Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте на тему: «Весна-Красна» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: активизировать развитие у дошкольников базовых предпосылок обучения грамоте и овладение речью, как средством общения и культуры.
Задачи:
Образовательные:
-активизировать и расширить словарный запас детей по теме «Весна-Красна»,
-сформулировать потребность правильно употреблять в собственной речи прилагательные с существительными,
-совершенствовать фонематическое восприятие, закреплять навык определения количества слогов в словах, тренировать навык звукового анализа слов, продолжать учить составлять предложения с заданными словами, определять количество и последовательность слов в предложении.
Развивающие:
- продолжать развивать зрительное и тактильное восприятие,
-развивать память, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук.
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности у детей.
Материалы и оборудование: посылка и письмо от Весны, мяч, муляжи овощей и фруктов(лук, свекла, груша, банан, яблоко, картофель, помидор), три корзины, на каждого воспитанника: поднос с крышечками красного, синего и зеленого цвета.
Предварительная работа: заучивание стихов и пословиц о весне, рассматривание иллюстраций и репродукций картин о весне, работа над звуко-слоговым анализом слов.
Ход занятия
I. Организационный момент
Воспитатель:
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, лёгкий ветерок.
Здравствуй, маленький цветок.
Здравствуй, птичка в вышине.
Здравствуй, рыбка в глубине.
Здравствуй, ласковый зверёк.
И тебе «привет», дружок…
(Текст сопровождается действиями)
Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга, на наших гостей, улыбнитесь, поздоровайтесь и подарите всем хорошее настроение.
Прежде, чем начать занятие, давайте вспомним наше правило:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Воспитатель: Сегодня утром в детский сад принесли вот эту посылку и письмо. Хотите узнать от кого же все это? (ответы детей)
Тогда слушайте загадку:
Солнце больше пригревает.
Лес проснулся ото сна,
В поле снег последний тает.
Это к нам пришла… ( ВЕСНА)
Воспитатель: Да-да, это письмо от ВЕСНЫ. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Весна-Красна. Я узнала, что вы на следующий год собираетесь в школу. И приготовила для вас задания, чтобы проверить, чему вы научились в детском саду. Если вы выполните всё правильно, вас ждёт сюрприз. Ваша Весна»
Воспитатель: Ну, что ребята, готовы показать, чему мы научились? (ответы детей)
- Вспомните и назовите весенние месяцы. (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Все месяцы назвали. А теперь давайте назовем признаки весны. (Что происходит весной в природе, в жизни зверей и птиц?) (ответы детей)
10 признаков наступления весны:
-солнце поднимается высоко над горизонтом, оно не только светит ярче, но и согревает все вокруг. Небо светлое, с голубизной по которому плывут легкие кучевые облака;
-день становится длиннее, а ночь короче;
-температура воздуха днем плюсовая, что приводит к прогреванию почвы, так необходимой для появления первых ростков зелени;
-важным признаком пробуждения весны в неживой природе считается таяние снега. В городах на дорогах появляются лужи, а под крышами домов – сосульки, поэтому на солнышке образуются капли, падающие с крыш, в лесу видны проталинки, на реке начинается ледоход;
-в результате растаявшего снега и льда вдоль реки разливается вода, которая приводит к половодью;
-на деревьях появляются почки, сережки, распускаются клейкие листики, пробивается зеленая травка. Хвойные деревья меняют цвет иголок, коры. Расцветают подснежники и другие первоцветы;
-просыпаются насекомые, которые вылезают из щелей коры, из земли, радуясь теплому солнцу;
-из теплых краев возвращаются перелетные птицы в родные леса, поля, а водоплавающие птицы на озера и реки. Они строят гнезда, откладывают яйца;
-у животных начинается линька, брачный период, приводящий к рождению детенышей;
-погода весной переменчивая, идет то снег, то дождь, потом гремят грозы, льют ливни, появляется в небе радуга.
II.Основная часть
Игра «Весенние слова» с мячом
Воспитатель: Ребята, госпожа Весна-Красна положила нам в посылку волшебный мяч, давайте с ним поиграем! Мяч будет в руки к вам скакать и вопросы задавать! Согласны? Тогда начинаем игру, отвечаем полным предложением. Например: Весна бывает ……
-Весна бывает какая? (теплая, долгожданная, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, ранняя, поздняя, цветущая, дождливая, дружная)
Воспитатель: Молодцы, с первым заданием справились! Давайте попробуем выполнить второе задание. Посмотрим, что там еще есть в нашей посылке.. Вижу мешок и он не пустой, и надпись ВИТАМИНЫ! Всем нужны витамины после зимы.
- Перед вами мешок. Вам необходимо вытащить предмет, сказать, что это , определить сколько слогов в его названии и положить в корзинку. Если в слове 1 слог, вы кладете предмет в корзину с одной клеткой, если 2 слога – в корзину в двумя клетками, если в слове 3 слога – в корзину с тремя клетками. (Дети раскладывают предметы, определяя количество слогов)
Воспитатель: Ребята, послушайте еще загадки от Весны….
Появился из-под снега,
Тянется к кусочку неба.
Самый первый, самый нежный,
Маленький такой…
(Подснежник)
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)
Воспитатель: Конечно, это Подснежник! Как же весной без цветов. Составьте, пожалуйста, предложение со словом подснежник. И сосчитайте сколько слов в вашем предложении получилось?
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, такое сложное задание выполнили, давайте немного отдохнем!
Физкультминутка
Не идет ли к нам весна?
На орех взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)
С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу)
Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша)
Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)
За деревней, за долиной,
Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево).
Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)
Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)
Воспитатель: Для выполнения следующего задания пройдите за столы. Сядьте ровненько, руки сложите полочкой и опустите на стол. Послушайте загадку.
В земле сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (ЛУК)
А задание для нас Весна приготовила следующее – составьте звуковую схему слова.
-Какой первый звук? Второй? Третий?
Сколько гласных звуков? Сколько слогов?
Вот еще одна загадка:
За деревьями –кустами промелькнуло быстро пламя,
Промелькнуло, пробежало, нет не дыма, не пожара. (ЛИСА)
- Сколько звуков в этом слове?
- Какой первый звук? Второй? Третий? Четвёртый?
- Назовите мягкий согласный звук. Твёрдый согласный звук?
- Сколько гласных звуков? Сколько слогов? Назовите первый слог, второй.
- Назовите ударный звук?
Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием!
Воспитатель: Вы все такие молодцы, справились со всеми интересными заданиями от Весны, которые на первый взгляд показались не такими уж и простыми. Давайте еще немного поиграем. Выходите ко мне. Я буду задавать вам вопросы о весне, а вы отвечать да или нет…если да, то хлопаете в ладоши, а если нет –топаете ногами. Договорились?
Ручейки весной текут? (Да.)
Крокодилы в них плывут? (Нет.)
Аль большие корабли свои грузы повезли? (Нет.)
На полянах расцвели одуванчики-цветы? (Да.)
Мы букеты соберём? (Да.)
Новый год встречать пойдём? (Нет.)
С крыши падает вода? (Да.)
Это снег растаял? (Да.)
Из берлоги лезет зайка? (Нет.)
На него надета майка? (Нет.)
Или в шляпе он с пером? (Нет.)
И медведя целиком
Хочет съесть, но тот не хочет? (Нет.)
И от страха так хохочет,
Что все звери стали петь? (Нет.)
Или всё ж таки медведь
Начал с голоду реветь? (Да.)
Рыбку в речке он найдёт? (Да.)
Медвежатам принесёт? (Да.)
Птицы с юга прилетают? (Да.)
Звонки песни распевают? (Да.)
Весну в гости зазывают? (Да.)
III. Итог занятия
Воспитатель: Вижу, что признаки весны вы хорошо запомнили! Ребята, вам понравилось наше занятие? Что мы делали на занятии?
Ответы детей:
-Выделяли ударный звук;
-Отгадывали загадки;
-Делили слова на слоги;
-Составляли предложения;
-Делали звуковой анализ слова.
«Зачем мы выполняли эти задания?»,
«Какое задание было для вас самым трудным? Почему?»,
«Какое задание больше всего понравилось? Почему?»,
«Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшнем занятии?»
Воспитатель: Молодцы! Смотрите, а вот и обещанный сюрприз от Весны. После зимы нам всем нужны витамины…
Воспитатель: Давайте скорее угощаться такими вкусными и полезными подарками весны.
Спасибо за внимание! Занятие окончено.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vesna-krasna.docx | 30.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №11 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Конспект занятия
по развитию речи и подготовке к обучению грамоте
на тему: «Весна-Красна»
для детей подготовительной группы.
Подготовила :
воспитатель
ЖДАНОВА ДАРЬЯ АНДРЕЕВНА
г. САНКТ-ПЕТЕРБУР
2023 г.
Цель: активизировать развитие у дошкольников базовых предпосылок обучения грамоте и овладение речью, как средством общения и культуры.
Задачи:
Образовательные:
-активизировать и расширить словарный запас детей по теме «Весна-Красна»,
-сформулировать потребность правильно употреблять в собственной речи прилагательные с существительными,
-совершенствовать фонематическое восприятие, закреплять навык определения количества слогов в словах, тренировать навык звукового анализа слов, продолжать учить составлять предложения с заданными словами, определять количество и последовательность слов в предложении.
Развивающие:
- продолжать развивать зрительное и тактильное восприятие,
-развивать память, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук.
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности у детей.
Материалы и оборудование: посылка и письмо от Весны, мяч, муляжи овощей и фруктов(лук, свекла, груша, банан, яблоко, картофель, помидор), три корзины, на каждого воспитанника: поднос с крышечками красного, синего и зеленого цвета.
Предварительная работа: заучивание стихов и пословиц о весне, рассматривание иллюстраций и репродукций картин о весне, работа над звуко-слоговым анализом слов.
Ход занятия
I. Организационный момент
Воспитатель:
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, лёгкий ветерок.
Здравствуй, маленький цветок.
Здравствуй, птичка в вышине.
Здравствуй, рыбка в глубине.
Здравствуй, ласковый зверёк.
И тебе «привет», дружок…
(Текст сопровождается действиями)
Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга, на наших гостей, улыбнитесь, поздоровайтесь и подарите всем хорошее настроение.
Прежде, чем начать занятие, давайте вспомним наше правило:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Воспитатель: Сегодня утром в детский сад принесли вот эту посылку и письмо. Хотите узнать от кого же все это? (ответы детей)
Тогда слушайте загадку:
Солнце больше пригревает.
Лес проснулся ото сна,
В поле снег последний тает.
Это к нам пришла… ( ВЕСНА)
Воспитатель: Да-да, это письмо от ВЕСНЫ. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Весна-Красна. Я узнала, что вы на следующий год собираетесь в школу. И приготовила для вас задания, чтобы проверить, чему вы научились в детском саду. Если вы выполните всё правильно, вас ждёт сюрприз. Ваша Весна»
Воспитатель: Ну, что ребята, готовы показать, чему мы научились? (ответы детей)
- Вспомните и назовите весенние месяцы. (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Все месяцы назвали. А теперь давайте назовем признаки весны. (Что происходит весной в природе, в жизни зверей и птиц?) (ответы детей)
10 признаков наступления весны:
-солнце поднимается высоко над горизонтом, оно не только светит ярче, но и согревает все вокруг. Небо светлое, с голубизной по которому плывут легкие кучевые облака;
-день становится длиннее, а ночь короче;
-температура воздуха днем плюсовая, что приводит к прогреванию почвы, так необходимой для появления первых ростков зелени;
-важным признаком пробуждения весны в неживой природе считается таяние снега. В городах на дорогах появляются лужи, а под крышами домов – сосульки, поэтому на солнышке образуются капли, падающие с крыш, в лесу видны проталинки, на реке начинается ледоход;
-в результате растаявшего снега и льда вдоль реки разливается вода, которая приводит к половодью;
-на деревьях появляются почки, сережки, распускаются клейкие листики, пробивается зеленая травка. Хвойные деревья меняют цвет иголок, коры. Расцветают подснежники и другие первоцветы;
-просыпаются насекомые, которые вылезают из щелей коры, из земли, радуясь теплому солнцу;
-из теплых краев возвращаются перелетные птицы в родные леса, поля, а водоплавающие птицы на озера и реки. Они строят гнезда, откладывают яйца;
-у животных начинается линька, брачный период, приводящий к рождению детенышей;
-погода весной переменчивая, идет то снег, то дождь, потом гремят грозы, льют ливни, появляется в небе радуга.
II.Основная часть
Игра «Весенние слова» с мячом
Воспитатель: Ребята, госпожа Весна-Красна положила нам в посылку волшебный мяч, давайте с ним поиграем! Мяч будет в руки к вам скакать и вопросы задавать! Согласны? Тогда начинаем игру, отвечаем полным предложением. Например: Весна бывает ……
-Весна бывает какая? (теплая, долгожданная, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, ранняя, поздняя, цветущая, дождливая, дружная)
Воспитатель: Молодцы, с первым заданием справились! Давайте попробуем выполнить второе задание. Посмотрим, что там еще есть в нашей посылке.. Вижу мешок и он не пустой, и надпись ВИТАМИНЫ! Всем нужны витамины после зимы.
- Перед вами мешок. Вам необходимо вытащить предмет, сказать, что это , определить сколько слогов в его названии и положить в корзинку. Если в слове 1 слог, вы кладете предмет в корзину с одной клеткой, если 2 слога – в корзину в двумя клетками, если в слове 3 слога – в корзину с тремя клетками. (Дети раскладывают предметы, определяя количество слогов)
Воспитатель: Ребята, послушайте еще загадки от Весны….
Появился из-под снега,
Тянется к кусочку неба.
Самый первый, самый нежный,
Маленький такой…
(Подснежник)
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)
Воспитатель: Конечно, это Подснежник! Как же весной без цветов. Составьте, пожалуйста, предложение со словом подснежник. И сосчитайте сколько слов в вашем предложении получилось?
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, такое сложное задание выполнили, давайте немного отдохнем!
Физкультминутка
Не идет ли к нам весна?
На орех взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)
С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу)
Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша)
Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)
За деревней, за долиной,
Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево).
Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)
Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)
Воспитатель: Для выполнения следующего задания пройдите за столы. Сядьте ровненько, руки сложите полочкой и опустите на стол. Послушайте загадку.
В земле сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (ЛУК)
А задание для нас Весна приготовила следующее – составьте звуковую схему слова.
-Какой первый звук? Второй? Третий?
Сколько гласных звуков? Сколько слогов?
Вот еще одна загадка:
За деревьями –кустами промелькнуло быстро пламя,
Промелькнуло, пробежало, нет не дыма, не пожара. (ЛИСА)
- Сколько звуков в этом слове?
- Какой первый звук? Второй? Третий? Четвёртый?
- Назовите мягкий согласный звук. Твёрдый согласный звук?
- Сколько гласных звуков? Сколько слогов? Назовите первый слог, второй.
- Назовите ударный звук?
Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием!
Воспитатель: Вы все такие молодцы, справились со всеми интересными заданиями от Весны, которые на первый взгляд показались не такими уж и простыми. Давайте еще немного поиграем. Выходите ко мне. Я буду задавать вам вопросы о весне, а вы отвечать да или нет…если да, то хлопаете в ладоши, а если нет –топаете ногами. Договорились?
Ручейки весной текут? (Да.)
Крокодилы в них плывут? (Нет.)
Аль большие корабли свои грузы повезли? (Нет.)
На полянах расцвели одуванчики-цветы? (Да.)
Мы букеты соберём? (Да.)
Новый год встречать пойдём? (Нет.)
С крыши падает вода? (Да.)
Это снег растаял? (Да.)
Из берлоги лезет зайка? (Нет.)
На него надета майка? (Нет.)
Или в шляпе он с пером? (Нет.)
И медведя целиком
Хочет съесть, но тот не хочет? (Нет.)
И от страха так хохочет,
Что все звери стали петь? (Нет.)
Или всё ж таки медведь
Начал с голоду реветь? (Да.)
Рыбку в речке он найдёт? (Да.)
Медвежатам принесёт? (Да.)
Птицы с юга прилетают? (Да.)
Звонки песни распевают? (Да.)
Весну в гости зазывают? (Да.)
III. Итог занятия
Воспитатель: Вижу, что признаки весны вы хорошо запомнили! Ребята, вам понравилось наше занятие? Что мы делали на занятии?
Ответы детей:
-Выделяли ударный звук;
-Отгадывали загадки;
-Делили слова на слоги;
-Составляли предложения;
-Делали звуковой анализ слова.
«Зачем мы выполняли эти задания?»,
«Какое задание было для вас самым трудным? Почему?»,
«Какое задание больше всего понравилось? Почему?»,
«Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшнем занятии?»
Воспитатель: Молодцы! Смотрите, а вот и обещанный сюрприз от Весны. После зимы нам всем нужны витамины…
Воспитатель: Давайте скорее угощаться такими вкусными и полезными подарками весны.
Спасибо за внимание! Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по курсу «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» Тема: «Животные жарких стран»
ННОД по курсу «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» проводится в средней группе по теме «Животные жарких стран». Место проведения групповая комната, рабочая зона. Открытое занятие проводится...
Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «Цветик – семицветик»
Представленное занятие является плодом многолетней и плодотворной работы в детском саду по теме "Использование игровых развивающих технологий в работе по подготовке к обучению грамоте детей старшего д...
КОНСПЕКТ СОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН. ЗВУК И БУКВА Ы"
КОНСПЕКТ СОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН. ЗВУК И БУКВА Ы"...
Конспект непосредственно организованной логопедической образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи по подготовке к обучению грамоте. Тема: Лыжная прогулка.
НОД по обучению грамоте в рамках лексической темы "Здоровей-ка" с развернутым звукослоговым анализом слова "лыжы"....
Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звуки [З] - [С] и [З’]-[С’]»
Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамотев подготовительной группе. Тема: «Звуки [З] - [С] и [З’]-[С’]»ЦЕЛЬ: Формирование представлени...
Конспект занятия развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Цель:- подготовка детей к обучению в школе.Задачи:-совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа, делении слов на слоги, нахождении ударного слога;- совершенствовать умение детей...