Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Чтение сказки В. Сутеева «Мешок яблок» для подготовительной группы.
план-конспект занятия по развитию речи
Цель: формирование у детей представлений об отношениях с окружающими через ознакомление с произведением В. Г. Сутеева: «Мешок яблок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rogoshchenkova_n.g._tema_no11_konspekt.docx | 246.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Чтение сказки В. Сутеева «Мешок яблок» для подготовительной группы.
Цель: формирование у детей представлений об отношениях с окружающими через ознакомление с произведением В. Г. Сутеева: «Мешок яблок».
Задачи:
Образовательная: расширять кругозор детей путём ознакомления с произведениями и изобразительным творчеством Владимира Григорьевича Сутеева; формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев сказки В.Г. Сутеева;
способствовать развитию диалогической, монологической речи, умению высказывать свое мнение о прочитанном, умение давать оценку героям произведений, поведению своему и других.
Развивающая: умение детей отвечать на поставленные вопросы и устанавливать причинно-следственную связь, развивать познавательные и творческие способности детей, воображение, мышление; развивать умение детей передавать свои впечатления от прочитанного; развивать коммуникативные навыки. Развивать воображение, фантазию, мышление. Способствовать умению передавать образы животных через рисунок.
Воспитательная: дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, через анализ содержания произведения В. Сутеева; воспитывать бережное отношение к книгам, интерес к художественному слову, эмоциональную отзывчивость, доброжелательное, вежливое отношение к окружающим, желание совершать добрые поступки.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.
Материалы и оборудование: ноутбук, флэш-накопитель, презентация с иллюстрациями к сказке, цветные карандаши, листы бумаги А4(по количеству детей подписанные), мешочек, яблоки.
Ход занятия:
- Организационный момент (4 минуты) (Дети сидят на ковре полукругом)
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! К нам пришли гости, давайте их поприветствуем.
- Сегодня я предлагаю вам окунуться в волшебную сказку, где нас ждёт необычный, а может и обычный герой. А, что это за герой мы с вами сейчас попробуем отгадать: (Воспитатель загадывает загадку и просит детей отгадать её):
Много бед таят леса:
Волк, Медведь там и Лиса.
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды, уносит ноги.
(Заяц)
Воспитатель: - Молодцы ребята, правильно отгадали загадку. (Воспитатель показывает слайд №1 с изображением зайца).
- Сегодня мы познакомимся с зайчишкой, героем сказки Владимира Григорьевича Сутеева. (Воспитатель показывает слайд №2 с портретом писателя).
-Вы слышали, что- то про такого писателя, а может кто-то из вас знает его сказки? (Ответы детей).
Воспитатель: - В. Сутеев – современный писатель, который сочиняет сказки для детей. Давайте с вами еще раз повторим ФИО писателя. (Дети вместе с воспитателем произносят ФИО писателя).
Воспитатель: - Ребята, а теперь, прежде чем я вам начну читать сказку, мы с вами посмотрим на экран и вспомним те сказки Владимира Григорьевича Сутеева, которые вы уже знаете. (Воспитатель показывает слайды №3, №4, №5, № 6).
Воспитатель: - Молодцы, ребята, все сказки помните!
- Сейчас я вам прочитаю ещё одну из сказок этого замечательного писателя. А сказка эта называется «Мешок яблок» (Воспитатель показывает слайд №7, на котором изображена обложка сказки «Мешок яблок»)
- Внимательно послушайте сказку и посмотрите иллюстрации к ней, которые будут отображаться на экране. После прочтения сказки я вам буду задавать вопросы, а вы мне будете на них отвечать.
2. Чтение сказки В. Сутеева «Мешок яблок». (8 минут)
Ходил Заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих зайчат, но, как назло, ничего ему не попадалось: ни грибов, ни ягод. (Слайд №8)
И вдруг посреди зелёной поляны увидел он дикую яблоню. А яблок румяных на ней и под ней — видимо-невидимо! Не долго думая, раскрыл Заяц свой мешок и стал в него яблоки собирать.
Тут Ворона прилетела, на пенёк села и каркает:
— Карр! Карр! Безобразие! Каждый будет сюда приходить, ни одного яблока не останется!
— Напрасно каркаешь, — говорит Заяц, — здесь яблок на весь лес хватит. А у меня зайчата дома голодные сидят (Слайд №9).
Набрал Заяц полный мешок яблок. Мешок тяжёлый — не поднять. С трудом потащил его Заяц волоком по лесной тропинке... (Слайд №10)
И вдруг голова его уткнулась во что-то мягкое. Поднял голову Заяц и обомлел — перед ним Медведь стоит! (Слайд №11)
— Что у тебя там в мешке? — спросил Медведь.
Заяц пришёл в себя, открыл мешок и говорит:
— Вот... Яблоки... Угощайтесь, дядя Миша!
Попробовал Медведь одно яблоко.
— Ничего яблочки! Освежают! — проревел он, набрал большую горсть яблок и пошёл своей дорогой. (Слайд № 12)
А Заяц — к себе домой.
Идёт Заяц по лесу, а со всех сторон бегут к нему бельчата, пищат хором:
— Дяденька Заяц! Дайте яблочек!
Ничего не поделаешь, пришлось снова мешок открыть. (Слайд №13)
По дороге домой Заяц встретил своего старого приятеля Ежа.
— Куда идёшь, Колючая Голова? — спросил Заяц.
— Да вот, за грибами собрался, а грибов нигде не видно. Хожу с пустой корзинкой. (Слайд №14)
— Ты лучше у меня яблок возьми. Бери, не стесняйся, у меня их много! — сказал Заяц и насыпал Ежу полную корзину яблок. (Слайд № 15)
Вышел Заяц на лужок, а там Коза со своими козлятами гуляет. Их Заяц тоже яблоками оделил. (Слайд № 16)
Ходил, ходил Заяц и устал. Присел было на какой-то бугорок, как вдруг...
— Спасибо, дружище! — сказал Крот и исчез под землёй вместе с яблоками. (Слайд № 17)
В заячьем домике давно ждут папу-Зайца. Чтобы скоротать время, мама-Зайчиха рассказывает сказку своим голодным зайчатам. (Слайд №18)
И тут кто-то постучал в дверь...
Дверь распахнулась, и на пороге появились бельчата с большим лукошком, полным орехов.
— Вот! Это вам мама просила передать! — пропищали бельчата и убежали.
— Чудеса... — прошептала Зайчиха. (Слайд № 19)
Пришёл Ёжик с корзиной, полной грибов.
— Хозяин дома? — спросил он Зайчиху.
— Да нет. Как с утра пошёл, так и не возвращался.
Попрощался Ёж, ушёл, а корзину с грибами оставил Зайчихе. (Слайд №20)
Соседка Коза принесла капусты и крынку молока.
— Это для ваших детей, — сказала она Зайчихе. (Слайд №21)
Чудеса продолжались...
Со стуком откинулась крышка подпола, и показалась голова Крота.
— Это дом Зайца? — спросил он.
— Да, мы тут живём, — сказала Зайчиха.
— Значит, я правильно подкоп вёл! — обрадовался Крот, и полетели из подпола всякие овощи: морковка, картошка, петрушка, свёкла. — Привет Зайцу! — крикнул Крот и исчез под землёй. (Слайд №22)
А Ворона всё каркает:
— Карр! Карр! Всем яблоки раздавал, а меня хоть бы одним яблочком угостил!
Смутился Заяц, вытряхнул из мешка последнее яблоко:
— Вот... Самое лучшее! Клюй на здоровье! (Слайд №23)
— Очень мне нужно твоё яблоко, я их терпеть не могу! Карр! Карр! Что делается! Родным голодным детишкам пустой мешок несёт! (Слайд №24)
— А я... А я сейчас обратно в лес пойду и снова мешок полный принесу!
— Куда же ты пойдёшь, глупый! Смотри, какая туча собирается! (Слайд №25)
И побежал Заяц обратно в лес.
А когда прибежал к своей заветной яблоне, то там... (Слайд №26)
Увидел Волк Зайца, облизнулся и спрашивает:
— Тебе что здесь нужно? (Слайд №27)
— Я... Яблочки хотел собрать... Зайчатам...
— Значит, ты яблочки любишь?
— Лю... Люблю.
— А я зайцев очень люблю! — зарычал Волк и бросился на Зайца. (Слайд №28)
Вот тут-то и пригодился Зайцу пустой мешок. (Слайд №29)
Уже поздно ночью приплёлся Заяц к своему дому. (Слайд №30)
А дома давно крепким сном спали сытые зайчата. Только одна Зайчиха не спала: тихо плакала в своём уголке. (Слайд №31)
Вдруг скрипнула дверь.
Вскочили зайчата:
— Ура! Папа пришёл!
Зайчиха подбежала к двери: на пороге стоял Заяц, весь мокрый.
— Я ничего... совсем ничего вам не принёс, — прошептал он. (Слайд №32)
— Зайчик мой бедный! — воскликнула Зайчиха.
И вдруг страшный удар потряс дом.
— Это он! Волк! Заприте дверь! Прячьтесь все! — закричал Заяц.
Зазвенели стёкла, распахнулось окошко, и появилась большая голова Медведя.
— Вот! Держи от меня подарок, — прорычал Медведь. — Мёд настоящий, липовый... (Слайд №33)
Утром вся заячья семья собралась за столом. А на столе чего только нет! Грибы и орехи, свёкла и капуста, мёд и репа, морковь и картошка.
А злая Ворона удивляется:
— Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться? (Слайд №34)
После прочтения сказки воспитатель задает вопросы детям:
– Кто главный герой этой сказки? (заяц)
-Зачем заяц отправился в лес? (искал грибы-ягоды для зайчат)
-Сколько заяц набрал яблок? (много, полный мешок)
– А каким мы видим зайца в сказке «Мешок яблок»?
(заботливым, добрым, щедрым, немного трусливым).
– Что делал заяц на протяжении всей сказки? (собирал яблоки)
-Какие добрые поступки совершал заяц? (делился со всеми, кто повстречался ему на пути, убегал от волка).
-Кого добрый заяц угостил яблоком первого? (медведя)
- Почему звери принесли в дом зайца подарки, угощения?
- Что помешало зайцу снова набрать яблок для своей семьи? (плохая погода и волк)
-Ребята, а какая ворона в этой сказке? (вредная, завистливая).
-Что волк хотел сделать с зайцем?
-А волк, это положительный герой или отрицательный? Почему вы так считаете?
Расскажите, какие подарки принесли зайчатам звери?
– Чем закончилась сказка? (звери отплатили добром, и зайчата остались сытыми).
– Понравилась вам сказка?
(Ответы детей.)
- Физкультминутка «Зайка» (3 минуты) (Слайд №35)
(Дети стоят на ковре)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать. (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)
4. Рисование «Герои сказки» (10 минут) (Дети садятся за столы)
Предложить детям самостоятельно нарисовать героев сказки В. Сутеева «Мешок яблок». Напомнить о том, как правильно держать карандаш в руке, правильных приёмах рисования карандашами. Поощрять интересный замысел, следить за использованием правильных способов изображения героя сказки. В процессе работы обращать внимание на выразительную передачу персонажей сказки, на расположении их на листе бумаги, на цвет в рисунках.
В конце полюбоваться всеми работами. Всем вместе выбрать наиболее интересные работы, обратить внимание детей на их красоту и выразительность. Спросить, почему ребенок изобразил этого героя?
(После рисования, дети убирают карандаши, подходят к воспитателю на ковер).
5.Комплекс гимнастики для глаз:(Слайд №36, 37,38,39,40,41). (4 минуты)
Ребёнку предлагаются картинки со схемой, изображающие последовательность движения глаз и ему, необходимо зрительно двигаться от предмета к предмету. Воспитатель помогает, в необходимой последовательности показывает направление.
6. Рефлексия (5 минут).
(После выполнения гимнастики для глаз, дети присаживаются за столы)
Воспитатель: -Кто из сказки вам понравился больше всего? Почему?
-Чему учит сказка?
-Кого вам жалко в этой сказке?
(Ответы детей)
Воспитатель:- Благодаря своей доброте, заяц имеет много друзей, звери отблагодарили зайца за его щедрость и помогли в трудную минуту.
Воспитатель: - А мне жалко ворону. Как вы думаете, почему?
-Что можно сделать, чтобы ворона стала доброй и веселой?
-Заглянем в мешок. Посмотрите, здесь лежит яблоко.
-В сказке вороне не досталось яблок. Может быть, угостим ворону яблоком?
-Передавая яблоко по кругу, скажем добрые слова вороне, например, ворона я угощаю тебя яблоком, желаю тебе быть всегда веселой, доброй, не обижать, дружить и т.д.
-Если бы заяц угостил ворону яблоком, как бы она его отблагодарила, что бы сказала?
(Ответы детей.)
Воспитатель: (Дети остаются за столами)
-Ребята, зайчик добрый и не жадный, поэтому передал вам угощение (воспитатель раздает детям по половинке яблока)
-Давайте с вами поблагодарим зайчика, какие слова благодарности мы ему скажем? (Ответы детей)
Воспитатель: -Итак, мы с вами послушали удивительную сказку о добром и отзывчивом зайце, который отправился на поиски еды для своих зайчат. Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились.
Список литературы:
- Бабаева Т.И. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения: автореф. дис. … канд. пед. наук: (13.00.01) / Бабаева Татьяна Игоревна. – Л. 1999. – 23 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 278 с.
- Нечаева В.Г. Воспитание организованного поведения у детей старшего дошкольного возраста / В.Г. Нечаева // Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. – 2010. – № 2. – С. 262-328.
- Чиркова Т.В. Воспитание доброжелательных отношений старших дошкольников средствами художественной литературы / Т.В. Чиркова // Известия института педагогики и психологии образования. – 2017. – № 4. – С. 182-187.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное открытое занятие по сказке В. Сутеева «Мешок яблок» в разновозрастной группе.
Комплексное открытое занятие по сказке В. Сутеева «Мешок яблок» в разновозрастной группе.Конспект занятия Программное содержание:1.Закрепить счёт двойками.2. ...
Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой "Чтение сказки С.Прокофьевой "Сказка про маму"
для детей средней группы ОНР, ТНР...
Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой "Чтение сказки Н. Павловой "На машине"
для детей средней группы ОНР, ТНР...
Конспект НОД с использованием технологии «Сторисек» «Знакомство со сказкой В. Г. Сутеева «Мешок яблок» для подготовительной группы.
Формирование интереса к сказке В. Г. Сутеева «Мешок яблок» через создание разностороннего подхода к произведению средствами технологии «Сторисек»....
Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой Чтение сказки Г. Х. Андерсена "Гадкий утенок"
Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой Чтение сказки Г. Х. Андерсена "Гадкий утенок"ООД: ЧтениеОбразовательные области: речевое развитие; познавательное развитие; социальн...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» в средней группе
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» в средней группе Программное содержание: познакомить детей со сказкой Ш. П...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по сказке В.Сутеева «Цыпленок и утенок» во второй младшей группе.
Презентация по сказке В.Сутеева «Цыпленок и утенок» во второй младшей группе....