Семинар-практикум для воспитателей «Работа с мнемотаблицами как средство развития связной речи дошкольников»
методическая разработка

Рубанова Екатерина Михайловна

 Одной из задач ФОП ДО и ФГОС ДО образовательной области «Речевое развитие» является - развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.  Жизненный опыт служит основой для речевого развития. Развитие представлений и формирование общих понятий является основой           совершенствования мыслительной деятельности - умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_mnemo.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

"Работа с мнемотаблицами"

Одной из задач ФОП ДО и ФГОС ДО образовательной области «Речевое развитие» является - развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Послушайте стихотворение:

Порой на лестнице стою,

стараюсь догадаться:

собралась подниматься я,

а может, вниз спускаться?

У дверцы холодильника

не в силах я понять:

поставила я что-то внутрь

или хотела взять?

И в сумерках, держа чепец,

себе я ужаснулась:

не знаю — спать ли я ложусь

иль только что проснулась?

В этом стихотворении старушка делится своими проблемами с памятью, склерозом)

А как обстоят дела с Вашей памятью, уважаемые коллеги?

Жизненный опыт служит основой для речевого развития. Развитие представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности - умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения

Следуя из выше сказанного, встает вопрос о выборе средств и методов коррекции имеющихся недочетов в речевом развитии. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Опыт работы показывает, что эффективным средством при обучении дошкольников служат приёмы мнемотехники.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. -блоками-квадратами, Большева Т. В. -коллажем, Ефименкова Л. Н -схемой составления рассказа Итак, что же такое мнемотехника?

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Если коротко, то Мнемотехника - это техн ика развития памяти.

Ещё Ушинский писал: «Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Вспомните знакомую всем с детства фразу для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Для запоминания падежей русского языка — «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» — (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

В геометрии — Биссектриса — это крыса бегает по углам и делит их пополам. Это мнемотехника просто тогда мы не знали, что это так называется.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я использую приём мнемотехники.

Основной «секрет» мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т. е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет, дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь «секрет»!

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы — рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат-мнемодорожка-мнемотаблица.

Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Поэтому, на первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Его применяют в младшем возрасте.

Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения. Ею овладевают в среднем возрасте. К концу среднего возраста изображение предлагается однотонные.

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Её используют в старшем дошкольном возрасте. Вначале ребёнок помогает в изображении схемы, а потом самостоятельно может сам зарисовать. Мнемотаблицы мы рисовали с помощью карандашей, фломастеров, восковых мелков, обычного мела, красок и т. д.

В мнемотаблице можно изображать практически все. Для младших дошкольников необходимо давать цветные мнемотаблицы, потому что в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко-желтое, травка-зеленая, помидор-красный. В старшем возрасте детям можно давать черно-белые мнемотаблицы.

 Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. Б., Воробьёвой В. К., Ткаченко В. А. и др.

Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3 После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности. Поэтому мнемотаблицы – схемы  используют:

  • для ознакомления детей с окружающим миром;
  • для обогащения словарного запаса для детей с ТНР;
  • для автоматизации звуков в чистоговорках, скороговорках;
  • при заучивании стихов;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  • при согласовании числительных с прилагательными и существительными;
  • при формировании лексико-грамматического строя речи.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

 

Практика:

Педагоги разделены изначально на 3 команды. Каждая команда получает листок с заданием

  1. Зашифровать пословицы в мнемодорожку

Остальные команды отгадывают.

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Под лежачий камень вода не бежит

Яблоко от яблони не далеко падает

  1. Зашифровать стихотворение в мнемотаблицу

В темном небе звезды светят

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит.

Вниз на Землю он глядит.

  1. Составить мнемотаблицу к описательному рассказу «Весна», Овощи, Деревья

Заключительная часть

Итак, использование мнемотехники в работе с детьми :

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Русская народная сказка «Маша и медведь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей "Инсценировка литературных произведений, как средство развития связной речи дошкольников".

Семинар – практикум для воспитателей "Инсценировка литературных произведений, как средство развития связной речи дошкольников"....

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников. Консультация для воспитателей ДОУ

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером...

Презентация для воспитателей на тему: " Сказка как средство развития связной речи дошкольников"

Цель работы :доставить детям радость, вдохнуть в них творческое начало, превращать их пребывание в детском саду в сказку, праздник, воспитывать их на лучших образцах народного творчества, прививать вк...

Опыт работы «Мнемотаблицы - как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это п...

Мнемотаблицы как средство развития связной речи дошкольников

Мнемотаблицы как средство развития связной речи дошкольниковВысшей формой речемыслительной деятельности, определяющей уровень речевого и умственного развития ребенка, является связная речь. Развитая с...

Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»

Слайд 1. Представляю Вашему вниманию свой опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»Слайд 2.Актуальность. В последние годы, к сожа...