Конспект открытого занятия по развитию фонематического слуха и восприятия.Презентация к занятию "Мир звуков"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия по развитию фонематического слуха и восприятия в старшей-подготовительной группе
«В мире звуков»
Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать навыки различения неречевых звуков;
- учить внимательно слушать речь, различать слова в потоке речи;
- учить подбирать рифмы к словам;
- закрепить умение различать слова, близкие по звуковому составу;
- закрепить умение выделять первый звук в слове;
- закрепить правильное звукопроизношение.
Развивающие:
- развивать слуховое внимание;
- развивать навыки звукового анализа через подбор слов, картинок с заданным звуком;
- развивать навыки ориентации в пространстве при помощи предлогов «перед», «за», «между», «возле».
- развивать наблюдательность, мышление, внимание.
Воспитательные:
- учить навыкам самоконтроля и самокоррекции;
- учить навыкам коллективной и индивидуальной работы;
- воспитывать в детях желание помогать друг другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_mir_zvukov_izmenen_-_kopiya.pdf | 2.48 МБ |
otkrytoe_zanyatie_konspekt_okon.variant_s_zadaniyami_v_pisma.doc | 319 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
администрации Ханты-Мансийского района
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»
п. Горноправдинск»
Конспект открытого занятия по развитию фонематического слуха и восприятия
на тему: «В мире звуков»
(старшая – подготовительная группа)
Подготовила учитель-логопед:
Абдукаримова Г.М.
п. Горноправдинск
2023
Конспект открытого занятия по развитию фонематического слуха и восприятия в старшей-подготовительной группе
«В мире звуков»
Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать навыки различения неречевых звуков;
- учить внимательно слушать речь, различать слова в потоке речи;
- учить подбирать рифмы к словам;
- закрепить умение различать слова, близкие по звуковому составу;
- закрепить умение выделять первый звук в слове;
- закрепить правильное звукопроизношение.
Развивающие:
- развивать слуховое внимание;
- развивать навыки звукового анализа через подбор слов, картинок с заданным звуком;
- развивать навыки ориентации в пространстве при помощи предлогов «перед», «за», «между», «возле».
- развивать наблюдательность, мышление, внимание.
Воспитательные:
- учить навыкам самоконтроля и самокоррекции;
- учить навыкам коллективной и индивидуальной работы;
- воспитывать в детях желание помогать друг другу.
Материал и оборудование: аудиозапись со звуками, картинка скрипичного ключа, ободки на голову с изображением паровоза и вагонов, стойки с названиями станций; разноцветные конверты с записками-заданиями, карточки - картинки для игры «Звуковые круги», красный и синий обруч, колокольчик, повязка для глаз, ноутбук.
Методы и приемы:
Игровые: воображаемая ситуация
Наглядный: карточки с картинками, картинки - символы гласные и согласные звуки, ИКТ.
Практические: Игра «Звуконаблюдения», игра «Поэт», подвижная игра «Колокольчик», «Звуковые круги».
Словесные: взаимодействие в диалоге (вопросы-ответы), словесные игры:
«Ням-Буль».
Длительность занятия – 30 мин.
Характеристика подгруппы детей: подгруппа детей старшей - подготовительной группы, имеющих речевое заключение ФФНР и ОНР 3 уровня (6 детей)
Ход занятия:
I этап
Организационный (введение в ситуацию)
Педагог создает атмосферу психологической комфортности.
Включается аудиозапись со спокойной музыкой.
Дети входят в кабинет
– Ребята давайте сейчас необычно поздороваемся друг с другом. Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте и выполняйте то, о чем я буду говорить.
Скажем «здравствуйте» руками,
Скажем «здравствуйте» глазами,
Скажем «здравствуйте» мы ртом
Станет радостно кругом.
- Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите вокруг – как стало радостно от наших улыбок!
Дети: Берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, подмигивают, говорят «здравствуйте».
Создаю мотивацию:
Логопед демонстрирует детям скрипичный ключ и задает вопрос «Ребята, как вы думаете, дверь в какую страну открывает этот необычный волшебный ключ?».
Дети: Высказывают предположения.
-Ребята, этот ключ открывает двери волшебной страны звуков, куда я вам сегодня предлагаю отправиться. Вы согласны?
-Тогда ребята приглашаю вас в волшебный поезд, на котором мы отправимся в страну звуков.
- Я буду паровозом, а вы вагончики. Первый вагончик тот, в чьем имени первый звук С, второй – в чьем имени первый звук Р, третий-в чьем имени первый звук Д, четвертый – в чьем имени первый звук В, а последние вагончики , те в чьем имени первый звук П
Дети: Выполняют задания и строятся друг за другом.
Звучит звук движущегося поезда, то быстро, то медленно
Дети: Движутся быстро или медленно в соответствии с музыкой.
II этап
Основной
- Ребята, страна звуков хранит множество тайн, давайте попробуем найти ответы на все вопросы.
- Ребята, закройте глаза и послушайте, что слышно вокруг.
Логопед предлагает детям послушать звуки за окном: звук завывания ветра, звук проезжающей машины, пение птиц, звук шагающего человека по улице, звук разговаривающих людей, лай собак (включаются звуки)
Дети: Высказывают свои версии.
- А что нам помогло услышать звуки вокруг? …
Дети: Наши уши.
Нам помогли уши. Мир полон звуков. Звуки окружают нас повсюду. Звуки могут издавать предметы, люди, птицы, животные
Детям предлагается отправиться на станции, где их ожидают конверты с записками-заданиями.
Первая станция куда отправляются дети называется станция «Звуконаблюдения», они строятся друг за другом.
Звучит звук движущегося поезда.
-Сейчас вы услышите различные звуки, попробуйте догадаться, что это за звуки.
Игра «Звуконаблюдения»
Логопед включает разные звуки: звук ложки в стакане, звук моющейся посуды, звук забивания молотком, звуковая заставка компьютера, скрип двери, звук тикающих часов, звук пылесоса, звук свиста закипающего чайника, звук стиральной машинки, звук чистки зубов, звук мяуканья кошки.
- А теперь ребята попробуйте догадаться, в каком месте можно услышать все эти звуки?
Дети: Дома или в квартире.
- А сейчас наш поезд отправляется на следующую станцию под названием «Поэтическая» (Дети строятся друг за другом)
Звучит звук движущегося поезда.
-Ребята, а сейчас в стране звуков нам предстоит превратиться в поэтов. Посмотрите на экран, мы будем подбирать рифму к словам. А знаете ли вы, что такое рифма? (ответы детей)
Логопед: Действительно, рифма – это слова, которые звучат похоже. Найти рифму слову – это искусство, и у настоящего поэта процесс поиска рифмы к какому-либо слову занимает достаточно длительное время, но я думаю, вы легко справитесь с этим заданием.
Показ слайдов. Выбор правильных картинок.
Игра “Поэт”.
Логопед: читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагаете ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные... (перина, подушка, рубашка).
Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).
Две сестрички, две лисички
Отыскали где-то... (спички, щетку, ложку)
Говорила мышка мышке:
До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки)
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую... (лису, белку)
Опустела мостовая,
И уехали... (автобусы, трамваи, такси)
Катя Лену просит дать
Краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу)
Дети: называют подходящую картинку из предложенных вариантов.
- Снова наш поезд отправляется по стране звуков. Слушайте меня внимательно. Ратмир встань между Даниилом и Софией, Полина встань перед Даниилом, Валерия встань за Даниилом, Слава встань возле Софии.
Дети: Внимательно слушая. Выстраиваются друг за другом.
Наш поезд отправляется дальше на станцию под названием «Динамическая»
Звучит звук движущегося поезда
-Ребята, сейчас мы с вами немного поиграем.
Динамическая пауза «Колокольчик»
- Встаем с вами в круг, а ребёнок встает в середину круга и закрывает глаза, передаем колокольчик друг другу под музыку, когда музыка стихнет, тот у кого колокольчик остался в руках-звонит в него. Ребёнок должен указать направление, откуда доносится звон. Затем этот человек зовет водящего по имени. Водящий должен угадать, кто его зовет.
- Ребята хочу поиграть с вами еще в одну игру:
«Ням-Буль»
Слушайте меня внимательно,
Напитки пьют, еду едят
Хотят того иль не хотят.
Выпить котлету у вас не получится,
А чтобы съесть сок- долго с вилкою мучаться.
«НЯМ» скажешь, если вдруг пищу заметил «БУЛЬ» скажешь, если напиток приметил.
- Что скажите, если услышите название еды?
Ням.
-А если название напитка?
Буль.
Спагетти, Бифштексы, компот,
Чай, кофе, пюре, бутерброд,
Салат, молоко, винегрет, Печенье, коктейли, омлет,
Квас, пельмени, лимонад,
Сок, жаркое, шоколад.
- Ну что ж ребята, в нашей прекрасной стране звуков, где вы уже прекрасно ориентируетесь, нам осталось выполнить последнее задание.
Наш поезд отправляется дальше на станцию под названием «Гласные и согласные»
Звучит звук движущегося поезда
Игра «Звуковые круги»
- Перед вами два круга красный и синий
В красный круг мы будем складывать картинки, в которых первый звук гласный.
Логопед: Давайте вспомним, гласный звук, это какой?
Дети: Гласный звук можно пропеть с открытым ртом, не встречая преграды.
А в синий круг-картинки, в которых первый звук-согласный.
Логопед: А согласный звук, это какой?
Дети: Согласный звук не поется, во рту есть преграда.
Пока музыка играет, вы собираете картинки. На старт, внимание, марш.
После того как музыка закончилась, проверяем правильность выполнения вместе с детьми.
- Ну а теперь ребята, наш поезд отправляется на последнюю станцию под названием «Заключительная» (Дети строятся друг за другом)
Звучит звук движущегося поезда
III этап
Заключительный
– Ребята, вы большие молодцы. Выполнили в стране звуков все задания. Какое задание было самым сложным? Какое самым веселым? Какое вам понравилось больше всего?
Дети: Ответы детей.
- Мне очень понравилось быть рядом с вами и наблюдать, как ловко вы со всем справляетесь.
Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебную страну «Звуков». А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад, но чтобы вернуться назад, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:
(Дети произносят волшебные слова)
Хлопни, топни
Вокруг себя обернись
в детском саду окажись!
Звучит волшебная музыка. На экране появляется изображение детского садика .
- Вот мы с вами и вернулись в детский сад!
- А еще ребята я приготовила для вас сюрприз, попробуете по звуку догадаться что это? (в волшебном мешочке фантики от конфет)
Дети: в предвкушении угадывают, что их ждет конфета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по развитию фонематического слуха «Гласные звуки» в старшей группе для детей с нарушением зрения
Конспект подгруппового занятия по развитию фонематического слуха...
Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи: «Путешествие в страну гласных звуков»
Цель занятия: закрепить знания детей о гласных звуках.Задачи:Закрепление чёткой артикуляции гласных звуков [а], [у], [и];правила о гласных звуках.Развитие фонематического слуха, памяти и в...
Занятие по развитию фонематического слуха для детей подготовительной группы. Тема: Звук (С).
Цели:закрепить навыки четкого различения и произношения звука (с) в слогах, словах;выделять звук ( с ) в начале, середине, конце слова;деление слов на слоги;упражнение в образовании уменьшительно &nda...
Конспект логопедического занятия в старшей группе " Развитие фонематического слуха и восприятия на материале неречевых звуков"
Развитие фонематических процессов на материале неречевых звуков....
Занятие по развитию фонематического слуха для детей подготовительной логопедической группы тема: Звук [с]. Буква «с»
Занятие по развитию фонематического слухадля детей подготовительной логопедической группытема: Звук [с]. Буква «с»...
Методическая разработка конспекта открытого занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [Ч]»
Часто возникает вопрос как у воспитателя,так и уродителей:"Как привлечь ребёнка к занятию?". Так вот, в занятии должен быть сюрпризый момент-это появление какого-либо персонажа. ...
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы по теме «Звуки [А,О,У,И], буквы А, О, У, И».
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группыпо теме «Звуки [А,О,У,И], буквы А, О, У, И». Цель: Закрепление знаний о звуках [А, О, У, И] и бук...