Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Анализ предложения.
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Работа над предложением в дошкольном возратсе способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без неё представление о слове у дошкольника носит неопределенный характер, а умение проводить анализ словесного состава развивается очень меделнно.Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить предложения на слова и называть в нем колличесство слов, любое слово по порядку, придумывать предложения по заданному колличеству слов, составлять деформированное предложение, записывать предложение графически.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Тема: Анализ слова

1. Учим правила:

        Гласными называются звуки, которые можно спеть. Когда мы их произносим, во рту не встречается преград.

В русском языке только 6 гласных звуков: А, О, У, И, Ы, Е (выучить).

Согласными называются звуки, которые нельзя спеть. Когда мы их произносим, во рту встречаем преграду.

- бывают мягкие и твердые: б-бь, в-вь, г-гь, д-дь, з-зь, к-кь, л-ль, м-мь, н-нь, п-пь, р-рь, с-сь, т-ть, ф-фь, х-хь.

- всегда твердые согласные звуки: ш, ж, ц;

- всегда мягкие согласные звуки: ч, щ, й.

2. Условные обозначения:

        квадраты 3 х 3 см;

гласный звук - красный квадрат;

согласный звук (твердый) - синий квадрат;

согласный звук (мягкий) - зеленый квадрат;

желтый кружок (1см) - "колокольчик" - обозначает звонкость звука и помещается на квадрат зеленого или синего цвета, если этот звук звонкий.

        Запись в тетрадь: простым карандашом рисуем столько клеток, сколько звуков в слоге или слове; затем раскрашиваем соответственно цветными карандашами; звонкость в квадратике обозначаем маленьким кружочком внутри клеточки.

        Под словом (схемой) обязательно подписываем (как читается это слово). Прямые слоги образуют слияния - их подписываем полукругом (согласный, затем гласный звук); звуки, которые "слышатся отдельно" подписываем одной точкой. Соответственно этим записям читаем слова пальчиком правой руки как в схеме на столе, так и по схеме в тетради.

3. Звуковой анализ на примере слова "лук":

        Предлагается картинка "лук", под ней схема, состоящая из трех пустых клеточек, по количеству звуков в слове. "Какой первый звук в слове лук?" (звук "л"). "Это звук гласный  или согласный?" "Как он слышится в этом слове: твердо или мягко?" (твердо). "В каком домике он будет жить?" (в синем). "Он звонкий или глухой?" (звонкий). Синим квадратиком закрывается первая клеточка. "Какой второй звук?" ("у" - он гласный, живет в красном домике). Красным квадратиком закрывается вторая клетка. "Какой последний звук?" ("к" - он согласный, глухой и слышится твердо, живет в синем домике). Синим квадратом закрывается последняя клетка.

Ответ ребенка: "В слове лук первый звук "л" - он согласный, звонкий, слышится твердо; второй звук "у" - он гласный, третий звук "к" - он согласный, глухой и слышится твердо".

Дополнительные вопросы: "Почему ты думаешь, что этот звук звонкий?" (горлышко работает); "Глухой?" (горлышко не работает); "Гласный?" (потому что можно спеть, нет преграды); "Согласный?" (нельзя спеть, есть преграда - какая?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Для успешной подготовки детей к обучению грамоте необходимо не только качественно проводить работу с детьми в ДОУ, но и осуществлять взаимодействие с родителями, поэтому одним из главных направлений с...

Планирование образовательной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

Методическая разработка по планированию образовательной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

методические рекомендации Планирование дидактических и развивающих игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Представленные дидактические и развивающие игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста воспитатели могут использовать как в организованной образовательной деятельности , так и в свободной д...

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

представлены дидактические игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте с указанием цели и хода игры....

«Особенности построения НОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте» для воспитателей ДОУ

Цель моего выступления, продемонстрировать систему  приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.Грамота – это овладение умение...

Развитие фонематических процессов в подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематическое восприятие -ум...

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте...