Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звуки [З] - [С] и [З’]-[С’]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте
в подготовительной группе.
Тема: «Звуки [З] - [С] и [З’]-[С’]»
ЦЕЛЬ: Формирование представления о звуках [З]–[С], [З’]–[С’].
ЗАДАЧИ:
Образовательные: закрепление представления о звуках [З]–[С], [З’]–[С’], умения различать звуки и буквы, согласные звуки по твёрдости-мягкости; развитие связной речи, словесного внимания; умение систематизировать слова по звуковому признаку; обогащение словарного запаса; активизация внимания к звуковому и слоговому составу слов.
Развивающие: развитие фонематического восприятия: развитие грамматического строя речи развитие фонематических процессов; обогащение опыта чтения; развитие внимания, мышления и памяти; развитие зрительного восприятия буквы; тренировка чтения по слогам; развитие тонкой моторики.
Воспитательные: воспитание положительного отношения к занятиям; воспитание контроля за собственной речью; формирование навыков сотрудничества, умения слышать собеседника.
Оборудование: картинный материал: буквы З,С, домики с буквами, картинка со слогами.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Отгадывание по характеристикам, произнесение, сопоставление звуков [З]-[С], [З’]-[ С’].
- Отгадайте загадку:
Шелестя, шурша травой, проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел. (Змея)
Игра «Скажи наоборот»:
ЗА -, ЗО -, ЗУ -, ЗЫ -, ЗЭ -
- Произнесите первый звук.
- Охарактеризуйте его.
-Характеристика звука З: согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, звонкий. Обозначение: синий квадрат с колокольчиком. Комарики летят и звенят: ЗЗЗЗЗЗЗЗ… (произносить длительно на плавном выдохе).
-Характеристика звука Зь: согласный, мягкий, звонкий. Комар звенит: зьзьзь…
- Когда на улице мороз, идет снег, замерзают реки? (Зимой).
- Какой буквой обозначаются звуки [з] – [з’] на письме?
Повторение буквы З: Эта буква как змея, извивается,
Потому и буквой З называется.
Показать букву З пальчиком в воздухе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
z-s.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте
в подготовительной группе.
Тема: «Звуки [З] - [С] и [З’]-[С’]»
ЦЕЛЬ: Формирование представления о звуках [З]–[С], [З’]–[С’].
ЗАДАЧИ:
Образовательные: закрепление представления о звуках [З]–[С], [З’]–[С’], умения различать звуки и буквы, согласные звуки по твёрдости-мягкости; развитие связной речи, словесного внимания; умение систематизировать слова по звуковому признаку; обогащение словарного запаса; активизация внимания к звуковому и слоговому составу слов.
Развивающие: развитие фонематического восприятия: развитие грамматического строя речи развитие фонематических процессов; обогащение опыта чтения; развитие внимания, мышления и памяти; развитие зрительного восприятия буквы; тренировка чтения по слогам; развитие тонкой моторики.
Воспитательные: воспитание положительного отношения к занятиям; воспитание контроля за собственной речью; формирование навыков сотрудничества, умения слышать собеседника.
Оборудование: картинный материал: буквы З,С, домики с буквами, картинка со слогами.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Отгадывание по характеристикам, произнесение, сопоставление звуков [З]-[С], [З’]-[ С’].
- Отгадайте загадку:
Шелестя, шурша травой, проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел. (Змея)
Игра «Скажи наоборот»:
ЗА -, ЗО -, ЗУ -, ЗЫ -, ЗЭ -
- Произнесите первый звук.
- Охарактеризуйте его.
-Характеристика звука З: согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, звонкий. Обозначение: синий квадрат с колокольчиком. Комарики летят и звенят: ЗЗЗЗЗЗЗЗ… (произносить длительно на плавном выдохе).
-Характеристика звука Зь: согласный, мягкий, звонкий. Комар звенит: зьзьзь…
- Когда на улице мороз, идет снег, замерзают реки? (Зимой).
- Какой буквой обозначаются звуки [з] – [з’] на письме?
Повторение буквы З: Эта буква как змея, извивается,
Потому и буквой З называется.
Показать букву З пальчиком в воздухе.
- Составьте схему слова ВОЗИ.
- Превратите ВОЗИ в ВЕЗИ.
- Сколько в слове звуков, гласных, согласных, слогов?
Игра с мячом «Один – много»:
Арбузы -, насосы -, алмазы -, ананасы -, леса -,
- Произнесите последний звук в словах.
-Характеристика звука С: согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, глухой. Обозначение: синий квадрат. Папа поливает огород из шланга: ССССС…
-Характеристика звука Сь: согласный (язычок создает преграду воздуху, мягкий, глухой). Обозначение: зеленый квадрат.
Тонкая струя воды течет из крана: сьсьсьсьсь…
- Какой буквой обозначаются звуки [с] – [с’] на письме?
Повторение буквы С: Купил я сушек килограмм, А в нем все сушки – пополам.
Смешно смотреть на сушки, Все буквы С – подружки.
Показ буквы С пальчиком в воздухе.
- Составьте схему слова САД.
- Превратите САД в СЯДЬ.
- Сколько в слове звуков, гласных, согласных, слогов?
Д\и на выявление звуков [З]-[С] , [З’]–[С’] в словах. «Скажи со звуком…»
Игра «Подвижные ладоши»- Если услышите звук С, то спрячьте ладошки, т. к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то прогоняйте комара, чтобы он вас не укусил:
роза, насос, сок, коза, газон, коса, оса, забор, зуб, золото.
Подбор родственных слов к слову ЗАЯЦ: У зайца дети- зайчата, зайчонок; Их маму зовут- зайчиха; Вся их семья зовется-заячья; Назови ласково зайца; Волки любят лакомиться- зайчатиной; Трусишкой называют- зайчишку.
Игра «Скажи наоборот». Я произношу слог или слово со звуком |c|, а вы отвечаете слогом или словом со звуком |з|.
Зуб – суп, забор – собор, Зоя – соя, забрать – собрать, зуд – суд, коза – коса,
злой – слой, залить – солить, загнуть – согнуть, казаться – касаться
Физкультминутка
Ой, дуду, дуду, дуду, (Имитация игры на дудке)
Потерял пастух дуду. (Разведение рук в стороны)
А я дудочку нашла,( Поднять руки вверх, потянуться)
Пастушку я отдала. (Повороты туловища вправо, влево)
На-ка, милый пастушок, (Наклоны вперед с вытянутыми руками)
Ты спеши-ка на лужок. (Ходьба на месте с высоким подниманием колен)
Там Буренка стоит,
На теленочка глядит. (Руки на пояс, повороты головы вправо, влево)
А домой не идет,
Молока не несет.( Приседания)
Надо кашу варить,
Деток кашей кормить. (Подскоки на месте)
Игра «Добавь слог» СЫ-ЗЫ (водола.., анана.., моро.., подно.., парово.., арбу.., какту.., расска.., бу.., фоку.., зака.., мимо..)
Игра «Найди лишнее слово» (санки, забор, сова, сок; коза, роза, ваза, нос; самолет, сумка, стрекоза, суп)
Пальчиковая гимнастика «Ракета»
В тёмном небе звёзды светят, (Сжимать, разжимать ладони)
Космонавт летит в ракете. (Приставить ладони к голове.)
Сверху видит он (Приставить пальцы козырьком к глазам.
Поля, ( Провести горизонтальные лини руками в воздухе)
Реки, (Выполнить плавные движения руками
Горы И моря. ( Поднять руки вверх, затем опустить. Подвигать плавно кистями рук «волны»)
Видит он весь шар земной, (Сомкнуть и округлить пальцы.)
Шар земной – наш дом родной. (Развести руки в стороны.)
Игра «Живые слова» (составление предложения со словом ЛИСА)
Звуко-слоговой анализ слов, преобразование с помощью букв (индивидуальная работа с фишками) Сима-зима Косы-козы Лиза-лиса
Игра «Телеграф» (деление слов на слоги)
Рефлексия: Вспомним, с какими звуками и буквами мы познакомились?
Какие это звуки, согласные или гласные? Вам понравилось занятие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...
Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «Цветик – семицветик»
Представленное занятие является плодом многолетней и плодотворной работы в детском саду по теме "Использование игровых развивающих технологий в работе по подготовке к обучению грамоте детей старшего д...
КОНСПЕКТ СОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН. ЗВУК И БУКВА Ы"
КОНСПЕКТ СОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН. ЗВУК И БУКВА Ы"...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш
познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения; развивать фонематическое восприятие через работу со словами-паронимами (о...
Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Звук, слог, слово.»
Конспект занятияпо развитию речи и подготовке к обучению грамоте«Звук, слог, слово.»...
Занятие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе: «Путешествие по городу красивой речи»
Обобщить знания детей по разделу « Предложение, слово, слог, звук (гласный; согласный: звонкий, глухой, твёрдый, мягкий), гласные буквы».Развивать фонематический сл...
Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте на тему: «Весна-Красна» для детей подготовительной группы
Цель: активизировать развитие у дошкольников базовых предпосылок обучения грамоте и овладение речью, как средством общения и культуры.Задачи:Образовательные: -активизировать и расширить словарный запа...