в лесу колючий ежик,
На клубочек был похож( сидят на корточках Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать
— Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши)
Не умел он топать
— Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки»)
Не умел он прыгать
— Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах)
Только носом двигать
– Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли,
Научили хлопать
— Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши)
Научили топать
— Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки»)
Научили прыгать
— Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах)
Научили бегать…
Бегают на месте и опять садятся на стульчик . (слежу за осанкой).

Воспитатель: Ребята мне очень нравится этот рассказ, и я сейчас прочитаю его 2 раз, а вы внимательно слушайте и запоминайте, потому что потом мы будем его пересказывать. (воспитатель читает рассказ 2 раз).

Воспитатель: А теперь я хочу этот рассказ рассказать сама по вашим картинкам. Только мне кажется я что- то забыла и…и без вашей помощи мне не справится .Как он называется?..

Воспитатель рассказывает рассказ делает паузы.  (Дети хором договаривают начатые  фразы)

- Пошли  ребята в…( лес).

- Нашли под кустом …(ежа).

 - Закатили ребята ежа в …(шапку).

- и принесли ежа …(домой).

- Дали ему …(молока).

- Еж поел…( молоко).

- Ребята заигрались и еж…(убежал).

Но раз вы мне помогли то и сами без меня справитесь. Дети пересказывают по очереди по 1-2 предложению. После этого 1-2 человека пересказывают рассказ полностью.

Воспитатель: Молодцы, Вы правильно все пересказали, а теперь мы немножко поиграем . Вставайте в полукруг. Я буду произносить чистоговорки, А вы будете за мной повторять.

-Не будем разговаривать, а будем проговаривать

Правильно и внятно, чтоб все было понятно.

Жа-жа-жа-жа

Есть иголки у ежа

Жи-жи-жи-жи

Но не шьют, увы, ежи

Же-же-же-же

Это сказка о еже

Жа-жа-жа,

 Убежали два ежа

Жу-жу-жу

 Ежу кофточку вяжу

Жа-жа-жа

Есть  ежата у ежа.

Жу-жу-жу

Как-то я пришел к ежу

Жи-жи-жи

Мне ежаток покажи

Жу-жу-жу

Я с ежатами  дружу.

Рефлексия

Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали.

А что вам больше всего понравилось?

А чем мы с вами сегодня занимались?

(мы играли, отгадывали загадку,  забавно играли с ежиком, составляли рассказ).

-Во что понравилось играть? Чем понравилось заниматься больше всего?

-И ежику наше занятие тоже понравилось. Ребята, ёжик приготовил вам сюрприз. Вот эти раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Пересказ рассказа Я.Тайца "Поезд"

Конспект НОД по обучению детей пересказу, развитию грамматически правильной, связной  речи....

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей средней группы. Пересказ рассказа «Еж» Е. Чарушин

Программное содержание: 1. Формировать навыки пересказа короткого текста с использованием графических схем.2. Формировать навыки фразовой речи из 3-4 слов, учить объединять фразы в короткий рассказ из...

Занятие по речевому развитию в средней гр "Пересказ рассказа Н.Сладкова Осень на пороге"

Создание условий для обучения связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем отображающих последовательность событий....

План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»

План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе. Пересказ рассказа Е.Чарушина «Волк»

Формировать у дошкольников умения понимать содержания рассказа, впервые прочитанного на занятии, пересказывать рассказ совместно с воспитателем, подбирать синонимы к заданному слову. Активизировать в ...

Занятия по развитию речи в средней группе. «Пересказ рассказа «Еж». ( По Е.Чарушину)

Цели:‑ формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем;­- формирование умения целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим материалом;- ра...

План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»

План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»...