Практикум для педагогов ДОУ на тему: «Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников»
консультация по развитию речи

Заботина Наталья Петровна

Мнемотехника – система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_po_mnemotehnike_doklad.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 46 «Мотылёк» городского округа Щёлково

Практикум для педагогов ДОУ на тему:

«Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников»

Подготовили и провели:

Заботина Наталья Петровна,

заведующий МБДОУ,

Монино 2019

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.

Современный мир насыщен современными технологиями. Дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Основные проблемные зоны в развитии речи:

-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

-неспособность, грамматически правильно построить распространенное предложение;

-бедность речи;

-недостаточный словарный запас;

-употребление нелитературных слов и выражений;

-бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

- трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темпа речи;

- плохая дикция.

Основные задачи работы по развитию речи детей в ДОУ являются:

-формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа;

-воспитание звуковой культуры речи;

-развитие словарного запаса детей;

- формирование грамматического строя речи;

-развитие связной речи.

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

К. Д Ушинский считал, что одним из факторов развития связной речи является наглядность.

В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по-прежнему суть их одна - вначале запоминается какой –либо опорный ряд (фон к которому подобраны ассоциации). Так что же такое мнемотехника?

Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: «Каждый охотник желает знать где сидит фазан». Начальные буквы слов в этом предложении дают названия цветов радуги.

Мнемоника (греч. — искусство запоминания)

мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Мнемотехника – система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.

Мнемоническое запоминание состоит их четырех этапов:

-Кодирование в образы;

-Запоминание (соединение двух образов);

-Запоминание последовательности (пересказ информации с опорой на символы)

-Закрепление в памяти.

Структура мнемотехники. Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это отдельный схематический рисунок с определенной информацией: елка-зеленого цвета, персонаж- медведь можно спрятать в графическом изображении- большой круг коричневого цвета.

Мнемодорожка -–это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.

Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная схема. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы- рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас.

Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Мнемотаблицы могут использоваться:

-Для обогащения словарного запаса

- При обучении составлению рассказа.

- При пересказах художественной литературы.

-При отгадывании и загадывании загадок.

-При заучивании стихов.

Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1-Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2-Преобразование из абстрактных символов в образы.

3-Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы).

В младших группах с помощью воспитателя, а в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом все стихотворение зарисовывается схематично. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Давайте мы с вами попробуем составить мнемотаблицу на стихотворение «Осень».

При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений и на воспроизведение в своей речи необходимых выражений.

Мнемозагадки.

Пересказ сказок.

Составление описательного рассказа. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Попробуем составить описательный рассказ о медведе.

 Мнемотаблицы отображают последовательность действий. Алгоритмы.

При использовании в работе методов и приемов мнемотехники:

-расширяется круг знаний об окружающем мире;

-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

-словарный запас выходит на более высокий уровень;

-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по самообразованию Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников»

В системе образования в последние годы происходят серьезные       изменения, которые существенно влияют на содержание труда воспитателя детского сада, его профессиональный статус. Именн...

Мастер-класс для педагогов доу детский сад "снежинка" "Мнемотехника-как средство развития связной речи дошкольников"

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. В настоящее время проблема развития речи одна из главных....

Семинар – практикум для воспитателей "Инсценировка литературных произведений, как средство развития связной речи дошкольников".

Семинар – практикум для воспитателей "Инсценировка литературных произведений, как средство развития связной речи дошкольников"....

План работы по самообразованию на 2017 - 2018 учебный год Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников»

План работы по самообразованию на  2017 - 2018 учебный годТема: «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников»          ...

На тему: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников».

Цель: Выявить эффективность использования мнемотехники и развитии связной речи у детей...

Тема: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у дошкольников с ЗПР»

Тема: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у дошкольников с ЗПР»...

Консультация для педагогов на тему: «Виртуальная экскурсия, как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является   развитие речи, речевое общение.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, котор...