План работы по самообразованию на 2017 - 2018 учебный год Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников»
методическая разработка (младшая группа)

Абрахимова Роза Минзакиевна воспитатель МАДОУ "Малиновский д.сад"

План работы по самообразованию на  2017 - 2018 учебный год

Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников»                                                        

Актуальность исследования

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Малиновский детский сад»

План работы по самообразованию

на  2017 - 2018 учебный год

Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников»                                                        

Воспитатель младшей  «А» группы

Абрахимова Р.М.

Ачинский  район

п.Малиновка

2017год

Актуальность исследования

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.

Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.

Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т. е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).

Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Цель: определение  путей  повышения эффективности регулирования  процесса развития речи и осознания  воспринятого у детей посредством использования метода  мнемотехники.

Задачи:

  • изучить литературу по данной проблеме;
  • определить уровень речевого развития детей;
  •  повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками;
  • раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи;
  •  подготовить консультацию или мастер-класс для педагогов на тему: «Пальчиковый игротренинг», «Уроки Веселого Язычка»;
  • развивать все стороны речи детей: звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя средствами игровой артикуляционной гимнастики, пальчикового игротреннинга, игрового самомассажа, речевых игр и упражнений;
  • организовать образовательный процесс в форме проектной деятельности изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей;
  • разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности, родительских собраний, выступлений использования метода  мнемотехники;
  • представить свой опыт работы перед педагогами ДОУ. Объект – речевая деятельность.

п/п

Этапы работы

Содержание работы

Срок проведения

Формы представления  результата работы

1.

2.

3.

I этап (информационно-ознакомительный)

                

II этап (практический)

III этап (обобщающий)

  • Анализ ситуации   по выбранной теме.
  • Подбор и изучение, методической литературы по данной теме.
  • Теоретический анализ педагогической литературы по данной проблеме;
  •  Анализ детских произведений, отбор их для занятий по развитию связной речи.
  • постановка целей и задач. Определение проблемы, подлежащей решению.
  • Анализ проведенных исследований по данной проблеме.
  • Изучение методической литературы по сенсорной культуре:
  • Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; М. Д. Маханёва «Подготовка к обучению грамоте детей 3 – 4 лет»; Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»;
  •  Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч».

Подбор и изучение литературы:

 1. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет» методическое пособие. Изд. «ТЦ Сфера». – Москва. – 2016 г. ;

2. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.

3. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.

4. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Считалки. Заклички. Дразнилки.» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.

5. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Пословицы. Поговорки» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.

6.ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС.

7. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов /  Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание, №10

8. Полянcкaя Т.Б. Иcпользовaние методa мнемотехники в обучении рaccкaзывaнию детей дошкольного возрacтa. CПб., 2011

  • Внедрение в практику полученных теоретических знаний  
  • Изготовление демонстрационного материала
  • Планирование  работы методa мнемотехники в обучении рaccкaзывaнию детей дошкольного возрacтa.
  • Использование мнемотаблицы в составлении рассказов дошкольниками.
  • Внедрение нововведений инновационных технологий в ДОУ.
  • Разработать конспект итогового мероприятия
  • Использование мнемоквадратов, мнемодорожек на занятиях по развитию связной речи (пересказ с использованием приемов наложения и приложения). Графическая зарисовка мнемотаблицы.
  • Включение элементов мнемотехники в педагогический процесс. Воспроизведение ребенком содержания мнемотаблицы:
  • - на занятиях; - в свободной деятельности; - в продуктивной деятельности; - в индивидуальной деятельности.

 Отчет о проделанной работе

Сентябрь

Сентябрь - октябрь

Октябрь – ноябрь

Ноябрь - декабрь

Декабрь – май

Январь - февраль

Январь -май

 

май

Работа с родителями:

  • Изготовление буклетов, информационных стендов для родителей по внедрению ФГОС,
  • анкетирование родителей;
  • индивидуальные беседы с родителями поступивших детей;
  • представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи младших дошкольников;

Просветительская:

  • - родительские собрания («Значения связной речи в жизни младшего дошкольника»,
  • - анкетирование «Развиваем речь детей»;
  • - выставка педагогической литературы;
  • - дискуссия «Развиваем речь дома»;
  • - посещение мероприятий в ДОУ (праздники, спортивные мероприятия).
  • Консультативная:
  • - групповые консультации;
  • - индивидуальные консультации.

Информационная:

- стендовая информация.

Работа с детьми:

  • Разработка перспективного плана работы по развитию связной речи с детьми младшего возраста на 2017-2018 учебный год.
  • Выбор оборудования для предметно-развивающей среды
  • Поисково-исследовательский В течении года Анализ детской деятельности.
  • Знакомство с символами мнемотехники (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено). Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы (например, домик – медведь)
  • Оснащение ПРС с использованием мнемотаблиц.

 Для воспитателей ДОУ:

- консультации;

- беседы;

- обмен опытом;

- изготовление атрибутов (мнемотаблиц).

Картотека дидактических и словесных игр по развитию связной речи детей дошкольного возраста:

Конспекты интегрированных игр – занятий для детей младшей  группы.

Пополнение развивающей среды:

Создание альбомов по мнемотехнике,

Проведение итогового   мероприятия

Итоговое занятие,

Обобщение из опыта работы по теме самообразования

Методическая литература:

1. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет» методическое пособие. Изд. «ТЦ Сфера». – Москва. – 2016 г. ;

2. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.

3. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.

4. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Считалки. Заклички. Дразнилки.» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.

5. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Пословицы. Поговорки» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.

        Источники самообразования:

        методическая литература,

        журналы,

        семинары и конференции,  

        курсы повышения квалификации,

        мастер-классы,

        открытые занятия коллег,

        сеть Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по самообразованию Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников»

В системе образования в последние годы происходят серьезные       изменения, которые существенно влияют на содержание труда воспитателя детского сада, его профессиональный статус. Именн...

план работы по теме самообразования "Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников"

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь...

Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи дошкольников

В данной статье раскрыта актуальность применения мнемотехники как эффективного средства развития связной речи детей. Так же раскрыты особенности работы с мнемотаблицами....

«Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников»

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.Изнач...

План по самообразованию "Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников"

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры....

На тему: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников».

Цель: Выявить эффективность использования мнемотехники и развитии связной речи у детей...