методические рекомендации Планирование дидактических и развивающих игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
методическая разработка по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему

Представленные дидактические и развивающие игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста воспитатели могут использовать как в организованной образовательной деятельности , так и в свободной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_didakt_i_razvivayushchih_igr.docx36.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                           «Детский сад № 110» общеразвивающего вида        

Планирование дидактических и развивающих игр

по подготовке детей старшего дошкольного возраста                                     к обучению грамоте.

Воспитатель: Утина Светлана Юрьевна

пгт.Ярега

2014 год

        Группа

 этапы

ЗВУК

СЛОГ

СЛОВО

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

РЕЧЬ

I ЭТАП

5 -  6 лет

«Длинные и короткие»

Цель: закреплять знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности; учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова

«Назови первый звук в слове»

Цель: умение вычленять первый звук в слове

«Цепочка слов»

Цель: назвать как можно больше слов на заданный (первый) звук

☼ «Поймай конец и продолжай» (вариант «Цепочка слов»)

Цель: упражнять в определении звуков в начале и в конце слова

«Кто внимательный?»

Цель: умение вычленять заданный звук в слове

«Где спрятался наш звук?»

Цель уметь определять место заданного звука в слове

«Веселый поезд» (вариант игры «Цепочка слов»)

Цель: упражнять в умении вычленять первый и последний звуки в слове

«Звук заблудился» (вариант игры «Кто внимательный?»)

Цель: упражнять в определении места звука в слове, используя схему

 «Строим пирамиду»

Цель: упражнять в определении количества звуков в словах

 «Кто в домике живет?»

Цель: упражнять в определении первого звука в слове

«Кто быстрее соберет вещи?»

Цель: уметь дифференцировать звуки с - ш 

«Собери букет»

Цель: упражнять в различении заданного звука в словах

 «Магазин»

Цель: уметь дифференцировать звуки р – л, с - ш

«Эхо»

Цель: уметь дифференцированно и в слове произносить заданный звук

«Как меня зовут?»

Цель: упражнять в вычленении первого звука в слове

«Живые слоги»

Цель: упражнять в составлении слогов из звуков

«Я сначала, ты потом»

Цель: упражнять в умении членить слово на части и придумывать как можно больше слов на заданный слог

«Придумай кошке название»

Цель: умение придумывать кличку животного с одно и двуслоговым словом

«Чудесный мешочек»

Цель: уметь при описании предмета назвать, из какого количества слогов состоит его название

«Слоговой домик»

Цель: упражнять в составлении слогов из звуков

«Как Мишутка учился говорить»

Цель: уметь находить «потерявшийся» слог

«Сочиним чистоговорку»

Цель: уметь подобрать верный слог, чтобы получилось стройное стихотворное высказывание

«Кто больше назовет слогов»

Цель: уметь назвать наибольшее количество слогов на заданный звук

☼ «Найди пару»

Цель: упражнять в подборе слов, отличающихся друг от друга слогом

☼ «Пирамида»

Цель: упражнять в определении количества слогов в словах

«Посадим цветы в клумбу»

Цель: умение определять количество слогов в словах, обозначающих названия цветов

 «Измени»

Цель: упражнять в членении слов на слоги, уметь создавать новое слово на основе данного, путем добавления или изменения одного из слогов

«Поезд»

Цель: упражнять в определении количества слогов в словах

«Живое слово»

Цель: упражнять в умении составлять слово из данных звуков

«Скажем слово про лисичку»

Цель: упражнять в составлении слов по заданию

«Какое слово заблудилось?»

Цель: умение подобрать точное по смыслу слово

«Эхо»

Цель: упражнять в произнесении слов вслед за взрослым

«Чудесный мешочек»

Цель: уметь определить, о чем загадка и назвать одним словом

 «Подскажи словечко»

Цель: упражнять в умении дополнять стихотворение подходящим по смыслу словом

«Слово звонкое или тихое?»

Цель: упражнять в четком произнесении слов громким и тихим голосом

«Назови одним словом»

Цель: упражнять в умении подбирать определение

☼ «Путаница»

Цель: уметь находить смысловые несоответствия и заменять подходящим по смыслу словом

«Угадай, о ком скажу»

Цель: упражнять в умении слушать и слышать и давать точное определение по образному описанию

«Помоги Незнайке сказать правильно»

Цель: упражнять в умении подбирать нужное слово

«Расскажи про котенка»

Цель: упражнять в умении назвать как можно больше слов, характеризующих котенка

«Назови слова по схеме»

Цель: упражнять в умении понимать схему слова и правильно назвать слова по схеме

«Найду тебя по имени»

Цель: упражнять в

«Угадай-ка»

Цель: уметь выделять отдельные признаки предмета

«Какое слово заблудилось?»

Цель: умение находить точное по смыслу слово

«Закончи предложение и подбери к нему картинку»

Цель: упражнять в умении подбирать слово по смыслу и согласовании его с другими словами

«Живое предложение»

Цель: упражнять в умении семантически верно соединять слова в предложении

☼ «Чудесный мешочек»

Цель: упражнять в составлении предложений – загадок о предмете

«Придумай название сказки/рассказа»

Цель: умение придумать название сказки/рассказа, используя 1-2 слова

«Что умеют делать звери?»

Цель: упражнять в составлении описательных предложений из 1-2 слов

«Чудесные превращения»

Цель: уметь определить последовательность слов в предложении

 «Отправляемся в отпуск»

Цель: упражнять в составлении предложений

 

«Где я был(а)?»

Цель: уметь одним предложением рассказать о том, где ты был, расставляя слова в определенной последовательности

«Придумай предложение об осени»

Цель: составление предложений из 1-2 слов

«Расставь по порядку»

Цель: уметь составлять 2-3 предложения в определенной последовательности

«Две сестренки»

Цель: уметь описывать внешность, одежду, использовать в речи сравнения

 «Новые приключения Колобка»

Цель: развивать речетворческие умения детей, сочинять новые эпизоды сказки

«Напишем письмо Деду Морозу»

Цель: уметь составлять повествование в определенной последовательности совместно со взрослым

«Расскажем про ручку»

Цель: уметь составить связное описание предмета, используя 2-3 предложения

«Что мы знаем про слово «игла»?»

Цель: составлять описание предмета, используя схему повествования

«Я начну, а ты продолжи»

Цель: придумывать продолжение рассказа

«Как начинались новые приключения Лунтика/Вини Пуха»

Цель: развивать творческие способности детей в придумывании нескольких вариантов сказки, умение выбрать наилучший из них

«Придумай продолжение приключений Лунтика/Вини Пуха»

Цель: развивать представления о последовательном течении рассказа (начало, середина, конец), придумать несколько вариантов продолжения сказки и выбрать лучший

«Чем могут закончиться приключения Лунтика/Вини Пуха»

Цель: закреплять представления о последовательном течении рассказа (начало, середина, конец), придумать окончание сказки и записать ее в альбом сказок и рассказов, придуманных детьми

             Группа

   

 этапы

ЗВУК

СЛОГ

СЛОВО

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

РЕЧЬ

 

II ЭТАП – 6-7 лет

«Живые модели»

Цель: умение определять количество звуков в слове, составлять схему слова из звуков вразбивку

«Назови братца»

Цель: упражнять в умении вычленять и называть твердый и мягкий парные согласные звуки

«Как их зовут?»

Цель: закрепить умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах, а также составлять из них имена

«Найди пару»

Цель: упражнять в подборе слов,  отличающихся друг от друга одним звуком

«Кто внимательный?»

Цель: умение вычленять заданный звук в слове, определит

«Включи телевизор»

Цель: упражнять в определении первого или последнего звуков в словах, в составлении слов из 3-4 выделенных звуков, упражнять в чтении слов из 3-4 букв

 «Поезд»

Цель: упражнять в определении количества звуков в словах

«Помоги братцу найти свое место»

Цель: упражнять в умении находить место заданного звука в схеме слова

«Исправь ошибку»

Цель: уметь подобрать правильный звук, чтобы получилось нужное слово

«Назови ударный гласный звук»

Цель: упражнять в умении определять ударный гласный  звук

«Волшебный колодец»

Цель: подобрать подходящий по смыслу гласный звук

«Прочти и найди»

Цель: упражнять в умении ориентироваться в схеме слова, умении соотносить схему со словом

«Что изменилось?»

Цель: умение «читать» звуковую модель слова, называть гласные и согласные звуки, определять порядок звуков в слове

☼ «Придумай кошке название»

Цель: умение придумывать кличку животного из трех/четырех слогов

☼ «Слоговой домик»

Цель: уметь прочитать слог и найти пару

 «Я сначала, ты потом»

Цель: уметь членить слово на части и придумывать как можно больше слов на заданный слог,  постепенно удлиняя слова

 «Как Мишутка учился говорить»

Цель: уметь находить «потерявшийся» слог и удлинять слово при помощи нового слога

☼ «Наш слог заблудился»

(вариант игры «Кто внимательный?»)

Цель: умение определять правильную последовательность слогов в слове

«Составь слово из слогов»

Цель: из данных вразбивку слогов составить слова

☼ «Цветочный магазин»

Цель: упражнять в делении слов на слоги, используя трех и четырехсложные слова

☼ «Живое слово»

Цель: упражнять в умении составлять слово из данных букв

☼ «Сломанный телефон»

Цель: упражнять в многократном повторении слова друг за другом группой детей, не меняя его звукового содержания

☼ «Подбери слово к схеме»

Цель: упражнять в умении ориентироваться в схеме слова , назвать как можно больше подходящих к схеме слов

«Загадочный круг»

Цель: уметь находить многосложные слова

«Найди пару»

Цель: упражнять в определении многосложных слов

«Придумай название сказки/рассказа»

Цель: умение придумать название сказки/рассказа, используя 3-4 слова

«Дополни предложение»

Цель: расширять семантическое поле, углублять понимание значений слов и правильно их соединять

 «Что умеют делать звери?»

Цель: упражнять в составлении описательных предложений из 4 и более слов

☼ «Веселый поезд»

Цель: упражнять в

«Расколдуй картинку»

Цель: упражнять в умении находить семантические связи между словами

«Загадай-ка мне загадку»

Цель: упражнять в составлении загадок, используя развернутое предложение

«Придумай предложение об осени»

Цель: составление предложений из 4 и более слов

☼ «Путаница»

Цель: уметь ориентироваться в семантической связи слов, расставить слова в определенной последовательности

☼ «Что перепутано?»

Цель: упражнять в умении находить семантическую связь предложений и исправлять ошибки

«Расскажи сюжет по порядку»

Цель:  упражнять в умении составлять связный рассказ по серии картин

«Сочини сказку на заданное слово»

Цель: упражнять в умении самостоятельно находить выразительные средства для составления сказки на заданное слово

«Фантазеры»

Цель: уметь составлять рассказ о возможных и нереальных событиях, используя наиболее подходящие выразительные средства

«Расскажем про ручку»

Цель: уметь составить связное описание предмета, используя 3 и более предложений

☼ «Напишем письмо Деду Морозу»

Цель: уметь самостоятельно составлять повествование в определенной последовательности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Для успешной подготовки детей к обучению грамоте необходимо не только качественно проводить работу с детьми в ДОУ, но и осуществлять взаимодействие с родителями, поэтому одним из главных направлений с...

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Анализ предложения.

Работа над предложением в дошкольном возратсе способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без неё представление о слове у дошкольника носит не...

Планирование образовательной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

Методическая разработка по планированию образовательной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

представлены дидактические игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте с указанием цели и хода игры....

«Особенности построения НОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте» для воспитателей ДОУ

Цель моего выступления, продемонстрировать систему  приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.Грамота – это овладение умение...

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте...

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте...