Семинар-практикум для воспитателей «Работа с мнемотаблицами как средство развития связной речи дошкольников»
методическая разработка
Одной из задач ФОП ДО и ФГОС ДО образовательной области «Речевое развитие» является - развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи. Жизненный опыт служит основой для речевого развития. Развитие представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности - умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_mnemo.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей
"Работа с мнемотаблицами"
Одной из задач ФОП ДО и ФГОС ДО образовательной области «Речевое развитие» является - развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Послушайте стихотворение:
Порой на лестнице стою,
стараюсь догадаться:
собралась подниматься я,
а может, вниз спускаться?
У дверцы холодильника
не в силах я понять:
поставила я что-то внутрь
или хотела взять?
И в сумерках, держа чепец,
себе я ужаснулась:
не знаю — спать ли я ложусь
иль только что проснулась?
В этом стихотворении старушка делится своими проблемами с памятью, склерозом)
А как обстоят дела с Вашей памятью, уважаемые коллеги?
Жизненный опыт служит основой для речевого развития. Развитие представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности - умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения
Следуя из выше сказанного, встает вопрос о выборе средств и методов коррекции имеющихся недочетов в речевом развитии. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Опыт работы показывает, что эффективным средством при обучении дошкольников служат приёмы мнемотехники.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. -блоками-квадратами, Большева Т. В. -коллажем, Ефименкова Л. Н -схемой составления рассказа Итак, что же такое мнемотехника?
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Если коротко, то Мнемотехника - это техн ика развития памяти.
Ещё Ушинский писал: «Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Вспомните знакомую всем с детства фразу для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Для запоминания падежей русского языка — «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» — (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).
В геометрии — Биссектриса — это крыса бегает по углам и делит их пополам. Это мнемотехника просто тогда мы не знали, что это так называется.
Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я использую приём мнемотехники.
Основной «секрет» мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т. е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет, дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь «секрет»!
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы — рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат-мнемодорожка-мнемотаблица.
Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Поэтому, на первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Его применяют в младшем возрасте.
Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения. Ею овладевают в среднем возрасте. К концу среднего возраста изображение предлагается однотонные.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Её используют в старшем дошкольном возрасте. Вначале ребёнок помогает в изображении схемы, а потом самостоятельно может сам зарисовать. Мнемотаблицы мы рисовали с помощью карандашей, фломастеров, восковых мелков, обычного мела, красок и т. д.
В мнемотаблице можно изображать практически все. Для младших дошкольников необходимо давать цветные мнемотаблицы, потому что в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко-желтое, травка-зеленая, помидор-красный. В старшем возрасте детям можно давать черно-белые мнемотаблицы.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. Б., Воробьёвой В. К., Ткаченко В. А. и др.
Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:
1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.
3 После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности. Поэтому мнемотаблицы – схемы используют:
- для ознакомления детей с окружающим миром;
- для обогащения словарного запаса для детей с ТНР;
- для автоматизации звуков в чистоговорках, скороговорках;
- при заучивании стихов;
- при пересказах художественной литературы;
- при обучении составлению рассказов;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при согласовании числительных с прилагательными и существительными;
- при формировании лексико-грамматического строя речи.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Практика:
Педагоги разделены изначально на 3 команды. Каждая команда получает листок с заданием
- Зашифровать пословицы в мнемодорожку
Остальные команды отгадывают.
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Под лежачий камень вода не бежит
Яблоко от яблони не далеко падает
- Зашифровать стихотворение в мнемотаблицу
В темном небе звезды светят
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит.
Вниз на Землю он глядит.
- Составить мнемотаблицу к описательному рассказу «Весна», Овощи, Деревья
Заключительная часть
Итак, использование мнемотехники в работе с детьми :
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Русская народная сказка «Маша и медведь» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"
консультация...
Семинар – практикум для воспитателей "Инсценировка литературных произведений, как средство развития связной речи дошкольников".
Семинар – практикум для воспитателей "Инсценировка литературных произведений, как средство развития связной речи дошкольников"....
Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников. Консультация для воспитателей ДОУ
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером...
Презентация для воспитателей на тему: " Сказка как средство развития связной речи дошкольников"
Цель работы :доставить детям радость, вдохнуть в них творческое начало, превращать их пребывание в детском саду в сказку, праздник, воспитывать их на лучших образцах народного творчества, прививать вк...
Опыт работы «Мнемотаблицы - как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это п...
Мнемотаблицы как средство развития связной речи дошкольников
Мнемотаблицы как средство развития связной речи дошкольниковВысшей формой речемыслительной деятельности, определяющей уровень речевого и умственного развития ребенка, является связная речь. Развитая с...
Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»
Слайд 1. Представляю Вашему вниманию свой опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»Слайд 2.Актуальность. В последние годы, к сожа...