Тема: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у дошкольников с ЗПР»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Золотарева Светлана Игоревна

Тема: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у дошкольников с ЗПР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василёк»

города Рубцовска Алтайского края

658213, г.Рубцовск, проспект Ленина, 29

 тел.: (38557) 9-87-52

e-mail: vasilek.dou@mail.ru

сайт: http://ds14.educrub.ru/

Тема: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у дошкольников с ЗПР»

Выполнила: учитель-дефектолог

Золотарева С. И.

г. Рубцовск,

2023г.

Мнемоника (или мнемотехника) – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память, а тем более у детей с ЗПР, познавательная активность которых снижена и мыслительные функции ослаблены. Процесс запоминания при использовании наглядных средств происходит в этом случае непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление,
  • зрительную и слуховую память,
  • зрительное и слуховое внимание,
  • воображение связную речь,
  • мелкую моторику рук.
  • обогащению словарного запаса,
  • формированию связной речи.

Основные цели использования мнемотехники :

  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, пересказах, рассказах;
  • освоение методов и приёмов запоминания, их осознанное применение;
  • развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;
  • развитие творческих способностей: фантазии, воображения;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Особенно большое значение использование мнемотехники  имеет в работе с проблемными детьми, с детьми с задержкой психического развития. У таких детей также повышается уровень развития общих способностей, памяти, мышления, воображения, внимания, а также их готовность к обучению в школе.

Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

В содержание методики мнемотехники входят:

- освоение методов мнемотехники на материале ознакомления с окружающим – природа, времена года, растительный и животный мир и др.,

- упражнения на развитие различных параметров внимания,

- развитие образной сферы на основе восприятия: цветовая характеристика букв, умение кодировать любую информацию.

Инновационный характер заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать три сенсорных канала: кинестетический (ощупывают поверхность пособия, совершают практические действия с ним), визуальный (видят картинку-схему, особенности цвета и фактуры), аудиальный (слышат пояснения педагога и рассказы сверстников). Данные пособия индивидуализируют коррекционный процесс: позволяют учитывать особенности каждого ребенка в области познания. 
     Если систематически использовать мнемотехнику, то расширятся представления ребенка об окружающем мире, разовьются психические процессы, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведет к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребенка, его успешности в школе.

Дидактические задачи:

  • Обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний.
  • развитие инициативы, самостоятельности.

     Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с применения мнемоквадратов. С их помощью ребенок обследует окружающий мир с помощью разных рецепторов: глазами видим, руками определяем форму, материал, носом чувствуем запах, ушами-слышим звуки, речь. И уже на основе этого выстраиваем общение с ребенком. Далее идет описание слов-предметов. Это формирует умение воспроизводить представление об объекте.

Детям с ЗПР  трудно сразу уловить обучающую информацию в силу многих причин  через  мнемотаблицу,  поэтому  с ними удобнее работать  через  мнемодорожки. 

     Дальнейшая работа строится с  мнемодорожками. Мнемодорожка  также несет обучающую  информацию, но в  небольшом количестве,   что   очень   важно  на   первых   порах    обучения  ребенка.

          Работать с  мнемодорожкой можно,   используя приемы наложения   и   приложения, исключая  на   первых  порах  метод частичной   или   полной   графической   зарисовки.

     Поставив   перед   собой   цель —  ознакомить   детей  с     характерными особенностями   времен  года, мы  учим   детей  рассказывать  о временах года   с    использованием   мнемодорожки    и     мнемотаблицы     через составление   сюжетной     сказки      (с   помощью   педагога).

     Следующий этап – работа с мнемотаблицами. Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Главное – нужно было передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Они способствуют обогащению словарного запаса, обучению составления рассказов, пересказу художественной литературы, загадыванию и отгадыванию загадок, заучиванию стихов.

     Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа.
Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.
    
Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

  Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи у детей с ЗПР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи".

"Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи"...

Консультация для родителей и воспитателей "Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи" Мануйлова Л.М.

Замечательный материал автора Мануйловой Ларисы Михайловны, который поможет педагогам и родителям  в развитии речи дошкольников....

Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи дошкольников

В данной статье раскрыта актуальность применения мнемотехники как эффективного средства развития связной речи детей. Так же раскрыты особенности работы с мнемотаблицами....

«Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников»

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.Изнач...

План работы по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста». 2021-2022 год

Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей. Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование...

«Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи у дошкольников с ОНР», из опыта работы. Для педагогов ДОУ.

Одно из направлений всестороннего развития детей дошкольного возраста -  формирование речевых навыков. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ  воспитания...

Тема по самообразованию: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАТема по самообразованию: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»...