Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию для детей 4-5 лет
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Онипко Юлия Сергеевна

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию для детей 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Чтение русской – народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

Цель: познакомить детей со сказкой. Систематизировать и углубить знания детей о русском устном творчестве, композиционных и национальных языковых особенностях сказки. Научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.

Задачи: учить понимать характер и поступки героев. Замечать и понимать образные выражения. Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию, способствовать обогащению словарного запаса детей. Развивать память, мышление, зрительную и слуховую память, эмоциональную сферу. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

 

Содержание ООД

Вводная часть Приветствие Воспитатель: Ребята давайте скажем всем здравствуйте! (Дети встают в круг.)

- Здравствуй солнце золотое (правая рука вверх).

- Здравствуй небо голубое (левая рука вверх).

- Здравствуй маленький цветок (приседают).

- Здравствуй в поле ветерок (машут руками).

- В детский садик я хожу всех я вас приветствую (идут по кругу).

Воспитатель: Ребята я хочу с вами отправиться в путешествие. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?

(Дети перечисляют).

Чтобы попасть в сказку, нужно покружиться вокруг себя и сказать волшебные слова:

- Крибли, крабли раз-два-три, в стране сказок очутись (одеваю платок).

Садятся.

- Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается.

- Я очень люблю сказки, особенно русские народные. А как вы думаете, что значит – русские народные? (Это сказки придуманные дедушками и бабушками для своих внуков)

А сейчас я хочу про верить хорошо ли вы помните сказки?

Игра: «Ты мне – я тебе».

(Дети сидят на своих местах. Ведущий бросает мяч детям. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) — Кто катился по дорожке? (Колобок.)

- Что били, били — не разбили? (Яйцо.)

- Кто разрушил теремок? (Медведь.)

- Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя.)

- У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)

- Каким зёрнышком подавился петушок? (Бобовым.)

- Какой овощ дед не мог вытянуть? (Репку.)

- Самое любимое место Иванушки – дурачка? (Печка.)

- Какая избушка была у зайчика? (Лубяная.)

- Как называют дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)

-В какой сказке мальчик превратился в козленка? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

-Кто унес мальчика от сестрицы? (гуси-лебеди)

-Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

- Какими словами начинаются русские народные сказки? (жили-были)

- Какими словами заканчиваются?

Воспитатель: Чему учат сказки?

Дети: Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. А называется она «Крылатый, мохнатый да масленый». Как вы думаете, о ком рассказывается в этой сказке? Кто Крылатый? – это может быть самолёт, а может птица. Как вы думаете какая птица?

Воспитатель: Крылатый ворона, сорока… не подходит

Дети: Крылатый ворон, воробей…

Воспитатель: А мохнатый? А масленый? У этой сказки и начало необычное, вспомните, как обычно начинаются русские народные сказки?

Дети: «Жили-были».

Воспитатель: А эта сказка начинается «На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили – были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый, да блин масленый». Да, здесь не просто сказано «жили – были», но и указано, где жили сказочные герои. И где же жили три братца? (Хоровой ответ детей.)

Воспитатель: Садитесь ребята поудобнее, сейчас я вам расскажу сказку «Крылатый, мохнатый да масляный».

Чтение сказки сопровождается презентацией.

Физкультминутка «Мышка».

Мышка быстренько бежала (бег на месте),

Мышка хвостиком виляла (имитация движений),

Ой, яичко уронила (наклониться, поднять),

Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).

Повторяется 3 раза в разном темпе от быстрого к медленному

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель:

- Как звали героев сказки?

- Как жили друзья в начале сказки?

- Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?

-Как бы вы поступили на месте друзей? Почему так? (спросить 2-3 детей)

-Что можно посоветовать друзьям (жить дружно и не ссориться).

-Можно ли было поступить по-другому? Если можно, то как? (спросить 2-3 детей)

- Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. (Полбока лиса съела.)

- А с мышью что стало? (Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.) А каким нашел блин воробья на завалинке? (Клюв на сторону, слезами воробей заливается.)

— Когда же, друзья мои, так бывает?

«Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет». Кто это сказал? Почему блин так сказал?

Дети: Потому что каждый должен выполнять свою работу и не завидовать другому.

Воспитатель: Правильно ребята. Ведь не даром русский народ сложил пословицу о дружбе: «Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех».

-Кого можно пожалеть в сказке? (всех).

-Кого нужно учить правильным поступкам? Каким?

Дети: Воробья. Взаимовыручке, терпению, преданности и пониманию того, что каждый должен выполнять свою работу.

- Чем заканчивается сказка?

- Коль так случилось, делать нечего: Поплакали-погоревали да своими делами и занялись.

- Чему вас научила эта сказка (Доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга).

- Молодцы, ребята! Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Чья работа?»

Словесная игра «Чья работа?».

Задача детей рассказать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры.

-Что делал блин до ссоры (щи да кашу варил).

-А после ссоры? (на охоту пошёл, а лиса ему пол бока съела).

-Что делала мышка до ссоры? (дрова рубила).

-А после ссоры? (обед варила да ошпарилась).

-Что делал воробей до ссоры? (на охоту ходил).

-А после ссоры? (дрова клевал, да и клюв своротил).

-Молодцы!

Заключительная часть

Для этого давайте закроем глаза покружимся, раз-два-три, в нашей группе очутись (снимаю платок сказочницы)

- Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? (ответ детей)

- Чему научила вас эта сказка? (дружбе, взаимовыручке, доброте и преданности).

Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей средней группы «Дикие и домашние животные»

Цель:1. Закрепить знания детей о домашних животных2. Учить сравнивать домашних и диких животных3. Развивать речь детей4. Формировать навык самоконтроля и самооценки.5. Воспитывать любовь к животным.6....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию у детей среднего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски Smart Board по теме: "Дифференциация звуков Ш-Ж"

Тема: «Дифференциация звуков Ш – Ж»Программное содержание:Цель: учить детей четкому произнесению слогов,слов со звуками «ж» и «ш».Задачи по образовательным областям:Социально-коммуникативное развитие1...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшей группы

Тема: «Осень» Конспект составлен воспитателем  Толмачевой Л.В 2014 год Конспект непосредственно образовательной деятельности Цель: Закрепить представления детей о характерных ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей первой младшей группы /2-3 г/ Тема: « Знакомство с грузовым автомобилем».

Цель: повторить знания детей первой младшей группы, соответствующие их возрастным особенностям.Задачи:- познакомить детей с грузовым автомобилем- учить детей называть и показывать основные части автом...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей первой младшей группы. "Путешествие в мир игрушек"

Активизация речевого взаимодействия детей со сверстниками, повторение и закрепление стихов А. Барто....

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической недели «Дикие животные»

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической нед...