Как подготовить детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте ( простые игры)
материал по развитию речи (старшая группа)
Обучая ребенка чтению
и развивая фонематический слух, следует помнить:
Слова состоят из звуков.
Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Буква - это то, что мы видим и пишем.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки бывают гласные и согласные.
Важно в старшем дошкольном возрасте различать звуки.
Звуки, которые можно петь и при произнесении которых воздух изо рта выходит свободно, не встречает преград, называются гласными. Звуки, которые нельзя петь и при произнесении которых воздух во рту встречает на своем пути преграду в виде языка, губ или зубов, называются согласные.
Соглассные твердые и мягкие твердые синим цветом (как лед)
Мягкий как травка (зеленым цветом)
Скачать:
Предварительный просмотр:
5. Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. Обучение чтению слогов, слов.
1. При знакомстве с новой буквой, найдите с ребенком картинки, в названии которых новая буква стоит в начале слова.
2. Предложите ребенку составить слоги, слова из разрезной азбуки из букв:
- составление и чтение слияний гласных: ау, уа, оа, ао, уо, оу, иа, аи;
- составление и чтение обратных слогов: ам, ум, ом, им, ат, ут, от, ит;
- составление и чтение прямых слогов: ма, му, мо, ми, та, ту, то, ти;
- составление и чтение односложных и двусложных слов из пройденных букв: кот, мак, ком, кит, мама, папа, нота, мука.
- составление и чтение предложений.
3. Упражняйте ребенка в преобразовании слогов (ак – ап, му – пу), слов с помощью замены букв (сок – сук), удалении или добавлении буквы (уха – муха), составлении слов из рассыпанных букв (о, т, к – кот).
Ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению:
1. Разделение буквы и звука.
Прежде чем показать ребенку букву, например М, следует научить его слышать звук [м] в слогах, словах. Не смешивайте, пожалуйста, понятие звук и буква, когда учите ребенка читать.
2. Обучение чтению по буквам.
Ребенок сначала называет буквы слога М! А! – и только после этого читает сам слог: МА. Сталкиваясь с длинным словом, ребенок забывает, какой звук был им произнесен в начале.
3. Чтение «нанизыванием» букв.
Ребенок произносит каждую букву отдельно, вместо того, чтобы произнести слоги один за другим. Например, «М-А-Ш-И-Н-А» вместо «МА-ШИ-НА».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Березка»
Как подготовить
детей старшего дошкольного возраста
к обучению грамоте
( простые игры)
Обучая ребенка чтению
и развивая фонематический слух, следует помнить:
Слова состоят из звуков.
Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Буква - это то, что мы видим и пишем.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Гласные звуки обозначают красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.
Согласные звуки могут быть ТВЕРДЫМИ (обозначаются синим цветом - М) и МЯГКИМИ (зеленым цветом- М´).
Так же, согласные звуки могут быть звонкими или глухими, в зависимости от участия голоса (приложить ладонь к горлу: С – З).
Основные этапы подготовки ребенка к обучению грамоте:
1. Развитие слухового восприятия и внимания.
- упражнения в различении неречевых звуков.
«Угадай, на чем играю». Предложите отгадать звук погремушки и бубна, барабана и молоточка и т.п.
- упражнения в различении речевых звуков.
Покажите картинки и объясните, что девочка укачивает куклу: «А-а». Волк воет: «У-у». У мальчика болит зуб: «О-о». Ослик поет: «И-и». Спойте песенку, прикрыв рот листом бумаги, а ребенок пусть покажет соответствующую картинку.
2. Деление слов на слоги.
- отхлопать в ладоши или протопать слоги в словах ли-са, ма-ши-на, ку-би-ки, кот, мяч, ба-ра-бан.
- составить слова из слогов: Если сказать СА, а потом НИ, что получится? САНИ.
3. Развитие тонкой моторики и ориентировка на плоскости листа.
- закрашивать предметы, не выходя за контур;
- проводить прямые, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии;
- обводить рисунок по точкам;
- штриховать в разных направлениях;
- обводить клеточки в тетради, рисовать различные узоры.
4. Звуковой анализ и синтез.
«Поймай звук»
Взрослый произносит набор разных звуков. Например: А, К, Р, О, У, И, Т, М, С и т. д. Детям нужно хлопнуть в ладоши, если они услышат гласный звук.
«Кто больше?»
Придумать как можно больше слов, начинающихся на заданный звук. Например на С: слон, собака, сапоги, санки, солнышко, самокат и т. д.
«Звуковые цепочки»
Ребенку нужно расставить картинки или придумать слова так, чтобы название следующего слова начиналось с последнего звука предыдущей картинки (слова):
МАК – КОШКА – АИСТ – ТАПКИ и т. д.
«Слова рассыпались»
«Соберите» звуки и догадайтесь, какое слово рассыпалось (звуки произносятся последовательно): к-о-ш-к-а. Р-у-к-а? С-л-о-н?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте
Игры,которые помогают детям закрепить полученные знания по обучению грамоте....
Роль родителей при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Для успешной подготовки детей к обучению грамоте необходимо не только качественно проводить работу с детьми в ДОУ, но и осуществлять взаимодействие с родителями, поэтому одним из главных направлений с...
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Анализ предложения.
Работа над предложением в дошкольном возратсе способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без неё представление о слове у дошкольника носит не...
Планирование образовательной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
Методическая разработка по планированию образовательной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....
методические рекомендации Планирование дидактических и развивающих игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Представленные дидактические и развивающие игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста воспитатели могут использовать как в организованной образовательной деятельности , так и в свободной д...
Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
представлены дидактические игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте с указанием цели и хода игры....