Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."
статья (старшая группа) по теме
Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_moe_perspektivnoe_napravlenie_raboty_v_doshkolnom_obrazovanii.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №246
Приморского района Санкт-Петербурга
(структурное подразделение - Отделение дошкольного образования детей)
Автор: Севостьянова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Статья «Моё перспективное направление работы в дошкольном образовании»
В настоящее время в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования образовательные программы направлены на всестороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. По мнению современных ученных, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует художественно-эстетическое развитие. Здесь можно сказать, что именно разные направления искусства способствуют формированию личности. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность, воспитательные возможности которой могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогам вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать
Театр – один из самых доступных видов искусства для детей. Волшебный мир театра, помогает детям познать и объяснить окружающий мир, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка. Именно поэтому театрализованную деятельность любят дети, а я использую ее в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребенка.
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. В самых разных системах обучения игре отводится особое место. Игра, игровая деятельность – одна из форм активности человека. Детская игра заключается в моделировании детьми взрослых отношений в воображаемых ситуациях. Игра является важнейшей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Одной из форм педагогического процесса является театральная игра. Через различные формы театральной игры, дети совершенствуют нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы. Только в активной деятельности осуществляется всестороннее развитие ребенка.
Грамотно организованная театрализованная деятельность способствует развитию в детях творчества, оригинальности мышления, образной памяти, умение находить свое собственное решение, отстаивать свою точку зрения, импровизировать. Театр позволяет раскрыть индивидуальные творческие способности ребенка.
Для успешного формирования творческих способностей в театрализованной деятельности, ставлю перед собой следующие задачи:
создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых;
приобщать детей к театральной культуре;
работать над созданием предметно-развивающей образовательной среды, ориентированной на развитие творческой активности детей, участвующих в художественно-творческой деятельности, а также формирование у воспитанников познавательных интересов;
развивать художественно-эстетическое восприятие, творческие способности, воображение, фантазию, мелкую моторику пальцев рук, речь в театрализованной деятельности;
обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в образовательном процессе.
Поставленные задачи решаю по направлениям:
Развивающая предметно-пространственная среда
Работа с детьми
Взаимодействие с родителями
При планировании совместной деятельности с детьми, стараюсь, органично включить какую-либо форму театрализованной деятельности. Конечно, не следует забывать о среде, ведь именно она является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.
В своей группе:
оборудовала зону для театрализованных игр, где собрала дидактический материал: альбомы «Детям о театре», «Театральные профессии», «Виды театра», «Театры города Санкт-Петербурга»;
разработала картотеки: «Упражнения и этюды», «Игры на превращения», «Игры на действия с воображаемыми предметами»,
оформила картотеки игр и упражнений на речевое дыхание, артикуляционной гимнастики, творческих игр со словами;
создала красочные альбомы с иллюстрациями и картинками к литературным произведениям;
оформила различные виды театров: пальчиковый, настольный, теневой, театр ростовых кукол, театр на фланелеграфе.
Кроме театрализованной зоны в группе, в саду оборудована «Комната сказок», которую с большим удовольствием посещают дети, где я вместе с детьми разыгрываю полюбившейся сюжет сказки, придумываем разные истории с полюбившимися героями и обыгрываем их, сочиняем сказки по картинкам, играем в подвижные игры. Все это дает возможность детям окунуться в мир фантазии и воображения, способствует развитию творческих способностей. Работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности провожу в тесном контакте с музыкальным руководителем: подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев, делимся своим опытом с коллегами.
Для успешной реализации, выбранного мною направления, является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. В своей работе с детьми я использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения. В течение дня я имею возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, таких как:
наблюдение за природой, с использованием ростовых кукол;
подвижная игра;
игра-путешествие;
викторина;
сюжетно-ролевая игра;
дидактическая игра;
игра-драматизация;
спортивная игра;
беседа;
чтение художественной литературы, пересказы
составление рассказов;
упражнения, этюды, театрализованные игры;
театрализованные представления;
игры-драматизации;
инсценировка;
диалоги и монологи;
творческие игры;
театральная гостиная;
показы разных видов театра (пальчиковый, настольный, теневой, театр ростовых кукол, театр на фланелеграфе).
В работе с детьми я использую наглядные и игровые методы в сочетании со словесными. В процессе обучения детей опираюсь на наглядность, а специально организованная среда способствует расширению и углублению представлений детей. Я строюсь, построить занятия с детьми таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим, что позволяет сделать работу ребят менее утомительной, насыщенной, чтобы у детей оставались яркие впечатления.
С детьми старшего возраста организуем спектакли для детей младших групп. Как в настоящем театре, есть актеры и зрители. Безусловно, что в организации такого мероприятия привлекаются родители, они являются активными помощниками и союзниками. Родители изготавливают вместе с детьми костюмы, декорации к спектаклям, помогают учить роль. Совместно с детьми организую творческие вечера для родителей с инсценировкой литературного произведения. Целенаправленно совместно с детьми они посещают театры и музеи, читают литературные произведения, заучивают стихи, рекомендованные по теме. Это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное это способствует взаимопониманию всех членов семьи, сближает их, является средством формирования общих игровых навыков, речи, личностных качеств ребенка, его адекватного поведения в различных ситуациях.
Мир детства уникален и неповторим, впечатления детства, хорошие и плохие, остаются в памяти людей навсегда. Я считаю, что театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребенка ярче и вносит в нее разнообразие и радость. Различные формы организации театрализованной деятельности способствуют развитию у детей уверенности в себе, формированию социальных навыков поведения. Ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, что требует творческой активной личности.
Дальнейшие перспективы на будущее своей педагогической профессиональной работы:
включение в совместную деятельность с детьми новых видов театра (театр марионеток);
привлечение родителей к совместному творчеству в разных видах театров;
выступление детей в других детских садах (показ спектаклей).
В своем направлении по развитию творческих способностей, предлагаю перспективный план по организации и проведению театрализованной деятельности на учебный год в старшей группе (приложение №1).
PAGE
1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через кружковую работу»
ЦЕЛЬ: повышение уровня развития творческих способностей дошкольников через продуктивную деятельность в художественном труде, посредством кружковой работы.(из опыта работы)...
Мастер-класс "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через кружковую работу"
Техника "Миллефиори" как способ развития творческих способностей старших дошкольников....
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...
План профессионального самообразования воспитателя на тему "Развитие творческих способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность в соответствии с ФГОС "
План работы на 2016-2017 учебный год...
План работы по самообразованию 2016-2018 гг. на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия. Так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....
Перспективный план по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через пластилинографию»
Перспективный план по самообразованию...
Опыт работы "Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности"
Опыт работы посвящен проблеме развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Гармоническое формирование личности ребенка невозмо...