Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «Цветик – семицветик»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Представленное занятие является плодом многолетней и плодотворной работы в детском саду по теме "Использование игровых развивающих технологий в работе по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста". Его задачи, структура, а так же используемые методы и приёмы соответсвуют требованиям ФГОС. Наибольший интерес вызывает использование инновационных развивающих технологий ("Сказочные лабиронты игры" В.Воскобовича"), мультимедийных средств и др. Это - итоговое занятие. Оно позволяет в интересной игровой форме знакомить дошкольников со сложным материалом, необходимым для наиболее полной подготовке к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_podgotovke_k_obucheniyu_gramote.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Тема: «Цветик – семицветик»
Программные задачи:
Образовательные:
- продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги, выделяя ударный слог; выкладывать слово из прозрачных букв на коврографе;
- закреплять понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; закреплять знания о механизме образования звуков (согласный – гласный, твёрдый – мягкий) и их акустических особенностях;
- продолжать учить выкладывать образ буквы с использованием «Конструктора букв» без опоры на наглядность;
- упражнять в умении составлять слова из предложенных слогов;
- продолжать учить составлять предложение по картинке и схеме;
- закреплять умение называть слова с определённой звуковой структурой; находить слово, зашифрованное в ребусе.
Развивающие:
- развивать слуховое и зрительное восприятие и память, навыки контроля и самоконтроля;
- развивать интерес к выполнению заданий;
- создавать эмоциональный комфорт для дошкольников.
Воспитательные:
- развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;
- воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимовыручку;
- воспитывать интерес к совместным играм;
- продолжать учить, открыто выражать своё мнение, объективно оценивать свою работу и работу других детей.
Оборудование: ноутбук, «Цветик–семицветик», видео презентация «Цветик – семицветик», «Конструктор букв» (по количеству детей), коврограф, «Прозрачные буквы», картинки «Снежные слова», конверты с картинками и схемами для составления предложений (по количеству детей), схема звукового состава слова, картинка-ребус (по количеству детей), витрина, картинки с изображением игрушек, схемы слогового состава слов, простые карандаши, аудиозаписи, схема выполнения заданий, магниты-смайлики, подарки «Цветики-семицветики» (по количеству детей).
Предварительная работа: прослушивание аудио сказки В. Катаева «Цветик - семицветик», дидактические игры «Собери слово», «Ребусы», «Составь предложение по картинке (схеме)», «Угадай слово», работа со звуковыми пеналами.
Ход занятия:
Мотивационно - ориентировочный этап.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Посмотрите на экран. (Видео презентация «Цветик - семицветик»). Дети, что за чудесный цветок появился у нас в группе. А кто из вас знает, из какой сказки он к нам попал? (слайд 1) (ответы детей).
Воспитатель: Да, конечно же, из сказки В. Катаева «Цветик - семицветик». Назовите главную героиню сказки? (Девочка Женя). Что мы можем сказать о Жене, какой она была девочкой? (Весёлой, рассеянной, доброй и др.) А вы знаете, что «Цветик-семицветик» не простой цветок, а волшебный. А волшебство заключается в том, что если сказать волшебные слова, сорвав лепесток, то исполняются желания девочки Жени. (слайд 2).
В сказке Жене помогала старушка волшебница, а сегодня ей поможем мы. И желания эти будут необычные. Волшебница превратила их в задания, которые помогут нам совершить интересные путешествия по городу «Звукинску».
Практический этап.
Воспитатель: Давайте вспомним волшебные слова, которые говорила Женя: (слайд 3).
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть, по-моему, вели.
Итак, отрываю первый жёлтый лепесток (срывает первый лепесток) первое задание. Чтобы его выполнить, вам необходимо занять свои рабочие места за столами.
Воспитатель: Внимание на экран (слайд 4). Отгадайте загадку.
Веселый, толстый клоун
Играет на трубе.
На этого пузатого
Похожа буква …. (Буква Б)
Воспитатель: Вам необходимо выложить букву Б из волшебных дрессированных палочек этого кота. (Обращает внимание детей на картинку на экране). (слайд 5). Как его зовут? (Филимон Коттерфильд). Посмотрите на картинку и скажите, какие палочки вам потребуются для выполнения данного задания? (Воротики – 1 шт., уголок – 1 шт., стрелочки – 1 шт.) (слайд 6). (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Вы, выполнили первое задание. Какое первое желание Жени исполнилось? (Она вернулась домой с баранками). Давайте сорвем второй красный лепесток и поможем Жене, чтобы исполнилось второе желание. Что случилось с девочкой дома? (Она разбила любимую вазу мамы). (слайд 7). Какое было второе желание? (Чтобы разбитая вазочка сделалась целой). Для этого вам необходимо встать из-за столов и подойти к коврографу. Что нарисовано на данной картине? (На картинке нарисована ваза). Задание: с помощью прозрачных букв выложите на коврографе слово ВАЗА.
Вопросы:
Сколько звуков в слове?
Сколько гласных, согласных?
Назовите первый, второй, третий, четвертый звук.
Назовите гласные (согласные) буквы.
Найдите ударный гласный звук в слове.
Разделите слово на слоги. (Ответы детей)
Воспитатель: Вот и второе желание Жени исполнилось, вазочка целая. (слайд 8). Жене очень захотелось побывать на Северном полюсе. Давайте Жене поможем осуществить ее желание. Отрываем третий синий лепесток и то же отправляемся на Северный полюс. (Звук метели, вьюги, сильного ветра, на экране зимняя картинка). (слайд 9).
Воспитатель: Итак, третье задание: «Собери слова из льдинок». Подойдите к заснеженным полям Северного полюса (Столы, накрытые белой скатертью), они покрыты белыми льдинами, на которых написаны разные слоги. Вам необходимо взять любую льдинку, прочитать слог, написанный на ней и найти себе пару (другого ребёнка с льдинкой) так, чтобы ваши два слога превратились в одно слово, связанное с Северным полюсом. (Миш-ка, хо-лод, по-люс, ко-тик). (Дети выполняют задание под спокойную музыку). Какое слово у вас получилось, прочитайте его? Какой первый слог, а второй? И др.
Воспитатель: Девочка попала на северный полюс. А какое четвертое желание было у Жени? (ответы детей). Правильно, ее стало холодно, и она захотела вернуться назад. Итак, отрываем четвёртый зелёный лепесток. Четвертое задание «Назови слово», выполним его и то же вернёмся назад в детский сад. Посмотрите на экран (слайд 10), назовите слова определённой звуковой структуры, которая изображена на данной схеме:
(синий – красный – синий – красный)
Воспитатель: Выполнили четвёртое задание, мы опять в детском саду, пора немного отдохнуть.
Физкультминутка «Хлопай-топай» (под музыку, слайд 11).
Воспитатель: Женя пожелала, чтобы у нее были все игрушки мира. Оранжевый лепесток в этом ее поможет. Внимание в «Магазине игрушек» беспорядок, игрушки разбросаны (подходят к витрине со схемами слогового состава слов). Вам необходимо на первую верхнюю полку поставить картинки, на которых нарисованы игрушки, название которых состоит из двух частей (слогов), а какие картинки мы будем ставить на вторую нижнюю полку? (Те, которые состоят из трёх частей (слогов)). (слайд 12)
(кук-ла, мя-чик, до-мик, ку-би-ки, ма-шин-ка)
Воспитатель: У Жени стало бесчисленное множество игрушек. Они прибавлялись с каждой минутой, Они заполнили всю квартиру, лестницы, этажи. И она захотела, чтобы игрушки вернулись в магазин. Она сорвала фиолетовый лепесток. Вернёмся за столы и выполним следующее задание. (слайд 13). Откройте конверты. Вам необходимо составить предложение по картинке, спрятанной в конверте. При этом необходимо опираться на схему нарисованную под картинкой. (дети выполняют задание). Назови своё предложение. Сколько слов в твоём предложении? Какое первое (второе, третье) слово?
Воспитатель: Молодцы, ребята вы выполнили и это задание. Вдруг Женя увидела этого мальчика (слайд 14), он был болен и не ходил, а только сидел. Жене захотелось, чтобы мальчик был здоров, и она сорвала последний голубой лепесток:
Дети. Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть, по-моему, вели.
Воспитатель: «Расшифруйте слово». Возьмите листы с последним заданием и простой карандаш. Расшифруйте слово по первым буквам в названии предметов, нарисованных в окошках и вы узнаете, что сказал мальчик Витя Жене, когда исполнилось седьмое её желание. (дети выполняют задание). (слайд 15). Уважаемые гости, обратите внимание на экран, на котором тоже задание, угадайте зашифрованное слово?
Воспитатель: Дети, какое слово у вас получилось? (Спасибо). А у взрослых? Правильно! «Спасибо!» - сказал Витя, когда исполнилось седьмое желание Жени. (слайды 16 и 17).
Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель: Молодцы! Давайте подойдём к мольберту и посмотрим на схему выполнения заданий. Вам необходимо взять два смайлика: улыбающийся смайлик поставьте в ваше любимое задание, а грустный в то, которое не вызвало у вас интереса или было сложным и непонятным. Арина куда ты поставила свои смайлики и почему? (ответы детей).
Воспитатель: Скажите, какое желание Жени было самое доброе и полезное? (ответы детей). А какое доброе и полезное желание загадали ли бы вы? (ответы детей). В награду за помощь Жени в ее хорошем деле я хочу вам подарить на добрые дела по маленькому волшебному «цветику – семицветик». Такие же цветы получат и наши гости. Наше сказочное приключение закончено и пусть все ваши самые заветные мечты исполнятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе №4
Соревнования команд Буратино и Винни Пуха...
КОНСПЕКТ СОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН. ЗВУК И БУКВА Ы"
КОНСПЕКТ СОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН. ЗВУК И БУКВА Ы"...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема : День защитников отечества. Звук Ж, буква Ж.
В конспекте отражена работа с лексико-грамматическими категориями по теме "День защитника Отечества" в сочетании с ознакомлением с буквой Ж....
Конспект открытого НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Приключения Цветик-семицветик"
Крнспект открытого НОД по обучению грамиоте в подготовительной к школе группе "Приключения Цветика-сепицветика"...
Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА: «Цветик-Семицветик»
Закрепить знания, навыки и умения, сформированные на занятиях по обучению грамоте....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие цветика семицветика»
Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной деятельности; воспитывать любовь к чтению, к грам...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие цветика семицветика»
Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной деятельности; воспитывать любовь к чтению, к грам...