Практикум для педагогов ДОУ на тему: «Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников»
консультация по развитию речи
Мнемотехника – система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_po_mnemotehnike_doklad.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 46 «Мотылёк» городского округа Щёлково
Практикум для педагогов ДОУ на тему:
«Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников»
Подготовили и провели:
Заботина Наталья Петровна,
заведующий МБДОУ,
Монино 2019
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.
Современный мир насыщен современными технологиями. Дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
Основные проблемные зоны в развитии речи:
-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
-неспособность, грамматически правильно построить распространенное предложение;
-бедность речи;
-недостаточный словарный запас;
-употребление нелитературных слов и выражений;
-бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темпа речи;
- плохая дикция.
Основные задачи работы по развитию речи детей в ДОУ являются:
-формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа;
-воспитание звуковой культуры речи;
-развитие словарного запаса детей;
- формирование грамматического строя речи;
-развитие связной речи.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».
К. Д Ушинский считал, что одним из факторов развития связной речи является наглядность.
В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по-прежнему суть их одна - вначале запоминается какой –либо опорный ряд (фон к которому подобраны ассоциации). Так что же такое мнемотехника?
Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: «Каждый охотник желает знать где сидит фазан». Начальные буквы слов в этом предложении дают названия цветов радуги.
Мнемоника (греч. — искусство запоминания)
мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
Мнемотехника – система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.
Мнемоническое запоминание состоит их четырех этапов:
-Кодирование в образы;
-Запоминание (соединение двух образов);
-Запоминание последовательности (пересказ информации с опорой на символы)
-Закрепление в памяти.
Структура мнемотехники. Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам.
Мнемоквадрат – это отдельный схематический рисунок с определенной информацией: елка-зеленого цвета, персонаж- медведь можно спрятать в графическом изображении- большой круг коричневого цвета.
Мнемодорожка -–это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.
Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная схема. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы- рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас.
Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Мнемотаблицы могут использоваться:
-Для обогащения словарного запаса
- При обучении составлению рассказа.
- При пересказах художественной литературы.
-При отгадывании и загадывании загадок.
-При заучивании стихов.
Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:
1-Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2-Преобразование из абстрактных символов в образы.
3-Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы).
В младших группах с помощью воспитателя, а в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом все стихотворение зарисовывается схематично. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Давайте мы с вами попробуем составить мнемотаблицу на стихотворение «Осень».
При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений и на воспроизведение в своей речи необходимых выражений.
Мнемозагадки.
Пересказ сказок.
Составление описательного рассказа. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Попробуем составить описательный рассказ о медведе.
Мнемотаблицы отображают последовательность действий. Алгоритмы.
При использовании в работе методов и приемов мнемотехники:
-расширяется круг знаний об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал по самообразованию Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников»
В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда воспитателя детского сада, его профессиональный статус. Именн...
Мастер-класс для педагогов доу детский сад "снежинка" "Мнемотехника-как средство развития связной речи дошкольников"
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. В настоящее время проблема развития речи одна из главных....
Семинар – практикум для воспитателей "Инсценировка литературных произведений, как средство развития связной речи дошкольников".
Семинар – практикум для воспитателей "Инсценировка литературных произведений, как средство развития связной речи дошкольников"....
План работы по самообразованию на 2017 - 2018 учебный год Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников»
План работы по самообразованию на 2017 - 2018 учебный годТема: «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников» ...
На тему: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников».
Цель: Выявить эффективность использования мнемотехники и развитии связной речи у детей...
Тема: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у дошкольников с ЗПР»
Тема: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у дошкольников с ЗПР»...
Консультация для педагогов на тему: «Виртуальная экскурсия, как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»
Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является развитие речи, речевое общение.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, котор...