Дополнительное образование в ДОУ кружок "Говорушки"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребѐнка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем успешнее идет его речевое развитие. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Для этого в детском саду организована работа кружков. Кружковая работа направлена на развитие речи в игровой деятельности и поддерживает интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействует налаживанию их диалогического общения в совместной деятельности. Для организации кружковой работы созданы все необходимые условия, разработана программа и тематические планы. Работа рационально сочетается с выполнением программных задач. Занятия проводятся во второй половине дня, учитывая интересы детей и их родителей. Кружок «Говорушки» способствует развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию мелкой моторики, развитию памяти, внимания, мышления с учетом возрастных и индивидуальных способностей.

Актуальность

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребѐнка. Поэтому осень важно именно с этого возраста начинать работу по развитию речевой активности детей, способствуя полноценному развитию ребенка. Работу по развитию общих речевых навыков целесообразно проводить в форме развивающего кружка. Кружковая работа направлена на развитие речи детей посредством ознакомления с произведениями устного народного творчества, выполнения артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, упражнений для развития речевого аппарата.

Цель:

-формировать умение выразительно читать стихи, потешки;

-познакомить с разновидностями пальчиковых игр.

Задачи:

Обучающие:

1.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором. 2.Обогащать, активизировать речь детей.

3.Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры. 4.Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.

5.Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки. 6.Учить подражать движениям взрослых.

Развивающие:

1.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.

2.Развивать интерес к народному творчеству.

3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей.

4.Развивать внимание, зрительное восприятие.

5.Развивать согласованность движений обеих рук.

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек. 2.Воспитывать любовь ко всему живому.

Планируемые результаты освоения программы

1.Обогащение активного и пассивного словаря детей;

2.Знакомство детей с фольклором;

3.Освоение детьми невербальных средств общения;

4.Способность выражать свои чувства и понимать чувства других;

5.Уверенность в себе, преодоление робости;

6.Интерес к фольклору, пальчиковым играм.

7.Знакомство родителей с особенностями развития мелкой моторики рук у детей, с ролью развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений детей.

Содержательный раздел

  1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Реализация программы предполагает специально организованное занятие, в процессе которого воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам. Занятие  проводится в форме творческой мастерской свободного общения во второй половине дня один раз в месяц, с февраля по май. Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям дошкольников: 3-4  лет – 15 минут.

2.2. Учебный план

№ п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1

«Во саду ли, в огороде»

5

1

4

2

«В осеннем лесу»

5

1

4

3

«В гостях у бабушки с дедушкой»

4

1

3

4

«Новый год к нам идет»

5

1

4

5

«Как звери к зиме готовятся»

4

1

3

6

«Зимние забавы»

4

1

3

7

«Весна»

5

1

4

8

«Весеннее солнышко»

5

1

4

9

«Папа, мамочка и я – вместе дружная семья»

4

1

3

Итого

41

9

32

Содержание учебного плана

Раздел 1. Во саду ли, в огороде – 5ч.

Цель: познакомить с понятиями «овощи», «фрукты». Знать их названия. Чем заняты огородники в это время года. Зачем выращивать овощи, фрукты.

Раздел 2. В осеннем лесу – 5ч.

Цель: формирование представлений детей об осени, осенних изменениях в природе.

Раздел 3. В гостях у бабушки с дедушкой – 4ч.

Цель: обобщение знаний детей о семье, о родственных отношениях.

Раздел 4. Новый год к нам идет – .

Цель: приобщение детей к народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников.

Раздел 5. Как звери к зиме готовятся – 4ч.

Цель: формирование умения устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных.

Раздел 6. Зимние забавы – 4ч.

Цель: расширение представлений детей о зиме. Формирование у детей представлений о зимних природных явлениях, забавах.

Раздел 7. Весна – 5ч.

Цель: способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о характерных признаках ранней весны. 

Раздел 8. Весеннее солнышко – 5ч.

Цель: дать детям представления о весенних изменениях в природе.

Раздел 9.  Папа, мамочка и я – вместе дружная семья – 4ч.

Цель: формирование у детей представление о семье.

Календарный учебный график

Название месяца

Тема занятия

Содержание, форма проведения

Оборудование (материал, атрибуты, игры)

Сентябрь

Во саду ли, в огороде

Цель: познакомить с понятиями «овощи», «фрукты». Знать их названия. Чем заняты огородники в это время года. Зачем выращивать овощи, фрукты.

Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадки. Рассматривание альбома с изображениями, показ иллюстраций. Заучивание текста игры, игра-драматизация.

Октябрь

В осеннем лесу

Цель: сформировать представления детей об осени, осенних изменениях в природе.

Презентация с иллюстрациями, игры: «Чудесный мешочек» «Горячо – холодно». Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадки. Художественное восприятие сказки, беседа, вопросы детям. Рассказ, игры-имитации с использованием иллюстраций.

Ноябрь

В гостях у бабушки с дедушкой

Цель: обобщить знания детей о семье, о родственных отношениях.

Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадки, песни. Заучивание текста игры, игра-драматизация.

Декабрь

Новый год к нам идет

Цель: приобщить детей к народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников.

Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадки. Рассматривание альбома с изображениями, показ иллюстраций. Заучивание текста игры, игра-драматизация.

Январь

Как звери к зиме готовятся

Цель: сформировать умения устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных.

Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадки. Заучивание текста игры, игра-драматизация.

Февраль

Зимние забавы

Цель: расширить представление  детей о зиме. Сформировать у детей представление о зимних природных явлениях, забавах.

Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадки, песни. Заучивание текста игры, игра-драматизация.

Март

Весна

Цель: способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о характерных признаках ранней весны. 

Презентация с иллюстрациями, игры. Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадки. Художественное восприятие сказки, беседа, вопросы детям. Рассказ, игры-имитации с использованием иллюстраций.

Апрель

Весеннее солнышко

Цель: дать детям представления о весенних изменениях в природе.

Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадки. Рассматривание альбома с изображениями, показ иллюстраций. Заучивание текста игры, игра-драматизация.

Май

Папа, мамочка и я – вместе дружная семья

Цель: формирование у детей представление о семье.

Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадки, песни. Заучивание текста игры, игра-драматизация.

2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

  1. Способы и направления поддержки детской инициативы

• Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.

• Образно смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей детей.

• Коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания предметов).

• Проектирование «культурного» пути, создания «полноценного» творческого продукта.

• Использование социо- культурного окружения(музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).

• Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культуре.

• Проблемные вопросы, задающие детям разные типы поисков ответа – единственно верного и разных вариантов «верных» ответов.

•Дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности.

• Проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.

Методы и приемы организации опытно - экспериментальной деятельности:

1.Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);

2. Наглядный - показ действий.

3.Действия руками ребёнка.

4. Самостоятельные действия ребёнка.

Кружковые занятия проводятся по 10- 15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю по средам.

Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Содержание занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Используются и другие специфические для дошкольника виды деятельности (изобразительная и др.)

2.5 Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников

- знакомство родителей с особенностями развития мелкой моторики рук у детей, с ролью развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у детей.

- беседы с родителями об играх и упражнениях на развитие речи детей.

- консультации индивидуальные и групповые по овладению родителями игровыми приёмами развития речи детей младшего дошкольного возраста.

  1. Организационный раздел
  1. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и
    воспитания

Различные книги о русско- народном творчестве, игры, потешки, пальчиковые игры, песни, иллюстрации.

Мониторинг освоения программы

Диагностика индивидуального развития по методике :

« Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;

Задание1. Игра без игрушки и картинок проговорить “Ладушки”..

Задание 2 Игра без игрушки и картинок проговорить “Сорока-ворона”

Задание 3. Игра без игрушки и картинок проговорить «Козу рогатую

Задание 4. Игра без игрушки и картинок проговорить “Водичка, водичка, умой мое личико”

Оценка:

Высокий: ребенок владеет речевым аппаратом и спокойно проговаривает все стихотворения в рамках изученных тем.

Средний: может проговорить некоторые стихотворения.

Низкий: может объяснить те или иные стихотворения, только с помощью взрослого.

Список литературы:

1) «Методика развития речи детей»- Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич;

2) « Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;

3) «Словесные игры в детском саду» - А.К. Бондаренко;

4) Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель К.М. Скопцов;

5) Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель Н. Френкель, В. Карасева;

6) «Учите детей отгадывать загадки» - Ю.Г. Илларионова

7) «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» Е.А.Савельева.

6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "ДетствоПресс" (2015)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....

Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования

Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...