Конспект логопедического занятия в старшей группе " Развитие фонематического слуха и восприятия на материале неречевых звуков"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Антонова Дина Юрьевна

Развитие фонематических процессов на материале неречевых звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по формированию фонематического восприятия «Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках»

Цель: Развивать слуховое внимание и восприятие на материале неречевых звуков.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • формирование у детей восприятия речи на материале неречевых звуков;
  • Активизация словаря по теме « Осень»

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие речи, внимания и памяти детей;
  • развитие слухового внимания; фонематического восприятия детей;
  • развитие общей и мелкой моторики у детей;
  • развитие мимической, лицевой мускулатуры;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям; доброжелательное отношение друг к другу; чувство ответственности, инициативности; навыки сотрудничества; аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом; прививать чувство товарищества и доброты.

Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
  • следить за правильной посадкой детей;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:

Музыкальные инструменты,  шумовые коробочки,  счётные палочки, листики с разных деревьев, магнитола.

Ход занятия.

Организацион-ный момент

Сообщение темы

Основная часть

Подведение итогов

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

- Ребята, отгадайте загадку.

Мы слышим их ушами,

Не видим их глазами.

Повсюду окружают нас

И в тишине звучат.

- Правильно, это звуки. Звуки окружают нас повсюду. А какие звуки  мы можем услышать?

- Ребята, я приготовила для вас коробочки. Возьмите каждый по одной. Потрясите поочереди коробочку.

- Что мы слышим?

- Ребята, сегодня мы отправимся на  прогулку, а куда мы пойдём, догадайтесь сами.

- Правильно, в парк.

-А как вы догадались, что это парк, а не лес?

- А можем ли мы догадаться какое время года? Как вы догадались?

- Я предлагаю вам поиграть в пальчиковую игру «Осень»

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

Приходи! – по очереди сжимаем кулачки

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

Погляди! – положить ладошки на щеки

Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки

Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны

К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками

Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам

Шапки, куртки надеваем – делаем вид

И ботинки обуваем – постучать ногами

Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь

- А теперь идём в парк

- Закройте глаза, давайте прислушаемся.

- Что вы слышите?

-А вы узнали, что это?

- Правильно, мы повсюду можем слышать звуки и на слух определить что звучит.

Вдруг появляется Незнайка.

- Ребята, здравствуйте! Вы узнали кто я?

- Мы вчера с малышами и малышками гуляли в парке, а Гусля забыл где-то тут свои  музыкальные инструменты. Он взял их с собой, чтоб нам было веселей гулять. Но мы никак не можем их найти. Вы не видели?

Незнайка

- А вот они. Хотите посмотреть какие у Гусли инструменты?

Логопед

- Ребята,музыкальные инструменты тоже издают звуки. Давайте, поиграем. Я сейчас за ширмой, чтоб вы не видели, буду играть на музыкальном инструменте, а вы попробуете на слух отгадать, что это за инструмент.  

- Молодцы,  вы были внимательными.

Незнайка

- Ребята, с вами очень интересно, но мне пора, Гусля заждался. До свидания, может ещё увидимся с вами.

Логопед

- А мы продолжаем нашу прогулку по парку.

- Ребята, посмотрите под ноги, что это лежит на дорожках.

- А как называется природное  явление, когда опадают листья?

- Я вам предлагаю поиграть в игру: « Листопад»

- Посмотрите, на дорожке лежат листья. Возьмите каждый по одному листочку в правую руку.

- Когда вы услышите звук ветра, вы возьмёте по одному листочку и пока слышен звук, ваши листочки будут лететь. А как только звук ветра стихнет, листочки упадут.  

- Ребята, давайте рассмотрим с каких деревьев упали листочки.

Листик с берёзы, листик какой? Листик с клёна, листик какой? Листик с рябины, листик какой? Листик с осины, листик какой? Листик с дуба, листик какой? Листик с тополя, листик какой?

- Молодцы, садитесь.

-А сейчас мы из палочек соберём листик. Вы узнали, с какого дерева этот листик?

Что мы  сегодня слушали?

- Чем мы слушали?

- Какие звуки мы слышали?

- Звуки мы слышим или видим?

- А что помогает человеку слышать звуки?

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

- Молодцы, вы были внимательными.

- Сейчас мы будем выходить  из кабинета под звук бубна.

-Слушайте внимательно. Если бубен будет звучать быстро, то вы идёте быстро, а если медленно, то идёте медленно.  

Дети заходят в кабинет и рассаживаются за столы.

Дети дают ответ.

Дети дают ответы (стук в дверь, звук шагов,  звук дождя и т.д.)

Дети рассматривают слайд. Предположения детей.

Ответы детей.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Осень»

Дети становятся парами, идут. Потом останавливаются и прислушиваются.

Ответы детей (шум листьев, птицы поют, звук ручейка)

Ответы детей

Дети встают парами, идут.

Звучат звуки природы.

Дети отвечают (шум листьев, звук ручейка, пение птиц)

Незнайка ищет и находит мешок с инструментами.

Незнайка достаёт инструмент играет на нём и называет неправильно, а дети поправляют Незнайку.

Дети слушают и отгадывают.

Дети прощаются с незнайкой.

дети встают парами и идут по дорожкам

Ответы детей.

Играют в игру «Листопад»

Дети бегут с листочками по кругу

Ответы детей.

Дети собирают из палочек кленовый листик по образцу.

Дети дают ответы.

Дети встают друг за другом и под звук бубна выходят  из кабинета.

Используемая литература:

  1. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника.
  2. Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. СПб, 1994.

3.  Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет, Мю, 1996.  

4. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з], [з’]»

Конспект логопедического  занятия в старшей  группе по  обучению  грамоте  «Дифференциация звуков  [з],[з’]»...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематического восприятия «Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках»

Цель: формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках.Задачи:Образовательные:- активизировать глагольный словарь: скрипит, звенит, звонит, заводится, льется, лает, кудахчет, пищит...

Консультация для педагогов и родителей. Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков.

Справедливо считается, что узнавание неречевых звуков является базой для развития фонематического слуха. Поэтому игры и упражнения на их узнавание широко используются в логопедической работе....

Конспект занятия в старшей группе « Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: создание и обеспечение необходимых условий для развития фонематического слуха у  старшего дошкольного возраст. Задачи: -    Научить через  музыкальные игры  эл...

"Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков"

       Родителям следует знать, что ребёнок будет правильно произносить звуки, чисто говорить только в том случае, если он хорошо слышит, может различать звуки на слух и ста...

Конспект в старшей группе по развитию речи ТНР "Развитие фонематического слуха и внимания на материале речевых звуков"

Конспект в старшей группе  по развитию речи ТНР "Развитие фонематического слуха и внимания на материале речевых звуков"...