Конспект комплексного занятия по развитию речи подготовительной группе на тему: «Символ России – Береза»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект комплексного занятия по развитию речи подготовительной группе на тему: «Символ России – Береза»
Цель: закрепить и расширить представления детей о том, что береза является символом нашей страны. Рассказать детям о том, что это дерево часто воспевается людьми в народном творчестве, поэзии, музыке, искусстве и изобразительном творчестве.
Задачи:
• Воспитывать любовь к берёзке, как одному из символов России, способствовать развитию духовности и экологически грамотного поведения.
• Расширить и уточнить представление детей о природе родного края, о деревьях средней полосы России.
• Воспитывать интерес к изобразительной деятельности к созданию образа берёзы с помощью нетрадиционных средств изображения.
• Развитие всех компонентов устной речи детей. На основе обогащения представлений о предметах продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
• Систематизировать знания детей об отличительных признаках осени.
• Поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений за деревьями.
• Развитие мелкой моторики пальцев рук.
• Развитие внимания, восприятия, воображения.
• Дать представления о новой технике работы с пластилином (скручивании в спираль), вызвать желание лепить.
• Упражнять в лепке приемом раскатывания прямыми движениями ладони и круговыми движениями двумя пальцами рук.
Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите к нам пришли сегодня гости, и давайте, поздороваемся. Русская народная поговорка говорит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь». У нас хорошее, радостное настроение.
Все дети садятся на стульчики.
А сейчас я хочу вам загадать загадку. Вы внимательно послушайте и постарайтесь дать правильный ответ.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Ответы детей).
А теперь я хочу вам почесть красивое стихотворение А. Прокофьева
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую.
Люблю берёзку русскую.
Воспитатель: Ребята давайте разберем, как описывает поэт березку?
– Берёза – самое любимое, самое родное для каждого русского человека дерево. И сегодня наше занятие мы посвящаем этому чудесному и родному дереву. Россия – край белоствольных берез и бескрайних полей.
Вот она, раскидистая кудрявая березка, стоит, словно нарядная красавица из русских народных сказок, в белом сарафане. С золотистыми сережками и нежно зелеными клейкими листочками, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в пояс и говоря: «Мир вам, люди добрые!»
Берёза является символом России. Россию издавна называли берёзовым краем. В этих символах отразилась душа народа, его история и традиции. Берёза щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву, любили березку за ее красоту, и за пользу которую она приносит. Берёзу и сейчас очень любят в России и называют «Русской красавицей». Для русского человека нет дерева милее и роднее. Она растет в нашей стране повсюду. Возможно, потому, что она вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе?
Берёзы бывает разных видов, даже с красной корой (растёт в Японии). Но самая красивая берёза – наша белая Российская красавица. Поэтому многие поэты посвятили свои произведения русской берёзке – символу красоты и чистоты.
Внимательно посмотрите на изображение берёзы и скажите, какая она?
Ответы детей - (красивая, стройная, высокая, белоствольная, кудрявая, раскидистая)
Из древесины белоствольной красавицы люди научились изготавливать тысячи вещей. Само дерево используют как строительный и поделочный материал. Древесина березы очень крепкая и идет на изготовление мебели, лыж.
Из слоя коры, которую называют берестой, можно сделать различные корзины, коробки, сумки. В древности береста заменяла бумагу. На кусочках бересты писали острыми костяными палочками.
Из березовых почек и листьев изготавливают различные краски.
На Руси с давних времен береза была любимым деревом. Люди верили, что это дерево способно исполнять их желания. Поэтому приходили к березе и говорили о своих мечтах. А еще в березовых рощах воздух очень чистый и микробам там живется неуютно.
Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, ей посвящали свои лучшие произведения поэты и художники. Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах!
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о берёзе? Давайте с вами поиграем.
Дидактическая игра «Волшебная веточка»
Цель: Закрепить знания детей о берёзе: о её внешних особенностях, целебных свойствах, о значении для человека
Ход игры:
Дети по кругу передают друг другу «волшебную берёзовую веточку», одновременно рассказывая о том, что они уже знают о берёзе.
Приблизительные ответы детей
Берёза – символ России.
У Берёзы – белый, стройный ствол.
У берёзы тонкие и гибкие ветви.
В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.
Берёза может лечить людей.
Берёза даёт берёзовый сок.
О берёзе пишут стихи и песни, картины.
В народе берёзу называют « берегиня».
Нужно бережно относиться к природе …
Воспитатель:
В устном народном творчестве русский народ сложил о березе мудрые пословицы и поговорки. Вот послушай ребята.
Пословицы и поговорки о березе:
Березкой обогреешься, а не оденешься.
Какова березка, такова и отростка.
Березовицы (берёзового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь.
Бела берёста – да дёготь чёрен.
Воспитатель
А ещё, народ долго наблюдал за берёзой, да и примечал себе.
Приметы о берёзе
Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.
Иней на берёзах – к морозу.
Из берёзы течет много сока – к дождливому лету.
Когда берёза станет распускаться, сей овёс.
Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб.
Воспитатель: Поэты и композиторы создают картины природы словами, сочиняя красивые стихи, песни, музыку...
Послушай, что о березке можно рассказать.
***
Ты до того, берёзонька, красива,
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы.
***
У красы берёзки
Платье серебриться,
У красы берёзы
Белены косицы.
Воспитатель:Художники и поэты воспевали берёзу и красоту природы разными способами и средствами.
Художники рисуют картины природы красками на бумаге, холстах. Картины мы можем увидеть глазами. Давайте посмотрим, как они изображают березу в разное время года.
Сейчас мы с вами окажемся в картинной галерее.
Дети садятся на стульчики перед магнитной доской
На кране - репродукция картины Саврасова “Грачи прилетели”
Картина Саврасова - «Грачи прилетели» рассказывает о прекрасной поре в жизни природы, о её пробуждении. На переднем плане — грачи. Они заняты важным делом, спешат соорудить на берёзах гнёзда. Берёзы не похожи друг на друга: искривились, изогнулись в разные стороны; видно, не щадили их зимние ветры и метели.
На экране - картина И.И.Левитана “Березовая роща”
Перед нами картина Левитана - “Березовая роща”. Художник, изображая берёзовый лес, передаёт игру солнечных лучей на белых стволах, переливы зелёного цвета листвы берёзок и солнечной травы, среди которой виднеются синие искорки цветов. Берёзки в картине Левитана являются самыми весёлыми из деревьев, улыбающимися навстречу солнцу.
На экране - репродукция картины И.И. Левитан - «Золотая осень
На полотне И.И.Левитана - «Золотая осень», мы видим характерный русский пейзаж: поля, рощи, река. Но наше внимание приковано к желтым березкам. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. Это золотая осень. Она очаровывает нас красотой.
На экране - репродукция картины И.Э.Грабаря “Февральская лазурь”
А сейчас взгляните на эту картину. Ее написал художник И. Грабарь. Называется она «Февральская лазурь». Здесь вы видите прекрасную березовую рощу зимой. На переднем плане мы видим красавицу берёзу, а вдали березовая роща, пронизанная ярким светом. Это конец зимы, февраль. Вся роща озарена светом яркого солнца. Посмотрите, какое ясное голубое небо, видно, что день стоит солнечный. Даже на стволах и ветках берез кора имеет множество оттенков. Представьте себя в этой роще, рядом с этими чудесными березами.
Эти картины висят в музеях, и каждый человек может посмотреть на них. Глядя на эти картины, возникает желание увидеть все эти берёзовые рощи и эту красоту в действительности, как увидели ее художники.
Физкультминутка
Ветер березку тихонько качает,
Вправо и влево ее наклоняет.
Раз- наклонились, два- наклонились.
И вслед за веточками вниз опустились.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Сейчас у нас будет своя берёзовая роща, мы с вами сделаем свой мини музей с картинами берез. Предлагаю вам стать художниками-мастерами. Давайте вспомним, какое сейчас время года. Мы с вами нарисуем портрет березы в осеннем наряде. Хотите научиться? Но сначала немного отдохнем.
Ребята, вы знаете, какие изменения происходят в природе осенью. (Да). А вот мы сейчас это и проверим. Я буду называть слово, а вы расскажете мне, какие изменения произошли с приходом осени. Что мы можем сказать:
О солнце (прячется за тучи, слабо греет).
О небе (становится хмурым, пасмурным, серым).
О птицах (улетают в теплые края).
О деревьях (роняют листья, начинается листопад).
О ветре (дует холодный, сильный ветер).
О дожде (часто моросит, лужи долго не высыхают).
О траве (становится желтой и сухой).
О животных (готовятся к зиме: меняют свои шубки, готовят запасы).
О людях (стали одеваться теплее).
Давайте пройдем в нашу мастерскую - к столам
Дети садятся за столы.
Прежде, чем начать лепить, вспомним с вами знакомую пальчиковую гимнастику.
Дунул ветер на березку,
Разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился,
Улетел, не извинился.
Итог НОД:
После окончания работы воспитатель предлагает детям рассмотреть с ними осеннею березовую рощу.
Анализ: У нас получилась настоящая берёзовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прислоняться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья, полюбоваться чудом, сотворённой матушкой – природой.
Воспитатель
Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля Русская! А значит, мы её должны беречь и охранять
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razv.rechi_2.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект комплексногозанятия по развитию речи подготовительной группе на тему: «Символ России – Береза»
Цель: закрепить и расширить представления детей о том, что береза является символом нашей страны. Рассказать детям о том, что это дерево часто воспевается людьми в народном творчестве, поэзии, музыке, искусстве и изобразительном творчестве.
Задачи:
• Воспитывать любовь к берёзке, как одному из символов России, способствовать развитию духовности и экологически грамотного поведения.
• Расширить и уточнить представление детей о природе родного края, о деревьях средней полосы России.
• Воспитывать интерес к изобразительной деятельности к созданию образа берёзы с помощью нетрадиционных средств изображения.
• Развитие всех компонентов устной речи детей. На основе обогащения представлений о предметах продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
• Систематизировать знания детей об отличительных признаках осени.
• Поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений за деревьями.
• Развитие мелкой моторики пальцев рук.
• Развитие внимания, восприятия, воображения.
• Дать представления о новой технике работы с пластилином (скручивании в спираль), вызвать желание лепить.
• Упражнять в лепке приемом раскатывания прямыми движениями ладони и круговыми движениями двумя пальцами рук.
Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите к нам пришли сегодня гости, и давайте, поздороваемся. Русская народная поговорка говорит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь». У нас хорошее, радостное настроение.
Все дети садятся на стульчики.
А сейчас я хочу вам загадать загадку. Вы внимательно послушайте и постарайтесь дать правильный ответ.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Ответы детей).
А теперь я хочу вам почесть красивое стихотворение А. Прокофьева
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую.
Люблю берёзку русскую.
Воспитатель: Ребята давайте разберем, как описывает поэт березку?
– Берёза – самое любимое, самое родное для каждого русского человека дерево. И сегодня наше занятие мы посвящаем этому чудесному и родному дереву. Россия – край белоствольных берез и бескрайних полей.
Вот она, раскидистая кудрявая березка, стоит, словно нарядная красавица из русских народных сказок, в белом сарафане. С золотистыми сережками и нежно зелеными клейкими листочками, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в пояс и говоря: «Мир вам, люди добрые!»
Берёза является символом России. Россию издавна называли берёзовым краем. В этих символах отразилась душа народа, его история и традиции. Берёза щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву, любили березку за ее красоту, и за пользу которую она приносит. Берёзу и сейчас очень любят в России и называют «Русской красавицей». Для русского человека нет дерева милее и роднее. Она растет в нашей стране повсюду. Возможно, потому, что она вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе?
Берёзы бывает разных видов, даже с красной корой (растёт в Японии). Но самая красивая берёза – наша белая Российская красавица. Поэтому многие поэты посвятили свои произведения русской берёзке – символу красоты и чистоты.
Внимательно посмотрите на изображение берёзы и скажите, какая она?
Ответы детей - (красивая, стройная, высокая, белоствольная, кудрявая, раскидистая)
Из древесины белоствольной красавицы люди научились изготавливать тысячи вещей. Само дерево используют как строительный и поделочный материал. Древесина березы очень крепкая и идет на изготовление мебели, лыж.
Из слоя коры, которую называют берестой, можно сделать различные корзины, коробки, сумки. В древности береста заменяла бумагу. На кусочках бересты писали острыми костяными палочками.
Из березовых почек и листьев изготавливают различные краски.
На Руси с давних времен береза была любимым деревом. Люди верили, что это дерево способно исполнять их желания. Поэтому приходили к березе и говорили о своих мечтах. А еще в березовых рощах воздух очень чистый и микробам там живется неуютно.
Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, ей посвящали свои лучшие произведения поэты и художники. Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах!
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о берёзе? Давайте с вами поиграем.
Дидактическая игра «Волшебная веточка»
Цель: Закрепить знания детей о берёзе: о её внешних особенностях, целебных свойствах, о значении для человека
Ход игры:
Дети по кругу передают друг другу «волшебную берёзовую веточку», одновременно рассказывая о том, что они уже знают о берёзе.
Приблизительные ответы детей
Берёза – символ России.
У Берёзы – белый, стройный ствол.
У берёзы тонкие и гибкие ветви.
В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.
Берёза может лечить людей.
Берёза даёт берёзовый сок.
О берёзе пишут стихи и песни, картины.
В народе берёзу называют « берегиня».
Нужно бережно относиться к природе …
Воспитатель:
В устном народном творчестве русский народ сложил о березе мудрые пословицы и поговорки. Вот послушай ребята.
Пословицы и поговорки о березе:
Березкой обогреешься, а не оденешься.
Какова березка, такова и отростка.
Березовицы (берёзового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь.
Бела берёста – да дёготь чёрен.
Воспитатель
А ещё, народ долго наблюдал за берёзой, да и примечал себе.
Приметы о берёзе
Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.
Иней на берёзах – к морозу.
Из берёзы течет много сока – к дождливому лету.
Когда берёза станет распускаться, сей овёс.
Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб.
Воспитатель: Поэты и композиторы создают картины природы словами, сочиняя красивые стихи, песни, музыку...
Послушай, что о березке можно рассказать.
***
Ты до того, берёзонька, красива,
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы.
***
У красы берёзки
Платье серебриться,
У красы берёзы
Белены косицы.
Воспитатель:Художники и поэты воспевали берёзу и красоту природы разными способами и средствами.
Художники рисуют картины природы красками на бумаге, холстах. Картины мы можем увидеть глазами. Давайте посмотрим, как они изображают березу в разное время года.
Сейчас мы с вами окажемся в картинной галерее.
Дети садятся на стульчики перед магнитной доской
На кране - репродукция картины Саврасова “Грачи прилетели”
Картина Саврасова - «Грачи прилетели» рассказывает о прекрасной поре в жизни природы, о её пробуждении. На переднем плане — грачи. Они заняты важным делом, спешат соорудить на берёзах гнёзда. Берёзы не похожи друг на друга: искривились, изогнулись в разные стороны; видно, не щадили их зимние ветры и метели.
На экране - картина И.И.Левитана “Березовая роща”
Перед нами картина Левитана - “Березовая роща”. Художник, изображая берёзовый лес, передаёт игру солнечных лучей на белых стволах, переливы зелёного цвета листвы берёзок и солнечной травы, среди которой виднеются синие искорки цветов. Берёзки в картине Левитана являются самыми весёлыми из деревьев, улыбающимися навстречу солнцу.
На экране - репродукция картины И.И. Левитан - «Золотая осень
На полотне И.И.Левитана - «Золотая осень», мы видим характерный русский пейзаж: поля, рощи, река. Но наше внимание приковано к желтым березкам. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. Это золотая осень. Она очаровывает нас красотой.
На экране - репродукция картины И.Э.Грабаря “Февральская лазурь”
А сейчас взгляните на эту картину. Ее написал художник И. Грабарь. Называется она «Февральская лазурь». Здесь вы видите прекрасную березовую рощу зимой. На переднем плане мы видим красавицу берёзу, а вдали березовая роща, пронизанная ярким светом. Это конец зимы, февраль. Вся роща озарена светом яркого солнца. Посмотрите, какое ясное голубое небо, видно, что день стоит солнечный. Даже на стволах и ветках берез кора имеет множество оттенков. Представьте себя в этой роще, рядом с этими чудесными березами.
Эти картины висят в музеях, и каждый человек может посмотреть на них. Глядя на эти картины, возникает желание увидеть все эти берёзовые рощи и эту красоту в действительности, как увидели ее художники.
Физкультминутка
Ветер березку тихонько качает,
Вправо и влево ее наклоняет.
Раз- наклонились, два- наклонились.
И вслед за веточками вниз опустились.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Сейчас у нас будет своя берёзовая роща, мы с вами сделаем свой мини музей с картинами берез. Предлагаю вам стать художниками-мастерами. Давайте вспомним, какое сейчас время года. Мы с вами нарисуем портрет березы в осеннем наряде. Хотите научиться? Но сначала немного отдохнем.
Ребята, вы знаете, какие изменения происходят в природе осенью. (Да). А вот мы сейчас это и проверим. Я буду называть слово, а вы расскажете мне, какие изменения произошли с приходом осени. Что мы можем сказать:
О солнце (прячется за тучи, слабо греет).
О небе (становится хмурым, пасмурным, серым).
О птицах (улетают в теплые края).
О деревьях (роняют листья, начинается листопад).
О ветре (дует холодный, сильный ветер).
О дожде (часто моросит, лужи долго не высыхают).
О траве (становится желтой и сухой).
О животных (готовятся к зиме: меняют свои шубки, готовят запасы).
О людях (стали одеваться теплее).
Давайте пройдем в нашу мастерскую - к столам
Дети садятся за столы.
Прежде, чем начать лепить, вспомним с вами знакомую пальчиковую гимнастику.
Дунул ветер на березку,
Разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился,
Улетел, не извинился.
Итог НОД:
После окончания работы воспитатель предлагает детям рассмотреть с ними осеннею березовую рощу.
Анализ: У нас получилась настоящая берёзовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прислоняться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья, полюбоваться чудом, сотворённой матушкой – природой.
Воспитатель
Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля Русская! А значит, мы её должны беречь и охранять
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Что мы знаем о воде».
Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Что мы знаем о воде»....
Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию в младшей группе «Лунтик в гостях у ребят».
В конспекте находится доступный материал для малышей по ознакомлению со свойствами воды....
Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Вы слыхали о воде?»
НОД по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Вы слыхали о воде?»...
план-конспект Методическая разработка: Конспект комплексного занятия По развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «Как измерить удава»
Данная разработка предназначена для того, чтобы: 1) закреплять порядковый и обратный счет от 1 до 10; 2) закреплять пространственно-временные представления: дни недели, месяца, времена года; 3) развив...
Конспект комплексного занятия по развитию речи в старшей группе "День народного единства России"
Конспект нацелен на развитие связной речи старших дошкольников по теме "Наша Родина", разработан в виде игры-квеста "Путешествие по России"....
Конспект НОД в подготовительной к школе группе "Неофициальные символы России"
Знакомство детей с неофициальными символами России....
Конспект организационной образовательной деятельности в старшей группе «Государственные символы России»
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям...