Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
картотека по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему
представлены дидактические игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте с указанием цели и хода игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_did.ig_.docx | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
Старшая группа
№ п.п | название | цель | Ход игры |
1. | Дидактическая игра «Назови игрушку» | Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином «слово». | Воспитатель предлагает детям назвать предметы и игрушки, выставленные на столе. Дети поочередно подходят к столу, называют игрушку, берут ее и садятся на место. Воспитатель предлагает поменяться игрушками и назвать их. Оборудование: предметы и игрушки. |
2. | Дидактическая игра «Назови вкусные слова» | Развитие представлений о слове. | Дети называют продукты питания. За каждое правильно названное слово ребенок получает призовую фишку. Оборудование: фишки-призы. |
3. | Дидактическая игра «Похлопаем» | Развитие умения измерять протяженность слов хлопками. | Дети называют слово. Определяют протяженность хлопками. |
4. | Дидактическая игра «Звуковые часы» | Развитие умения определять количество слогов в словах. | Дети называют слово. Слоги обозначают фишками. Оборудование: пособие «Звуковые часы», фишки серого цвета. |
5. | Дидактическая игра «Назови слова» | Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. | 1 вариант. Дети называют слова, начинающиеся с заданного звука. За правильный ответ-фишка. В конце игры определяется победитель. 2 вариант. Детям предлагается отобрать картинки в названии которых имеется заданный звук. |
6. | Дидактическая игра «Живые звуки» | Освоение звукового анализа слов | Выбираются три ребенка, каждый из которых будет обозначать один из звуков (например слово «дом»).Воспитатель предлагает им выполнить различные задания, например: «Звук д, назови свою пару (дь).Звук о спой свою песенку. Звук м хлопни в ладоши. |
7. | Дидактическая игра «Строим новые дома» | Учить проводить звуковой анализ слов. | Детям последовательно выделяют первый, второй, третий звуки в слове и выкладывают фишки серого цвета на схемы домика. Оборудование: домик с предметной картинкой, фишки серого цвета |
8. | Дидактическая игра «Телеграф» | Развитие умения определять количество слогов в словах и составлять запись слогов с помощью квадратов. | Воспитатель произносит одно-, двух-, трех-, четырехсложные слова, а дети «передают по телеграфу», отхлопывая количество слогов. Затем дети выкладывают схему с помощью квадратов. Оборудование: квадраты белого цвета 2х2 |
9. | Дидактическая игра "Улови звук" | Учить детей выделять заданный звук в разных словах, развивать фонематический слух. Игра способствует развитию внимания, мышления, памяти и речи. | К детям в гости приходит собачка по кличке "Снайда". Воспитатель: Снайде очень нравится слова в которых есть звук "С". Двайте поможем Снайде разобраться, в каких словах есть этот звук. Нужно быть очень внимательными. Снайда будет произносить разные слова, если вы услышите слово со звуком "С", то хлопайте в ладоши. Собачка произносит слова: слива, мандарин, стол, конфета, карусель, помидор, стул, теремок, снег, панама, сумка, гном, сено, окно, нос, мама, весна, матрешка, стадо, папа, песок, шапка, ослик, петух, снеговик, тарелка, горка, клбаса, кепка, подушка, слон. Когда дети улавливают звук правильно, собачка начинает гавкать в знак положительного ответа. Молодцы ребята, а сколько слов со звуком "С" вы запомнили? Давайте все вместе вспомним эти слова и повторим их, чтобы запомнить. Собачка говорит спасибо за помощь и прощает с детьми, обещая прийти к ним еще поиграть. Оборудование: игрушка собачка. |
10 | Дидактическая игра «Назови пару» | Различение твердых и мягких согласных звуков. | Дети встают в круг. Воспитатель называет твердый звук и бросает ребенку мяч, ребенок произносит мягкий звук и возвращает мяч. Затем педагог называет мягкий звук, а ребенок – твердый. Оборудование: мяч. |
11 | Дидактическая игра «Волшебные звуки» | Различение гласных звуков . Обозначение их на схеме красным квадратом. | Воспитатель предлагает картины-схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит и предлагает детям найти в каждом слове «волшебные» звуки, которые можно громко крикнуть, потянуть и пропеть. Дети обозначают гласные звуки красным квадратом. Оборудование: картины-схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит; квадраты красного цвета. |
12 | Дидактическая игра «Собери мамину сумку» | Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. | Воспитатель предлагает детям собрать в мамину сумку продукты, сначала те, в названии которых есть звук к, затем те, в названии которых есть звук кь. Оборудование: предметные картинки, картинка сумки. |
13 | Дидактическая игра «Поможем кукле Кате» | Развитие фонематических представлений (дифференциация согласных звуков в словах по твердости и мягкости). Обозначение твердых согласных синим цветом, а мягких-зеленым. | Детям предлагается собрать в синюю корзинку слова в которых первый звук согласный твердый, а в зеленую –согласный мягкий. Оборудование: предметные картинки, кукла Катя с корзинами синего и зеленого цвета. |
14 | Дидактическая игра «Подбери картинку» | Развитие способностей соотносить слова, состоящие из 3-4 звуков, с заданной схемой. | Детям предлагается стрелками соединить картинки и схемы. Оборудование: перфокарты: с левой стороны предметные картинки, с правой – схемы слов, состоящих из 3-4 звуков, карандаши. |
15 | Дидактическая игра «Кто внимательный?» | Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие) | Воспитатель называет гласные и согласные звуки (твердые и мягкие), а дети поднимают соответствующую фишку. Оборудование: квадраты красного,синего и зеленого цвета. |
16 | Дидактическая игра «Цепочка слов» | Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. | Воспитатель называет слово рак, а дети придумывают слово, которое начинается с последнего звука слова рак, например, кот и т.д.За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Оборудование: фишки-призы. |
17 | Дидактическая игра «Поищи слова» | Закрепление представлений о протяженности слов. | Воспитатель предлагает детям в «длинных» словах найти «короткие», например: пе-сок, ры-бак, ку-лак, Бо-рис, пи-рог,клее-щи и т.д. |
18 | Дидактическая игра «Погрузим продукты в поезд» | Развитие способности соотносить слова, состоящие из трех, четырех, , пяти звуков, c заданными схемами. | Воспитатель предлагает детям «погрузить» продукты в поезд (соль, мука, сахар; лук, репа, дыня, слива, груша ). При этом количество звуков в словах-названиях продуктов должно соответствовать количеству окошек в вагоне. Оборудование: картинка с изображением поезда с тремя вагонами. |
19 | Дидактическая игра «Звуковой вагончик» | Развитие умений определять, где спрятался звук. | Воспитатель показывает картинки, а дети должны определить, в каких словах звук находится в данной позиции.(как на звуковом вагончике) Оборудование: Карточки- картинки, звуковой вагончик. |
20 | Дидактическая игра «Рассели жильцов» | Определение количества слогов в слове. | Ребёнку предлагается четыре домика с разным количеством окон. В домик с одним окном нужно поселить жильца в названии, которого один слог, в домик с двумя окнами – с двумя слогами, в домик с тремя окнами – с тремя слогами, в домик с четырьмя окнами – с четырьмя слогами. Оборудование: предметные картинки, 4 домика с разным количеством окон. |
21 | Дидактическая игра "Придумай слово" | Закреплять умение подбирать слово по последнему звуку заданного слова, умение выделять последний звук в слове. | Дети, перебрасывая мяч, должны называть слова, начинающие на последний звук прозвучавшего предыдущего слова (трава, апельсин, нитки, игрушки и др.). Оборудование: мяч. |
22 | Игра-презентация «Где мой дружок?» | Продолжать учить детей интонировать и выделять в словах первый звук и находить слова с одинаковыми первыми звуками. | Педагог объясняет, что слова, как и дети могут подружиться. Слово ищет себе дружочка по одинаковому первому звуку. Сначала дети называют слова в первой колонке по порядку (сверху – вниз): чашка, гусь, жираф, торт; затем слова во второй колонке: гвозди, жук, тапки, часы. Педагог предлагает найти слову «гусь» «дружочка» во второй колонке. Кто нашёл, тот ЛКМ щелкает по картинке. Слово – картинка «гусь» передвигается к слову – картинке «гвозди», слова подружились. Игра продолжается, пока дети не найдут всем словам – картинкам друзей. |
25 | Игра-презентация «Рассели друзей по домикам» | Упражнять в делении слов на слоги. | Воспитатель предлагает расселить друзей по домикам в соответсвии с количеством слогов. |
Подготовительнаяя группа
№ п.п | название | цель | Ход игры |
1. | Дидактическая игра «Строим новые дома» | Учить проводить звуковой анализ слов. (слово книга) | Детям последовательно выделяют первый, второй, третий звуки в слове и выкладывают фишки серого цвета на схемы домика. Оборудование: домик с предметной картинкой, фишки красного, синего и зеленого цвета |
2. | Презентация «Играем со словами» | Развитие умения определять количество звуков и слогов в словах. | Воспитатель предлагает игру-презентацию со словами. Оборудование: ноутбук |
3. | Игровая ситуация «Сортировка по звукам» | Учить детей различать звуки в слове на слух ; соотносить звук и его символ. (буквы А О У И Ы Э) | Ребенок выкладывает из коробки все предметы (картинки) и перемешивает их. Потом поочередно берет предметы произносит их название, выделяя голосом первый звук, и кладет в соответствующую ячейку. Оборудование. Коробка с отделениями, на каждом из которых обозначена одна из букв. В каждом отделении — по несколько маленьких предметов(предметных картинок), названия которых начинаются на эту букву. |
4. | Дидактическая игра «Собери буквы» | Закреплять образы гласных букв, развитие мелкой моторики. | Воспитатель предлагает детям назвать и собрать гласные буквы в коробочку с прорезями. |
5. | Познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами Я, Е, Ё, Ю и их графическим профилем; закрепить дифференциацию звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости, гласный-согласный; продолжать тренировать навык звуко-буквенного анализа слов; | ||
6. | Дидактическая игра «Назови слова» | Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели. | Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: твердый согласный звук, звук у, твердый согласный звук. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.(лук,бук, сук, суд,тут,тук,шут, пух,луг, дул, гул, Нуф-Нуф.) Оборудование : готовая модель, фишки-призы. |
7. | Дидактическая игра «Живые слова» Графическая запись предложения. | Знакомство с предложением, правилами его написания, делением предложения на слова и составлением его из слов. Обучение умению составлять графическую запись предложения. | Мишка рычит. Воспитатель вызывает двоих детей и предлагает им стать «живыми» словами: 1ребенок изображает слово мишка 2-рычит. Дети составляют предложение (встают рядом) и читают его.(Мишка рычит.).Затем дети-«слова» меняются местами и читают новое предложение.(Рычит мишка). Воспитатель объясняет детям правила написания предложения: начинается с заглавной буквы, слова пишутся на расстоянии друг от друга, в конце ставится точка. Воспитатель выкладывает схему на доске, а дети на столах. Оборудование: схемы-модели предложения. |
8. | Дидактическая игра «Подберите пару» | Закреплять образы букв, букв, развивать умение составлять слоги.(c буквами м, н, р,л,п) | Воспитатель предлагает назвать буквы и составить из них пару (слоги). |
9. | Игра-презентация «Где мой дружок?» | развивать у детей фонематический слух, находить слова, начинающиеся на один и тот же звук | Воспитатель предлагает игру-презентацию . Оборудование:ноутбук. |
10 | Дидактическая игра «Назови слова» | Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели. | Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: мягкий согласный звук, звук и, твердый согласный звук. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.(пил,лил,вил,рис, лис и др. Оборудование : готовая модель, фишки-призы. |
11 | Звуковой анализ слова «брюки». Дидактическая игра «Живые звуки» | Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов. Ознакомление с правилом написания гласных букв ю,и после мягких согласных звуков. | Воспитатель предлагает провести звуковой анализ слова брюки и выложить схему. Обозначить гласные звуки буквами. Оборудование: красные,синие и зеленые квадраты, полоска-модель из 4 белых квадратов, буквы ю,и. |
12 | Дидактическая игра «Назови пару» | Различение твердых и мягких согласных звуков. | Дети встают в круг. Воспитатель называет твердый звук и бросает ребенку мяч, ребенок произносит мягкий звук и возвращает мяч. Затем педагог называет мягкий звук, а ребенок – твердый. Оборудование: мяч. |
13 | Дидактическая игра «Назови слова» | Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели. | Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: мягкий согласный, гласный, твердый согласный, гласный звуки.(лиса, пила, липа, киса, весы,кино, вилы,Лена,Вера,Дима. За каждый правильный ответ дети получают фишки. Оборудование: готовая модель,фишки-призы. |
14 | Чтение слогов | Освоение способа слогового чтения. | Оборудование: мини-азбука |
15 | Дидактическая игра «Подберите пару» | Закреплять образы букв, развивать умение составлять слоги.(c буквами к,г, с,з, ш,ж) | Воспитатель предлагает назвать буквы и составить из них пару (слоги). |
16 | Дидактическая игра «Тучкины слова» | Развитие способности составлять слова из букв. | Воспитатель просит назвать отдельно все буквы и составить из них слова. Оборудование: карточки с изображением тучки и капелек (на капельках буквы) |
18 | Дидактическая игра «Подберите пару» | Закреплять образы букв, развивать умение составлять слоги.(c буквами д,т,б,в,ф, | Воспитатель предлагает назвать буквы и составить из них пару (слоги). |
19 | Поиграем со словами. | Освоение действия изменения слов. | Лук-люк; пол-пил-пел; мал-мял-мыл-мил-мел-мул-мел. Оборудование:касса букв . |
21 | Дидактическая игра «Подберите пару» | Закреплять образы букв, развивать умение составлять слоги.(c буквами ч, щ,х,) | Воспитатель предлагает назвать буквы и составить из них пару (слоги). |
22 | Дидактическая игра «Продолжи слова» | Закрепление навыков чтения, расширение словарного запаса. | Воспитатель предлагает детям прочитать начало слова и продолжить его в соответствии с картинкой. Оборудование: карточки |
23 | Дидактическая игра «Какие слова спрятались?» | Упражнять в умении читать слоги и короткие слова | Воспитатель предлагает детям отгадать какие слова спрятались. Оборудование: круги, на которых написаны буквы и слоги. |
24 | Презентация «Игры с буквами» | Упражнять в умении читать слоги и короткие слова , составлять короткие слова . | Воспитатель предлагает развивающие задания с буквами. |
25 | Дидактическая игра «Найди слово» | Упражнять детей в определении места звука в слове (в начале, в середине, в конце, в умении записывать печатные буквы, читать короткие слова; упражнять в различении цвета; закрепить знания геометрических фигур; развивать память, внимание. | Воспитатель дает детям задания: 1.Назовите первый звук в слове зонт (з).Запишите з в красном кружочке. 2.Назовите последний звук в слове сани (и)Запишите в синем квадрате. 3.Назовите первый звук в слове мороз (м) Запишите в зеленом треугольнике. 4.назовите последний звук в слове вода(а) Запишите в желтый кружок. Прочитайте какое слово получилось. Оборудование: карандаш, линейка-трафарет с геометрическими фигурами. |
26 | Дидактическая игра «Волшебная акварель» | Составление слов из набора букв на акварели | Воспитатель предлагает назвать буквы и составить из них слова. Оборудование: карточка в форме палитры , в центре рисунок , по краям в кружочках буквы. |
27 | Дидактическая игра «Цветочные слова» | Составление и чтение слов со слогом в середине цветка, используя слоги на лепестках. | Воспитатель предлагает прочитать отдельные слоги и составить из них слова. Оборудование: карточка в форме цветка с написанными слогами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль родителей при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Для успешной подготовки детей к обучению грамоте необходимо не только качественно проводить работу с детьми в ДОУ, но и осуществлять взаимодействие с родителями, поэтому одним из главных направлений с...
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Анализ предложения.
Работа над предложением в дошкольном возратсе способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без неё представление о слове у дошкольника носит не...
Планирование образовательной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
Методическая разработка по планированию образовательной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....
методические рекомендации Планирование дидактических и развивающих игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Представленные дидактические и развивающие игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста воспитатели могут использовать как в организованной образовательной деятельности , так и в свободной д...
«Особенности построения НОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте» для воспитателей ДОУ
Цель моего выступления, продемонстрировать систему приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.Грамота – это овладение умение...
Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте...
Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте...