Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте на тему: «Весна-Красна» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Жданова Дарья Андреевна

Цель: активизировать развитие у дошкольников базовых предпосылок обучения грамоте и овладение речью, как средством общения и культуры.

Задачи:

Образовательные:

-активизировать и расширить словарный запас детей по теме «Весна-Красна»,

-сформулировать потребность правильно употреблять в собственной речи прилагательные с существительными,

-совершенствовать фонематическое восприятие, закреплять навык определения количества слогов в словах, тренировать навык звукового анализа слов, продолжать учить составлять предложения с заданными словами, определять количество и последовательность слов в предложении.

Развивающие:

- продолжать развивать зрительное и тактильное восприятие,

-развивать память, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук.

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности у детей.

Материалы и оборудование: посылка и письмо от Весны, мяч, муляжи овощей и фруктов(лук, свекла, груша, банан, яблоко, картофель, помидор), три корзины, на каждого воспитанника: поднос с крышечками красного, синего и зеленого цвета.

Предварительная работа: заучивание стихов и пословиц о весне, рассматривание иллюстраций и репродукций картин о весне, работа над звуко-слоговым анализом слов.

                                                Ход занятия

I. Организационный момент

Воспитатель:

 

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, лёгкий ветерок.

Здравствуй, маленький цветок.

Здравствуй, птичка в вышине.

Здравствуй, рыбка в глубине.

Здравствуй, ласковый зверёк.

И тебе «привет», дружок…

 

 

(Текст сопровождается действиями)

Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга, на наших гостей, улыбнитесь, поздоровайтесь и подарите всем хорошее настроение.

Прежде, чем начать занятие, давайте вспомним наше правило:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Воспитатель: Сегодня утром в детский сад принесли вот эту посылку  и письмо. Хотите узнать от кого же все это? (ответы детей)

Тогда слушайте загадку:

Солнце больше пригревает.

Лес проснулся ото сна,

В поле снег последний тает.

Это к нам пришла… ( ВЕСНА)

Воспитатель: Да-да, это письмо от ВЕСНЫ. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Весна-Красна. Я узнала, что вы на следующий год собираетесь в школу. И приготовила для вас задания, чтобы проверить, чему вы научились в детском саду. Если вы выполните всё правильно, вас ждёт сюрприз. Ваша Весна»

Воспитатель: Ну, что ребята, готовы показать, чему мы научились? (ответы детей)

- Вспомните и назовите весенние  месяцы. (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Все  месяцы назвали. А теперь давайте назовем признаки весны. (Что происходит весной в природе, в жизни зверей и птиц?) (ответы детей)

10 признаков наступления весны:

-солнце поднимается высоко над горизонтом, оно не только светит ярче, но и согревает все вокруг. Небо светлое, с голубизной по которому плывут легкие кучевые облака;

-день становится длиннее, а ночь короче;

-температура воздуха днем плюсовая, что приводит к прогреванию почвы, так необходимой для появления первых ростков зелени;

-важным признаком пробуждения весны в неживой природе считается таяние снега. В городах на дорогах появляются лужи, а под крышами домов – сосульки, поэтому на солнышке образуются капли, падающие с крыш, в лесу видны проталинки, на реке начинается ледоход;

-в результате растаявшего снега и льда вдоль реки разливается вода, которая приводит к половодью;

-на деревьях появляются почки, сережки, распускаются клейкие листики, пробивается зеленая травка. Хвойные деревья меняют цвет иголок, коры. Расцветают подснежники и другие первоцветы;

-просыпаются насекомые, которые вылезают из щелей коры, из земли, радуясь теплому солнцу;

-из теплых краев возвращаются перелетные птицы в родные леса, поля, а водоплавающие птицы на озера и реки. Они строят гнезда, откладывают яйца;

-у животных начинается линька, брачный период, приводящий к рождению детенышей;

-погода весной переменчивая, идет то снег, то дождь, потом гремят грозы, льют ливни, появляется в небе радуга.

II.Основная часть

Игра «Весенние слова» с мячом

Воспитатель: Ребята, госпожа Весна-Красна положила нам в посылку волшебный мяч, давайте с ним поиграем! Мяч будет в руки к вам скакать и вопросы задавать! Согласны? Тогда начинаем игру, отвечаем полным предложением. Например: Весна бывает ……

-Весна бывает какая? (теплая, долгожданная, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, ранняя, поздняя, цветущая, дождливая, дружная)

Воспитатель: Молодцы, с первым заданием справились! Давайте попробуем выполнить второе задание. Посмотрим, что там еще есть в нашей посылке.. Вижу мешок  и он не пустой, и надпись ВИТАМИНЫ! Всем нужны витамины после зимы.

- Перед вами мешок. Вам необходимо вытащить предмет, сказать, что это , определить сколько слогов в его названии и положить в корзинку. Если в слове 1 слог, вы кладете предмет в корзину с одной клеткой, если 2 слога – в корзину в двумя клетками, если в слове 3 слога – в корзину с тремя клетками.  (Дети раскладывают предметы, определяя количество слогов)

 

Воспитатель: Ребята, послушайте  еще загадки от Весны….

 

 

 

Появился из-под снега,

Тянется к кусочку неба.

Самый первый, самый нежный,

Маленький такой…

 (Подснежник)    

   

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

(Подснежник)

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Конечно, это Подснежник! Как же весной без цветов. Составьте, пожалуйста, предложение со словом подснежник. И сосчитайте сколько слов в вашем предложении получилось?

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, такое сложное задание выполнили, давайте немного отдохнем!

Физкультминутка

Не идет ли к нам весна?

На орех взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)

С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу)

 Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша)

Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)

За деревней, за долиной,

Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево).

Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)

Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)

Воспитатель: Для выполнения следующего задания пройдите за столы. Сядьте ровненько, руки сложите полочкой и опустите на стол. Послушайте загадку.

В земле сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (ЛУК)

А задание для нас Весна приготовила следующее – составьте звуковую схему слова.

-Какой первый звук? Второй? Третий?

Сколько гласных звуков? Сколько слогов?

 

Вот еще одна загадка:

За деревьями –кустами промелькнуло быстро пламя,

Промелькнуло, пробежало, нет не дыма, не пожара. (ЛИСА)

- Сколько звуков в этом слове?

- Какой первый звук? Второй? Третий? Четвёртый?

- Назовите мягкий согласный звук. Твёрдый согласный звук?

- Сколько гласных звуков? Сколько слогов? Назовите первый слог, второй.

- Назовите ударный звук?

Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием!

Воспитатель: Вы все такие молодцы, справились со всеми интересными заданиями от Весны, которые на первый взгляд показались не такими уж и простыми. Давайте еще немного поиграем. Выходите ко мне. Я буду задавать вам вопросы о весне, а вы отвечать да или нет…если да, то хлопаете в ладоши, а если нет –топаете ногами. Договорились?

Ручейки весной текут? (Да.)

Крокодилы в них плывут? (Нет.)

Аль большие корабли свои грузы повезли? (Нет.)

На полянах расцвели одуванчики-цветы? (Да.)

Мы букеты соберём? (Да.)

Новый год встречать пойдём? (Нет.)

С крыши падает вода? (Да.)

Это снег растаял? (Да.)

Из берлоги лезет зайка? (Нет.)

На него надета майка? (Нет.)

Или в шляпе он с пером? (Нет.)

И медведя целиком

Хочет съесть, но тот не хочет? (Нет.)

И от страха так хохочет,

Что все звери стали петь? (Нет.)

Или всё ж таки медведь

Начал с голоду реветь? (Да.)

Рыбку в речке он найдёт? (Да.)

Медвежатам принесёт? (Да.)

Птицы с юга прилетают? (Да.)

Звонки песни распевают? (Да.)

Весну в гости зазывают? (Да.)

III. Итог занятия

Воспитатель: Вижу, что признаки весны вы хорошо запомнили! Ребята, вам понравилось наше занятие? Что мы делали на занятии?

Ответы детей:

-Выделяли ударный звук;

-Отгадывали загадки;

-Делили слова на слоги;

-Составляли предложения;

-Делали звуковой анализ слова.

 

«Зачем мы выполняли эти задания?»,

«Какое задание было для вас самым трудным? Почему?»,

«Какое задание больше всего понравилось? Почему?»,

«Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшнем занятии?»

 

Воспитатель: Молодцы! Смотрите, а вот и обещанный сюрприз от Весны. После зимы нам всем нужны витамины…

Воспитатель: Давайте скорее угощаться такими вкусными и полезными подарками весны.

Спасибо за внимание! Занятие окончено.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vesna-krasna.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №11 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект занятия

по развитию речи и подготовке к обучению грамоте

на тему: «Весна-Красна»

для детей подготовительной группы. 

 

 

 

 

 

 

Подготовила :

воспитатель

                   ЖДАНОВА ДАРЬЯ АНДРЕЕВНА 

 

 

 

 

 

г. САНКТ-ПЕТЕРБУР

 2023 г.

Цель: активизировать развитие у дошкольников базовых предпосылок обучения грамоте и овладение речью, как средством общения и культуры.

Задачи:

Образовательные:

-активизировать и расширить словарный запас детей по теме «Весна-Красна»,

-сформулировать потребность правильно употреблять в собственной речи прилагательные с существительными,

-совершенствовать фонематическое восприятие, закреплять навык определения количества слогов в словах, тренировать навык звукового анализа слов, продолжать учить составлять предложения с заданными словами, определять количество и последовательность слов в предложении.

Развивающие: 

- продолжать развивать зрительное и тактильное восприятие,

-развивать память, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук.

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности у детей.

Материалы и оборудование: посылка и письмо от Весны, мяч, муляжи овощей и фруктов(лук, свекла, груша, банан, яблоко, картофель, помидор), три корзины, на каждого воспитанника: поднос с крышечками красного, синего и зеленого цвета.

Предварительная работа: заучивание стихов и пословиц о весне, рассматривание иллюстраций и репродукций картин о весне, работа над звуко-слоговым анализом слов.

                                                Ход занятия

I. Организационный момент

Воспитатель:

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, лёгкий ветерок.

Здравствуй, маленький цветок.

Здравствуй, птичка в вышине.

Здравствуй, рыбка в глубине.

Здравствуй, ласковый зверёк.

И тебе «привет», дружок…

(Текст сопровождается действиями)

Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга, на наших гостей, улыбнитесь, поздоровайтесь и подарите всем хорошее настроение.

Прежде, чем начать занятие, давайте вспомним наше правило:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Воспитатель: Сегодня утром в детский сад принесли вот эту посылку  и письмо. Хотите узнать от кого же все это? (ответы детей)

Тогда слушайте загадку:

Солнце больше пригревает.

Лес проснулся ото сна,

В поле снег последний тает.

Это к нам пришла… ( ВЕСНА)

Воспитатель: Да-да, это письмо от ВЕСНЫ. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Весна-Красна. Я узнала, что вы на следующий год собираетесь в школу. И приготовила для вас задания, чтобы проверить, чему вы научились в детском саду. Если вы выполните всё правильно, вас ждёт сюрприз. Ваша Весна»

Воспитатель: Ну, что ребята, готовы показать, чему мы научились? (ответы детей)

- Вспомните и назовите весенние  месяцы. (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Все  месяцы назвали. А теперь давайте назовем признаки весны. (Что происходит весной в природе, в жизни зверей и птиц?) (ответы детей)

10 признаков наступления весны:

-солнце поднимается высоко над горизонтом, оно не только светит ярче, но и согревает все вокруг. Небо светлое, с голубизной по которому плывут легкие кучевые облака;

-день становится длиннее, а ночь короче;

-температура воздуха днем плюсовая, что приводит к прогреванию почвы, так необходимой для появления первых ростков зелени;

-важным признаком пробуждения весны в неживой природе считается таяние снега. В городах на дорогах появляются лужи, а под крышами домов – сосульки, поэтому на солнышке образуются капли, падающие с крыш, в лесу видны проталинки, на реке начинается ледоход;

-в результате растаявшего снега и льда вдоль реки разливается вода, которая приводит к половодью;

-на деревьях появляются почки, сережки, распускаются клейкие листики, пробивается зеленая травка. Хвойные деревья меняют цвет иголок, коры. Расцветают подснежники и другие первоцветы;

-просыпаются насекомые, которые вылезают из щелей коры, из земли, радуясь теплому солнцу;

-из теплых краев возвращаются перелетные птицы в родные леса, поля, а водоплавающие птицы на озера и реки. Они строят гнезда, откладывают яйца;

-у животных начинается линька, брачный период, приводящий к рождению детенышей;

-погода весной переменчивая, идет то снег, то дождь, потом гремят грозы, льют ливни, появляется в небе радуга.

II.Основная часть

Игра «Весенние слова» с мячом

Воспитатель: Ребята, госпожа Весна-Красна положила нам в посылку волшебный мяч, давайте с ним поиграем! Мяч будет в руки к вам скакать и вопросы задавать! Согласны? Тогда начинаем игру, отвечаем полным предложением. Например: Весна бывает ……

-Весна бывает какая? (теплая, долгожданная, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, ранняя, поздняя, цветущая, дождливая, дружная)

Воспитатель: Молодцы, с первым заданием справились! Давайте попробуем выполнить второе задание. Посмотрим, что там еще есть в нашей посылке.. Вижу мешок  и он не пустой, и надпись ВИТАМИНЫ! Всем нужны витамины после зимы.

- Перед вами мешок. Вам необходимо вытащить предмет, сказать, что это , определить сколько слогов в его названии и положить в корзинку. Если в слове 1 слог, вы кладете предмет в корзину с одной клеткой, если 2 слога – в корзину в двумя клетками, если в слове 3 слога – в корзину с тремя клетками.  (Дети раскладывают предметы, определяя количество слогов)

Воспитатель: Ребята, послушайте  еще загадки от Весны….

Появился из-под снега,

Тянется к кусочку неба.

Самый первый, самый нежный,

Маленький такой…

 (Подснежник)    

   

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

(Подснежник)

Воспитатель: Конечно, это Подснежник! Как же весной без цветов. Составьте, пожалуйста, предложение со словом подснежник. И сосчитайте сколько слов в вашем предложении получилось?

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, такое сложное задание выполнили, давайте немного отдохнем!

Физкультминутка

Не идет ли к нам весна?

На орех взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)

С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу)

 Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша)

Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)

За деревней, за долиной,

Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево).

Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)

Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)

Воспитатель: Для выполнения следующего задания пройдите за столы. Сядьте ровненько, руки сложите полочкой и опустите на стол. Послушайте загадку.

В земле сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (ЛУК)

А задание для нас Весна приготовила следующее – составьте звуковую схему слова.

-Какой первый звук? Второй? Третий?

Сколько гласных звуков? Сколько слогов?

Вот еще одна загадка:

За деревьями –кустами промелькнуло быстро пламя,

Промелькнуло, пробежало, нет не дыма, не пожара. (ЛИСА)

- Сколько звуков в этом слове?

- Какой первый звук? Второй? Третий? Четвёртый?

- Назовите мягкий согласный звук. Твёрдый согласный звук?

- Сколько гласных звуков? Сколько слогов? Назовите первый слог, второй.

- Назовите ударный звук?

Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием!

Воспитатель: Вы все такие молодцы, справились со всеми интересными заданиями от Весны, которые на первый взгляд показались не такими уж и простыми. Давайте еще немного поиграем. Выходите ко мне. Я буду задавать вам вопросы о весне, а вы отвечать да или нет…если да, то хлопаете в ладоши, а если нет –топаете ногами. Договорились?

Ручейки весной текут? (Да.)

Крокодилы в них плывут? (Нет.)

Аль большие корабли свои грузы повезли? (Нет.)

На полянах расцвели одуванчики-цветы? (Да.)

Мы букеты соберём? (Да.)

Новый год встречать пойдём? (Нет.)

С крыши падает вода? (Да.)

Это снег растаял? (Да.)

Из берлоги лезет зайка? (Нет.)

На него надета майка? (Нет.)

Или в шляпе он с пером? (Нет.)

И медведя целиком

Хочет съесть, но тот не хочет? (Нет.)

И от страха так хохочет,

Что все звери стали петь? (Нет.)

Или всё ж таки медведь

Начал с голоду реветь? (Да.)

Рыбку в речке он найдёт? (Да.)

Медвежатам принесёт? (Да.)

Птицы с юга прилетают? (Да.)

Звонки песни распевают? (Да.)

Весну в гости зазывают? (Да.)

III. Итог занятия

Воспитатель: Вижу, что признаки весны вы хорошо запомнили! Ребята, вам понравилось наше занятие? Что мы делали на занятии?

Ответы детей:

-Выделяли ударный звук;

-Отгадывали загадки;

-Делили слова на слоги;

-Составляли предложения;

-Делали звуковой анализ слова.

«Зачем мы выполняли эти задания?»,

«Какое задание было для вас самым трудным? Почему?»,

«Какое задание больше всего понравилось? Почему?»,

«Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшнем занятии?»

Воспитатель: Молодцы! Смотрите, а вот и обещанный сюрприз от Весны. После зимы нам всем нужны витамины…

Воспитатель: Давайте скорее угощаться такими вкусными и полезными подарками весны.

Спасибо за внимание! Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по курсу «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» Тема: «Животные жарких стран»

ННОД по курсу «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» проводится в средней группе по теме «Животные жарких стран». Место проведения групповая комната, рабочая зона. Открытое занятие проводится...

Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «Цветик – семицветик»

Представленное занятие является плодом многолетней и плодотворной работы в детском саду по теме "Использование игровых развивающих технологий в работе по подготовке к обучению грамоте детей старшего д...

КОНСПЕКТ СОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН. ЗВУК И БУКВА Ы"

КОНСПЕКТ СОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН. ЗВУК И БУКВА Ы"...

Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звуки [З] - [С] и [З’]-[С’]»

Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамотев подготовительной группе.    Тема: «Звуки [З] - [С] и [З’]-[С’]»ЦЕЛЬ: Формирование представлени...

Конспект занятия развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

Цель:- подготовка детей к обучению в школе.Задачи:-совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа, делении слов на слоги, нахождении ударного слога;- совершенствовать умение детей...