Статья: "Формирование и развитие связной речи с применением игровых технологий"
статья по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Игровая технология включает несколько этапов обучения детей рассказыванию. Выбор и последовательность зависит от уровня развития речевой и мыслительной деятельности, а также возрастных особенностей детей.

1 - Определение объектов на картине, с помощью игры "Подзорная труба".

2 - Установление взаимосвязи между объектами на картине, игра «Ищу друзей».

3 - Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины

4 - Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств, игра «Веселые человечки».

5 - Описание местонахождения объектов на картине: «Кто где?».

6 - Преобразование объектов во времени. Игра «Машина времени».

7 - Составление сравнений, загадок и метафор и смысловая характеристика картин.


 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaznaya_rech_ns.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста, с применением игровых технологий»

Речь ребёнка, так же как и взрослого, считается полноценной, если сформированы её основные компоненты – звукопроизношение, словарный запас и грамматический строй. Однако в обычной жизни мы не говорим отдельными словами и даже отдельными предложениями, а в основном пользуемся так называемой связной речью, объединяющей сразу несколько или даже много предложений, потому что только таким путем можно достаточно полно о чем-то рассказать другому человеку или другим людям.

Умением или неумением «хорошо рассказывать», то есть правильно и логично строить свою связную речь, во многом определяется и успешность ребёнка в школе.

Владение связной речью – это уже более высокий этап речевого развития, который начинается у ребенка после 3,5 - 4 лет, то есть уже после того, как им будут полноценно пройдены предыдущие этапы становления речи.

Под связной речью понимается развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое.

Существуют две основные разновидности связной речи — диалогическая и монологическая, каждая из которых имеет свои особенности.

Диалог является наиболее простым видом связной речи. Он представляет собой самый распространенный и естественно возникший способ живого и непосредственного общения.

Монологическая речь является самым сложным видом связной речи. Монолог служит для целенаправленной передачи информации. Поэтому здесь необходимо предварительное составление программы высказывания, тщательный отбор наиболее выразительных и точных слов и полное грамматическое оформление предложений. Необходим и постоянный самоконтроль за исполнением намеченной смысловой программы— не должно быть немотивированных отступлений от основного содержания монолога.

К восприятию и пониманию монологической речи должен быть подготовлен и слушатель, потому что при бедном словарном запасе и недостаточном владении грамматическими нормами языка ему будет непонятен смысл многих предложений, а значит, и содержание всего монолога в целом.

Умение же хорошо рассказывать — это не столько «природный дар», сколько сознательно приобретенный навык, формирование которого необходимо начать еще в дошкольном возрасте. Диагностика уровня речевого развития детей наглядно демонстрирует, насколько большой процент детей сегодня испытывает значительные трудности в построении связных высказываний. Поэтому сегодня мы хотим показать, как можно использовать игровые технологии, в воспитании связной речи детей дошкольного возраста.

Данная технология включает несколько этапов обучения детей рассказыванию. Но это не значит, что необходимо применять все игры. Выбор и последовательность зависит от уровня развития речевой и мыслительной деятельности, а также возрастных особенностей детей.

У нас в гостях картина «Игрушки», предназначена для детей младшего и среднего возраста.

1 Технология. Определение объектов на картине.

Для побуждения к выделению и называнию объектов используется игра «Подзорная труба».

Дети по очереди выделяют объекты из всего содержания. А затем проговаривают: Смотрю на картину и называю… и вижу…

Для игры понадобятся подзорные трубы. Я смотрю в подзорную трубу и вижу луну. А что вы видите?

Чтобы лучше вникнуть в содержание картины, в процессе игры начинаем искать подробности. Какая игрушка? Кто в аквариуме?

  1. Установление взаимосвязи между объектами на картине.

Игра «Ищу друзей».

Секрет картины в том, что все объекты связаны между собой. Чтобы установить эти взаимосвязи, сейчас мы превратимся в сыщиков и найдем друга каждому предмету. Используем лупы. Группируем их по признаку: игрушки. Один объект связан с другим, потому что… Целью этой игры является обучение детей составлению не только простых предложений, но и сложных предложений в средней группе, а также сложноподчиненных в старшей и подготовительной группе, с краткими рассказами-рассуждениями.

  1. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.

Стихи Агнии Барто.

«Лошадка»

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

«В лесу»

  1. Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.

Игра «Веселые человечки». Необходимо войти в картину. Выбрать орган чувств, который поможет путешествовать. Описать свои ощущения.

В гости пришли человечки: Носастик, Рукастик, Ушастик. Они лучше всех слышат все звуки, чувствуют запахи, ощущают предметы на ощупь. Можно разделиться на 3 группы, у каждой группы свой человечек. Произносим волшебные слова: Вокруг себя повернись, и в картине очутись. Сначала мы погуляем с Носатиком. Какие чувствуем запахи? Теперь погуляем с Ушастиком. Что слышим? С помощью Рукастика мы устанавливаем свойства предметов. Начинаем со слов: Я чувствую запах… Я слышу… Когда я трогаю руками…Словесная зарисовка на основе ощущений дает представление о температуре, влажности, материале, форме объекта… Необходимо активизировать в речи слова, характеризующие ощущения.

  1. Описание местонахождения объектов на картине: «Кто где?».

Необходимо выбрать предмет или объект на картине. Описать, как расположены другие предметы или объекты по отношению к нему. У каждого предмета есть свое место. В игре продолжаем развивать умение ориентироваться в пространстве, развиваем связную речь. Затем можно загадывать объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение, употребляя слова, обозначающие пространственную ориентировку.

«Волки около деревни, ждут…

Игровая технология: Преобразование объектов во времени. Игра «Машина времени»

1.Предложить детям рассмотреть картинку «Волки около деревни, ждут…»

  • Какое время года изображено?
  • Чем покрыто всё кругом?
  • Кто на картине? Почему их много?
  • Почему волки собрались в стаю?
  • Какое время суток на картине?
  • Куда волки подошли? Почему?
  • На кого они хотят напасть?
  • Кого они схватят и что сделают?

2.Предложить послушать начало рассказа о волках, придумать, что было дальше, и пересказать весь рассказ:

Наступила холодная, снежная зима. Трудно бегать волкам по глубокому снегу, трудно добывать себе пищу. Голодные волки собрались в стаю. Ночью подобрались они поближе к деревне и стали дожидаться…

3.Попросить детей придумать название рассказа.

«Как лиса охотилась на ворон»

Игровая технология: Составление сравнений, загадок и метафор и Смысловая характеристика картин.

1. Предложить детям рассмотреть серию картинок "Как лиса охотилась на ворон" и расположить их по порядку.

2. Послушать предложения и сказать, подходят ли они к картинкам:

  • Однажды сытая лиса вышла на охоту.
  • Однажды голодная лиса вышла на охоту.
  • Лиса подкралась и сразу схватила глупую ворону.
  • Лиса осторожно подкралась к воронам, но они разлетелись.
  • Лиса ушла в лес без добычи.
  • Лиса легла под дерево и притворилась мёртвой.

3. Ответить на вопросы:

  • Что подумали вороны, когда увидели лежащую под деревом лису?
  • Что они сделали?
  • Какой оказалась одна из ворон?
  • Что произошло с любопытной и неосторожной вороной?
  • Как закончилась лисья охота?

4. Предложить детям ещё раз рассмотреть серию картинок и рассказать, как лиса охотилась на ворон и как закончилась её охота.

5. Придумать название рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"проблема развития связной речи дошкольников через игровую деятельность"

Описание взаимосвязи развития речи дошкольников с развитием мелкой моторики, памяти и внимания, межличностных взаимоотношений. Развитие речи через игровую деятельность...

Конспект НОД по развитию связной речи с использованием игровых технологий в старшей группе «Весёлый двор»

Конспект НОД  по развитию связной речи с использованием игровых технологий в старшей группе «Весёлый двор»...

Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».

Данная рабочая программа  описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...

Конспект НОД  по развитию связной речи с использованием игровых технологий в старшей группе «Весёлый двор»  

Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие р...

План конспект по развитию связной речи с применением мнемотехники.

Совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные;Закрепить названия (применение) посуды;закрепить употребление существительных в уменьшительно - ласкательной форме;продолжать совершен...