Дополнительное образование в ДОУ кружок "Говорушки"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnoe_obrazovanie_v_dou_kruzhok_govorushki_ml._gruppa.docx | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребѐнка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем успешнее идет его речевое развитие. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Для этого в детском саду организована работа кружков. Кружковая работа направлена на развитие речи в игровой деятельности и поддерживает интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействует налаживанию их диалогического общения в совместной деятельности. Для организации кружковой работы созданы все необходимые условия, разработана программа и тематические планы. Работа рационально сочетается с выполнением программных задач. Занятия проводятся во второй половине дня, учитывая интересы детей и их родителей. Кружок «Говорушки» способствует развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию мелкой моторики, развитию памяти, внимания, мышления с учетом возрастных и индивидуальных способностей.
Актуальность
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребѐнка. Поэтому осень важно именно с этого возраста начинать работу по развитию речевой активности детей, способствуя полноценному развитию ребенка. Работу по развитию общих речевых навыков целесообразно проводить в форме развивающего кружка. Кружковая работа направлена на развитие речи детей посредством ознакомления с произведениями устного народного творчества, выполнения артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, упражнений для развития речевого аппарата.
Цель:
-формировать умение выразительно читать стихи, потешки;
-познакомить с разновидностями пальчиковых игр.
Задачи:
Обучающие:
1.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором. 2.Обогащать, активизировать речь детей.
3.Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры. 4.Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.
5.Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки. 6.Учить подражать движениям взрослых.
Развивающие:
1.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.
2.Развивать интерес к народному творчеству.
3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
4.Развивать внимание, зрительное восприятие.
5.Развивать согласованность движений обеих рук.
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек. 2.Воспитывать любовь ко всему живому.
Планируемые результаты освоения программы
1.Обогащение активного и пассивного словаря детей;
2.Знакомство детей с фольклором;
3.Освоение детьми невербальных средств общения;
4.Способность выражать свои чувства и понимать чувства других;
5.Уверенность в себе, преодоление робости;
6.Интерес к фольклору, пальчиковым играм.
7.Знакомство родителей с особенностями развития мелкой моторики рук у детей, с ролью развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений детей.
Содержательный раздел
- Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Реализация программы предполагает специально организованное занятие, в процессе которого воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам. Занятие проводится в форме творческой мастерской свободного общения во второй половине дня один раз в месяц, с февраля по май. Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям дошкольников: 3-4 лет – 15 минут.
2.2. Учебный план
№ п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | «Во саду ли, в огороде» | 5 | 1 | 4 |
2 | «В осеннем лесу» | 5 | 1 | 4 |
3 | «В гостях у бабушки с дедушкой» | 4 | 1 | 3 |
4 | «Новый год к нам идет» | 5 | 1 | 4 |
5 | «Как звери к зиме готовятся» | 4 | 1 | 3 |
6 | «Зимние забавы» | 4 | 1 | 3 |
7 | «Весна» | 5 | 1 | 4 |
8 | «Весеннее солнышко» | 5 | 1 | 4 |
9 | «Папа, мамочка и я – вместе дружная семья» | 4 | 1 | 3 |
Итого | 41 | 9 | 32 |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Во саду ли, в огороде – 5ч.
Цель: познакомить с понятиями «овощи», «фрукты». Знать их названия. Чем заняты огородники в это время года. Зачем выращивать овощи, фрукты.
Раздел 2. В осеннем лесу – 5ч.
Цель: формирование представлений детей об осени, осенних изменениях в природе.
Раздел 3. В гостях у бабушки с дедушкой – 4ч.
Цель: обобщение знаний детей о семье, о родственных отношениях.
Раздел 4. Новый год к нам идет – 5ч.
Цель: приобщение детей к народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников.
Раздел 5. Как звери к зиме готовятся – 4ч.
Цель: формирование умения устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных.
Раздел 6. Зимние забавы – 4ч.
Цель: расширение представлений детей о зиме. Формирование у детей представлений о зимних природных явлениях, забавах.
Раздел 7. Весна – 5ч.
Цель: способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о характерных признаках ранней весны.
Раздел 8. Весеннее солнышко – 5ч.
Цель: дать детям представления о весенних изменениях в природе.
Раздел 9. Папа, мамочка и я – вместе дружная семья – 4ч.
Цель: формирование у детей представление о семье.
Календарный учебный график
Название месяца | Тема занятия | Содержание, форма проведения | Оборудование (материал, атрибуты, игры) |
Сентябрь | Во саду ли, в огороде | Цель: познакомить с понятиями «овощи», «фрукты». Знать их названия. Чем заняты огородники в это время года. Зачем выращивать овощи, фрукты. | Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадки. Рассматривание альбома с изображениями, показ иллюстраций. Заучивание текста игры, игра-драматизация. |
Октябрь | В осеннем лесу | Цель: сформировать представления детей об осени, осенних изменениях в природе. | Презентация с иллюстрациями, игры: «Чудесный мешочек» «Горячо – холодно». Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадки. Художественное восприятие сказки, беседа, вопросы детям. Рассказ, игры-имитации с использованием иллюстраций. |
Ноябрь | В гостях у бабушки с дедушкой | Цель: обобщить знания детей о семье, о родственных отношениях. | Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадки, песни. Заучивание текста игры, игра-драматизация. |
Декабрь | Новый год к нам идет | Цель: приобщить детей к народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников. | Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадки. Рассматривание альбома с изображениями, показ иллюстраций. Заучивание текста игры, игра-драматизация. |
Январь | Как звери к зиме готовятся | Цель: сформировать умения устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных. | Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадки. Заучивание текста игры, игра-драматизация. |
Февраль | Зимние забавы | Цель: расширить представление детей о зиме. Сформировать у детей представление о зимних природных явлениях, забавах. | Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадки, песни. Заучивание текста игры, игра-драматизация. |
Март | Весна | Цель: способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о характерных признаках ранней весны. | Презентация с иллюстрациями, игры. Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадки. Художественное восприятие сказки, беседа, вопросы детям. Рассказ, игры-имитации с использованием иллюстраций. |
Апрель | Весеннее солнышко | Цель: дать детям представления о весенних изменениях в природе. | Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадки. Рассматривание альбома с изображениями, показ иллюстраций. Заучивание текста игры, игра-драматизация. |
Май | Папа, мамочка и я – вместе дружная семья | Цель: формирование у детей представление о семье. | Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадки, песни. Заучивание текста игры, игра-драматизация. |
2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
- Способы и направления поддержки детской инициативы
• Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.
• Образно‐ смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей детей.
• Коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания предметов).
• Проектирование «культурного» пути, создания «полноценного» творческого продукта.
• Использование социо- культурного окружения(музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).
• Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культуре.
• Проблемные вопросы, задающие детям разные типы поисков ответа – единственно верного и разных вариантов «верных» ответов.
•Дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности.
• Проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.
Методы и приемы организации опытно - экспериментальной деятельности:
1.Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);
2. Наглядный - показ действий.
3.Действия руками ребёнка.
4. Самостоятельные действия ребёнка.
Кружковые занятия проводятся по 10- 15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю по средам.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Содержание занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Используются и другие специфические для дошкольника виды деятельности (изобразительная и др.)
2.5 Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников
- знакомство родителей с особенностями развития мелкой моторики рук у детей, с ролью развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у детей.
- беседы с родителями об играх и упражнениях на развитие речи детей.
- консультации индивидуальные и групповые по овладению родителями игровыми приёмами развития речи детей младшего дошкольного возраста.
- Организационный раздел
- Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
Различные книги о русско- народном творчестве, игры, потешки, пальчиковые игры, песни, иллюстрации.
Мониторинг освоения программы
Диагностика индивидуального развития по методике :
« Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;
Задание1. Игра без игрушки и картинок проговорить “Ладушки”..
Задание 2 Игра без игрушки и картинок проговорить “Сорока-ворона”
Задание 3. Игра без игрушки и картинок проговорить «Козу рогатую
Задание 4. Игра без игрушки и картинок проговорить “Водичка, водичка, умой мое личико”
Оценка:
Высокий: ребенок владеет речевым аппаратом и спокойно проговаривает все стихотворения в рамках изученных тем.
Средний: может проговорить некоторые стихотворения.
Низкий: может объяснить те или иные стихотворения, только с помощью взрослого.
Список литературы:
1) «Методика развития речи детей»- Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич;
2) « Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;
3) «Словесные игры в детском саду» - А.К. Бондаренко;
4) Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель К.М. Скопцов;
5) Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель Н. Френкель, В. Карасева;
6) «Учите детей отгадывать загадки» - Ю.Г. Илларионова
7) «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» Е.А.Савельева.
6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "ДетствоПресс" (2015)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...
Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»
Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...
Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....
Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...