Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы по теме «Звуки [А,О,У,И], буквы А, О, У, И».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи
для детей старшей группы
по теме «Звуки [А,О,У,И], буквы А, О, У, И».
Цель: Закрепление знаний о звуках [А, О, У, И] и буквах А, О, У, И.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить понятия звук и буква, гласные звуки и буквы.
- Формирование умения читать сочетания гласных букв.
- Формирование фонематических функций (восприятия, анализа).
Развивающие:
- Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику.
- Развивать графомоторные навыки, тактильную чувствительность.
- Развивать зрительно-пространственное восприятие, умения конструировать и реконструировать буквы из счётных палочек.
Воспитательные:
- Создание психолого-педагогических условий для общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
- Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.
Оборудование для детей: игровой чехол «Автобус», карточки с изображением остановок, билеты с картинками, счётные палочки, листы с заданиями, цветные карандаши.
Оборудование для педагога: интерактивная доска, презентация.
Предварительная работа: выучить чистоговорки, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику.
Ход занятия.
- Организационный момент.
В: Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями.
В: Ребята, в Буквограде случилось несчастье, пропали 4 гласные буквы. А без них ни одного слова не прочитаешь. Надо их найти, поможем жителям Буквограда? (Да).
- Актуализация знаний о гласных звуках и буквах.
В: А что такое буква?
Д: Это то, что мы видим и читаем (символ).
В: А что такое звук?
Д: Это то, что мы слышим и говорим?
В: Отгадайте, на каком транспорте мы отправимся в путешествие.
Для этого нужно отгадать загадку:
Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нём.
Носит обувь из резины,
И питается бензином.
Д: Автобус.
В: Правильно, это автобус. Ребята, на какой звук начитается слово «автобус»?
Д: На звук «А».
В: А какой это звук?
Д: Гласный.
В: Почему мы его называем гласным?
Д: Потому что он состоит из голоса, воздух проходит свободно, без преград.
В: А какие ещё гласные звуки вы знаете?
Д: О, У, И.
В: Ребята, кто управляет автобусом?
Д: Водитель.
В: Сейчас с помощью считалочки мы выберем водителя.
«Что везёшь, автомашина? –
Всё, что есть на букву «А». –
Вот арбузы, апельсины, абрикосы и Айва!»
Водитель берёт руль (далее, ребёнок озвучивает остановки по карточкам).
В: Все остальные ребята будут кем?
Д: Пассажирами.
В: Что необходимо иметь пассажиру для проезда в автобусе?
Д: Билет.
- Развитие фонематического восприятия.
В: Сейчас я раздам вам билеты. Занимаем места согласно купленным билетам. Если название картинки начинается на звук А, вы садитесь на первый ряд, на звук О – на второй, на звук У – на третий, на звук И – на четвертый.
Картинки: ананас, арбуз, апельсин, обувь, ослик, обруч, игла, индюк, утка, утюг, удочка.
Все заняли свои места. Поехали.
- Чистоговорка на звук Ш-Ш-Ш.
Дети вместе с воспитателем произносят чистоговорку.
Двери закрываются: ш-ш-ш.
Колеса зашуршали: ш-ш-ш.
А мы смотрим в окно:
- ша-ша-ша – погода хороша;
- ша-ша-ша – едем не спеша;
- шу-шу-шу – песню попрошу.
Водитель озвучивает остановку.
- Остановка «Игровая».
– Ребята, давайте с вами пройдем к интерактивной доске и поиграем в игру «Где спрятался звук «У»?». (определение места звука «У» в слове: в начале, в середине, в конце).
В: Какой буквой обозначается звук У?
Д: Буквой У.
В: Из каких элементов состоит буква У?
Д: Из двух палочек: длинной и короткой.
В: Найдите её в волшебном мешочке. Один обучающийся находит на ощупь в волшебном мешочке букву У и прикрепляет её на доску.
Наше путешествие продолжается. Дети садятся в автобус на свои места.
- Гимнастика для глаз.
Мы в автобусе сидим,
Во все стороны глядим. (глаза вправо, влево)
Глядим назад, глядим вперед,
А автобус не везет.
Внизу речка – глубоко, (вниз посмотрели)
Вверху птички – высоко. (вверх посмотрели)
Щётки по стеклу шуршат
Все капельки смести хотят. (Следим за движением рук вправо, влево)
Колёса закружились (Круговые движения глазами).
Вперёд мы покатились.
- Остановка «Звуковая».
Дети выходят из автобуса, встают в круг.
В: А сейчас я узнаю, как вы умеете различать звуки на слух.
На звук «А», руки в стороны.
На звук «О» – руки вверх.
На звук «И» – руки вниз.
Из ряда звуков: а, о, и, о, о, и, о, а, и, а, о.
Из слогов: ам, то, ит, оп, ла, ов, ми, бо.
Из слов: дом, мак, мох, сок, кит, рот, газ, рак.
Какая буква спряталась на этой остановке, отгадайте?
Загадка:
Буква та – луна и солнце,
В доме круглое оконце.
И часы, и колесо,
И это, кажется, не всё.
Обучающийся, отгадавшей загадку вытаскивает из волшебного мешочка букву О и прикрепляет на доску.
В: Возвращаемся в автобус и продолжаем путешествие.
- Пальчиковая гимнастика.
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом. (вращаем сжатые кулачки)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит руль, руль (изображаем как крутим руль)
Едет-едет наш автобус,
Дворниками бжик-бжик, бжик-бжик. (параллельно двумя руками влево-вправо)
Едет едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Двери открываются — двери закрываются. (ладошки сводим и разводим)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом. (вращаем сжатые кулачки)
Едет-едет наш автобус
Всем сигналит биииииип (нажимаем себе на нос)
Водитель озвучивает остановку.
- Остановка «Художественная».
Дети садятся за столы. На столах листочки с заданием «Наложенные буквы».
В: Какие знакомые буквы вы видите на листочке? (А, О).
Выберите любую букву и раскрасьте её красным цветом. Почему красный цвет выбираем? Потому что это гласные буквы.
Обучающиеся раскрашивают букву на выбор.
Кто догадался, какая буква спряталась в мешочке? Буква А.
Обучающийся достаёт из волшебного мешочка букву А и прикрепляет на доску.
- Упражнение «Занимательные палочки».
В: Какую гласную букву нам осталось найти?
Д: Букву И.
В: Перед вами лежат счётные палочки. Выложите из них букву И.
Дети выкладывают букву.
В: А теперь переложите одну палочку так, чтобы получилась буква А.
В: Переложите две палочки так, чтобы из буквы А, получилась большая буква У.
Один обучающийся достаёт из волшебного мешочка букву И, прикрепляет её на доску.
В: Нам пора возвращаться в детский сад.
- Чтение букв.
Дети садятся в автобус на свои места. Достают свои билеты. Прочитайте слова, которые у вас напечатаны на обратной стороне билета. Дети по очереди читают свои слова.
- Скороговорка на дифференциацию звуков [ш, с].
Дети вместе с воспитателем произносят чистоговорку.
По шоссе спешат машины.
Шелестят, шуршат их шины.
Больше на шоссе машин –
Дальше слышен шорох шин.
Водитель озвучивает остановку.
- Остановка «Детский сад». Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Дети выходят из автобуса и становятся в круг.
Воспитатель:
-Ребята, вспомните, пожалуйста, о каких буквах и звуках мы говорили на занятии? Какие задания у вас вызвали затруднения? Какие вам запомнились, понравились?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_2024g_2.docx | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа»
Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, развивать мелкую маторику. Совершенствовать навыки изменять имена существительные по числам и родам, по падежам. Умение составлять предложения по серии ...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. На тему: «Сказка в гости к нам приходит».
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группеТема: «Сказка в гости к нам приходит» Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Сад, Фрукты"
Цели: Закрепление представлений о фруктах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Сад. Фрукты”. Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, воспитание ...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. На тему: «Сказка в гости к нам приходит».
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Сказка в гости к нам приходит» Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы ...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Волшебный самолёт».
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе. Занятие-путешествие по контитнентам нашей планеты....
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Звуковая шкатулка».
Конспект открытого занятия по развитию речи "Звуковая шкатулка". Занятие направлено на формирование слухового восприятия звуков окружающего мира....
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Купание медвежат».
Развитие связной речи - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь развивается постепенно вместе с развитием мышления, с усложнением детской деятельности и разными формами обще...