методические рекомендации Планирование дидактических и развивающих игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
методическая разработка по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему
Представленные дидактические и развивающие игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста воспитатели могут использовать как в организованной образовательной деятельности , так и в свободной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_didakt_i_razvivayushchih_igr.docx | 36.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 110» общеразвивающего вида
Планирование дидактических и развивающих игр
по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Воспитатель: Утина Светлана Юрьевна
пгт.Ярега
2014 год
Группа этапы | ЗВУК | СЛОГ | СЛОВО | ПРЕДЛОЖЕНИЕ | РЕЧЬ |
I ЭТАП 5 - 6 лет | «Длинные и короткие» Цель: закреплять знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности; учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова «Назови первый звук в слове» Цель: умение вычленять первый звук в слове «Цепочка слов» Цель: назвать как можно больше слов на заданный (первый) звук ☼ «Поймай конец и продолжай» (вариант «Цепочка слов») Цель: упражнять в определении звуков в начале и в конце слова «Кто внимательный?» Цель: умение вычленять заданный звук в слове «Где спрятался наш звук?» Цель уметь определять место заданного звука в слове «Веселый поезд» (вариант игры «Цепочка слов») Цель: упражнять в умении вычленять первый и последний звуки в слове «Звук заблудился» (вариант игры «Кто внимательный?») Цель: упражнять в определении места звука в слове, используя схему «Строим пирамиду» Цель: упражнять в определении количества звуков в словах «Кто в домике живет?» Цель: упражнять в определении первого звука в слове «Кто быстрее соберет вещи?» Цель: уметь дифференцировать звуки с - ш «Собери букет» Цель: упражнять в различении заданного звука в словах «Магазин» Цель: уметь дифференцировать звуки р – л, с - ш «Эхо» Цель: уметь дифференцированно и в слове произносить заданный звук «Как меня зовут?» Цель: упражнять в вычленении первого звука в слове | «Живые слоги» Цель: упражнять в составлении слогов из звуков «Я сначала, ты потом» Цель: упражнять в умении членить слово на части и придумывать как можно больше слов на заданный слог «Придумай кошке название» Цель: умение придумывать кличку животного с одно и двуслоговым словом «Чудесный мешочек» Цель: уметь при описании предмета назвать, из какого количества слогов состоит его название «Слоговой домик» Цель: упражнять в составлении слогов из звуков «Как Мишутка учился говорить» Цель: уметь находить «потерявшийся» слог «Сочиним чистоговорку» Цель: уметь подобрать верный слог, чтобы получилось стройное стихотворное высказывание «Кто больше назовет слогов» Цель: уметь назвать наибольшее количество слогов на заданный звук ☼ «Найди пару» Цель: упражнять в подборе слов, отличающихся друг от друга слогом ☼ «Пирамида» Цель: упражнять в определении количества слогов в словах «Посадим цветы в клумбу» Цель: умение определять количество слогов в словах, обозначающих названия цветов «Измени» Цель: упражнять в членении слов на слоги, уметь создавать новое слово на основе данного, путем добавления или изменения одного из слогов ☼ «Поезд» Цель: упражнять в определении количества слогов в словах | «Живое слово» Цель: упражнять в умении составлять слово из данных звуков «Скажем слово про лисичку» Цель: упражнять в составлении слов по заданию «Какое слово заблудилось?» Цель: умение подобрать точное по смыслу слово «Эхо» Цель: упражнять в произнесении слов вслед за взрослым ☼ «Чудесный мешочек» Цель: уметь определить, о чем загадка и назвать одним словом «Подскажи словечко» Цель: упражнять в умении дополнять стихотворение подходящим по смыслу словом «Слово звонкое или тихое?» Цель: упражнять в четком произнесении слов громким и тихим голосом «Назови одним словом» Цель: упражнять в умении подбирать определение ☼ «Путаница» Цель: уметь находить смысловые несоответствия и заменять подходящим по смыслу словом «Угадай, о ком скажу» Цель: упражнять в умении слушать и слышать и давать точное определение по образному описанию «Помоги Незнайке сказать правильно» Цель: упражнять в умении подбирать нужное слово «Расскажи про котенка» Цель: упражнять в умении назвать как можно больше слов, характеризующих котенка «Назови слова по схеме» Цель: упражнять в умении понимать схему слова и правильно назвать слова по схеме «Найду тебя по имени» Цель: упражнять в «Угадай-ка» Цель: уметь выделять отдельные признаки предмета «Какое слово заблудилось?» Цель: умение находить точное по смыслу слово | «Закончи предложение и подбери к нему картинку» Цель: упражнять в умении подбирать слово по смыслу и согласовании его с другими словами «Живое предложение» Цель: упражнять в умении семантически верно соединять слова в предложении ☼ «Чудесный мешочек» Цель: упражнять в составлении предложений – загадок о предмете «Придумай название сказки/рассказа» Цель: умение придумать название сказки/рассказа, используя 1-2 слова «Что умеют делать звери?» Цель: упражнять в составлении описательных предложений из 1-2 слов «Чудесные превращения» Цель: уметь определить последовательность слов в предложении «Отправляемся в отпуск» Цель: упражнять в составлении предложений
«Где я был(а)?» Цель: уметь одним предложением рассказать о том, где ты был, расставляя слова в определенной последовательности «Придумай предложение об осени» Цель: составление предложений из 1-2 слов | «Расставь по порядку» Цель: уметь составлять 2-3 предложения в определенной последовательности «Две сестренки» Цель: уметь описывать внешность, одежду, использовать в речи сравнения «Новые приключения Колобка» Цель: развивать речетворческие умения детей, сочинять новые эпизоды сказки «Напишем письмо Деду Морозу» Цель: уметь составлять повествование в определенной последовательности совместно со взрослым «Расскажем про ручку» Цель: уметь составить связное описание предмета, используя 2-3 предложения «Что мы знаем про слово «игла»?» Цель: составлять описание предмета, используя схему повествования «Я начну, а ты продолжи» Цель: придумывать продолжение рассказа «Как начинались новые приключения Лунтика/Вини Пуха» Цель: развивать творческие способности детей в придумывании нескольких вариантов сказки, умение выбрать наилучший из них «Придумай продолжение приключений Лунтика/Вини Пуха» Цель: развивать представления о последовательном течении рассказа (начало, середина, конец), придумать несколько вариантов продолжения сказки и выбрать лучший «Чем могут закончиться приключения Лунтика/Вини Пуха» Цель: закреплять представления о последовательном течении рассказа (начало, середина, конец), придумать окончание сказки и записать ее в альбом сказок и рассказов, придуманных детьми |
Группа
этапы | ЗВУК | СЛОГ | СЛОВО | ПРЕДЛОЖЕНИЕ | РЕЧЬ |
II ЭТАП – 6-7 лет | «Живые модели» Цель: умение определять количество звуков в слове, составлять схему слова из звуков вразбивку «Назови братца» Цель: упражнять в умении вычленять и называть твердый и мягкий парные согласные звуки «Как их зовут?» Цель: закрепить умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах, а также составлять из них имена «Найди пару» Цель: упражнять в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком «Кто внимательный?» Цель: умение вычленять заданный звук в слове, определит «Включи телевизор» Цель: упражнять в определении первого или последнего звуков в словах, в составлении слов из 3-4 выделенных звуков, упражнять в чтении слов из 3-4 букв ☼ «Поезд» Цель: упражнять в определении количества звуков в словах «Помоги братцу найти свое место» Цель: упражнять в умении находить место заданного звука в схеме слова «Исправь ошибку» Цель: уметь подобрать правильный звук, чтобы получилось нужное слово «Назови ударный гласный звук» Цель: упражнять в умении определять ударный гласный звук «Волшебный колодец» Цель: подобрать подходящий по смыслу гласный звук «Прочти и найди» Цель: упражнять в умении ориентироваться в схеме слова, умении соотносить схему со словом «Что изменилось?» Цель: умение «читать» звуковую модель слова, называть гласные и согласные звуки, определять порядок звуков в слове | ☼ «Придумай кошке название» Цель: умение придумывать кличку животного из трех/четырех слогов ☼ «Слоговой домик» Цель: уметь прочитать слог и найти пару ☼ «Я сначала, ты потом» Цель: уметь членить слово на части и придумывать как можно больше слов на заданный слог, постепенно удлиняя слова ☼ «Как Мишутка учился говорить» Цель: уметь находить «потерявшийся» слог и удлинять слово при помощи нового слога ☼ «Наш слог заблудился» (вариант игры «Кто внимательный?») Цель: умение определять правильную последовательность слогов в слове «Составь слово из слогов» Цель: из данных вразбивку слогов составить слова ☼ «Цветочный магазин» Цель: упражнять в делении слов на слоги, используя трех и четырехсложные слова | ☼ «Живое слово» Цель: упражнять в умении составлять слово из данных букв ☼ «Сломанный телефон» Цель: упражнять в многократном повторении слова друг за другом группой детей, не меняя его звукового содержания ☼ «Подбери слово к схеме» Цель: упражнять в умении ориентироваться в схеме слова , назвать как можно больше подходящих к схеме слов «Загадочный круг» Цель: уметь находить многосложные слова «Найди пару» Цель: упражнять в определении многосложных слов | ☼ «Придумай название сказки/рассказа» Цель: умение придумать название сказки/рассказа, используя 3-4 слова «Дополни предложение» Цель: расширять семантическое поле, углублять понимание значений слов и правильно их соединять ☼ «Что умеют делать звери?» Цель: упражнять в составлении описательных предложений из 4 и более слов ☼ «Веселый поезд» Цель: упражнять в «Расколдуй картинку» Цель: упражнять в умении находить семантические связи между словами «Загадай-ка мне загадку» Цель: упражнять в составлении загадок, используя развернутое предложение «Придумай предложение об осени» Цель: составление предложений из 4 и более слов ☼ «Путаница» Цель: уметь ориентироваться в семантической связи слов, расставить слова в определенной последовательности | ☼ «Что перепутано?» Цель: упражнять в умении находить семантическую связь предложений и исправлять ошибки «Расскажи сюжет по порядку» Цель: упражнять в умении составлять связный рассказ по серии картин «Сочини сказку на заданное слово» Цель: упражнять в умении самостоятельно находить выразительные средства для составления сказки на заданное слово «Фантазеры» Цель: уметь составлять рассказ о возможных и нереальных событиях, используя наиболее подходящие выразительные средства ☼ «Расскажем про ручку» Цель: уметь составить связное описание предмета, используя 3 и более предложений ☼ «Напишем письмо Деду Морозу» Цель: уметь самостоятельно составлять повествование в определенной последовательности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль родителей при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Для успешной подготовки детей к обучению грамоте необходимо не только качественно проводить работу с детьми в ДОУ, но и осуществлять взаимодействие с родителями, поэтому одним из главных направлений с...
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Анализ предложения.
Работа над предложением в дошкольном возратсе способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без неё представление о слове у дошкольника носит не...
Планирование образовательной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
Методическая разработка по планированию образовательной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....
Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
представлены дидактические игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте с указанием цели и хода игры....
«Особенности построения НОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте» для воспитателей ДОУ
Цель моего выступления, продемонстрировать систему приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.Грамота – это овладение умение...
Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте...
Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте...