Конспект логопедического занятия в старшей группе " Развитие фонематического слуха и восприятия на материале неречевых звуков"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Развитие фонематических процессов на материале неречевых звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe_po_formirovaniyu_fonetiko.docx | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по формированию фонематического восприятия «Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках»
Цель: Развивать слуховое внимание и восприятие на материале неречевых звуков.
Коррекционно-образовательные задачи:
- формирование у детей восприятия речи на материале неречевых звуков;
- Активизация словаря по теме « Осень»
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие речи, внимания и памяти детей;
- развитие слухового внимания; фонематического восприятия детей;
- развитие общей и мелкой моторики у детей;
- развитие мимической, лицевой мускулатуры;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям; доброжелательное отношение друг к другу; чувство ответственности, инициативности; навыки сотрудничества; аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом; прививать чувство товарищества и доброты.
Здоровьесберегающие:
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
- следить за правильной посадкой детей;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- соблюдать режим охраны зрения;
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование:
Музыкальные инструменты, шумовые коробочки, счётные палочки, листики с разных деревьев, магнитола.
Ход занятия.
Организацион-ный момент Сообщение темы Основная часть Подведение итогов | - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. - Ребята, отгадайте загадку. Мы слышим их ушами, Не видим их глазами. Повсюду окружают нас И в тишине звучат. - Правильно, это звуки. Звуки окружают нас повсюду. А какие звуки мы можем услышать? - Ребята, я приготовила для вас коробочки. Возьмите каждый по одной. Потрясите поочереди коробочку. - Что мы слышим? - Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку, а куда мы пойдём, догадайтесь сами. - Правильно, в парк. -А как вы догадались, что это парк, а не лес? - А можем ли мы догадаться какое время года? Как вы догадались? - Я предлагаю вам поиграть в пальчиковую игру «Осень» Осень, осень, - трем ладошки друг о друга Приходи! – по очереди сжимаем кулачки Осень, осень, - трем ладошки друг о друга Погляди! – положить ладошки на щеки Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам Шапки, куртки надеваем – делаем вид И ботинки обуваем – постучать ногами Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь - А теперь идём в парк - Закройте глаза, давайте прислушаемся. - Что вы слышите? -А вы узнали, что это? - Правильно, мы повсюду можем слышать звуки и на слух определить что звучит. Вдруг появляется Незнайка. - Ребята, здравствуйте! Вы узнали кто я? - Мы вчера с малышами и малышками гуляли в парке, а Гусля забыл где-то тут свои музыкальные инструменты. Он взял их с собой, чтоб нам было веселей гулять. Но мы никак не можем их найти. Вы не видели? Незнайка - А вот они. Хотите посмотреть какие у Гусли инструменты? Логопед - Ребята,музыкальные инструменты тоже издают звуки. Давайте, поиграем. Я сейчас за ширмой, чтоб вы не видели, буду играть на музыкальном инструменте, а вы попробуете на слух отгадать, что это за инструмент. - Молодцы, вы были внимательными. Незнайка - Ребята, с вами очень интересно, но мне пора, Гусля заждался. До свидания, может ещё увидимся с вами. Логопед - А мы продолжаем нашу прогулку по парку. - Ребята, посмотрите под ноги, что это лежит на дорожках. - А как называется природное явление, когда опадают листья? - Я вам предлагаю поиграть в игру: « Листопад» - Посмотрите, на дорожке лежат листья. Возьмите каждый по одному листочку в правую руку. - Когда вы услышите звук ветра, вы возьмёте по одному листочку и пока слышен звук, ваши листочки будут лететь. А как только звук ветра стихнет, листочки упадут. - Ребята, давайте рассмотрим с каких деревьев упали листочки. Листик с берёзы, листик какой? Листик с клёна, листик какой? Листик с рябины, листик какой? Листик с осины, листик какой? Листик с дуба, листик какой? Листик с тополя, листик какой? - Молодцы, садитесь. -А сейчас мы из палочек соберём листик. Вы узнали, с какого дерева этот листик? Что мы сегодня слушали? - Чем мы слушали? - Какие звуки мы слышали? - Звуки мы слышим или видим? - А что помогает человеку слышать звуки? - Что вам больше всего понравилось на занятии? - Молодцы, вы были внимательными. - Сейчас мы будем выходить из кабинета под звук бубна. -Слушайте внимательно. Если бубен будет звучать быстро, то вы идёте быстро, а если медленно, то идёте медленно. | Дети заходят в кабинет и рассаживаются за столы. Дети дают ответ. Дети дают ответы (стук в дверь, звук шагов, звук дождя и т.д.) Дети рассматривают слайд. Предположения детей. Ответы детей. Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Осень» Дети становятся парами, идут. Потом останавливаются и прислушиваются. Ответы детей (шум листьев, птицы поют, звук ручейка) Ответы детей Дети встают парами, идут. Звучат звуки природы. Дети отвечают (шум листьев, звук ручейка, пение птиц) Незнайка ищет и находит мешок с инструментами. Незнайка достаёт инструмент играет на нём и называет неправильно, а дети поправляют Незнайку. Дети слушают и отгадывают. Дети прощаются с незнайкой. дети встают парами и идут по дорожкам Ответы детей. Играют в игру «Листопад» Дети бегут с листочками по кругу Ответы детей. Дети собирают из палочек кленовый листик по образцу. Дети дают ответы. Дети встают друг за другом и под звук бубна выходят из кабинета. |
Используемая литература:
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника.
- Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. СПб, 1994.
3. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет, Мю, 1996.
4. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з], [з’]»
Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з],[з’]»...
Конспект логопедического занятия в старшей группе: развитие лексико-грамматических средств языка по теме "Моя Родина - Россия".
Цель данного конспекта: пополнение и активизация словаря по теме "Моя страна"....
Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематического восприятия «Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках»
Цель: формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках.Задачи:Образовательные:- активизировать глагольный словарь: скрипит, звенит, звонит, заводится, льется, лает, кудахчет, пищит...
Консультация для педагогов и родителей. Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков.
Справедливо считается, что узнавание неречевых звуков является базой для развития фонематического слуха. Поэтому игры и упражнения на их узнавание широко используются в логопедической работе....
Конспект занятия в старшей группе « Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: создание и обеспечение необходимых условий для развития фонематического слуха у старшего дошкольного возраст. Задачи: - Научить через музыкальные игры эл...
"Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков"
Родителям следует знать, что ребёнок будет правильно произносить звуки, чисто говорить только в том случае, если он хорошо слышит, может различать звуки на слух и ста...
Конспект в старшей группе по развитию речи ТНР "Развитие фонематического слуха и внимания на материале речевых звуков"
Конспект в старшей группе по развитию речи ТНР "Развитие фонематического слуха и внимания на материале речевых звуков"...